Можно ли богатому войти в Царство Небесное

Владимир
Православный христианин
Я думаю, что в большинстве своем Богатым людям безусловно трудно войти в Царство Небесное(хотя и вполне возможно),видимо Богатый, ни в чем не нуждающийся человек болеее расслаблен духовно,ему гораздо сложнее бороться со страстями плоти и души,нежели человеку очищаемому трудностями,в частности и материальными.Возможно богатство открывают человеку большие возможности пользоваться этим миром,т.е. заиметь Славу,Власть и т.д.У Богатого человека более острее ощущается давление страстей,таких как тщеславие,гордыня,вседозволенность,все эти страсти питаются этим богатсвом и лишь совсем немногие богатые люди,как мы знаем смогли сохранить и воспитать свою душу в Божественной чистоте,не упивались богатсвом, а относились к нему равнодушно, как будто его вовсе и нет(например,Святитель Николай,Император Николай Второй).Но чаще всего людям очень сложно так жить, так как соблазн очень велик. Возможно Христос и хотел данной притчей подчеркнуть, что Богатым сложно войти в царство Небесное , а поэтому им надо больше трудиться над своей душей.
 
Москва
Крещён в Православии
Я думаю, что в большинстве своем Богатым людям безусловно трудно войти в Царство Небесное(хотя и вполне возможно),видимо Богатый, ни в чем не нуждающийся человек болеее расслаблен духовно,ему гораздо сложнее бороться со страстями плоти и души,нежели человеку очищаемому трудностями,в частности и материальными.Возможно богатство открывают человеку большие возможности пользоваться этим миром,т.е. заиметь Славу,Власть и т.д.У Богатого человека более острее ощущается давление страстей,таких как тщеславие,гордыня,вседозволенность,все эти страсти питаются этим богатсвом и лишь совсем немногие богатые люди,как мы знаем смогли сохранить и воспитать свою душу в Божественной чистоте,не упивались богатсвом, а относились к нему равнодушно, как будто его вовсе и нет(например,Святитель Николай,Император Николай Второй).Но чаще всего людям очень сложно так жить, так как соблазн очень велик. Возможно Христос и хотел данной притчей подчеркнуть, что Богатым сложно войти в царство Небесное , а поэтому им надо больше трудиться над своей душей.
А что значит равнодушно относиться к своему богатству? Бесстрастно? Но тогда бесстрастие к стяжательству должно проявляться через милосердие к ближнему, и человек состоятельный, наверное, должен делиться своим состоянием с нищими и нуждающимися, жертвовать деньги на храмы, больницы, приюты и т.д. То есть, бесстрастие, это не пассивное накопительство богатства, но способность делиться со своим ближним тем, что имеешь без жалости к тому что отдается.
хотелось понять почему именно пример с «игольным ушком ».
"Игольное ушко" - так назывались вороты, через которые входили в Иерусалим, они были очень узкие, что не позволяло войти в них верблюду или навьюченному животному, если их не разгрузить. Таким образом эти ворота выполняли функцию таможни, т.к. ограничивали собою габариты проносимого через них.
 
Москва
Православный христианин
,но всё же хотелось понять почему именно пример с «игольным ушком ». Нигде не могу найти толкование , на это место из писания.
:) Пожалуйста, вот толкование:
ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА. Книга 2​

Действительно, не столько имеют препятствий на пути к спасению те, которые владеют немногим, сколько те, которые погружены в бездну богатства, - потому что страсть к богатству тогда бывает сильнее. И я никогда не перестану повторять, что приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего: возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет через то сознавать всю свою нищету. Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с радостью и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что, когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицом и с печалью. Что же Христос? "Трудно" богатому войти в "Царство Небесное" (Матф. 19:23). Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царство Небесное богатому, то, что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в царствие небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться перед ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь. Сказав здесь, что неудобно богатому войти в Царство Небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. "Удобнее", говорит, "верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье". А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божьим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить.
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z07_2/Z07_2_19.htm
 
"Игольное ушко" - так назывались вороты, через которые входили в Иерусалим, они были очень узкие, что не позволяло войти в них верблюду или навьюченному животному, если их не разгрузить. Таким образом эти ворота выполняли функцию таможни, т.к. ограничивали собою габариты проносимого через них.


Что то здесь не сходится, Господь не уточнял, навьючен был верблюд или нет , а если верблюд не может войти в «игольные ушки», то получается что и богатому путь в Царство Небесное закрыт. А как же многочисленные примеры из жития святых. Здесь должно быть другое объяснение.
 
Москва
Крещён в Православии
Что то здесь не сходится, Господь не уточнял, навьючен был верблюд или нет , а если верблюд не может войти в «игольные ушки», то получается что и богатому путь в Царство Небесное закрыт. А как же многочисленные примеры из жития святых. Здесь должно быть другое объяснение.
Для того, чтобы протащить верблюда через "игольное ушко", его надо было сперва развьючит. Так и человек, может пройти в Царство Боже не иначе, как налегке, а если он не в Бога богател, а во всё временное, земное, то он подобен навьюченному верблюду, которому вход в святой град закрыт. Невозможно человеку абстрагироваться от своего богатства, как только если отдавать все лишнее Богу и ближнему.
Как сказал апостол - не превращайте попечение о плоти своей в похоть (близко к тексту, но не цитата)
 
Москва
Православный христианин
А пророк Давид наказывает проверенное на опыте:
"когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца." (Пс. 61, 11)
 
Москва
Крещён в Православии
А пророк Давид наказывает проверенное на опыте:
"когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца." (Пс. 61, 11)
Мы живем по Новому Завету, который поднимает духовную планку еще выше:
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Такой заповеди не было в Ветхом Завете и не могло быть, так как в ту пору, честно нажитое богатство свидетельствовало, что человек принимается Богом, как праведник. Но Христос умаляет ветхозаветные представления о праведности, задав новый рубеж. Поэтому юноша, который праведник по ветхозаветному закону, оказывается несовершенным перед Новым Законом Божиим и предметом его претыкания и несовершенства является богатство, которым он владеет, как он сам думает - бесстрастно, ибо исправно платит десятину, дает нищим и прочее. Но когда Господь говорит ему: все это раздай другим ради Меня, чтобы тебе следовать за Мною, тогда обнаруживается страсть. Так часто бывает, когда страсть питаема, то человек чувствует в себе мир и ему кажется, что он равнодушен или бесстрастен к этому. Но когда у него отнять то, что питает страсть, тогда страсть просыпается и начинает мучить человека.

Одна моя знакомая еще лет 20 назад говорила мне с беспечной улыбкой, что она курит совершенно бесстрастно и что, если надо будет, она легко может и не курить. И вот прошло 2 десятка лет, а она все курит, хотя врачи давно сказали ей, что для нее это пагубно. Она пробывала бросать, но увы, именно в момент отказа от привычной доли никотина, в ней подымалась такая жуткая страсть, что она не выдерживала мучений и вновь хваталась за сигарету.

Проверить свое отношение к богаству (большому или маленькому) можно только, отрывая его от себя. Если тебе не жалко отдать нищему 10 руб., то попробуй отдать 20. Не жалко? Отдай 50, 100, 1000 руб. Обязательно есть предел суммы, которую отдать безвозвратно жалко. 1000 рублей я отдать еще могу, 3000 тысячи жалко. О всем имении вообще речь не стоит. Хотя и в наше время есть такие верующие, кто продал квартиру и принес все деньги в монастырь и сам там остался, Христа ради. Именно этот путь и предлагает Христос богатому юноше. Ты все раздай и становись моим учеником, а потом и апостолом и тогда станешь совершенным и будешь иметь жизнь вечную.
 
Москва
Православный христианин
Так часто бывает, когда страсть питаема, то человек чувствует в себе мир и ему кажется, что он равнодушен или бесстрастен к этому. Но когда у него отнять то, что питает страсть, тогда страсть просыпается и начинает мучить человека.
:) В своём строгом смысле заповедь всё раздать дана для стремящихся к совершенству, это не всем под силу. Но мы можем смотреть на эту заповедь гораздо шире, когда каждый может её применить к себе. Совершенно точно, что самое страшное для богатого - его пристрастие к богатству. Это сеть, из которой трудно выпутаться. Но ведь пристрастие может быть не только к большому богатству, под имением, которое губительно для человека, можно понимать и любое достояние, к которому привязывается человек. Тут дело не в величине имения, а в силе привязанности. Более того, к такому имению, можно отнести и многие душевные привязанности, страстные расположения, и всё, что держит нас в плену плотских и душевных удовольствий... Об опасности для нас пристрастий замечательно писал арх. Аверкий (Таушев):
Иисус же обратился к Своим ученикам и пояснил: «Истинно говорю вам: трудно богатому войти в Царствие Небесное: легче верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Mф. 19, 23-24).
Что же это значит? Неужели все богатые непременно погибнут только потому, что они — богатые?
Такой вывод из этих слов Господа был бы неправильным, по меньшей мере не точным. Ведь Господь не сказал, что богатому невозможно войти в Царство Небесное, а лишь «трудно», но Бог может так устроить, что и для богатого богатство его не будет препятствием ко спасению: «У человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна».
В чем же опасность того богатства, которого столь многие жаждут в этой временной земной жизни, что готовы ради него идти на самые великие преступления и пренебречь своей участью в вечной жизни? Почему оно может служить таким большим, для самого человека даже непреодолимыми препятствием ко спасению?
Опасность богатства заключается прежде всего в том, что оно дает возможность богатому исполнять все свои греховные вожделения и порочные стремления и все больше и больше опутываться всевозможными греховными пристрастиями. Пользуясь всем, что он только пожелает, человек богатый легко делается самонадеянным, самодовольным, заносчивым, гордым, и в отношении к другим людям — черствым, немилосердным, жестоким. Наслаждаясь и упиваясь всеми удовольствиями и благами здешней земной жизни, он скоро забывает о Боге и о будущей жизни: грубая чувственность, постоянно невозбранно удовлетворяемая, заглушает в нем духовные потребности, духовные стремления, порывы к высшей, лучшей жизни, погашает в нем жизнь духовную.
В результате всего этого в душе такого богатого богатство совсем вытесняет Бога, оно становится для него «иным богом», вместо Бога истинного.
Итак, не само по себе обладание богатством — грех, а возможное отношение к нему человека, обладающего этим богатством.
«Не богатство беда», говорит наш великий наставник благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник, «а упование на него и пристрастие к нему. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий: такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить» («Мысли на каждый день года», стр. 262). И из истории и житий святых мы действительно знаем немало случаев, когда богатые спасались, употребляя свое богатство с великой пользой для своих душ на делание разных видов добра.
И в самом деле! Сколько действительно великих благодеяний может сделать богатый человек не по-эгоистически, а по-христиански относящийся к своему богатству. И вот тогда богатство не только не мешает, а наоборот — даже помогает ему в деле спасения, отверзая вход в Царствие.
По-видимому юноша, приступивший к Господу с вопросом о спасении, имел искреннее стремление спастись, но Господь, как Сердцеведец, указал ему на существующее у него главное препятствие ко спасению — пристрастие к богатству, почему так решительно и сказал ему: «иди, продаждь имение твое и даждь нищим», дабы в корне пресечь это губительное для его души пристрастие, мешавшее ему наследовать жизнь вечную, о которой он помышлял и спрашивал.
Да и вообще самым большим злом нашей жизни, препятствующим делу вечного спасения, являются всякаго рода пристрастия. Кто к чему-либо слишком сильно привязан сердцем, больше, чем к Богу, для того предмет его страсти, его чрезмерной привязанности становится идолом, ложным богом, которому он поклоняется и приносит в жертву все, вместо Единаго Истинного Бога.
«Даждь ми, сыне, твое сердце!» (Притчей 23, 26) говорит Господь человеку, а сколь многие из нас отдают свое сердце, вместо Господа Бога, кто неразумным чрезмерным родственным привязанностям или неразумной человеческой дружбе, легкомысленно и дерзко попирая Закон Божий, кто — нечистой плотской любви и всякаго рода чувственным плотским удовольствиям и наслаждениям, пьянству, объядению, курению, светским увеселениям, кто — увлечению высокими званиями, чинами, орденами и наградами, готовые добиваться их всеми способами, даже с попранием совести, кто — льстящей самолюбию и тщеславию общественной и политической деятельности, обманывая себя и других своей мнимой «идейностью», а кто — совершенно открыто предоставляет свое сердце в жилище бесам, необузданно и безстыдно предаваясь самым гнусным страстям и порокам.
Но будем всегда помнить слово Христово о том, что «никто не может служить двум господам — Богу и маммоне» (Mф. 6, 24), под которой понимаются все вообще чувственные земные блага, вернее, — то, что преданный греховной жизни человек считает для себя «благом».
Если мы — Божии, если мы — христиане, то всё, кроме Бога, служения Ему и искреннего угождения Ему, должно быть для нас на втором месте.
А что касается собственно богатства, как такового, то не будем добиваться приобретения его, а будем лучше держать в памяти мудрое наставление, данное еще в Ветхом Завете Псалмопевцем: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11).
(Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 4. Что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную? Мысли в неделю 12-ую по Пятидесятнице.)

 
:)
Опасность богатства заключается прежде всего в том, что оно дает возможность богатому исполнять все свои греховные вожделения и порочные стремления и все больше и больше опутываться всевозможными греховными пристрастиями. Пользуясь всем, что он только пожелает, человек богатый легко делается самонадеянным, самодовольным, заносчивым, гордым, и в отношении к другим людям — черствым, немилосердным, жестоким. Наслаждаясь и упиваясь всеми удовольствиями и благами здешней земной жизни, он скоро забывает о Боге и о будущей жизни: грубая чувственность, постоянно невозбранно удовлетворяемая, заглушает в нем духовные потребности, духовные стремления, порывы к высшей, лучшей жизни, погашает в нем жизнь духовную.
В результате всего этого в душе такого богатого богатство совсем вытесняет Бога, оно становится для него «иным богом», вместо Бога истинного.
Итак, не само по себе обладание богатством — грех, а возможное отношение к нему человека, обладающего этим богатством.
«Не богатство беда», говорит наш великий наставник благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник, «а упование на него и пристрастие к нему. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий: такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить»
Спасибо большое, это как раз то , что я искал.
 
Москва
Православный христианин
«Не богатство беда», говорит наш великий наставник благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник, «а упование на него и пристрастие к нему. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий: такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить»

Спасибо большое , это как раз то , что я искал.
Димитрий Вячеславович! А еще и другое есть.

"И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители."
 
Москва
Православный христианин
Я думаю, что в большинстве своем Богатым людям безусловно трудно войти в Царство Небесное(хотя и вполне возможно),видимо Богатый, ни в чем не нуждающийся человек болеее расслаблен духовно,ему гораздо сложнее бороться со страстями плоти и души,нежели человеку очищаемому трудностями,в частности и материальными.Возможно богатство открывают человеку большие возможности пользоваться этим миром,т.е. заиметь Славу,Власть и т.д.У Богатого человека более острее ощущается давление страстей,таких как тщеславие,гордыня,вседозволенность,все эти страсти питаются этим богатсвом и лишь совсем немногие богатые люди,как мы знаем смогли сохранить и воспитать свою душу в Божественной чистоте,не упивались богатсвом, а относились к нему равнодушно, как будто его вовсе и нет(например,Святитель Николай,Император Николай Второй).Но чаще всего людям очень сложно так жить, так как соблазн очень велик. Возможно Христос и хотел данной притчей подчеркнуть, что Богатым сложно войти в царство Небесное , а поэтому им надо больше трудиться над своей душей.

А вы задумывались над тем что бедным ещё сложнее избежать греха. Бедность как причина толкающая на грех. Ведь что бы вырваться из нищеты и нужды, люди готовы на многое , предавать, лгать , даже убивать. Что бы уйти от реальности нищенской жизни, многие начинают употреблять алкоголь и наркотики, только бы не видеть весь ужас своей бедности. Согласна, всё выше перечисленное свойственно и богатым людям, просто не надо говорить что кому-то легче, а кому-то сложнее попасть в рай, всем трудно, и бедным и богатым. Всё зависит от состояния души человека, а не от состаяния его банковского счёта.
 
Сверху