Как вы боретесь с гневом внутри себя?

Крещён в Православии
Считаю что гнев, в разумных пределах - полезен. Почему бы не дать отрезвляющих люлей человеку, который пытался вытащить у тебя бумажник? Или почему человек, назвавший твою жену ш... нехорошим словом должен ходить с целой губой?
Может и советским солдатам не стоило гневаться на фашистов, сжигающих целые деревни вместе со всем населением включая детей, предварительно воспользовавшихся женщинами?
Контролируемый гнев полезен как для человека, так и для обидчика. Тебя затаенная злоба грызть не будет. Обидчик немного воспитается. Главное держать себя в руках и не переборщить. А в этом поможет только самодисциплинирование.
 
Православный христианин
КОГДА НАЙДЕТ НА ТЕБЯ ГНЕВ - крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз - станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях. Старец Иосиф Исихаст
...
Я сейчас могу сама на себя навлечь гнев )) или осуждение, но все же рискну добавить пару слов. Мне кажется (мне..мне ...я плохая, мне кажется)), что совет крепко закрыть рот и давить змея внутри - прямой путь к аутоимунным заболеваниям, коими щедро больны наши, в основном, женщины (мужчины тоже есть, но меньше -они как раз в силу гендерных подходов имеют больше прав выражать свой гнев как в социуме, так и в семье). Особенно с возрастом мы настолько уже там змей этих надавили, что ходим опухшие болезные. Ну, внутри то благочестивые, а снаружи идет такая полупрестарелая тетя с кучей хронических хворей (я хороший пример), слово лишнее сказать боится даже когда ей уже на голову сели - давит же ж гнев внутри, уже кладбище пресмыкающихся в горле наскладировала, что задыхается вместе с тем, что должно было там лопнуть... )) Особенно полнота выдает такую "негневливую". Все в себя...все в себя...

Мне нравится совет старца Иосифа в том, что со временем, что ни тренируй - оно действительно из раза в раз тренируется, и каждое повторение закрепляет результат.
Однако осмелюсь (тут мы все смелые)) сказать, что мне подходит немного другое - если возникает внутри это чувство гнева, я уже не давлю его автоматически. Я его разбираю мысленно - что, откуда, почему. Конечно, давать волю гневу не нужно, особенно обращая его на другого человека, но разобрать истоки полезно. И потом уже по ситуации -где смолчать, а где, успокоившись, разумеется, и сказать нужные слова, совершить действия.
 
Православный христианин
Считаю что гнев, в разумных пределах - полезен. Почему бы не дать отрезвляющих люлей человеку, который пытался вытащить у тебя бумажник? Или почему человек, назвавший твою жену ш... нехорошим словом должен ходить с целой губой?
Может и советским солдатам не стоило гневаться на фашистов, сжигающих целые деревни вместе со всем населением включая детей, предварительно воспользовавшихся женщинами?
Контролируемый гнев полезен как для человека, так и для обидчика. Тебя затаенная злоба грызть не будет. Обидчик немного воспитается. Главное держать себя в руках и не переборщить. А в этом поможет только самодисциплинирование.
воот
по сути согласна
За одним исключением! Бить не советую! Это не в наших правах губы квасить обидчикам. Сказать, что он сам редиска - обязательно!
 
Православный христианин
Почему бы не дать отрезвляющих люлей человеку, который пытался вытащить у тебя бумажник?
Здесь вопрос вижу многогранным, с массой уточнений..которые характеризуют нас..
1 - люлей можно дать для чего-то, а можно дать за что-то..
Если за что-то, то это про нас...
А если для чего-то то это про ближнего..
Люлей можно и без гнева давать..с любовью..
Гнев прописан как грех..
И он имеет свои корни..греховные..
Гнев как индикатор страсти...
И если его рассматривать через призму своей же греховности, то он может перестать быть гневом..
Дело тут возможно в другом больше...
Он бывает мгновенным и не управляемым..
Когда просто нет времени на обдумывание..торможение и т.д.
И получается так, что мы уже после совершения действия даём ему оценку..часто себе в осуждение..
Всё без претензий на знание истины.
Могу и не верно думать, и понимать "пройденное"..
Учусь..
 
Православный христианин
Сказать, что он сам редиска - обязательно
Так мы будем ни чем не лучше этого человека, ответив ему гневом..
Вам так не кажется?
Мне ближе(хотелось бы научиться) отвечать на зло добром..
Ни чего в себе не накапливая...и соответственно не давая почвы заболеваниям, о которых сказано выше.
То есть работать не на оттачивание реакции, а на отношение к ситуациям, которое реакцию делает другой..
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Гнев прописан как грех..
И он имеет свои корни..греховные..
Не совсем так. Гнев является естественной для человека раздражительной силы души, обусловленная недовольством. Вопрос лишь вектора. Если он направлен на собственные страсти - он хорош. Когда человек гневается на собственную лень, обжорство и т.д.
 
Крещён в Православии
1 - люлей можно дать для чего-то, а можно дать за что-то..
Если за что-то, то это про нас...
А если для чего-то то это про ближнего..
Люлей можно и без гнева давать..с любовью..
Я наверное из другого мира, а может просто "сын лукавого", но я не понимаю как можно с любовью дать люлей незнакомому воришке =) Ребенку своему еще куда ни шло, но вору? Да на кой он мне сдался. Навешал люлей, потом и простить его легче и злоба точить на него не будет. Да и он в следующий раз подумает, прежде чем такой ерундой заниматься.
Гнев на вредителя - это инстинкт, выработанный миллионами лет эволюции. Без него мы бы не выжили. Так зачем полностью отказываться от него. Бог и тот гневается.

И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.


Разве может кто прочитать этот отрывок мелодичным добрым голосом? Разве не гневался Иисус, когда говорил это?
Он бывает мгновенным и не управляемым..
Когда просто нет времени на обдумывание..торможение и т.д.
И получается так, что мы уже после совершения действия даём ему оценку..часто себе в осуждение..
Согласен. Гнев должен быть управляемым. И для этого нужна самодисциплина
Так мы будем ни чем не лучше этого человека, ответив ему гневом..
Да мы итак не лучше него. Окажись Вы и или я в том же состоянии и в тех же условиях - скорее всего поступили бы также.
 
Православный христианин
Так мы будем ни чем не лучше этого человека, ответив ему гневом..
Вам так не кажется?
Мне ближе(хотелось бы научиться) отвечать на зло добром..
Ни чего в себе не накапливая...и соответственно не давая почвы заболеваниям, о которых сказано выше.
То есть работать не на оттачивание реакции, а на отношение к ситуациям, которое реакцию делает другой..
А я и не имела ввиду, что ответ человеку подразумевает непременно понимаете ответить с гневом. Выражение про редиску из шутки про "нехорошего человека", то есть имелось ввиду, что лучше уж шутить, чем гневаться. Так что тут вы переиначили слова, либо поняли как вы поняли.
Что такого в обратной реакции словами, если слюни при этом не брызжут на собеседника, глаза злостью не вспыхивают и кожа не краснеет? ))) Иногда нужно показать, в чем человек был неправ. Иногда уже надо элементарно защитить себя, разные же ситуации бывают. Все это вполне можно и нужно учиться делать как можно крепче держа себя в руках, то есть не гневаясь.
Отвечать на зло добром - огромнейшая добродетель. Я бы сходу на себя (я про себя) даже не стала брать такое обязательство, ибо уже рога мне немного пообломали (не те рога, что у супругов, а те, что у чертей, которые много о себе думают внутри сидя)). Тут как по мне постепенно надо, с малостей, как, например, а что я вообще могу другому дать/простить/позволить, да так чтобы червячок потом внутри не загрыз. Потому как давать щедро от души и с червячком в последствии - ни тебе, ни другому пользы не будет. Проверяла)) С таких порой малостей начинать приходится. Вот и с гневом, думаю, также. Сначала себя не обидеть, защитить, успокоить. Потом в других увидеть гневного - и жалко его станет, потому что себя уже пожалела...Потом от богатства внутреннего спокойствия уже и меньше реакций неадекватных.
 
Православный христианин
О гневе написано в добротолюбие т 3 Блаженного Аввы Зосимы. Особо хочу подчеркнуть всё имеет равную силу быть, единственное: Но... с каким намерением его проявлять!!!
А-то автор все в кучу сгреб, и мух и котлет.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Я сейчас могу сама на себя навлечь гнев )) или осуждение, но все же рискну добавить пару слов. Мне кажется (мне..мне ...я плохая, мне кажется)), что совет крепко закрыть рот и давить змея внутри - прямой путь к аутоимунным заболеваниям, коими щедро больны наши, в основном, женщины (мужчины тоже есть, но меньше -они как раз в силу гендерных подходов имеют больше прав выражать свой гнев как в социуме, так и в семье). Особенно с возрастом мы настолько уже там змей этих надавили, что ходим опухшие болезные. Ну, внутри то благочестивые, а снаружи идет такая полупрестарелая тетя с кучей хронических хворей (я хороший пример), слово лишнее сказать боится даже когда ей уже на голову сели - давит же ж гнев внутри, уже кладбище пресмыкающихся в горле наскладировала, что задыхается вместе с тем, что должно было там лопнуть... )) Особенно полнота выдает такую "негневливую". Все в себя...все в себя...

Мне нравится совет старца Иосифа в том, что со временем, что ни тренируй - оно действительно из раза в раз тренируется, и каждое повторение закрепляет результат.
Однако осмелюсь (тут мы все смелые)) сказать, что мне подходит немного другое - если возникает внутри это чувство гнева, я уже не давлю его автоматически. Я его разбираю мысленно - что, откуда, почему. Конечно, давать волю гневу не нужно, особенно обращая его на другого человека, но разобрать истоки полезно. И потом уже по ситуации -где смолчать, а где, успокоившись, разумеется, и сказать нужные слова, совершить действия.
Подписываюсь под каждым словом :) Мы почему-то думаем, что понимаем все советы святых отцов правильно. А правильно ли? Да и в общем-то их опыт и советы никак не отменяет трезвый взгляд в себя. Как минимум наличие этого самого гнева нужно признать, как нечто существующее. И в том гневе укомплектовано много чего. На выходе имеем гнев. А на входе что было?
 
Москва
Православный христианин
Советы старцев помогают.Что всё в жизни не случайно, и ситуации жизненные ,и встречающиеся люди в жизни,тоже.Принимать всё как от руки Божией.Если в какой-то жизненный момент получилось не так среагировать как хотелось бы(о раздражении и гневливости),не расстраиваться.И как писал отец Иоанн(Кронштадский) о себе,в своих дневниках,сразу же покаяться перед Богом.Прости Господи,опять я разгневался.
Делать и говорить всё как перед очами Божьими.Стыдно будет срываться,зная что Он всё видит и слышит.На исповедь всё нести и ко Причастию идти.И потом,единого рецепта как поступать в тех или иных ситуациях не бывает.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Если он направлен на собственные страсти - он хорош. Когда человек гневается на собственную лень, обжорство и т.д.
Так же человек может гневаться на собственную страсть воровства..
Было где-то..когда монах тягал продукты и отдавал их ослу..
И глядя через свою греховность, сможет ли человек бить другого, за то что свойственно ему самому?
Сможет конечно!
Ведь мне можно, у меня причины! А другим нет..
И причины их не интересны..
Того малого воришку, возможно есть за что уважать больше чем меня...
В нем веры может быть в разы больше чем во мне..
И времени, сил, нервов, настроения чужого я воровать могу в разы больше..чем тот мальчишка..
Мне нравится построение исповеди по заповедям И. Крестьянкина..
Ни чем мы не лучше того мальчишки..
 
Православный христианин
Кажется, в сегодняшнем чтении...
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;

В противоположность несдержанности во гневе, свойственной язычникам, христиане, если случится им прийти в раздражение, не должны доходить в этом гневном раздражения до греха. Еп. Феофан, разъясняя это выражение, приводит в пример человека, который в раздражении быстро ходит по комнате. Если это человек христианин, то он не забудется до того, чтобы оставить на земле случайно опрокинутую им комнатную мебель или др. вещи, а непременно поднимет их... – «Солнце да не зайдет..». Не давайте гневу продолжаться долее нескольких часов, в особенности не ложитесь во гневе спать...
 
Православный христианин
переиначили слова,
Скорее воспринял иначе, чем то, что в них вкладывалось Вами(или не Вами).
Я воспринял "редиску", как обзывание..в ответ на обзывание..
Как противодействие действию..
Не присваивая "степеней тяжести"
 
Православный христианин
Кажется, в сегодняшнем чтении...
Вечером слушал Евангельские чтения и чётко отметил для себя обсуждаемую в этом форуме тематику.
Церковь таки учит добром на зло отвечать.)
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
У меня гнев рождается тогда, когда что-то идёт не так, как мне надо. Конечно, это гордыня, как и выше было сказано.
Сдерживать гнев - ситуативное решение.
Не идет как надо - в глубине себя нет доверия к Божиему промыслу о нас, я бы даже сказала, нет радостного ожидания: что принесет вот этот Его подарок?

На самом деле гнев естественная (от естества) реакция. И в этот момент в ушах шумит настолько, что разум отказывает. Мы не можем управлять наличием или отсутствием гнева. Но если заложить в себе базовое любопытство: ой, а что тут интересного можно увидеть? О чем информирует этот гнев? Что я новенького узнаю о себе? То даже при кипении внутри где-то с краю расположится я-наблюдатель и будет с любопытством рассматривать взрыв своего естества. Ну например, я не просто гневаюсь, а потому что у меня к этому "идет не так" примешивается беспокойство о том, о другом, о третьем, одновременно где-то из подкорки лезет похожая ситуация из прошлого и я реагирую по отработанному шаблону. И тогда может мы найдем то, что не простили кому-то, или свои пустые беспокойства или навязанные заморочки обнаружим. Ну например, некто обсудил при мне, что сахар дорожает и надо бегом бежать и покупать, надо найти на это время... После обнаружения этого беспокойства, фонящего на заднем плане, обдумываю, прихожу в себя и понимаю, что мне вообще неинтересно запасы наращивать. То есть чужая информация вошла в конфликт с моим внутренним, но я этот конфликт вовремя не увидел и оно засело незаметно.

Не знаю как у кого, но у меня в каждой эмоции - конгломерат провоцирующих и усиливающих факторов. Которые теряют свою силу если их обнаружить и обдумать их ценность.
 
совет крепко закрыть рот и давить змея внутри - прямой путь к аутоимунным заболеваниям
И онкологическим, как говорят врачи.
Есть хорошая работа схиархим. Гавриила (Бунге) на тему гнева:

Гнев, злоба, раздражение: учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости; пер. с нем. священника Владимира Зелинского [и Наталии Костомаровой]. — 2-е изд., испр. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015.
 
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
️ Да благословит вас Христос Бог! ️

"Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами (имя обидчика) помилуй меня, грешного." Конечно, даже такая молитва не гарантирует быстрого спасения от памятозлобия, поэтому нужно упорство. Один мой духовный наставник, господин пресвитер Силуан, говорил даже, что так можно молиться и о неверующих.
Как молитвами другого человека, а если он не молится и неверующий тем более не молится?
 
Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Как молитвами другого человека, а если он не молится и неверующий тем более не молится?
Честно говоря, это не мой путь преодоления обид. Вероятно приснопамятный брат Силуан научился этому от архимандрита Софрония, почитавшегося многими старцем, и причисленного Константинопольской церковью к лику святых. Лично я не удовлетворён этим правилом и ищу способы по-другому справляться с обидами.
 
Сверху