- Православный христианин
Теперь, когда ум научился различать, хотя и не очень уверенно, помыслы, основное его занятие -- это борьба с ними, трезвение, и он ничего, кроме помыслов, в околосердечном пространстве не видит. Но по мере того, как в этой борьбе начинаются паузы, ум приходит в состояние тишины и начинает различать в этом пространстве нечто принципиально отличное от помыслов. Что именно?Теперь мы умеем отличать помыслы в свете от светильника веры от чего-нибудь другого. Чего именно?...
Это нечто не несет в себе никакого образа, не приходит извне, а приходит из глубины, из потаенной сердечной клети. И не вводит сердце в разорение (как некоторые помыслы, которые по словам Писания "от сердца исходят"). А наоборот, ввергает сердце в состояние тишины, так хорошо описанное в рассказе свт. Игнатия "Странник". И не вступает с умом в собеседование, а действует властно, говорит беззвучно и не словами, а неким убеждением ума, как это хорошо описано в упомянутом рассказе.
То есть по всем признакам отличается от помыслов. Нечто -- это логос. Здесь надо сосредоточиться и пребывать в этом молчании как можно дольше. Это состояние -- сердечный вход, и если им, например, по незнанию или ложно понятой осторожности, пренебречь, то неизвестно когда он появится еще. Многие так поступают и молясь, на долгие годы лишают сами себя плода молитвы. Но посоветоваться об этом с кем-нибудь опытным никогда не бывает лишним. Разумная осторожность никому еще не повредила...
Последнее редактирование: