Но спорт не дает ответ на подобные вопросы.
Вы правы, Дмитрий. Спорт не дает ответов на духовные вопросы. Но спорт помогает привести в порядок тело, гормональный фон и снизить градус агрессии. Человек - существо не только духовное, он от физической составляющей тоже очень сильно зависит. То есть, чтобы ослабить эту зависимость, нужно выйти на более высокий духовный уровень, но покуда это недоступно, спорт - нечто вроде "костылей" для немощной души. Он дает уверенность, что не упадешь, если ноги слишком слабы, чтобы на них опираться. Так человек, имеющий слабую веру, множество комплексов и проблем с самооценкой, может начать с физической подготовки, которая, к тому же, и волю дисциплинирует. А в духовной жизни воля ведь очень важна. Если человек не может понудить себя каждое утро даже зарядку делать, то как он сможет понудить себя к ежедневной молитве, которая гораздо больше волевых усилий требует, нежели размахивание гантелями? Спорт, конечно, не решает духовных проблем, но это хорошее начало для человека, крайне неуверенного в себе (по любым причинам). Это - и подспорье в познании себя. Да, познается в основном только тело. Но схема обучения - та же самая. "Тестирование" себя на конкретных заданиях, честное признание своих слабостей, понимание, что не преодолев начальные трудности, не исправив "детские" ошибки, невозможно двигаться дальше. То же самое ведь и в духовной жизни происходит - если не увидеть и не признать свои грехи, невозможно покаяние.
Я подчёркиваю, что это мой личный опыт и ничего более. Я действительно не понял, как церковь может помочь одинокому и неуверенному в себе человеку.
Юрий, церковь действительно никак. Даже Церковь, увы, не всегда. Потому что в Церкви - те же люди, что и в миру. Мы принесли с собой в Церковь привычную нам схему поведения: моя хата с краю, на всех плевать, полезешь с предложением помощи - еще и огребешь. Не боятся лезть только абсолютно уверенные в своей правоте бабулечки, привыкшие на партсобраниях обличительные речи толкать
.
Но вот расставленные Вами акценты мне тоже не понравились. Ведь всем известно, что именно трусливые и слабые люди наиболее жестоки в своем желании самоутвердиться. И в превышении допустимой самообороны. Лишь бы не сочли "слабаком" и "терпилой". Их собственный имидж в глазах окружающих (и в собственных глазах) заботит гораздо больше, чем угождение Богу и даже простое человеческое чувство справедливости. Такие за словесное оскорбление или угрозу могут в морду дать без лишних слов. Хотя справедливо было бы и ответить на словах, если уж ответить... Да и просто разумный подход очень редко предполагает вступление в драку (только если действительно нет другого способа защитить свою жизнь или жизнь ближнего). В реальной жизни уклонение от боя любыми нравственно-допустимыми способами - это вопрос приоритета. Если для человека психологическая зависимость от своего больного самолюбия превышает заботу о своем здоровье (не говоря о душе), то такой по любому поводу не только отвечает на вызов, но и сам лезет в драку. Причем, не только физическую - в словесную тоже. Ему, может, и не хочется, но промолчать-то нельзя - вдруг слабаком сочтут? Ведь по сути что такое кровная месть? Это боязнь, что сочтут трусом. И идет человек убивать того, на кого не только личной обиды не имеет, а даже ни разу не видел. Потому что "нельзя простить оскорбление". Но если посмотреть шире, что он по сути делает? Он ставит под удар других членов своей семьи. Своих потомков. Своих женщин и маленьких детей, которые не смогут за себя постоять, а станут жертвами "искупления" нанесенной обиды. Но собственная "честь" ему дороже.
Каждый раз, вступая в драку без крайней необходимости, мы умножаем зло в мире. Вступая в нее по необходимости, мы тоже умножаем зло. Но это выбор не между добром и злом, а между большим и меньшим злом. Это тоже надо понимать. И не гордиться, и не радоваться такой "победе". А лишь сокрушаться о том, что не сумели разрулить ситуацию раньше, чем она приняла критический оборот, что не подумали заранее о том, как не ввести врага в соблазн, что, возможно, его агрессия - в какой-то степени отражение и того зла, которое мы сами когда-то выпустили в окружающий мир и забыли об этом. Приближает к Богу только то проявление храбрости, которое ради Бога происходит. А не ради утверждения собственной гордости. Иначе мы уподобляемся ребенку, перебегающему рельсы перед мчащимся поездом, чтобы доказать товарищам, что он - не "слабак".