Но разве это проскакивание само по себе не греховно? Выделяют прилог, сочетание, сосложение, борьбу и страсть, но ведь безгрешные прилоги в виде какого-то пустого, безчувственного образа это скорее планка монашества, мои же, греховные и низкие, разве могут быть совсем уж безгрешны?
Обратите внимание:
Святитель Феофан Затворник:
Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностию, и с точностию тоже определена виновность каждого в сем ходе дела. Весь ход дела изображается так: сначала бывает
прилог, далее
внимание, потом
услаждение, за ним
желание, из него
решимость, и наконец
дело (См. Филофея Синайского. Добротолюбие. Т. 3. Гл. 34 и дал.). Чем далее какой момент от исхода и чем ближе к концу, тем он значительнее, развратнее и грешнее. Верх виновности — в деле, и ее почти нет в прилоге.
Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти.
Внимание есть установление сознания или ока ума на родившемся образе с тем, чтоб осмотреть его, как бы побеседовать с ним. Это есть медление в помысле единичном или многосложном. Сие действие более во власти человека, ибо родившийся против воли образ можно тотчас изгнать. Потому оно и более виновно...
Услаждение есть приложение к предмету в след за умом и сердца. Оно приходит, когда, в следствие внимания к предмету, он начинает нам нравиться, и мы находим удовольствие в умном смотрении на него, лелеем его в мысли. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех.
От услаждения один шаг до
желания. Отличие между ними то, что душа услаждающаяся пребывает в себе, напротив желающая склоняется к предмету, имеет к нему стремление, начинает искать его. Оно никак не может быть безвинным, ибо совершается
согласием или рождается современно с ним, как бы из под него; согласие же всегда в нашей воле.
От желания еще одною чертою отличается
решимость, именно тем, что в состав или в условие рождения ее входит уверенность в возможности и видение средств. Желающий изрек согласие на дело, но еще ничего не придумал и не предпринимал к достижению своей цели; у решившегося все уже осмотрено и решено, остается только приводить в движение члены тела или другие силы для соответственного производства дел.
Когда же, наконец, и сие будет совершено, тогда кончается все делопроизводство греха и является дело, — плод развращения, зачатого внутри и родившего беззаконие во вне.
"Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу.Всякого подходящего---помысел,чувство,желание---спрашивай:свой или чужой.Чужих гони без жалости и будь неумолим."(Святитель
Феофан Затворник).
"Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие или сласть, как только покажется, подавлять надо всеми силами... Тут главный пункт внутренней брани... .Вопрос «как?» решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного."
"Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен такой недобрый помысл и отвергнут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли и будьте покойны."
"Начало всему злу мысли.Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь дверь души для сатаны.А что мысли приходят недобрые...что ж делать,без них никого нет на свете.Прогони их и всему конец,опять придут и опять прогони и так всю жизнь."
"Как покажутся, встречать их ненавистию и презрением и бранью проклятого врага, ибо это его работа. Затем тотчас пусть обращается с молитвою к Господу, прося Его прогнать мысли и жалуясь Ему на козни врага. И будут проходить."
( Святитель
Феофан Затворник)