Вы отворачиваетесь от приведенных фактов, кто помазал Августа, Тиберия, Гая Калигулу, Клавдия, Нерона?
Говорят Ему:
кесаревы. Тогда говорит им:
итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21).
Святитель
Иоанн Златоуст пишет: «Справедливо всякий может, во-первых, спросить, что такое удерживающее (το κατέχων) (ср.: 2Сол. 2:7), и потом обнаружит желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел? Что же такое, что не допускает открыться ему, то есть препятствующее? Одни говорят, что это благодать Святого Духа, а другие — римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что если бы апостол хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но сказал бы определенно, что теперь препятствует явиться ему благодать Святого Духа, то есть чрезвычайные дарования. Кроме того,
надлежало бы уже ему прийти, если тогда он должен прийти, когда оскудеют чрезвычайные дарования, потому что они давно оскудели. Но так как апостол говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности… Ибо тайна беззакония уже в действии. Здесь он указывает на Нерона как на прообраз антихриста».
Более чем за 20 лет до Рождества Христова Римская республика прекратила свое существование и началась эпоха монархии — Римская империя. Власть Октавиана стала неоспоримой, и в 27 году до Рождества Христова римский сенат официально предоставил ему всеохватывающую власть и новый титул Августа, фактически сделав его первым римским императором.
Затем монархическая власть перешла от языческих римских правителей к христианским, и коронация и венчание царя на царство стали совершаться в церкви. Во время этого обряда испрашивался особый дар Святого Духа, чтобы правитель мог управлять государством. Царь причащался у алтаря вместе с епископами. Существовала симфония властей между государством и церковью.
Это неприкосновенное Священное Предание Церкви, и всякий, кто попытается изменить его с другой властью, подлежит проклятию Седьмого Вселенского Собора (см. Деян. 7).
Никто не помазывал языческих царей, но почитание и молитвы за них были заповеданы Господом и апостолами по причинам, которые очень хорошо объяснил
Филарет Московский:
„Апостол Павел в послании своем к епископу Ефесской церкви Тимофею пишет: «молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте» (
1Тим. 2, 1–2).
Если обратим внимание на то, в какое время написал святой апостол наставление это епископу Тимофею, то можем усмотреть всеобъемлющее пространство любви христианской, открыть глубокую богодухновенную прозорливость апостола и глубоко почувствовать силу нашей обязанности молиться за царя.
Апостол Павел преподал наставление о молитве за царя и за сущих во власти тогда, как во всем мире не было ни одного царя христианского; когда цари и власти были или иудейские, не верующие во Христа, или языческие, погруженные в заблуждения и пороки идолопоклонства, и которые, приходя в соприкосновение с христианством, большею частию являлись врагами его и гонителями, с намерением даже совершенно истребить его. Разум естественный, конечно, сказал бы, что это несообразность – молиться за людей, которые хотят вас истребить. Но любовь христианская говорит: молитесь и за сих; желайте и просите им всякого блага; может быть, в благодеяниях познают они Благодетеля – Бога, познав, уверуют в Него, уверовав, умиротворятся в отношении к другим верующим в Него... а если бы и не так, то, по заповеди возлюбленного Спасителя, «молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (
Мф. 5,44)...
Достойно особенного примечания, что слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так, пророк Исаия, возвещая волю Божию о персидском царе, говорит: «сице глаголет Господь помазаннику Своему Киру" (Ис., 45, 1), тогда как Кир еще и не родился, и родясь не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: «укрепих тя, и не познал еси Мене» (
Ис.45,5). Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире чрез того же пророка: «Аз возставих его... сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит» (
Ис.45, 13). Проникни здесь, христианин, глубокую тайну предержащей власти. Кир есть царь языческий; Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог, «сотворивый грядущая» (
Ис.45, 11), назначил Кира для исполнения помазал дух Кира еще прежде, нежели произвел его на свет; и Кир, хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения...“
Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных
Филарет Московский (Дроздов)
Святой
Иоанн Златоуст, которого вы цитировали, как и другие святые отцы, очень ясно говорят о благословенной Богом царской власти.
Святой
Иоанн Златоуст писал: «Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленней зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления кораблем». Златоуст же говорит: «Итак, должно воссылать великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судьи».
Св.
Исидор Пелусиот свидетельствовал: «Начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему».
Свт.
Григорий Богослов утверждает: «Блажен, кто многотрудными руками чтит Царя и для многих служит законом жизни».
Из книги В. Ларионова. Православная монархия. Национальная монархия в России. Утопия, или Политическая реальность
То, что Господь и святые отцы говорили о царской власти, конечно, тоже неприкосновенное Священное Предание Церкви.