Мелкие греховные помышления

агностик
Заметил, что это "отслеживание" также очень усиливает прилоги. Если раньше я часто просто любил высокомерно противоречить, поправлять в мыслях и просто так, с началом воцерковления я заметил, что такое было, и теперь не могу спокойно говорить или слушать человека, лезет в голову гадость, которая придираться буквально к каждому слову, чуть ли не до запятой. Знаю, что нельзя отчаиваться, но совершенно непонятно, как и что делать. Либо не следишь и позволяешь страстям расти, либо следишь и превращает их в чудовищ, которые поглощают каждое твоё мыследвижение. И самое то тяжкое, прости меня Господи, что прилоги то не обязательно одни и те же, что старые и укоренившиеся, а возникающие каждый день целыми пачками.
Это потому, что вы пытаетесь "не думать о белом верблюде", и конечно, не можете этого делать.

Но почему вы думаете, что страсти будут расти, если не обращать внимание на мимолётные помыслы? Давайте приведу пример. Вы идете по улице, маленькие капельки грязи попадают вам на брюки. Стоит ли вам беспокоиться о каждой новой капле, окидывать брюки взглядом каждые пару шагов, чтобы посмотреть, не прибавилось ли их? Конечно, нет, потому что это мелочь. Вы вернётесь домой, постираете их и на следующий день даже не вспомните об этом.
Другое дело, если вы случайно ступили в лужу и промочили ботинок - тут уже есть смысл обеспокоиться этим и принять меры сразу.

Также помните, что если попытки излишне безуспешно фильтровать свои мысли приводят к унынию, то это тоже грех, причем точно похуже мимолётных мыслей. Так что, мне кажется, лучший вариант здесь - не париться о них.
 
Москва
Православный христианин
Но разве это проскакивание само по себе не греховно? Выделяют прилог, сочетание, сосложение, борьбу и страсть, но ведь безгрешные прилоги в виде какого-то пустого, безчувственного образа это скорее планка монашества, мои же, греховные и низкие, разве могут быть совсем уж безгрешны?
Обратите внимание:

Святитель Феофан Затворник:

Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностию, и с точностию тоже определена виновность каждого в сем ходе дела. Весь ход дела изображается так: сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость, и наконец дело (См. Филофея Синайского. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 34 и дал.). Чем далее какой момент от исхода и чем ближе к концу, тем он значительнее, развратнее и грешнее. Верх виновности — в деле, и ее почти нет в прилоге.

Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти.

Внимание есть установление сознания или ока ума на родившемся образе с тем, чтоб осмотреть его, как бы побеседовать с ним. Это есть медление в помысле единичном или многосложном. Сие действие более во власти человека, ибо родившийся против воли образ можно тотчас изгнать. Потому оно и более виновно...

Услаждение есть приложение к предмету в след за умом и сердца. Оно приходит, когда, в следствие внимания к предмету, он начинает нам нравиться, и мы находим удовольствие в умном смотрении на него, лелеем его в мысли. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех.

От услаждения один шаг до желания. Отличие между ними то, что душа услаждающаяся пребывает в себе, напротив желающая склоняется к предмету, имеет к нему стремление, начинает искать его. Оно никак не может быть безвинным, ибо совершается согласием или рождается современно с ним, как бы из под него; согласие же всегда в нашей воле.

От желания еще одною чертою отличается решимость, именно тем, что в состав или в условие рождения ее входит уверенность в возможности и видение средств. Желающий изрек согласие на дело, но еще ничего не придумал и не предпринимал к достижению своей цели; у решившегося все уже осмотрено и решено, остается только приводить в движение члены тела или другие силы для соответственного производства дел.

Когда же, наконец, и сие будет совершено, тогда кончается все делопроизводство греха и является дело, — плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие во вне.

Святитель Феофан Затворнik.jpg


"Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу.Всякого подходящего---помысел,чувство,желание---спрашивай:свой или чужой.Чужих гони без жалости и будь неумолим."(Святитель Феофан Затворник).

"Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие или сласть, как только покажется, подавлять надо всеми силами... Тут главный пункт внутренней брани... .Вопрос «как?» решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного."

"Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен такой недобрый помысл и отвергнут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли и будьте покойны."

"Начало всему злу мысли.Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь дверь души для сатаны.А что мысли приходят недобрые...что ж делать,без них никого нет на свете.Прогони их и всему конец,опять придут и опять прогони и так всю жизнь."

"Как покажутся, встречать их ненавистию и презрением и бранью проклятого врага, ибо это его работа. Затем тотчас пусть обращается с молитвою к Господу, прося Его прогнать мысли и жалуясь Ему на козни врага. И будут проходить."

( Святитель Феофан Затворник)
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Что касается исповеди помыслов,здесь всё четко указано св. Отцами:

Те помыслы или виды помыслов,которые часто появляются нужно обязательно исповедывать.Они,кстати, говорят о наличие страсти.


"Помыслы приходят в движение от страстей.Ибо если бы не было в душе страстей,то страстные помыслы не беспокоили бы ее."(Святитель Феодор Едесский).

То же пишет и авва Евагрий:"Нечистые помыслы,закосневая в нас по причине страстей,низводят ум в пагубу и во всегубительство."

--------------------------------------

Отвечал 3 года назад здесь одному брату в теме,перепишу:

"При постоянном возникновении в душе однотипных греховных помыслов,которые Вас просто мучают и преследуют,хотя бы Вы их даже быстро отсекали и не принимали,имеет смысл покаяться все равно.Я спрашивал этот вопрос у многих духовников и они советовали поступать именно так.
То есть если пришел один или несколько помыслов,то не надо волноваться,трезвитесь и отсекайте их,но если они идут сплошной непрерывной стеной,то уже покайтесь на исповеди,это греховная нечистота.
Потом,я не уверен,что при сплошной стене помысла,который изо дня в день лезет к Вам в ум и душу,человек идеально его отсечет.Какое-то услаждение мелькнет,собеседование,медление небольшое....вообщем Вы меня поняли."

-------------------------------------------------------------------------------

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

"Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений,называемых бранью,нет лучшего оружия для новоначального,как исповедь."("Приношение современному монашеству.")

"Помыслы,хотя и греховные,но мимоходящие,не усиливающиеся усвояться в душе,не нуждаются в немедленной исповеди."("Приношение современному монашеству").

свят Игнатий Брян.jpg



Преподобный Феодор Студит:

"Обременение ума помыслами врачуется доверчивым исповеданием их"("Добротолюбие").


Преподобный авва Моисей:

"Как змей,извлеченный из темной норы на свет,старается убежать и скрыться,так и злые помыслы,будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью,стараются бежать от человека".("Писания прп. Иоанна Римлянина",1892 г. издание).

"Ничто столько не вредит монахам и всем Христианам и ничто столько не радует бесов,как утаивание своих помыслов от духовных отцов."("Писания прп. Иоанна Римлянина",1892).

Преподобный авва Дороффей:

"Знай,что кто бывает борим каким-нибудь одним страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его,тот сам укрепляет его против себя,те. дает помыслу силу более бороть его и мучить".("Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения",1913,издание оптина пустынь).

Святитель Николай Сербский

СвНиколай Сербскiy.jpg

Письмо 40

"Спрашиваешь, опасны ли греховные помыслы. Ты монах, и тебе это хорошо известно. Знаешь, что святые отцы учили: сущность монашества – в очищении ума от злых помыслов. Знаешь, что и Церковь называет три вида грехов: делом, словом и помышлением. Потому мы и молимся Отцу светов об умерших, да простит им все грехи, аще словом, аще делом, аще помышлением. О том, что Господь обличает греховные помыслы, читаешь в Евангелии: «видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?».Сатана согрешил не чем иным, как помыслом гордости, за это и был низвержен от лица Божия во ад.

Злые помыслы – семя всякого зла. Из этого семени вырастают грешные слова, грешные желания и грешные дела. Вспомни притчу Христа о сеятеле(от Матф.13): человек посеял доброе семя на поле своем, а когда все заснули, пришел враг и посеял плевелы среди пшеницы. Господь сеет добрые помыслы в душу каждого человека, но если человек не бодрствует над своей душой, как над засеянной нивой, то он словно тот заснувший человек. И, пока он спит, приходит враг Бога и человека, злой дух, и сеет в душе плевелы, то есть злые помыслы. От злых мыслей до злых слов и дел не дальше, чем от семени растения до его корня. Следовательно, все органически связано. Поэтому будь на страже. Чаще закрывай глаза и, по слову святого Никиты Стифата, «испытывай плывущие по мысленному морю помыслы».

Одно из главных упражнений монашеской жизни – искоренение злых помыслов, пока не развились, не разрослись они, не овладели душой полностью и не превратились в дела. Разбивай их о камень. Как пишет псалмопевец: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень»(Пс.136). Понятен тебе духовный смысл этих слов? Вавилон – царство диавола, а младенцы – злые помыслы от него. Камень – Христос. Блажен тот, кто только зародившееся в душе зло разобьет о Вечный Камень – Христа. Если мы с тобой знаем это, нам не остается ничего иного, как сие исполнить.

Радуйся о Господе."


 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Все это понятно, но вот дело то в том, что принцип отсечения очень похож на механизм возникновения ОКР, пытаться насильно не думать, а при этом мысль становится навязчивой и прилипает к человеку ещё сильнее.
 
Православный христианин
пытаться насильно не думать, а при этом мысль становится навязчивой и прилипает к человеку ещё сильнее.
Пытаться не думать - мало. Надо молиться и просить Господа нашего Иисуса Христа избавить от наваждений мысленных.
А сам человек не справится. Но с помощью Божьей все возможно.
 
Москва
Православный христианин
Все это понятно, но вот дело то в том, что принцип отсечения очень похож на механизм возникновения ОКР, пытаться насильно не думать, а при этом мысль становится навязчивой и прилипает к человеку ещё сильнее.
Я не совсем понял по прошлой теме...Вы на исповедь собираетесь или нет?Вы же написали,что никогда не исповедовались.

Как должно происходить отсечение...правда это в идеале,но все же:

1.Разгневаться,отвергнуть помысел,отсечь.

2.Помолиться против него.Можно и своими словами.

3.Восставить противоположный помысел.То есть пришел гордый помысел о своих достижениях, многих добродетелях,я "приближаюсь к святости" или я Президент,великий спортсмен и тп....подумать о своих грехах и ошибках и тд.

Очень советую "Невидимую войну"...все эти вопросы внутреннего делания в книге разобраны очень подробно.

 
Православный христианин
Я не совсем понял по прошлой теме...Вы на исповедь собираетесь или нет?Вы же написали,что никогда не исповедовались.

Как должно происходить отсечение...правда это в идеале,но все же:

1.Разгневаться,отвергнуть помысел,отсечь.

2.Помолиться против него.Можно и своими словами.

3.Восставить противоположный помысел.То есть пришел гордый помысел о своих достижениях,добродетелях,я "приближаюсь к святости"...подумать о своих грехах и ошибках.

Очень советую "Невидимую войну"...все эти вопросы в книге разобраны очень подробно.

На исповедь собираюсь, уже обратился к батюшке, как бы ему уместить мои 50+ грехов(это скорее типы греха, поступков конкретных и уж мыслей не пересесть). Я проблема в том, что так вот прогневаться, отринуть, помолиться - сложно, когда, допустим, говоришь с человеком, а внутри восстает что-то, или вообще что-то там "шепнет" и улетит.
 
Москва
Православный христианин
На исповедь собираюсь, уже обратился к батюшке, как бы ему уместить мои 50+ грехов(это скорее типы греха, поступков конкретных и уж мыслей не пересесть). Я проблема в том, что так вот прогневаться, отринуть, помолиться - сложно, когда, допустим, говоришь с человеком, а внутри восстает что-то, или вообще что-то там "шепнет" и улетит.
Как же я рад,в добрый путь,дорогой!

Согласен с Вами...нередко очень сложно постоянно трезвиться и всегда действовать идеально.
 
Православный христианин
Пожалуйста, подскажите, как можно начать средний, царский путь, какую меру можно установить? Получается так: либо я исповедую в основном грехи делом, не слежу особенно за ходом мыслей, то в душе начинается приражение гневных, высокомерных, гордых помыслов, непонятен процесс исповеди, я же не стараюсь все силою воли не сослагаться с ними. Таким образом я грешу мыслями и обмирщаюсь. Если же я напротив, пытаюсь бороться и отсеивать, то тяжко становится, просто голова болит целый день от брани, нельзя с человеком поговорить, чтобы за голову не держаться или не паниковать, одна мыслишка, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, все это за пару минут разговора. Приходят и мысли, которые никогда мне свойственны не были, часто страшные, хульные, абсурдные, все это, если следить за ним, усиливается, впадаю в отчаяние и уныние. Странно стало видеть православных мирян, которые выглядят радостными и счастливыми, как у них всего этого не бывает? Как найти свою норму, чтобы в грехе не тонуть, но и в самокопание не дающее вообще ни секунды покоя не погружаться? Из-за некоторых особо пугающих и несвойственных мыслей начал уже сомневаться в базовых вещах, а люблю ли я Бога, люблю ли ближнего. В мыслях ведь может что угодно взяться.
 
Последнее редактирование:
Как найти свою норму, чтобы в грехе не тонуть, но и в самокопание не дающее вообще ни секунды покоя не погружаться?
Для начала - перестать постоянно самокопаться. Потому как невозможно устранить все недостатки махом.
"Путь в 1000 шагов начинается с первого шага" (Лао Цзы)
 
Последнее редактирование:
Киев
Православный христианин
Пожалуйста, подскажите, как можно начать средний, царский путь, какую меру можно установить? Получается так: либо я исповедую в основном грехи делом, не слежу особенно за ходом мыслей, то в душе начинается приражение гневных, высокомерных, гордых помыслов, непонятен процесс исповеди, я же не стараюсь все силою воли не сослагаться с ними. Таким образом я грешу мыслями и обмирщаюсь. Если же я напротив, пытаюсь бороться и отсеивать, то тяжко становится, просто голова болит целый день от брани, нельзя с человеком поговорить, чтобы за голову не держаться или не паниковать, одна мыслишка, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, все это за пару минут разговора. Приходят и мысли, которые никогда мне свойственны не были, часто страшные, хульные, абсурдные, все это, если следить за ним, усиливается, впадаю в отчаяние и уныние. Странно стало видеть православных мирян, которые выглядят радостными и счастливыми, как у них всего этого не бывает? Как найти свою норму, чтобы в грехе не тонуть, но и в самокопание не дающее вообще ни секунды покоя не погружаться? Из-за некоторых особо пугающих и несвойственных мыслей начал уже сомневаться в базовых вещах, а люблю ли я Бога, люблю ли ближнего. В мыслях ведь может что угодно взяться.
Ну как... Вам же уже посоветовали - не загоняться слишком сильно. Я бы на вашем месте все эти мелькающие помыслы вообще игнорировал бы. Ну, конечно, если вы полдня размышляете о том, какой сосед урод, или какой вы сам красавчик, то можно и исповедовать. А так - попуститесь немного. Мне кажется, и вам уже сказал Денис, что для вас сейчас главное - начать практически исповедовать грехи. А то смысл в себе копаться, если вы не чистите свою душу на исповеди. А уже на исповеди, может быть, вам и священник посоветует что-то, сами увидите, на чем он больше концентрируется, а что больше пропускает в вашем рассказе (но здесь нельзя однозначно судить, потому что священники бывают разные, в том числе, по темпераменту). Главное - начать.
 
Москва
Православный христианин
Странно стало видеть православных мирян, которые выглядят радостными и счастливыми, как у них всего этого не бывает?
Не участвую в св. Таинствах,Вы лишены в отличие от них,таинственной силы Божьей--благодати Святого Духа,которая освящает,обновляет,очищает от грехов православного,поддерживает его в добре и усмиряет,успокаивает в том числе и мысленные брани.Без нее и заповеди человек не может исполнить и даже скажу больше...кто говорит,что можно без нее исполнить кое-как евангельские заповеди,тот предается Вселенскими Соборами анафеме. "Аще кто речет, яко благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, так как бы и не прияв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнити Божественные заповеди: таковый да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не рек Господь: без Мене неудобно можете творити, но рек: без мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5)» (прав. 127 Карф. собора,2 правило 6 Вселенского Собора).

Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Прп. Макарий Великий: "Как тело без души мертво, и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для царствия, и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу".

Св. блаж. Августин: "Благодать Божия чрез Господа нашего Иисуса Христа (что всегда содержала истинная вера и кафолическая Церковь) преставляет малых и взрослых от смерти первого человека в жизнь второго человека, не только потребляя грехи, но и вспомоществуя могущим уже пользоваться свободным своим произволением, чтобы они не грешили и жили праведно, – так что, без еe помощи, мы не могли бы иметь никакого благочестия и праведности ни в делах, ни в самих желаниях".
"Тот, кто желает произнесть исповедание веры, согласное с истинною, должен исповедать касательно благодати, нимало не колеблясь, что без нее человек совершенно не может сделать ничего доброго, относящегося к благочестию и истинному оправданию".

сщмч. Киприан Карфагенский: "День и ночь мы молимся о том, чтобы освящение и оживление, которое приемлется от благодати Бога, сохранилось в нас под Его покровом".

Собор аравсийский (529 г.): "Если кто утверждает, что для очищения нас от грехов Бог ожидает нашего изволения, а не исповедует, что самое изволение очиститься происходит в нас чрез излияние Св. Духа и Его содействие, – тот противится Духу Святому» (прав. IV). И далее: «Если кто утверждает, что человек может, по силам своей природы, помышлять, как должно, или избирать нечто доброе, относящееся к вечному спасению, и соглашаться на принятие спасительной, т. е. евангельской проповеди без просвещения и внушения от Духа Святого, – тот обольщается духом еретическим".

"Так часто Церковь испрашивает нам благодатной помощи свыше для подвигов веры и благочестия, так часто славословит Духа Святого, просвещающего, обновляющего и укрепляющего нас своими разнообразными дарованиями, так громогласно исповедует пред Богом наши немощи и бессилие совершить что-либо доброе, без Его непосредственного содействия, – что одни эти песнопения и молитвы, раздающиеся в Церкви от лет древних, составляют сами по себе убедительнейшее доказательство еe неизменного верования в необходимость для нас Божественной помощи."(Митрополит Макарий (Булгаков)).



Без св. Крови и Плоти Христовой у православного нет по словам Христа уже даже и жизни.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.


А от грехов и страстей как очиститься без св. Таинств,если сказано,что:


1 пос 1гл Кровь Его очищает нас от всякого греха.jpg


Поэтому Артемий...дальше бессмысленно разговаривать.Ваш путь к облегчению браней --- св. Таинства Церкви.Главное Вам сейчас это внимательно и ответственно к ним подойти.

Из-за некоторых особо пугающих и несвойственных мыслей начал уже сомневаться в базовых вещах, а люблю ли я Бога, люблю ли ближнего. В мыслях ведь может что угодно взяться.
Я даже Вам скажу больше и добавлю.. . Если Вы будете подвизаться и бороться со страстями и помыслами без св. Таинств,то можете вполне скоро сойти с ума или повеситься ( .Или отречься от Христа или перейти к еретикам.Случается это,к сожалению,весьма нередко.Сатана мастерски научился выигрывать эти партии у людей.

облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Вопрос 99. Что есть Таинство?

Ответ. Таинство есть Священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез Которого всякий из верующих получает Божественную благодать.

 
Православный христианин
Два раза исповедовался и причащался, но не смог назвать все грехи, готовлюсь к генеральной исповеди.
 
Православный христианин
Все это понятно, но вот дело то в том, что принцип отсечения очень похож на механизм возникновения ОКР, пытаться насильно не думать, а при этом мысль становится навязчивой и прилипает к человеку ещё сильнее.
Артемий, враг умеет заходить справа, это он "ревнитель" в твоём случае, я обещал больше не писать, но ... :) ты комара отцеживаешь, а его и нет, бесы заняли тебя своей "работой", очнись! Лечи психику, легко постись, помогай родителям и гони (увы - увы, не прогонишь ...) навязчивые мысли.
 
Сверху