О безмолвии в миру

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Москва
Православный христианин
Но сколько случаев именно такого порядка...на пример - Не могут завести детей, а к мощам Мотроны попадают, и рождаются дети.
Об этом я писала Вам несколькими сообщениями выше. " Нужно понимать, что таким образом Господь приводит людей к начальным этапам веры " (c). --> # 551
И в предыдущем сообщении ответила, так же. Что такой отклик ( исполнение просьб ) Бога, на прошения людей может быть. Но это больше для привлечения людей к вере. Дальше уже нужно будет идти самим. И учиться жить церковной жизнью. Понимать для чего пришёл Иисус Христос. Что такое спасение.
Не нужно, всех ориентировать только на чудесную помощь Бога. Иначе скажут, Бог не помог. Нам - Он не нужен. Нужны лишь - чудеса.
 
Крещён в Православии
Я поднял вопрос ,потому как эта ситуация, встречается у многих, когда люди молятся, а ответ не получают. Для меня лично, этот вопрос не актуален. Молятся часто дома, просят о чем то,но не получают просимого.а стоит съездить к мощам святого, как вопрос решается.
Так о том и речь, что по вере подается благо.
 
Православный христианин
В тему о безмолвии. Мне уже доводилось в этой теме писать, что, по отцам, отчасти обладающие умным зрением, но не очистившие еще до конца сердце, видят его умным взором со стороны, как прикрытое облаками, сквозь которые проглядывает солнце. Вот нашел о том же у прп. Макария Великого:

"Ни один рассуждающий здраво не осмелится сказать: «Так как пребывает благодать во мне, то совершенно свободен я от греха». Напротив, в одном и том же человеке действуют два лица, и неопытные в деле, едва лишь возымеют какое-нибудь духовное движение1. молвят, что-де «победили уже мы и являемся [совершенными]11 христианами». А по-моему, дело бывает так: как на небе находится чистое солнце, не затеняемое облаками, но внезапно нашедший темный воздух или мгла омрачают солнечное сияние111, — так и не до конца очищенные, тем не менее, находятся в благодати Божией, и в глубине души одержимые грехом имеют крепкие к Богу движения и помыслы и пребывают’4’ в добре. И как солнце, будучи внутри облаков, пребывает одним и тем же — так, опять, и те, которые но глубине [души] держатся доброй стороны, сиречь благодати, остаются еще рабами и подвластными лукавым помыслам и порочной стороне".

А не обладающие вообще умным зрением не видят в сердце ничего, кроме непроницаемой толщи. Напротив тому, продвинувшиеся в очищении сердца, видят его уже не со стороны. Точнее, видит его таким образом ум, ставший в полноте своих умных чувств, по ап. Павлу, "внутренним, или сокровенным сердца человеком".
 
Православный христианин
+++форма молитвы

...Как удобнее. Но надо иметь ввиду, что на данном этапе мы хотим обрести пользу, скорее, не от молитвы, а от молчания (очередь молитвы, но уже на другом уровне, еще придет). Молитва отгоняет врагов, а молчание рождает Божественные помышления — логосы.

"156. Сердце, совершенно отчуждившись от мечтаний, станет рождать помышления Божественные и таинственные, играющие внутри его, как играют рыбы и скачут дельфины в спокойном море. Море веется тонким ветром, и бездна сердца – Духом Святым. «И понеже есте сынове», говорит Апостол, «посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща, Авва Отче» (Гал. 4. 6)!" (прп. Исихий Синаит).

Нам далеко еще до этих созерцаний. Но бездна сердца время от времени веется Духом Святым, даже если мы этого и не ощущаем. А может когда-нибудь и ощутим это движение в сердце, которое стоит тысячи молитв. Вот почему важна не форма и количество молитвы, а количество времени, которое мы сумеем во время нее промолчать. Метод задержки дыхания увеличивает это количество.
 
Православный христианин
"157. Усомнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, – потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности".

Здесь безмолвник назван монахом. Но немного далее говорится, что такое монах:

"159. Тот подлинно есть истинный монах, кто держит трезвение..."

Трезвение -- это сочетание молитвы и безмолвия. Во время нападения помыслов трезвящийся использует молитву. Но время говорить и время молчать. Когда наступает время молчания, стоит молящемуся сказать лишь половину молитвы, как ему навстречу "из потаенного места сердца" выступает другая, безмолвная, самодвижная молитва, и тогда уже он не в силах что-нибудь говорить. "Молвит душа и в молве находится, когда творит молитву, и надобно тогда -- по слову прп. Серафима --и от молитвы упраздниться", когда истекает из сердца наподобие невидимого потока, эта самодвижная молитва, пока она промыслительно не остановится сама. Тогда с душой беседует Своими логосами Сам Бог, и произвольный переход обратно к словесной молитве считается тогда у отцов падением.

Вот почему прп. Исихий пишет далее:

"...и тот есть истинный трезвенник, кто в сердце монах (у кого в сердце только и есть, что он да Бог)".

Основная задача безмолвника -- поиск времени молчания. Он творит молитву пока его время молчать не пришло. Но у сердца, как известно, два входа. Один соответствует безмолвию и времени молчать. А другой -- времени говорить и Иисусовой молитве.
 
Православный христианин
+++Что такое сердце

Точное определение сердцу дать нельзя, это одна из тайн творения. Но можно привести ряд частных определений, характеризующих сердце с той или иной стороны и дополняющих друг друга. Отцы высказывают и обсуждают, как правило, одиночные частные определения сердца, которые их в данный момент интересуют, а не все разу, потому что это и невозможно ввиду их большого количества.
В качестве иллюстрации набор различных частных определений сердца из книги Р. Белэ "Безвидный свет" о сирийских мистиках.
..........................
Для всех них сердце,54 несомненно, является местом встречи души с Богом. Как и
Макарий, 55 говоривший, что именно сердце есть источник жизни, Иосиф Хазайя
провозглашает, что «из сердца монаха проистекает Христос, Источник жизни»,56 а Иоанн
Дальятский пишет, что сердце это «источник потоков сокровищ Святого Духа». 57 О
«хранении сердца» Симеон Благодатный говорит, что душа должна непрестанно
бодрствовать при дверях своего сердца,58 а Иосиф Хаззайя утверждает, что «всякий, кто
не стоит на страже при вратах своего сердца, лишается видения Царства славы, … которое внутрь нас есть" и т. д.
----------------------------
Каждое высказывание здесь нуждается в комментировании, и вот эта совокупность всех комментариев к ним и самих определений является более или менее адекватным определением того, что является сердцем. Каждый, в согласии со своим духовным устроением, использует из этих определений что-то свое, в зависимости от контекста, который его в данный момент интересует, и собственного опыта.

Вот например из:

"всякий, кто не стоит на страже при вратах своего сердца, лишается видения Царства славы, … которое внутрь нас есть"

мне, вроде бы ясно, что сердце -- это врата в Царствие Божие, которое внутрь нас есть, (и одновременно его зеркало). Врата, которые нужно охранять (от помыслов) и т. д.

А из

"сердце это «источник потоков сокровищ Святого Духа»"

мне ясно, что посреди сердца, как в Раю, бьет источник Жизни и т. д.

И оба этих определения вместе (и множество других) дают некое представление о том, что в точности представить себе невозможно, можно только увидеть на собственном опыте или принять на веру. Это и есть сердце, по-другому его определить и описать не получится.
 
Прочее
Всё правильно, также важно учитывать каждую сторону. Осознаваемое молчание - акклиматизация, она необходима для того чтобы привыкнуть к новой чистоте воздуха, к пониженному атмосферному давлению. Концентрация на молитве же есть шествие на вершину. Если только отдыхать в палатке, и наслаждаться достигнутой чистотой, можно и не узнать, что существует воздух ещё более чистый, в этом может быть проблема. Но если слишком сильно бежать на вершину можно подхватить горную болезнь. Всё хорошо в меру, поэтому хотел бы ещё с такой стороны сказать, что цель монаха - поиск золотой середины. Что нам говорил Христос: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)
 
Православный христианин
Самое сложное в безмолвии, как я полагаю, это воспринимать только безвидные образы.

Помыслы с помощью молитвы уже отбиты, наступило короткое время передышки. Самое время созерцать безвидные образы-логосы. Почему же этого не происходит? Ах, да. Умное зрение, способное созерцать логосы, - дар благодати. Дар не получен или бездействует -- нет и созерцания.

Но не все так просто. Дар умного зрения был у человека изначально, от первозданного Адама. И потом то, что от него осталось, наследуется его потомками. Значит, умное зрение у человека есть и периодически себя, хоть и слабо, но проявляет. Чтобы задействовать эти начатки умного зрения, надо заставить бездействовать обычное.

Надо при взгляде на сердце не давать обычному зрению ума времени на формирование образа. Взглядывать и тут же отводить внимание ума обратно. За это время, если не успел сформироваться какой-либо обычный видимый образ, то, что успело сформироваться помимо обычного, и есть невидимый безвидный образ, недоступный обычному вниманию ума. Он неопределим, неописуем, безОбразен, иначе говоря это логос, созерцание которых, таким образом, доступно и на начальных стадиях безмолвия и воспринимается подвижником как "озарение ума", хотя и длится короткое время.

Но лучше, конечно, дар благодати:)
 
Последнее редактирование:
Прочее
Научиться каяться - сложно, смиряться - сложно. Требуется осознать своё текущее, истинно-донное положение в реальности. Чем хуже реальная жизнь, тем проще. Почаще глядеть правде в глаза. Затем надо всю свою высоко-духовность смыть вместе с результатом процесса облегчения. Взгляд с "неба", опустить поскорей вниз, на землю, чтобы не споткнуться там, где мы истинно пребываем. Узреть поскорей дно, желательно донное, чтобы узреть нашу истинную реальность. А потом глядеть надо вокруг, и видеть только одно - неизвестно что. В обязательном порядке считать себя последним из заслуживших что-либо. Смиряться и каяться, и идти к понимаю, что всякий имеющийся дух и даже грош, и даже поддельный - не заслужен. Перед Христом стоять как мелкий пакостник, и проказник, иметь при себе соответствующий голосочек. Стать нищим духом, раздавиться. Тогда придёт Жених, брак будет засвидетельствован.
 
Москва
Православный христианин
Научиться каяться - сложно, смиряться - сложно.
" Глаза страшат а руки делают " ( c ). Пословица.
Так и тут.
Мне понравилось одно хобби. Увидела что могут другие люди и как у них всё получается ладно, красиво и хорошо. Решилась и я - попробовать. Читаю и смотрю об их опыте которым они делятся. И в статьях и в видео. У них свои условия, у меня свои. Результат будет разный. Но, у меня получится, так как получится у меня.
И ещё читала, что ни о чём человек так не жалеет, как об упущенных возможностях. И о том что он когда-то не попробовал что было ему интересно ( в какой-то степени ) и упустил возможности.
Всё с чего-то начинается.
 
Москва
Православный христианин
– Отец Александр, вы лично были знакомы с тремя ныне прославленными Глинскими старцами: митрополитом Зиновием (Мажугой), в схиме Серафимом, схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Романцовым). Какие у них были общие качества?

– Все молитвенники, делатели непрестанной Иисусовой молитвы. Беседуют с вами и перебирают четочки: умная молитва идет постоянно. До этого дойти надо! Не каждый доходит, чтобы одновременно беседовать и продолжать молитву в сердце через ум.

Что еще общего? Доброта. Всегда старались помочь сами, не дожидаясь просьб. Любвеобильные. И что замечалось: прошли большую, очень трудную жизнь, через ссылки, гонения, разного рода оскорбления. Но никогда об этом не говорили, только иногда рассказывали, больше для назидания, о случаях из жизни в ссылке. Всегда в проявлении любви, и больше рассказывали о хороших случаях.

Вот что интересно: пройдя ссылки, они сохранили любовь к Богу, любовь к ближнему. Никакой озлобленности, никакой жестокости. Старались вспоминать только хорошее и о жизни в заключении, и о повседневной жизни, то, как Господь их вел.

Еще честность. Честность к Богу, честность к службе – тоже характерная черта. Даже вдали от обители служили по монастырскому чину, что никого не тяготило, потому что благодатность молитвы, которую они несли, передавалась окружающим. Люди старались как можно больше бывать у старцев и на богослужении, и просто приходя к ним. Получали дары, становились какими-то облагодатствованными, как говорил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, постриженик митрополита Зиновия. Он вспоминал, что, даже коротко пообщавшись со старцами, люди уже получали благодатные дары, которые давали им силы на дальнейшую жизнь, на дальнейшее преодоление препятствий и надолго оставались в памяти. Так происходило потому, что за того, с кем соприкасались, старцы потом и молились.

 
Православный христианин
Насколько знаю, фактически все святые воспрещают безмолвие и сердечную молитву новоначальным монахам, не говоря уж о мирянах, нам бы хотя бы научиться внимательной молитве. У Игнатия (Брянчанинова) много об этом написано.
 
Православный христианин
+++Мирские просят мирские подарки, духовные просят-духовные. Взыскуй самого Дарителя всем сердцем своим.

Это, конечно, правильно, но и технических приемов никто не отменял. Вон ст. Эмилиан советует использовать дыхательный метод при молитве. А мы ему: "Взыскуй лучше самого Дарителя". Так он и взыскует, и гораздо больше нашего. И дыхательный метод этому не помеха, а подспорье. И начинают обычно с него, а не с поисков Дарителя. Впрочем, методы бывают разные. Есть и такие, кто обходится вообще без них.
 
Православный христианин
Насколько знаю, фактически все святые воспрещают безмолвие и сердечную молитву новоначальным монахам, не говоря уж о мирянах, нам бы хотя бы научиться внимательной молитве. У Игнатия (Брянчанинова) много об этом написано.
Одна из его цитат на эту тему приведена в начале темы:

"Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор, или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевнаго подвига. Самыя падения, невидимыя ближними, видимыя и ведомыя Богу и совести, падения ума и сердца, послужат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимаго внутренняго подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностию духовною, исполнен смиренномудрия, для ближняго – пристанище, сокровище. Он подобен древу, выросшему на открытом холме, подвергавшемуся ветрам порывистым и всем другим непогодам; такия древа глубоко пускают в землю корни, бывают особенно сочны, полны жизни и силы" (Свт.Игнатий (Брянчанинов)).
 
Москва
Православный христианин
О безмолвии

" Что такое безмолвие в православном христианском понимании? Безмолвие имеет несколько смыслов, но главный из них - это духовный подвиг, духовное состояние христианина, подвижника, особое и благодатное состояние, характеризуемое высшей степенью сосредоточенности на Боге и отрешенностью от «всего» мирского, сопровождаемое миром и покоем в душе.

Безмолвие во истинну особый вид христианской аскезы, когда человек удаляется в пустыню, туда, где нет людей, и пребывает там в молитве и посте, пребывает безмолвии. В нашей церкви есть много примеров преподобных отцов, святых, кто уходил на безмолвие в пустыни, леса, необитаемые края, чтобы полностью уйти от всех мирских попечений и заниматься непрестанной молитвой, через которую они могли бы соединиться с Богом, стяжать Божественную Благодать.

Подвиг безмолвия присущ в первую очередь монахам, на который они вступают по особому благословению, и не самочинно.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом". Т.е. прежде подвига безмолвия, подвижник должен научиться жить с людьми и любить их, и потом уже, если Господь сподобит, и у него возникнет желание - уходить на безмолвие, как высочайший и наитруднейший подвиг.

Вот, что говорит преподобный Никита Стифат: "Безмолвие есть состояние ума, не тревожимого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге; бестревожное, светлое созерцание, ведение тайн Божиих: слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восхищение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, умная молитва, беструдный покой в великих трудах и наконец – единение с Богом". Из этих слов можно заключить, как велик и труден этот подвиг безмолвия. У безмолвника случаются особые искушения от бесов и диавола, и человек должен быть предуготован к таким браням. Потому и редко, кто сразу вступает на этот вид аскезы и делания. И повторим, только по благословению от игумена или отца духовного.

Еще, говоря о безмолвии, его употребляют в значении тишины и молчания. Безмолствовать - значит молчать. Но безмолствовать нужно с разумом, и помнить, что живя среди людей, самое главное - научиться любить друг друга, а неразумным молчанием, можно обидеть другого человека " (c).


Мирянам больше приличествует деятельные книги. А не умозрительные. Святые отцы даже запрещали разговоры на эту тему а не только чтение таких книг. Как видим из материала выше, на безмолвие вступали и вступают только ( если таковые есть где ), по благословению духовного отца или игумена. Приводила выше уже, в сообщении, что преподобный Серафим Саровский уходил в затвор, по благословению игумена.
Cамочинению здесь, как и во всей духовной жизни, места - нет.
Цель моих сообщений , в теме, это желание - чтобы люди прочитав в этой теме о безмолвии и непрестанной молитве, не сооблазнились бы этим - чтобы она, тема, не стала соблазном для многих людей. И они забыли что - Первое с чего нужно начинать и как жить , - Это : Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 3:2 ). И самое главное - чему нужно научиться ( учиться ) это любить друг друга. - Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга( Ин. 13:34 ).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор, или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевнаго подвига.
"Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом"
Такое часто бывает, что, казалось бы, отцы противоречат друг другу и сами себе. Как здесь, в одном месте свт. Игнатий пишет, что лучше безмолвию учиться между людьми. А в другом -- вне людского сообщества. Но это противоречие, конечно, кажущееся. Обращены эти советы к разным людям с разным духовным устроением, коих на любой информационной площадке, разных, великое множество.

Взять хотя бы этот форум. Многие из его обитателей еще не воцерковились или "воцерковились" да не там. Таким, конечно, безмолвие не то чтобы совсем противопоказано, но не желательно впредь до полного воцерковления.

Другие же, лет по 40-50 провели в Церкви, и не просто так, а молились при этом, держали большое молитвенное правило и имели духовника, который учил их молитве. Я знаю на просторах интернета таких несколько человек, и уверен, что далеко не всех. Таким не то что можно учиться безмолвию между людьми, как пишет свт. Игнатий, а даже и необходимо.

Слова святых -- это советы к людям с разным духовным устроением.
 
Прочее
Просто каждый пишет со своей точки зрения. Это нормально. Я вот считаю, для своего уровня, что высока опасность прельщения даже просто в обычной молитве. Кто-то возможно уже прошёл этот путь и будет писать уже со своей точки зрения. А спуститься с горы к обычным людям и писать для каждого на его языке, под силу только совершенномудрому, Богу.
 
Москва
Православный христианин
Слова святых -- это советы к людям с разным духовным устроением.
Слово духовного отца - это благословение конкретному человеку.

По поводу конкретного благословения... когда мы недавно были в Оптиной Пустыни мне было благословлено читать эту книгу... хотя она была уже мной куплена в церковной лавке Оптиной, когда я подошла к батюшке. Но когда я спрашивала у него : - Можно ли мне её читать, то , спрашивала, - с готовностью, - что если он мне не благословит, то , читать её не буду. Он благословил. Сейчас появилась ещё и вторая книга : " Исповедь и откровение помыслов в духовном наследии оптинских старцев ".

Из книги : " Молитва Иисусова в духовном наследии Оптинских старцев ".

* " Оптинские старцы в своих взглядах следовали древним отцам , но учение о внутренней молитве они восприняли от преподобного Паисия Величковского.
Если преподобного Паисия можно по праву считать родоначальником и возобновителем в России умного делания, то преподобный Лев и Макарий , ученики его учеников , были вторым поколением его последователей , остальные Оптинские старцы - четвёртым.

Преподобный Паисий в своём письме к архимандриту Феодосию пишет, что испытывает страх и радость из за печатного издания творений святых отцов. Cтрах у преподобного возникал при мысли, что некоторые , самочинно обучившись умной молитве , впадут в прелесть.
Таких же взглядов придерживался и старец Лев. Старец запрещал своим ученикам не только браться за высокую молитву , но даже и говорить о ней.
Однажды один послушник , попросил у преподобного благословение на чтение одной из книг " Добротолюбие ". Но старец , вопреки его ожиданиям , оставил разговор и , узнав что послушник желает читать преподобного Каллиста Катафигиота о молитве , ответил , что ему не Каллиста надо читать , а навоз чистить. После чего отхлестал послушника по щекам , чтобы не прельщался такими помыслами .

Ученик преподобного Льва старец Макарий сохранил осторожный взгляд на дело молитвы. Если и пишет преподобный о Иисусовой молитве , то делает это вынужденно. С темой умной молитвы у него всегда соседствует тема борьбы со страстями, без которой не может быть преуспеяния, и тема прелести " (c).

Если старец Макарий осторожно писал о Иисусовой молитве и всегда у него при этом упоминается тема борьбы со страстями, и тема прелести, то что остаётся простым мирянам - ? А борьба со страстями это путь исполнения Евангельских заповедей, путь покаяния, путь послушания ( если в миру то мирянам есть кого слушать, об этом много материалов есть ), путь терпения , участие в Евхаристии , Исповедь. Ещё старцы учили, что куда нам до святых прежних времён... мы всю жизнь можем быть на ступени устной молитвы.

Говорить только о безмолвии и непрестанной молитве без этих составляющих ( упомянула о них выше ), путь опасный. Так же как и оценивать себя опасно, что я - 40-50 лет в Церкви, значит, уже много чего знаю и созрел ( или готов к...) до безмолвия и непрестанной молитвы.

р. s : вообще, - спасибо за тему, вырабатывается свой взгляд и своё отношение к теме безмолвия и Иисусовой молитве.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху