"166. Когда, возмогая о Христе Иисусе, начнем мы тещи в трезвении твердо установившемся, тогда сперва является нам в уме – как бы светильник какой, держимый нами рукой ума и руководящий нас на стези мысленные, потом, как бы луна в полном свете, вращающаяся на тверди сердечной, наконец, как солнце, – Иисус, подобно солнцу сияющий правдою, т.е. показующий Себя Самого и Свои всесветлые светы созерцаний" (прп. Исихий Синаит).
"Светильник" я связываю с "растеплением" в левой стороне груди, о котором пишет в одном из писем свт. Феофан, возникающим от долгой молитвы с трезвением. Его надо использовать как указатель на сердечное место.
У кого-то из отцов я читал следующее сравнение. В сердце новоначального ночь -- непроницаемая сердечная толща. Он бредет в ней, спотыкаясь о камни помыслов, которые совершенно не видит. И вот после долгого молитвенного пути в его руке зажигается светильник, просвещающий сердечную толщу и освещающий ему путь. Теперь он видит, хотя и не отчетливо и только вблизи, приближающихся к нему врагов.
А когда под утро восходит луна среди звезд, символизирующая созерцание логосов, он видит всю сердечную твердь и приближающихся к ней издалека врагов.
Но наступает день, и на небе сердца в сиянии Славы восходит Солнце правды, Иисус. Тогда он не только не видит врагов, они не осмеливаются даже приближаться.