Исповедь бывшей послушницы. Как относиться?

Димитрий. К

Супер Модератор
Администратор
Православный христианин
А если соберутся вместе 1000 таких, они не подерутся, споря, кто из них хуже на самом деле? Считать себя хуже других это очень полезно и используется очень часто, но только до поры до времени. Видите ли, считать себя можно чем угодно, но когда по-настоящему узнаешь, что ты есть, то считать себя чем-то становится бессмысленно. Потому как считать это хуже чего-то - есть отрицание реальности, т.е. грех.

Что отдавать-то? Всё и так принадлежит Ему. Что, как и кому собираются отдавать, или это еще один теоретический лозунг?

Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил:

– Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе.

Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины. Макарий постучался в дверь.

Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им:

– Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывал.

– Поверь нам, честный отче, – отвечали женщины, – что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями: какие же добродетели ты желаешь найти в нас?

Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали:

– Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою – не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей.

Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал:

– Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого желающего спастись.https://azbyka.ru/days/sv-makarij-velikij
 
Православный христианин
Да, это ожидаемые возражения. Это называется "святой сатана". Люди, которым неохота решительно действовать, всегда приводят подобные аргументы - ведь любое решительное действие может вызвать опасные результаты. Поэтому для них проще сидеть и ничего не делать. Особенно активно нападают они на тех, кто достиг некоторых успехов в обожении и осмелился рассказать об этом. Дело тут вот в чем.
Да, когда человек достигает некоторого успеха в молитве и осознании Духа Божьего, то Сатана находит для него подходящие способы искушения, например, пытается внушить мысль о собственном величии и т.д. Но для того, кто сидит и ничего не делает, Сатана точно так же находит подходящие способы искушения, например, внушая, что глубоко молиться опасно. Мол, можно войти в сомнительные состояния и т.д. Тот, кто сидит и ничего не делает (только книжки почитывает), тот находится под точно таким же влиянием Сатаны, как и тот, кто решительно действует. Разница между ними в том, что действие выше бездействия, и тот, кто стремится к Богу сильнее - тот и прав. Он всё равно ближе к Богу, ибо действует решительнее.
Есть и такие люди, которые сами не хотят решительно действовать. Но обычно таких людей мало кто послушает, ведь им не чем подтвердить свои аргументы. Это можно сравнить с тем, который сам сидит на берегу и рассуждает об опасностях морского плавания, о том как много путешественников погибло в море, так и не доплыв до того берега. Про штормы и страшных морских чудовищ. Оставим их. Давайте поговорим о тех, которые серьезно относятся к своему спасению, которые не бросаются переплывать бурное море вплавь и без компаса. А тех, которые вошли на корабль Церкви, имеют карты и компас, они не полагаются только на самих себя, такие не пренебрегают чтением полезных книг.
Вы исихастам это расскажите, вот они удивятся.
Расскажу. Умное делание включает в себя три составляющие:самопознание, Богопознание, Богообщение. Самопознание - это знание человека, Богопознание - знание Бога, Богообщение - молитва и Таинства. Все три составляющие возможны только с помощью Божьей. Самопознание - глубокое знание самих себя, человеческой природы, причины и цели своей жизни, глубокое покаяние, исправление и умаление своих страстей. Богопознание необходимо исихасту так как ему надо знать Того Кому он молится. Исихаст должен иметь в своей уме правильное представление о Боге. То есть он должен хорошо знать православную догматику, учиться отличить истину от лжи. Богообщение - третья составляющая. Все три составляющие - очень важны, каждая из них - это активная деятельность подвижника.
 
Богопознание необходимо исихасту так как ему надо знать Того Кому он молится. Исихаст должен иметь в своей уме правильное представление о Боге. То есть он должен хорошо знать православную догматику, учиться отличить истину от лжи. Богообщение - третья составляющая. Все три составляющие - очень важны, каждая из них - это активная деятельность подвижника.

Так вообще-то для любого христианина это обязательно, не только для подвижников и исихастов. В некоторых монастырях процветают суеверия, это ведь плод отсутствия знаний православной догматики. Ну и Богообщение так же важно для любого верующего...
Про самопознание я не поняла - про человеческую природу в принципе, как бороться со страстями? Или Вы имеете в виду знание своих психологических особенностей?
 
Православный христианин
Так вообще-то для любого христианина это обязательно, не только для подвижников и исихастов. В некоторых монастырях процветают суеверия, это ведь плод отсутствия знаний православной догматики. Ну и Богообщение так же важно для любого верующего...
Про самопознание я не поняла - про человеческую природу в принципе, как бороться со страстями? Или Вы имеете в виду знание своих психологических особенностей?
Это правильно для любого христианина. Писала и неоднократно в блогах Марии К и на всех других форумах в подобных темах, что земля стоит на трех слонах. Если хотябы одного убрать, то эта конструкция не будет устойчивой. Скопирую сюда свой комментарий: "Прочитала описание про житие Марии в двух монастырях, и нигде не упомянуто про изучение православного вероучения. Так называемые "занятия" были во время приема пищи, но это не располагает к умственной деятельности, то есть к изучению серьезных святоотеческих трудов. По описанию в книге -времени на самостоятельное чтение тоже не выделено. А ведь в монастырях должны быть хорошие библиотеки, монастыри являлись просветительскими центрами вровень с университетами с великолепными старинными библиотеками, монахи и монахини были очень образованными людьми, знали несколько языков, читали в подленниках святоотеческие труды, трудились над переводами святоотеческих книг. Я спрашиваю: где все это? Если в монастыре не знают православного вероучения, не учат, не выделяют время на чтение, изучение православной веры, а превращают людей в животный неразумный скот - это СЕКТА! Секта деструктивная, которую необходимо закрыть, со всеми насельницами должны работать профессиональные психологи православного вероисповедания и соответсвенно врачи.
Я специально всю книгу перечитала с целью выяснить как обстоит дело с изучением православного вероучения и наставлением в православной вере новоначальных. И что? Про библиотеку - информации минимум, так называемые занятия во время приема пищи - это производственные оперативки или что -то вроде советских политинформаций. Искала какие же книги читались на этих занятиях - брошюрки греческих монахов и два три святотеческих творения аскетического характера. Время для чтения не выделено. Общение между сестрами запрещено. Великие молчальницы? Без знания основ своей веры? Слушайте, если им некогда учиться, они не читают, а только и занимаются уборкой навоза, то что это такое? Как им там не стыдно!? Что они строят?! Зачем? У меня вопрос - зачем они это строят? Кого они там взращивают - строителей, доярок? Разве это монашество? Это позор! Монахини должны быть высокоробразованными христианками в богословии, знать латынь, греческий, прекрасно знать святоотеческие творения, читать их в подлинниках, заниматься переводами, иконописью, издавать переведенные святоотеческое наследие. Монастырь не должен уступать по уровню хорошему университету. А здесь все гордятся - коровниками, сыроварнями!!! Очнитесь, православные христиане. Зачем нужны монахини у которых от изнемождения и труда на стройках и коровниках выпадают внутренние органы?
Хорошая традиция читать во время трапезы, можно житие какого нибудь святого прочитать, или наставления - согласна. Но, например, изучение, чтение того же ТИПВ Иоанна Дамаскина другой серьезной богословской литературы невозможно во время приема пищи. А ведь можно приглашать к себе профессоров богословия из Академий- да, это теоретики, а монашество - это практика веры. По 30 и более лет подвизаются - за это время можно столько прочитать и изучить, организовать более опытным наставничество новоначальных, ум христианина должен быть направлен на Христа! Понятие о послушании у них тоже извращено. Выполнение производственных работ по обслуживанию монастыря - это обычная работа как у всех нас мирян - на работе, а послушание касается только духовной стороны. Раньше старец брал себе послушника,а если старцев нет, тогда должна быть дружба и взаимопомощь между сестрами, и старшая более опытная сестра помогает новоначальной. А в монастырях про которые пишет Мария К - игуменья единственная наставница. Однако по определению она будет не успевать - как бы ей не хотелось, а во вторых начальник есть начальник - у него задачи требовать порядок и дисциплину, между начальником и подчиненным дистанция, субординация. Всегда будет конкуренция между подчиненными за внимание, лесть, угодничество и подобные нехорошие вещи. Надеюсь, что ошибки описанные Марией в своей книге будут учтены и исправлены милостью Божьей и помощью.
Про самопознание напишу позже.
 
Последнее редактирование:
Ирина, ещё несколько лет назад я точно на ту же тему, что и Вы написали, с кем-то из церковного или монастырского круга разговаривала и "этот человек сказал: "Да ты что! Сестру, склонную к изучению богословия, в монастыре просто задавят! В некоторых мужских это как-то ещё приемлемо, но в женских- абсолютно никак!"
Как-то ещё приемлемо - в некоторых мужских - это тоже довольно далеко от той картины, что Вы нарисовали. Да и до революции этого не было, вроде бы... Но до революции в монастыри шло крестьянство.
 
Православный христианин
Думала одно время пойти в монастырь..не...монастырь у тебя в душе. Просто создай его..и крутись в миру. Это на мой взгляд правильно по нашей жизни.
 
Православный христианин
Ирина, ещё несколько лет назад я точно на ту же тему, что и Вы написали, с кем-то из церковного или монастырского круга разговаривала и "этот человек сказал: "Да ты что! Сестру, склонную к изучению богословия, в монастыре просто задавят! В некоторых мужских это как-то ещё приемлемо, но в женских- абсолютно никак!"
Как-то ещё приемлемо - в некоторых мужских - это тоже довольно далеко от той картины, что Вы нарисовали. Да и до революции этого не было, вроде бы... Но до революции в монастыри шло крестьянство.
Да, до революции не было, но этот аргумент как раз подтверждает не пользу данной традиции. Монастырь - сердце православия, в котором запрещено глубокое изучение православной веры - нонсенс. Последние столетия перед революцией богословие было изгнано из монастырей. Богословие стало делом узкого избранного круга лиц, которые не уделяли внимания самопознанию, не имели молитвенной практики Богообщения. Отсюда могли быть в в Духовных академиях неверующие профессора богословия - опять же нонсенс. Кимвал звучащий. А фальш она всегда видна и приводит к печальным последствиям. Однако были в истории православия монастыри в которые соответствую картинке описанной в моем сообщении. Монастыри благодаря которым сохранился Платон, Аристотель, были написаны прекрасные Богословские книги, изучалось точное изложение православной веры. Философы всего мира благодарны византийским монахам за сохраненное наследие, монахи старательно переписывали первоисточники. Что можно добавить, конечно в чужой монастырь не приходят со своим уставом, поэтому прежде чем идти в монастырь - необходимо с их уставом ознакомиться. А тем, кто ошибся в выборе желаю вовремя разобраться в ситуации, и сделать то что Бог положит им на сердце для принятия правильного решения. Возможно что в данной ситуации верным решением даже был бы совет одного из монахов - разбегайтесь из таких монастырей. Еще скажу, что ошибочно не учить женщин богословию, от этого проиграют все, женщина учит и воспитывает детей - наше будущее.
 

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Знаете, нам-мирянам, монахов совсем, наверное, не понять.
Сплошные искушения, для таких как я. В одном - отсечение воли и лишний рулон туалетной бумаги ни-ни, а а в другом монастыре - петь в шоу дозволяют.
 
Последнее редактирование:

Мария

другиня
Новосибирск
Православный христианин
Вот и напрасно Вы так. Ну, пришел человек жить в монастырь. Что, у него мгновенно становится ум не такой, как у простого? Память превращается во что-то иное? Эмоции становятся непостижимыми? Желания и привычки превращаются в ангельские? Нет, нет и еще раз нет! Люди там точно такие же, как и мы. У них точно такие же руки, ноги, голова и внутренние органы. Ум и сознание устроены точно так же. Законы действуют на них те же самые. Всё это вранье про то, что человек мгновенно меняется, стоит ему пройти некое "посвящение", это мошенничество нечистоплотных проповедников.
Я считала, что в монастырь приходят не просто жить. Предполагала, что причины - желание покаяться, посвятить свою жизнь Богу, стремление к духовному совершенствованию, желание следовать за Христом без оглядки, ничего не оставлять для себя...
 
"Мы можем почти с полной уверенностью сказать, что в России, при всех возможных режимах, для религиозной свободы будут уготованы Соловки. И поэтому особенно мы склонны рассматривать как нечто совершенно исключительное и провиденциальное тот дар свободы, который мы имеем, считаем, что она нам дороже всякого земного благополучия, всякой внешней признанности, всякой укорененности в жизни."

Почему-то эти слова матери Марии (Скобцовой) моментально напомнили про эту тему. Не строго про книгу (это частность), а и вообще. Есть о чём подумать. О том же говорил и митрополит Антоний Сурожский позже.
Цитата - отсюда: http://www.pravmir.ru/pamyati-marii-skobtsovoy-na-strazhe-svobodyi/
 
г. Москва
Православный христианин
Да всякое бывает, особенно в современной России :). Да и в истории мира тоже нелестные для Церкви события случались регулярно, что как набор фактов является источником свинячевизгового удовольствия для ненавистников христианства.

Когда мне было лет 19 и у меня еще была "неофитская истерия" я очень болезненно реагировал, если в церкви что-то по моему мнению "морально не правильно". Но со временем это изошло. В коррекции восприятия очень помогло смещение познание христианской веры в сторону изучения первоисточника - священного писания, а не брошюр из церковной лавки и прослушивания одной именитой радиостанции...

Еще чисто психологически может помочь простое чтение форумов, где общаются священно- и церковнослужители: это помогает принять их в сознании как "таких же нормальных людей как и мы" со своими проблемами, нуждами, приколами и конечно же, опытом! Это может например, помочь убрать излишний страх перед исповедью да и вообще делает людей, поставленных Господом на разные места как-то ближе.
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Совершенно случайно сегодня натолкнулась на, не знаю как назвать, биографические записки что ли, бывшей послушницы Марии Кикоть, подвизавшеся несколько лет в Малоярославецком Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре.
Честно говоря, это произведение произвело на меня удручающее впечатление. Понятно, что оно написано женщиной с достаточно расшатанной психикой. Но что расшатало так психику достаточно молодой, здоровой и уравновешенной женщины? Все ли это правда?
Даже вопрос может и не столько о внутренних отношениях между собой в монастыре о насельницах, а в самом быте: просроченных продуктах, питание впроголодь вплоть до истощения, непосильного труда без отдыха. Не могу поверить. Хотя никогда при монастырях в паломниках не проживала в трудниках не работала. Действительно ли это как? Сестры впроголодь, мать игумения сахарны диабет осетрами лечит... Неужели совсем нет надзора за монастырскими общинами?
Или таки вброс?

http://visionfor.livejournal.com/tag/исповедь бывшей послушницы 1 2
Нет,не вброс.
Плохо,что это на весь мир, и плохо,что с такой обидой.
Если бы она (Мария Кикоть) осталась в лоне православной церкви, то не стала бы бы писать эти мемуары. жаль её и жаль остальных. Лишний повод для глумления.
 
Нет,не вброс.
Плохо,что это на весь мир, и плохо,что с такой обидой.
Если бы она (Мария Кикоть) осталась в лоне православной церкви, то не стала бы бы писать эти мемуары. жаль её и жаль остальных. Лишний повод для глумления.

Нет впечатления, что она была в лоне ПЦ с той поры, как ослушалась белого священника и решила пойти в монастырь. По любви ведь узнают учеников Христовых, сказал Он Сам.
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Нет впечатления, что она была в лоне ПЦ с той поры, как ослушалась белого священника и решила пойти в монастырь. По любви ведь узнают учеников Христовых, сказал Он Сам.
В вашем ответе ключевые слова есть: ослушалась белого священника.
Но-послушники бывают только в монастырях,не? Разве она (Мария) была в послушании на приходе? Не знаю, мне это положение не кажется правильным, и современные отцы об этом пишут, какое может быть послушание на приходе? Добровольное? Без обетов?
 
В вашем ответе ключевые слова есть: ослушалась белого священника.
Но-послушники бывают только в монастырях,не? Разве она (Мария) была в послушании на приходе? Не знаю, мне это положение не кажется правильным, и современные отцы об этом пишут, какое может быть послушание на приходе? Добровольное? Без обетов?

Я не имела в виду современное употребление этого слова как формального термина. Скорее о другом. Послушание ведь от слова "слышать", так? Сначала нужно услышать, что тебе говорят, и довериться. Человек попал к нормальному священнику, здравому, но слышать не научился - то ли времени не хватило, то ли контакт не сложился, то ли бесы помешали, неизвестно. И дальше - от священника со здравым смыслом, трезво оценивающего новоначальных, ломанулась к старцу, который явно уже, судя по книге, и с проблемами, и ангажирован.
Не исключено, что так, как живёт Мария сейчас, жила бы и без таких кошмарных историй, не утрачивая веру, а нормально развиваясь под руководством белого священника, имея свои проекты и кучу детей :) И возможно, иногда пописывая статейки на Правмир и Предание :) Это моё скромное мнение. Но почему случилось то, что случилось...
 
Россия , ЦФО
Православный христианин
Я не имела в виду современное употребление этого слова как формального термина. Скорее о другом. Послушание ведь от слова "слышать", так? Сначала нужно услышать, что тебе говорят, и довериться. Человек попал к нормальному священнику, здравому, но слышать не научился - то ли времени не хватило, то ли контакт не сложился, то ли бесы помешали, неизвестно. И дальше - от священника со здравым смыслом, трезво оценивающего новоначальных, ломанулась к старцу, который явно уже, судя по книге, и с проблемами, и ангажирован.
Не исключено, что так, как живёт Мария сейчас, жила бы и без таких кошмарных историй, не утрачивая веру, а нормально развиваясь под руководством белого священника, имея свои проекты и кучу детей :) И возможно, иногда пописывая статейки на Правмир и Предание :) Это моё скромное мнение. Но почему случилось то, что случилось...
Полностью поняла и согласна. Если от слова "слышать" тогда уложилось :)
Печально. Ещё одна жертва, а с ней многие утвердившиеся в том, что РПЦ это....не буду говорить, особенно в Такой Праздник.
 
Полностью поняла и согласна. Если от слова "слышать" тогда уложилось :)
Печально. Ещё одна жертва, а с ней многие утвердившиеся в том, что РПЦ это....не буду говорить, особенно в Такой Праздник.

РПЦ (как и другие поместные православные церкви) не излагает еретических утверждений, следовательно, по-прежнему является истинной. (примерно так выразился митрополит Антоний Сурожский).
Хотя не знаю, что бы владыка сказал о многом происходящем сейчас...
 
Православный христианин
Не исключено, что так, как живёт Мария сейчас, жила бы и без таких кошмарных историй, не утрачивая веру, а нормально развиваясь под руководством белого священника, имея свои проекты и кучу детей
Читала недавно историю. Мама двадцатилетней дочери пишет. Дочь мол путешествовала то в азию, то в индию, а теперь "ударилась в православие", ходит в Церковь, стала "духовной дочерью" какого-то местного священника. Беременная, держит пост, гемоглобин упал, мясо не есть, лекарств тоже не принимает - батюшка не велит. Мама переживает за здоровье дочери и будущего внука. И (внимание) крик матери - накажите священника, какое он имеет право и т. д. То есть - я к тому это пишу, что некоторые люди не могут жить без "кошмарных историй"...
 
Сверху