Что говорит Апостол?
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что наполняет ее. 27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. 28 Но если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести.
Запрет есть идоложертвенное есть запрет на соучастие в инорелигиозном культе. Именно в этом грех и опасность и только тогда он есть, когда Ваши действия станут соучастием. Мы же знаем, что сам по себе идол - ничто. И идоложертвенным нельзя отравится. Никакие языческие посвящения, проклятия, магия и что бы ещё - для христиан ничего не значат, совсем. Мы на сатану плевали, мы Христовы, и не имеет сатана над нами никакой власти, как и вообще никакой властью он не обладает, если только сам человек ему не предастся. Никакой порчи и проклятия никто на Вас навести не сможет. Как говорит авва
Антоний Великий:
«Притом, чтобы не бояться нам демонов, надобно рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний и не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, не множеством устрашает, но немедленно пользуется своею властью, как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посему-то наипаче и должно их презирать, как бессильных. Истинному Ангелу, посланному Господом на ассириян, не было нужды во множестве, в наружном призраке, в громе и треске; напротив того, в тишине оказал он власть свою и мгновенно истребил сто восемьдесят пять тысяч. Не имеющие же никакой силы демоны, каковы с нами препирающиеся, покушаются устрашить хотя мечтаниями».
Если уж демоны не могут непосредственно навредить нам, то уж тем более не может навредить над ничто посвящённое им.
Так мы сегодня ходим в музеи и смотрим с любопытством на древних идолов, видя перед собой лишь произведения искусства. Это игиловцы занимаются варварством и взрывают древние языческие храмы и идолы разрушают, тем самым только давая честь идолам, признавая тем, что эти каменные статуи чего-то стоят. Для нас же, верных, эти идолы уже давно не представляют никакой угрозы и никакого религиозного смысла не несут. Просто статуи, красиво, любопытно, интересно. Даже языческие мифы для нас давно стали просто историями, порой назидательными, что художники эти сюжеты в искусстве своём используют. Героизм и самопожертвование Прометея - для нас лишь история о том, как древний титан не убоялся Зевса и из сострадания к дикарям-людям подарил им огонь. Для нас это только лишь сказка и сюжет для мультика, не больше.
Точно также и с идоложертвенным.
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; Вы в магазин идёте купить еды - еду себе и покупайте. И куда больше Вас должен интересовать состав продуктов, вот уж в чём действительно может быть настоящая дрянь. А кто там что пишет - ерунда. Этикетки не копите - а в мусорку выбрасываете. И ничем не будет отличаться халяльная шоколадка от нехаляльной. Когда Павел наставлял христиан ситуация была куда жестче. На рынках реально продавалась идоложертвенная пища, язычники ещё и пытались глумится над христианами и ходили окропляли жертвенной кровью всё, что на рынке продаётся. Было такое. А Апостол и говорит: да не думайте даже об этом.
Господня земля, и что наполняет ее. Эти чужие дела не должны вас беспокоить. Это для язычников их жертвенная кровь чего-то стоит, а не для вас. А уж что пишут сегодня на этикетках - вообще ерунда. Нет такого, чтобы на каждой фабрике стоял специально обученный имам и над каждой шоколадкой читал басмалу.
Но вот если, говорит, вам объявят:
«это идоложертвенное», - тогда не ешьте. Ведь тут вас уже приглашают разделить именно религиозную пищу, вместе с язычником совершить его культовую трапезу. И поэтому есть нельзя. Не потому, что для тебя эта пища чем-то от любой другой отличается, а потому, что отличается для язычника. И его даже нельзя нам соблазнить, показывая, что мы будто бы хоть каким-то местом признаём его богов. Перед ним мы должны засвидетельствовать, что мы не можем и не будет соучаствовать в его культовых действиях. Для язычника такая трапеза будет иметь религиозный характер поэтому мы и не должны её с ним разделять. В этом и весь смысл запрета есть идоложертвенное.