«Псалмопение» – «Молитва» – «Медитация»
«...Под словом «медитация»
(melete) отцы, как и сам псалмопевец, разумели постоянное повторение
вполголоса определенных стихов или целых отрывков из
Священного Писания с целью постижения их внутреннего
сокровенного смысла. Поэтому Евагрий один раз переводит «медитация» просто как «созерцание»
(theoria). Да и в Писании вместо «размышлять» говорится «обдумывать» или «вспоминать». Евагрий, вслед за псалмом 137:1, называет такое созерцающее «размышление» о псалмах, «пением перед ангелами», поскольку главное дело ангелов – это созерцание Бога и Его деяний...
... для святых отцов «псалмопение», «молитва» и «медитация» были совершенно различными, хотя и взаимосвязанными вещами.
Рассказывали, что авва Иоанн Колов, когда он возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания; потом упражнялся в псалмопении; после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях находил он нужною для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из кельи.
Если теперь мы вновь усвоим это различение, несомненно, являющееся сокровищем, то станут малозначащими многие проблемы, которые возникают сегодня у кого-то по отношению к псалмопению, всегда составлявшему основу «молитвы часов». Псалмопение – это прежде всего чтение
Священного Писания, даже если в данном случае «Писание» и «чтение» имеют совершенно особый характер. Псалом – это
ветхозаветное слово Божие, которое именно как таковое и должно приниматься, т. е.
полностью и без искажений, включая и те части, что бросают вызов современной чувствительности.
Не следует заниматься «спиритуализацией» этого ветхозаветного слова Божия, то есть попытками раскрыть его
в Духе Святом, относя это слово ко Христу и Его Церкви, ни посредством смягчающих переводов, ни прибегая, как это часто делается, сегодня, к усечениям текста! Только вдохновенная «медитация» в состоянии осуществить эту «спиритуализацию», необходимую и для всего Писания Ветхого Завета. Христианин находит ключ к такому раскрытию в отношении ко Христу и Его Церкви в том, как
Новый Завет, а вслед за ним и святые отцы, прочитывают слово Божие Ветхого Завета – «типологически».
В личной «молитве», которая первоначально следовала за каждым псалмом «молитвы часов», круг замыкается: человек в процессе «диалога», исполненного доверия, обращается к Тому, Кто во Христе через бесчисленные поколения и превратности истории привел к окончательному завершению Свое дело спасения, несмотря на человеческие трагедии и греховные немощи...».
И те, кто пытается сравнивать медитацию сектантов в православном понимании - глубоко ошибаются.