- Православный христианин
Всем добрый вечер! Мир Вам!
Иисус Христос нам дал в святом Евангелие заповедь «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. 5:48)», а также девять заповедей блаженств, причём форма, в которой они были нам ниспосланы, отличается от десяти заповедей. В Моисеевом Законе всё сравнительно просто: есть запреты, а есть наоборот, предписания. В этом заключается суть Закона. Никто его не умаляет перед Евангелием, однако наш учитель Апостол Павел написал, что «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр. 7:19). Под Законом, как я понял, апостол Павел имел в виду обрядовые предписания Ветхого Завета. Так вот: десять Заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства, причём без их исполнения невозможно достигнуть духовного совершенства. Здесь тоже всё более-менее понятно: там перечислены основные христианские Добродетели, которые ведут к Святости (нищета духовная, плач (о грехах), кротость, желание правды и праведности, милосердие и милость, чистота сердца, смирение, мир, и так далее). Заповеди блаженств вовсе не пришли на смену десяти заповедям, а дополнили их. Что касается обрядовых предписаний Ветхого Завета, то «ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:13)».
И так, я понял, что Заповеди Блаженств ведут к совершенству. Однако, в Евангелие есть ещё три, что называется, «необходимых для высшего совершенства» Евангельских «совета»
1. Безбрачие (caelibatus) «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Матф. 19:11-12)». Разумеется, понятие скопец (εὐνοῦχοι) имеется в виду не в прямом смысле, а в смысле, ставший безбрачным по собственной воле «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (1Кор. 7:8)». Однако, ни Иисус Христос (Матф. 19:8-9), ни Апостол Павел в браке ничего «мерзкого» не видят (Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4)), но безбрачие является идеалом
2. Нищета и нестяжание. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Матф. 19:20-24)». Здесь тоже всё более-менее понятно
3. Послушание. В Библии об этом прямо не написано, эта концепция разработана апологетами и Отцами Церкви, ведь это верх смирения — наиглавнейшей христианской добродетели (возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф. 11:29-30))
Смысл этих трёх евангельских советов мне понятен: не надо привязываться к высшим мирским наслаждениям, ибо это мешает человеку унаследовать Царствие Божие. И теперь перейдём непосредственно к моему вопросу: в тексте написано «Кто может вместить, да вместит (ὁ δυνάμενος χωρεῖν χωρείτω)». Что значит "кто может вместить", как человеку это понять, и насколько обязательно людям выполнять эти три предписания? За ответ заранее Спаси Вас Бог!
Иисус Христос нам дал в святом Евангелие заповедь «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. 5:48)», а также девять заповедей блаженств, причём форма, в которой они были нам ниспосланы, отличается от десяти заповедей. В Моисеевом Законе всё сравнительно просто: есть запреты, а есть наоборот, предписания. В этом заключается суть Закона. Никто его не умаляет перед Евангелием, однако наш учитель Апостол Павел написал, что «закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр. 7:19). Под Законом, как я понял, апостол Павел имел в виду обрядовые предписания Ветхого Завета. Так вот: десять Заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства, причём без их исполнения невозможно достигнуть духовного совершенства. Здесь тоже всё более-менее понятно: там перечислены основные христианские Добродетели, которые ведут к Святости (нищета духовная, плач (о грехах), кротость, желание правды и праведности, милосердие и милость, чистота сердца, смирение, мир, и так далее). Заповеди блаженств вовсе не пришли на смену десяти заповедям, а дополнили их. Что касается обрядовых предписаний Ветхого Завета, то «ветшающее и стареющее близко к уничтожению (Евр. 8:13)».
И так, я понял, что Заповеди Блаженств ведут к совершенству. Однако, в Евангелие есть ещё три, что называется, «необходимых для высшего совершенства» Евангельских «совета»
1. Безбрачие (caelibatus) «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Матф. 19:11-12)». Разумеется, понятие скопец (εὐνοῦχοι) имеется в виду не в прямом смысле, а в смысле, ставший безбрачным по собственной воле «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (1Кор. 7:8)». Однако, ни Иисус Христос (Матф. 19:8-9), ни Апостол Павел в браке ничего «мерзкого» не видят (Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13:4)), но безбрачие является идеалом
2. Нищета и нестяжание. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Матф. 19:20-24)». Здесь тоже всё более-менее понятно
3. Послушание. В Библии об этом прямо не написано, эта концепция разработана апологетами и Отцами Церкви, ведь это верх смирения — наиглавнейшей христианской добродетели (возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Матф. 11:29-30))
Смысл этих трёх евангельских советов мне понятен: не надо привязываться к высшим мирским наслаждениям, ибо это мешает человеку унаследовать Царствие Божие. И теперь перейдём непосредственно к моему вопросу: в тексте написано «Кто может вместить, да вместит (ὁ δυνάμενος χωρεῖν χωρείτω)». Что значит "кто может вместить", как человеку это понять, и насколько обязательно людям выполнять эти три предписания? За ответ заранее Спаси Вас Бог!