Вы для начала книгу прочитайте а потом шашкой машите. Я никого не обвиняю я лишь высказываю свое мнение и мое мнение не единично. Богослов Осипов А.И., многолетний профессор МДА, учитель очень многих архиереев РПЦ очень точно и четко назвал нынешние монастыри, особенно женские, очень четко сказал -- нынешние монастыри -- это колхозы. Колхозы. Ни о какой духовной жизни, ни о какой умной молитве в этих монастырях- нет!!! Осипов очень положительно дал отображение монастырской жизни в книге Кикоть.Естественно, напрашивается вопрос к этой «послушнице»: тебя что, силой держали в монастыре? Взаперти, под семью замками? Но ведь это не так, мы живём не в эпоху крепостного права. Многие из тех, кто приходит в монастыри, оказываются здесь, чтобы испытать себя, попробовать, по силам ли им этот тернистый путь избранных. Но если человек понял, что это не его, он добровольно покидает обитель и никто его не удерживает. Процесс вполне естественный, повсеместный. «Невольник – не богомольник», — говорят святые отцы, и это на самом деле так. Бывает, что человек проходит много монастырей, пока найдёт свой — близкий по духу, и ничего страшного в том нет! Недаром народная мудрость гласит: «Рыба ищет где глубже, человек — где лучше». Права выбора никто не отменял.
Странно, журналистам никогда не приходило в голову вытаскивать на всеобщее обозрение тот негатив, который процветал у великого педагога Макаренко в его детском учреждении. Разве там всё было так уж гладко? Но если Макаренко с его питомцами – эталон педагогического таланта, то в Малоярославецком монастыре тогда – рай седьмого неба.
Мать Николая, нынешняя игумения Малоярославецкой обители, воспитывает детей из сложных семей с искалеченной психикой, невзирая на своё нездоровье. Вы, хулители этой обители, попробуйте взять с улицы или из детдома хотя бы по два таких ребёнка и покажите положительные результаты, каких достигла мать Николая!
Мы знаем, кто поднял скандал вокруг монастыря, кто дышит в саркастических произведениях антицерковной псевдопублицистики. Мы знаем, кто это. Это зло, у которого никогда не было недостатка в прислужниках. Зло почивает на лоне гордыни и тщеславия. Родной дом и местопребывание этого зла – ад, а хозяин его – диавол. Насельницам же монастыря и матушке игуменье хочется сказать: «Радуйтесь и веселитесь – к вам пришёл Христос! И благодарите святителя Николая, вымолившего вам такую милость: поношения, оплевания, заушения, как Христу, идущему на Голгофу». Ибо сказано: «Не ропщи, а терпи и люби». Молитесь за распинателей ваших – и будет вам утешение: быть может, кто-нибудь из них спасётся как сотник Лонгин».
Всем нам помоги Господь! И научи быть мудрыми, ибо за всякое слово дадим там ответ. Не только мы, но и наши дети и весь наш род. Вся эта печатная болтовня вокруг Малоярославецкого монастыря – рассуждения без Бога. А Бога надо знать и понимать. Об этом хорошо сказано не только в Священном Писании и в творениях святых отцов, но и в произведениях мудрых мыслителей, как, например, в «Книге тихих созерцаний» И.А. Ильина. Не пожелавшие познать Бога будут в безумии своём рубить под собой сук – на погибель себе. Сук этот – Церковь Православная. Гибель Её приведёт к царству Содома и Гоморры, как уже было в истории Отечества в 1917 году, перешедшему в страдания 1941 года. Вы к этому стремитесь, господа? Вы к этому призываете свою аудиторию?
Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:
– Только искуситель может задать такой вопрос…
Уже давно трудно найти людей, которые бы, действительно, и понимали бы монашество, и сами были бы настоящими монахами. Уже давно – это очень трудно сделать… В наше время – еще труднее. Может быть, и есть истинные и искренние монахи, но, скорее всего, они среди тех, о ком никто не знает. Как только начинает разноситься слава – будьте очень осторожны, потому что монах и слава – вещи несовместимые!
Были исключительные примеры, такие, как преподобный Сергий или Серафим Саровский, но посмотрите – когда они становились славными? Когда достигали и по возрасту телесному, и по возрасту духовному, а, в основном – только после кончины вдруг о них начинали говорить. Но это вопрос внешнего характера, а если говорить по существу, то уже святитель митрополит Филарет (Дроздов) сетовал о монастырях: посмотрите на наши монастыри – о чем они больше всего сетуют? Что мало паломников, мало приношений и так далее… А что писал о монастырях епископ Игнатий, современник митрополита Филарета? Что монастыри из пристани спасения превращаются в места кораблекрушений…
Монастырь, в котором нет возможности заниматься духовной жизнью – это не монастырь. Патриарх Кирилл говорил о том, что пора нам уже переходить от строительства к жизни. В послесоветское время, действительно, всё внимание было направлено на то, чтобы из руин воссоздать хотя бы внешнюю сторону жизни монастырей. Но при этом есть опасность, о которой пишет святитель Игнатий, говоря, что вот здесь (указывает одно место) – два хороших женских монастыря. Они очень благоустроены, но в них совсем отсутствует духовная жизнь.
Я был в одном женском монастыре: меня посадили обедать со всеми сестрами, и игуменья говорит: «Алексей Ильич, скажите, пожалуйста, чтоб слушались! О послушании скажите, о послушании…» О послушании? Это – о каком послушании? О дисциплине! Как в армии, в тюрьме, в любой фирме, на любом производстве… Это не послушание, это – дисциплина! Аскетическое понятие послушания имеет совсем другой смысл!
А сейчас в женских монастырях еще придумали убийственную вещь: игуменья требует от сестер откровения помыслов! «А что тебе Марья говорила?» – «Нет, матушка, ничего не говорила…» – «Ах, ничего! Ты, что лжешь! Ну-ка, Ксения, иди сюда! Ну-ка, говори!» Понимаете, что творится? Откровение помыслов! Вы знаете, кому открывали помыслы? Только духоносным старцам! Добровольно! А здесь – требование! Как можно так извратить прекрасное монашеское делание! И не только монашеское – христианское! Как можно откровение помыслов из добровольного стремления человека к очищению своей души – превратить в нравственное насилие! «Изволь открыть мне свои помыслы! А вот еще – крест и Евангелие!» И она, бедная, дрожит и не знает, что делать. И соврать нельзя – крест и Евангелие, и сказать нельзя, потому что возненавидят. Какое извращение духовной жизни! Надеюсь, что такое – не во всех монастырях, но я знаю, что уже во многих, почему и говорю.
Откровение помыслов – и кому же? Начальнику! Не старцу, а – начальнику! Почему открывали помыслы преподобному Сергию? Потому что к нему – все и пришли! А здесь – игуменья, назначенная сверху. «Хотите вы или не хотите – вот вам игуменья. Она имеет высшее образование – вам этого мало, что ли?» Я, конечно, немного утрирую, но опасность, действительно, очень большая.
Мало уделяется внимания чтению святоотеческой литературы. Вот уже читается Порфирий, а почему не почитать «Отечник» Игнатия (Брянчанинова)? Или какой-то другой – афонский патерик, например. Ведь сколько замечательных отеческих наставлений есть! Но мы читаем новых святых. В них есть что-то, что привлекает. И уже бесспорные святые отцы отходят в сторону. Нет, мы их не отвергаем, да, они есть, но почитаем – вот этих…
В наше время монастырей много, но при каком условии может возникнуть монастырь? В принципе, когда есть руководитель – понимающий, разумный, духовный руководитель. Если же нет такого руководителя, а монастырь образуется только по причине, что когда-то здесь был монастырь и теперь можно его воссоздать – построить себе стены, храмы и кельи – если только по этой причине, то существует очень большая опасность превратить монастырь в хороший колхоз.
В наше время много опасностей, которые грозят монашеской жизни. Я уже говорил о мужских монастырях, переполненных женщинами. И о женских монастырях, где требуют откровения помыслов, где подменили послушание – великое духовное делание! – дисциплиной и даже не видят различия, где сестрам и братьям не оставляется время для чтения святоотеческой литературы.
Мы сейчас страшно заняты внешними заботами: всё этим переполнено. У монахов даже нет времени отдохнуть – только работа, работа и работа… А ведь обязательно должно быть время для чтения полезной литературы – без этого назидания невозможно нам знать истинный путь христианской жизни. Исаак Сирин много говорил о необходимости чтения святых отцов, Брянчанинов о том же говорил… Да все святые отцы говорили о том, что, если нет прямых наставников – нужна литература, труды святых отцов нам нужны! Без этого – никак!"
И я не защищаю и не обвиняю никого. Я пишу что проблемы есть и это вижу не только я. А Вы умерьте свой пыл и разберитесь для начала
Последнее редактирование: