Как православное государство стало богоборческим?

Санкт-Петербург
Православный христианин
Причиной стало, возможно, то, что во время реформы Патриарха Никона были сделаны грубые ошибки
Я же говорил "история - странная штука". В параллельной теме человек настаивал на правоте Никона.
 
Святая Русь
Православный христианин
Я же говорил "история - странная штука". В параллельной теме человек настаивал на правоте Никона.
Валерий Лялин, хотя и в художественной форме, и без документальных доказательств, но мне кажется, что отразил происходящее точно:
"Из прошлого:
…И разослал по церквям патриарх Никон новые, справленные книги. Когда же русские люди заглянули в новые книги поближе, то пришли в большое смущение. Мало того, что они не нашли в новых книгах ни крестного знамения двуперстием, ни сугубой аллилуйи, ни хождения посолонь. Они увидели, что в тексте самих книг многого из того, к чему привыкло ухо и язык, совсем нет — точно ветром вымело, а многое появилось новое, неизвестно откуда.
Увидели, что в новых книгах та же речь напечатана, только новым наречием: где «церковь» была — тут «храм», а где «храм» — тут «церковь», где «отроцы» — там «дети», а где «дети» — там «отроцы», вместо «креста» — «древо», вместо «певцы» — «песнословцы», вместо «ходив» — «пешешествовал». «Чем же это новое лучше старого?» — в недоумении спрашивали русские люди. Оказывается, патриарх Никон говорил главному справщику книг, Арсению Греку: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому».
И много русских людей закричало: «Если священники будут служить по новым служебникам, то мы от них и причащаться не хотим!»
Возмущение охватило и знаменитый Соловецкий монастырь, его монахи все присланные им служебные книги свалили в сарай, заперли их, а службу правили по старым. Соловецкие старцы, которых позднее подвесят на крючьях за ребра и утопят в море царские стрельцы, сейчас твердили, что Москва — третий Рим, четвертому — не бывать, и поэтому надо хранить православие больше, чем зеницу ока, им спаслись святые угодники, обильно, как звезды на небе, просиявшие на Русской земле. Везде порушена вера православная, только на Москве до дней наших стояла она твердо и сияла, яко солнце. А теперь и у нас враг Божий — Никон — хочет ее извести.
Недовольство в народе все возрастало, и в церквях начался разнобой: в одних служили по-старому, в других — по-новому. Народ переставал ходить в церковь, стал чуждаться священников, даже в Великий пост церкви пустовали. И противником крутой перестройки обихода русской церкви на греческий лад патриархом Никоном стал подмосковный протопоп Аввакум, впоследствии — вождь великого раскола православной церкви."
 
Святая Русь
Православный христианин
Ради справедливости, надо разместить и противоположное мнение. Кандидат богословия иерей Даниил Сысоев говорил:
"В этом году исполняется 325 лет со дня казни виднейшего идеолога старообрядческого раскола – протопопа Аввакума. 14 апреля 1682 года в огне закончил свое земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. ...Почему-то даже совершенно хамское поведения бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь - и раздается восхищенный вздох: «какой подвиг!» Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов - «и какой он смелый!» Заключенный Аввакум сдает на избиение своего же сотоварища, с которым не сошелся в богословском споре – «ну устал человек, с кем не бывает!»

Ну а сейчас после того, как прошло столько лет стоит рассмотреть те мифы, которые окружают и казненного расстригу, и само явление староверия. Ведь не разоблаченная ложь способна вновь разжечь костры самосожигателей.

1. МИФ ПЕРВЫЙ. АВВАКУМ И ДРУГИЕ СТАРОВЕРЫ СТОЯЛИ ЗА ИСКОННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ.

Это представление обычно звучит так: «Преподобный Сергий и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами, двоили аллилуйю, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг. осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы».

На это должно ответить просто. – Ни преподобный Сергий, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд – старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви происходило уже много раз. В том числе и в Русской Православной Церкви богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России произошла куда более радикальная реформа богослужения – переход от Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у Сергия Радонежского и других святых не вызвала.

Все святые Православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуйе и в неверном написании имени Господа? Не случайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие.

Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например, Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? А с другой стороны не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался в том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранения от дела исправления книг.

Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. Реально двойное пение «аллилуйя» было принято в XIV веке, а уже в начале XV с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России только в XIV (думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на Русь от ислама). Добавление в Символ веры (категорически запрещенное Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Так что ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает ее православной.

Да и сами обряды никто и не осуждал. Московский Собор 1666-1667 годов осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воле Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Не случайно еще в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с Церковью.

Что же касается реальной веры староверов, то Православной назвать ее нельзя никак. Самое главное в нашей вере – это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: «трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, — небось! — едино на три существа, тожде единства и образы три равны». В другом месте он же писал: «на Небе Три Царя сидят на трех престолах, а одесную их Иисус Христос». С точки зрения православного учения это тягчайшая ересь, вводящая фактически многобожие и при этом по-несториански отделяющего Сына Божия от Человека Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его «заслуг» в деле раскола Церкви ему прощают все – даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех 7 Вселенских Соборов.

Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного Серафима и новомучеников – вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?

Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и после этого занялись «самоделками». Одни – ярые противники Церкви беспоповцы стали обычными сектантами, протестантами восточного обряда, со всеми особенностями сект – бесконечным дроблением, институтом пасторов – наставников, включая женское священство, введенное в старообрядчестве на два столетия раньше чем в самых радикальных сектах Европы, отвержением необходимости всех Таинств кроме Крещения, хулой на Таинство Брака. Другие (поповцы) попытались создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещенных в служении или лишенных сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть поповцев за деньги сманили греческого митрополита Амвросия, который единолично (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им «епископов». Так возникло Белокриницкое согласие, а другие поповцы получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). И все это скопище людей, потерявших важнейшее в христианстве почему-то называют древлеправославными! Какое это Древнее Православие? Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св. Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России сохранилась вера? Нет. Так поступали древние еретики, от которых и произошел староверческий раскол.

В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чем говорили противораскольные полемисты XVII – XVIII веков. На самом деле старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых расколоучителей на бунт против Церкви.

Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о духовном антихристе, о духовной печати (староверы находили антихристову печать в двуперстии, четырехконечном кресте, паспорте, новых деньгах переписи и многом другом). Мы должны следить, чтобы нечестивые учения, измышленные темным умом Сатаны, не прокрались в наши души, как прокрались они в души наших предков в XVII веке.

2. МИФ ВТОРОЙ. ВСЕ СТАРООБРЯДЦЫ БЫЛИ ПАТРИОТАМИ РОССИИ.

Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью, которая будто бы должна стать примером для современных граждан России. Но перед тем, как восхищаться, надо все же что знать. Да и задуматься стоит, почему староверием так восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической России силы.

Что касается прирожденного патриотизма старообрядцев, то на самом деле это утверждение верно с точностью до наоборот. Начиная с начала раскола страну сотрясает ряд страшных восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе. Инспирировано староверами восстание Стеньки Разина, которые убивал священников и грабил храмы, под руководством раскольников. Все, наверное, знают, как желающим повенчаться разбойник говорил слова староверческих начетчиков: «попляшите вокруг куста – вот вам и венчание!» Но часто забывают, что Разин убил святителя Иосифа Астраханского. Не случайно Разин, вместе с Пугачевым был анафематствован.

Так же огромную роль сыграли старообрядцы в Пугаческом бунте. Они финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях. Не случайно Пугачев, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в храмах.

Также можно назвать и другие восстания инспирированные раскольниками – это Булавинское восстание (1707—1709), Московский холерный бунт (1771) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.

Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы). Да и к отречению Государю принудил старовер А.И. Гучков.

Во всех войнах, которые вела Россия начиная с XVII века старообрядцы старались выступить против нашей страны. Некрасовцы воевали на стороне исламской Турции против православной Империи. Во время горской войны множество старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили особое подразделение его армии, боровшееся против русских. По некоторым сведениям и знаменитый террорист Ш. Басаев являлся потомков одного из этих предателей.

В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и представитель Рогожской общины преподнес ему ключи города. Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право грабить московские храмы. В это время многие старинные иконы были похищены из церквей и переместились к раскольникам.

Также староверы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров мирового староверия.

Единственная война, в которой староверы встали на защиту нашей страны, была Великая Отечественная война 1941-1945 года, да и это произошло именно потому, что у власти стояли тогда безбожники.

Думаю, что после этого всякий, кто желает возрождения нашей родины, задумается о том, стоит ли обращать благосклонное внимание на староверов.

3. МИФ ТРЕТИЙ. СТАРООБРЯДЦЫ ВСЕГДА СТРЕМИЛИСЬ К И УКРЕПЕЛЕНИЮ МОРАЛЬНЫХ УСТОЕВ ОБЩЕСТВА.

Думаю, что любой думающий человек поймет, что, вряд ли те люди, которые привыкли предавать своих, могут служить идеалом благочестия. Но и с личным благочестием у староверов было не все так замечательно, как многие думают. Да, действительно, внешний быт у староверов поражал своей обрядовой цельностью. Действительно все дела у них делаются с молитвой, строго сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять было совсем не надо. Не случайно этнологи, желающие изучить языческие пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там, где было сильно влияние «никоновской» Церкви (например, в Москве и Подмосковье) почти не осталось ничего связанного с древним демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богоненавистные деяния. И это не случайно! Ведь в самых корнях раскола таилась древняя зараза манихейства, поддерживавшего любой разврат.

Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения, которая преследовала староверие вплоть до 1960-тых годов. Страшный непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом «самовольным мученичеством». В страшных кострах конца XVII - начала XVIII века погибло более 20 000 человек! По сравнению с этим меркнут и кажутся детскими забавами все современные преступления тоталитарных сект. Не случайно миссионеры сообщали, что над гарями видели бесов, кричавших: «наши, наши есте!» Но до сих пор апологеты староверия продолжают оправдывать это чудовищное злодеяние, утверждая, что таким образом староверы «спасались» от насилия православных. При этом почему-то игнорируются свидетельства как православных, так и самих более благоразумных раскольников, что идеологи самосожжения сами сбегали из горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных. Игнорируется тот факт, что именно организаторы гарей впервые стали использовать наркотики (коноплю) для вербовки своих адептов, что они пользовались несчастными женщинами для блуда, оправдывая все «христовой любовью». – Это что, идеал нравственности?

Что же касается крепких староверческих семей, то тут также не надо обольщаться хотя бы потому, что именно староверы впервые выступили против церковного брака. Еще Аввакум называл венчавшихся в церкви прелюбодеями. Его последователи утверждали, что лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно. Не случайно у беспоповцев возникла проблема – что делать с «новоженами». Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на них епитимии. Наконец, среди федосеевцев фиксировались страшные случаи детоубийства, когда ребенка топили в купели («чтобы праведником был»).

И чем все это лучше современной западной культуры?

4. КАК ОТНОСИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ К РАСКОЛУ.

Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола по слову апостола: «умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17-18).

Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто пребывает вне Церкви, кто не желает с нами пить от Христовой Чаши. Вспомним, что и слуги дьявола – йоги, измождают свое тело, чтобы больше навредить своей душе. Спасение наше – не в обряде, а Боге, и приводит нас к Нему не строгое следование Закону («ведь делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20)), а православная вера действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в Одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).

Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и мученической кровью – это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников примирению в Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережемся страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну." https://pitanov.livejournal.com/570849.html
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Санкт-Петербург
Православный христианин
с самого начала все было шиворот-навыворот
А, когда и в каких местах вера простого человека (не святых) была наиболее сильна? Мне кажется, что это главным образом период войн: Куликова битва, Первая и Вторая Отечественные войны.
 
Крещён в Православии
«Как шла Французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: “Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать”. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью».
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
По 1 мифу:
Самое главное в нашей вере – это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие.
Переслушал все лекции и беседы о. Даниила. В одной из бесед он говорит (не дословно), что Троица – это три Бога очень тесно связанные Друг-с-Другом. После этого, я охладел к его мнению.
По 2 и 3 мифу:
ВСЕ СТАРООБРЯДЦЫ
СТАРООБРЯДЦЫ ВСЕГДА
Не бывает всё и не бывает всегда ни у старообрядцев, ни у нас.

Не отрицаю вероятность явлений, описанных батюшкой. Но, они появились или усилились именно вследствие реформы. Нужна ли была она – судить историкам. Но, хотелось бы помягче.
Например, сейчас не проводят реформу календаря. Моё мнение – надо. Но, боятся раскола. Поэтому, согласен. Другой пример – передача Исакия РПЦ. Считаю правильным принадлежность собора РПЦ, но считаю передачу несвоевременной. Передали – привело к протестам в обществе.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Выходит, что и мы на пути к революции.
Олег. Полагаю, революции не допустят. Боюсь, Господь попустит нам новый 41 год. Господи, помилуй!!!
зажать рот журналистам и газетчикам
Надо, но не будут. По какой-то причине даже оппозиционные СМИ выгодны государству.
Неверие объявить государственным преступлением
Заставить верить не получится.
материальные воззрения запретить под смертною казнью
Это к т. Сталину. Достаточно заповеди "Не укради".
 
Православный христианин
Валерий Лялин, хотя и в художественной форме, и без документальных доказательств, но мне кажется, что отразил происходящее точно:
"Из прошлого:
…И разослал по церквям патриарх Никон новые, справленные книги. Когда же русские люди заглянули в новые книги поближе, то пришли в большое смущение. Мало того, что они не нашли в новых книгах ни крестного знамения двуперстием, ни сугубой аллилуйи, ни хождения посолонь. Они увидели, что в тексте самих книг многого из того, к чему привыкло ухо и язык, совсем нет — точно ветром вымело, а многое появилось новое, неизвестно откуда.
Увидели, что в новых книгах та же речь напечатана, только новым наречием: где «церковь» была — тут «храм», а где «храм» — тут «церковь», где «отроцы» — там «дети», а где «дети» — там «отроцы», вместо «креста» — «древо», вместо «певцы» — «песнословцы», вместо «ходив» — «пешешествовал». «Чем же это новое лучше старого?» — в недоумении спрашивали русские люди. Оказывается, патриарх Никон говорил главному справщику книг, Арсению Греку: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому».
И много русских людей закричало: «Если священники будут служить по новым служебникам, то мы от них и причащаться не хотим!»
Возмущение охватило и знаменитый Соловецкий монастырь, его монахи все присланные им служебные книги свалили в сарай, заперли их, а службу правили по старым. Соловецкие старцы, которых позднее подвесят на крючьях за ребра и утопят в море царские стрельцы, сейчас твердили, что Москва — третий Рим, четвертому — не бывать, и поэтому надо хранить православие больше, чем зеницу ока, им спаслись святые угодники, обильно, как звезды на небе, просиявшие на Русской земле. Везде порушена вера православная, только на Москве до дней наших стояла она твердо и сияла, яко солнце. А теперь и у нас враг Божий — Никон — хочет ее извести.
Недовольство в народе все возрастало, и в церквях начался разнобой: в одних служили по-старому, в других — по-новому. Народ переставал ходить в церковь, стал чуждаться священников, даже в Великий пост церкви пустовали. И противником крутой перестройки обихода русской церкви на греческий лад патриархом Никоном стал подмосковный протопоп Аввакум, впоследствии — вождь великого раскола православной церкви."
Народ темен был, потому и недовольны были.
Я же говорил "история - странная штука". В параллельной теме человек настаивал на правоте Никона.
А в чем по вашему неправота Никона?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А в чем по вашему неправота Никона?
По-сути, возможно, Никон прав. Мне не понять. Не прав по форме: насаждалось насильно.
Ингвар, не придирайтесь. Это лишь мнения. Два из них приведены в этой теме. В меру моих знаний мне ближе мнение Валерия Лялина. Вам другое? Пожалуйста. Если не переругаемся, то раскола между нами не будет. Значит Христос между нами.
 
Православный христианин
По-сути, возможно, Никон прав. Мне не понять. Не прав по форме: насаждалось насильно.
Ингвар, не придирайтесь. Это лишь мнения. Два из них приведены в этой теме. В меру моих знаний мне ближе мнение Валерия Лялина. Вам другое? Пожалуйста. Если не переругаемся, то раскола между нами не будет. Значит Христос между нами.

В этом вопросе как мне кажется, нужно копать гораздо глубже, ну например обратиться к концу 15 века, к событиям которые имеют название в истории "Ересь жидовствующих"-это отправная точка по моему мнению. Когда некий Захария Скара в Великом Новгороде учредил секту, в которую было вовлечено огромное количество людей от простых мирян до священства, а дальше и окружение князя, а еще дальше и окружение великого Московского князя, вся эта организация грозила заполнить собой вообще все тело нашего гос-ва подобно раковой опухоли и занимались еще они (сектанты) окромя многочисленных бесчестий, бесчинств и хулы на церковь и ее таинства ,еще и исправлением богослужебных книг. Исправление богослужебных книг ключевой момент, об этом ниже.
Вся эта кухня вскрылась при заступлении вновь назначенного архиепископа Геннадия в Великий Новгород, когда местные жители вообще отказывались ему подчиняться, а расследование им начатое плавно спустили на тормозах когда эта ниточка привела к окружению великого князя Московского. И боролись с этим делом на сколько я помню ни один десяток лет собор на еретиков 1490г. это спустя 20 лет. после обнаружения этой самой секты и т.д и т.п.
Теперь о богослужебных книгах. Как это было? Книгопечатание в эти времена только зарождалось, поэтому все церковные книги переписывались вручную, сидел при лучине старец и неспешно выводил священные письмена, но в некоторых таки случаях этот старец иногда сидел в еврейской кипе и писал в этой книге совсем не то, что там должно было быть и со словами -"мы гусские своих не обманываем" пускал свой экземпляр в последующий оборот, если учесть тот факт, что книги все время переписывались, можно себе представить какую геометрическую прогрессию и соответствующий резонанс могла произвести всего лишь одна испорченная книга, а как я могу догадываться при таком масштабе сектанствующих, книга была далеко не одна. Так как телевидения, радио и интернета не было, никто и не мог знать сколько таких книг в обиходе было и в скольких храмах велись службы и читались проповеди, если можно так сказать не по канону.
Реформа Никона это способ отделить зерна от плевел, взяли за основу книги из Греции (первоисточники)насколько я помню, перевели их не на старославянский, а на тогда современный (синодальный). Все проблема решена. Все книги на старославянском сжигали, разбираться с каждым отдельным экземпляром дело не реальное, по ходу движения занимаясь реформой и изучением, "а как там учат у них", зачерпнули западную манеру написания икон, надо отдать должное, что у католиков религиозное образование священства было поставлено на очень высоком уровне.
Но народ то это воспринял вон оно как, доходило и до самосожжения, поэтому и написал, что народ был темен, как и сей час, чему и я живой пример. Еще как мне кажется была политическая составляющая, в смысле того что Никон поддерживал существующую власть, которую народ считал вообще антиправославной, но это другая история и так много написал, архаично но как то так, свое мнение может конечно и не верное.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
В параллельной теме человек настаивал на правоте Никона.
Как Вы можете находиться в Церкви,вне правоте патриарха Никона.
Без него ходили бы в косоворотках,проклинали бы весь Православный мир,с его треперстием,были бы такой экзотической формой обрядоверия.


Вам бы время на изучение Предания,да патристики поболее уделить.Опасались бы тогда,такие выражения для оценки жизни человека,давшего Вам возможность идти по пути спасения,употреблять
 
Крещён в Православии
Достаточно заповеди "Не укради".

"ах, если бы, ах если бы, не жизнь была, а песня бы!"

такова уж падшая природа человеческая, что не только заповеди и увещевания не в силах ее исправить, не только грозное Божие предупреждение: "Наказание за грех -смерть!", но само наказание смертью, болезнями, лишениями не удерживает от греха!
потоп , сожжение Содома и Гоморы, казни египетские- ничто не вразумляет, даже угроза смертной казни в Китае, например не способна остановить соблазн воровства пророк Илия на иконах изображается с обнаженным мечем, которым лично заколол полторы сотни жрецов, ведущих народ к поклонению ложных ценностей. Сам Господь не находит лучшего средства исправления непокорных, как уничтожение, после предупреждения: ПОКАЙТЕСЬ! Если бы святой НиколайII наступил на горло собственной доброте и святости и послушал призывов Игнатия, Иоанна, Феофана- и сам бы был жив, и дети и Империя была жива и было бы нас , православных, не 160, а 600 миллионов. И революции не было бы и "Сталинского" террора не было бы и прочих бедствий. Но напрасно он носил меч свой...Сталин- другая крайность государственного правителя, во время разрухи 20х годов, может быть и неизбежная.

Хороший учитель- строгий учитель.

Всепозволяющий добрячок детей ничему не научит, но только развратит их, приучив к безделью и вседозволенности.

[Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.
5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.]
 
Святая Русь
Православный христианин
Переслушал все лекции и беседы о. Даниила. В одной из бесед он говорит (не дословно), что Троица – это три Бога очень тесно связанные Друг-с-Другом.
И я тоже слушал аудиолекции о. Даниила Сысоева. Он нигде не говорит, что Троица - это три Бога. Он говорит, что три ипостаси Бога, три лица (или личности современным языком) имеют одну сущность - Божию. Но нигде у О. Даниила нет слов, что Троица - это три Бога. Это не правда.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но нигде у О. Даниила нет слов, что Троица - это три Бога. Это не правда.
Валерий. Возможно, это был текст. Возможно, батюшка выразился своеобразно. Он везде говорит "Личность", что не привычно. Твёрдо помню, что было. Согласен, что не верно. Давайте оставим эту тему.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
В этом вопросе как мне кажется, нужно копать гораздо глубже,
Ингвар, спасибо за разумный и обстоятельный комментарий. Вот, объяснили бы так народу в 17 веке. Глядишь, и обошлось бы всё малой кровью. Но, к сожалению, это только одно из мнений. Прочёл кое-то дополнительно от обеих сторон. Доводы имеются и там и там.
И всё же, мне кажется, это событие не отвечает на главный вопрос темы.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Валерий. Возможно, это был текст. Возможно, батюшка выразился своеобразно. Он везде говорит "Личность", что не привычно. Твёрдо помню, что было. Согласен, что не верно. Давайте оставим эту тему.
"Мы видим в одном огне Три Светильника, в одной Сущности – Три «Я». Если мы возьмем три зажженные свечи и соединим пламя, то светильника будет три, а пламя одно. Так и Божественная Сущность из Отца изливаясь в Сына и Духа не разделяется и не делается раздельной. Все Три Самосознания пребывают Одно в Другом, и нет зазора, где можно было сказать – «вот здесь есть Отец, но нет Сына или Духа». Одна слава, одно Божество, одна воля." (О. Даниил Сысоев https://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajne-troicy#rel3)
 
Святая Русь
Православный христианин
А теперь по теме. А почему государства были православными? Кто в Средние века в этом был заинтересован. Элиты. Может, в этом ответ?

А если элиты до конца мира уже не будут заинтересованы в православных государствах, что тогда? И Церкви не будет? Но ведь сказано,что Церковь все равно будет жить и врата адовы не одолеют ее.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
И тема была бы очень интресной,услышать,что думают братья и сестры по поводу! Когда и как всё началось,что привело к тому,что Господь уже не стал терпеть дальше и попустил нам революцию 1917 для вразумления,с её ужасными последствиями.

Никакие большевики,жиды,революционеры,масоны все вместе взятые не смогли бы сами завалить духовно здравый организм Империи.Они только исполнители воли Божией.
Если бы люди всем народом поднимались на защиту одного обиженного, не терпели бы произвол по отношению даже к одному и все вместе шли на защиту обиженного, то никто не смог бы народ православный одолеть. А так как многие были по типу "моя хата с краю", то и всех извели группами. Не объединялись действительно православные, предпочитали просто терпеть и умирать. Николай II мог бы и власть применить по отношению к казнокрадам и притеснителям, а не глушить народные волнения войсками, Семенновцами, казаками. Хотя бы вместе с расстрелами бунтовщиков расстреливать и казнокрадов с притеснителями. А так народ ассоциировал власть с казнокрадами и притеснителями, только крестьяне и рабочие отвечали за бунты, но не казнокрады за казнокрадство. И так народ пошел за теми, кто взял на себя смелость сметать казнокрадов и притеснителей - за большевиками, хоть те и были богоборцами. Но зато они действовали. Народ же видел, против кого они идут и ничтоже сумняшеся, не жалея никого, но и себя не жалея. Вот и пошел народ за ними надеясь смести всех притеснителей. Даже священники пошли, но, правда, в обновленцы.
 
Святая Русь
Православный христианин
Радикальная интеллигенция предреволюционного времени больше всего боялась, чтобы к власти не пришел "тиран" вроде Николая I, а пришли Ленин и Сталин, по сравнению с которыми Николай І демократичный и мягкий правитель. А все потому, что не искали как угодить Богу. Как сказано в Писании "Чего страшится нечестивый, то и постигнет его..." (Притч. 10:24)
 
Сверху