О безмолвии в миру

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
"Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор, или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевнаго подвига. Самыя падения, невидимыя ближними, видимыя и ведомыя Богу и совести, падения ума и сердца, послужат к пользе, соделывая тебя искусным в борьбе со грехом, открывая тебе всю немощь человека. Подвижник, воспитанный между людьми силою невидимаго внутренняго подвига, бывает прочен, богат знанием и опытностию духовною, исполнен смиренномудрия, для ближняго – пристанище, сокровище. Он подобен древу, выросшему на открытом холме, подвергавшемуся ветрам порывистым и всем другим непогодам; такия древа глубоко пускают в землю корни, бывают особенно сочны, полны жизни и силы" (Свт.Игнатий (Брянчанинов)).

"Св. Григорий Синаит возражал против того, чтобы его ученик Исидор (впоследствии ставший патриархом) принял монашеский постриг; вместо этого он велел ему возвратиться в Фессалонику и жить там «городским исихастом», служа определённому кругу людей примером и образцом для подражания: «Не желаю, чтобы ты жил здесь, в пустыне или в горах (к чему это?), но чтобы ты жил в миру, среди людей там обитающих, и служил бы им образцом…равно в молчании твоём и в разговоре твоём». Эти слова подразумевают, что умная молитва возможна в городе так же, как и в пустыне; мистический опыт и общество не всегда несовместимы, не всегда исключают друг друга. В этом был твёрдо уверен и Григорий Палама. Однажды в окрестностях Вереи он повстречал отшельника по имени Иов, утверждавшего, что постоянная молитва доступна только монахам. Палама же горячо отстаивал противоположную точку зрения, говоря, что заповедь апостола Павла «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17) относится ко всем христианам без исключения" (М. Каллист (Уэр) ).
 
Православный христианин
+++Очень полезная тема. Пока не научилась хранить ум, то и дело черпаю ненужную информацию. Реакция на полученную информацию через органы чувств, это впечатление, которое запечатлевается в уме?

О хранении ума, как я это себе представляю.

Помыслы как собаки крутятся вокруг перикарда (по выражению прп. Иосифа Исихаста, имеется ввиду духовное сердце), облаивают его со стороны, мечтая обратить на себя внимание, вступить в собеседование с умом подвижника, за счет этого попасть внутрь сердца и разорить его. Если внутри в центре сердца действует источник (божественных энергий, самодвижная молитва, освещающая околосердечное пространство), он привлекает к себе внимание ума, не давая при этом помыслам приблизиться к себе. Когда источник промыслительно ослабевает свое действие, подвижник (по выражению Лествичника) встает и молится Иисусовой молитвой, отгоняя помыслы самостоятельно.
 
Крещён в Православии
Спасибо за полезную информацию,хотелось бы узнать а кто-то предпринимал это из форумчан? Какие успехи?
 
Православный христианин
Спасибо за полезную информацию,хотелось бы узнать а кто-то предпринимал это из форумчан? Какие успехи?
Средние. Много падений. Но "самыя падения, невидимыя ближними, видимыя и ведомыя Богу и совести, падения ума и сердца, служат к пользе..."
 
Москва
Православный христианин
Уже не одна тема открыта Вами по Иисусовой молитве. И если правильно понимаю везъде делается акцент на созерцание, как на цель Иисусовой молитвы. Это не правильно. И в темах не вижу ссылок на наших Cвятых Отцов.
Вот хотя бы взять в пример опыт Оптинских старцев:
- Единственное, что является главным в молитве, – ее плоды, о которых говорят святые отцы; в первую очередь – любовь к ближнему и Богу. Молитвенное делание должно приводить к внутренней перемене, так сказать, к «отлучению от страстей». А стремление к каким-то иным результатам – видениям и созерцаниям – святые отцы вообще воспрещают. Важно целеполагание. Если оно заключается в достижении чистой молитвы, благодатных переживаний, подобных опыту святых Василиска Сибирского и Зосимы (Верховского), или всем известных современных исихастов, то это непременно приведет к духовному повреждению, потому как святые отцы говорят, что ориентир на подобные великие подвиги уже является прелестью.

Чтобы этого не случилось все-таки нужно иметь духовника, с которым можно советоваться, говорить о каких-то своих недоумениях. То есть в монастыре мы все имеем духовников, все стараемся жить по послушанию, и для нас это как бы само собой разумеющееся, и про это не принято даже говорить. А кто-то может подумать, что раз роль наставника ограничена, то это и не важно. На самом деле – как раз наоборот. Старцы оптинские не представляли Иисусову молитву без послушания духовнику, без откровения помыслов. Это очень важные условия преуспеяния.

Отец Димитрий, а в чем же состоит все-таки главная цель всех этих молитвенных трудов?

Самая главная цель состоит в спасении. Очень многие, вдохновившись чтением книг о молитве, в которых описываются высокие молитвенные состояния, теряют этот ориентир – спасение… Вот преподобный Макарий Оптинский, к примеру, был против чтения вышедшего в начале XIX века сочинения «О действиях молитвы, испытанных Коневским пустынником Василиском и открытых им его сподвижнику Зосиме Верховскому», предупреждая об опасности чтения этой рукописи.
В ней описывается молитвенный опыт благодатных переживаний и созерцаний пустынножителя Василиска Сибирского. Даже в современной литературе приходилось встречаться с укоризненными стрелами в адрес старца Макария по этому поводу… Как, мол, можно осуждать такого молитвенника, как преподобный Василиск?..
А на самом деле старец Макарий осуждал не подвижника, а лишь предупреждал новоначальных и страстных людей об опасности знакомства с таким исключительным опытом.
Ведь человек, читая подобную литературу о пустынножителях и исихастах, начинает на чувственном уровне впитывать их опыт, проникаться высотою их исключительной жизни. В сердце у такого искателя молитвы возгорается своего рода восторженность, вследствие которой плотское чувство разгоряченности смешивается с якобы духовным.
Человек начинает размышлять о том, что и он сможет этого достигнуть, сможет себя к подобным подвигам понудить. Появляется «рвение не по разуму». И это – проблема, ведь переубедить такого человека довольно сложно, потому что он уже грезит плодами своих подвижнических трудов. Такой молитвенник может духовно надорваться и опустить руки… а затем и вовсе оставить молитву. Именно об этом предупреждал старец Макарий, а не о том, что он кого-то осуждал или был против молитвы.

Вообще, один из главных посылов старца Макария заключается в том, что для преуспеяния в молитве, нужно заботиться об исполнении заповедей Божиих. Одно от другого неотделимо. Мало только молиться и считать мнимые тысячи, надо прививать себе милосердие, любовь к ближнему, смирение и послушание. Молитва от этого напрямую зависит и даже больше чем от количества пройденных четок.

Ну и наконец нужно не надорваться, когда пытаемся быстрее преуспеть. Нужно настроиться на неспешность и терпение, чтобы духовных и физических сил хватило на то время жизни, которое нам отмерил Господь. Лучше не спешить в молитвенном делании и брать на себя умеренное правило, постоянно советоваться с духовником и тогда потихоньку будет происходить возрастание в духовной жизни. Маленькими шагами человек будет приближаться к очищению души и спасению.


(Из интервью с насельником Введенской обители иеромонахом Димитрием (Волковым) о книге им составленной " Молитва Иисусова в духовном наследии Оптинских старцев" - на сайте Оптиной Пустыни).
 
Последнее редактирование:
Прочее
Здравствуйте.
Вообще, один из главных посылов старца Макария заключается в том, что для преуспеяния в молитве, нужно заботиться об исполнении заповедей Божиих. Одно от другого неотделимо. Мало только молиться и считать мнимые тысячи, надо прививать себе милосердие, любовь к ближнему, смирение и послушание. Молитва от этого напрямую зависит и даже больше чем от количества пройденных четок.
В целом с Вами согласен. Но и Вы пишите, что одно от другого неотделимо. Правильно, ведь в пределе своём это одно и тоже. Ведь как ещё исполнить все заповеди, как не находясь в полной внутренней тишине. И чем сильней исполняются заповеди, тем сильнее внутренняя тишина, и тем медленнее бьётся каменное сердце. Да, цель Иисусовой молитвы действительно стяжать Любовь, но это потому что цель любой молитвы. Надо не забывать её особенность, порядок использования. Например, читать "Отче наш" находясь в глубоком повторении Иисусовой Молитвы, не всегда полезно, только если оступившемуся. Рано или поздно, простая строго словесная молитва, содержащая постоянно осмысляемые логические связи, ведущая в том числе прикосновению к земным понятиям достигает своего, КПД так сказать, и это правильно, что человеку требуется, хочется большее. Это и есть зов Божий. Но и Вы тоже правильно говорите. Ведь если продавать оборудование для глубокого дайвинга, без проверки сертификата, то не удивительны для нас станут пугающие новости. Надо вначале потренироваться в бассейне, доказать свои навыки хотя бы в простом плавании и нырянии на метр, три.
Спасибо за полезную информацию, хотелось бы узнать а кто-то предпринимал это из форумчан? Какие успехи?
Пока не научилась хранить ум, то и дело черпаю ненужную информацию. Реакция на полученную информацию через органы чувств, это впечатление, которое запечатлевается в уме?
Не забывайте про мечтание, посредством которых происходит генерация новых впечатлений, сетей. И последующее, возможно сильное в них запутывание. Вообще здесь да, опять же Татьяна отчасти правильно Вам указала - не стремиться к созерцанию. Однако, должен здесь поправить, созерцание Созерцанию рознь. Я здесь добавлю как раз по этому отличию, золотое правило, о котором Святые говорили. Я скажу своими словами, поэтому не совершенно точно. Не верьте являющимся образам. А именно всё, что вам является в явном виде, отворачивает так или иначе от Отца, который всегда остаётся втайне. Явно - не твой Бог. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» А там уже, кто что вынесет, кто клешню краба на пальце, кто камешек, кто ракушку. Кто жемчужину, если рыбак на батискафе. Но не вздумайте погружаться в бурю. Просите, чтобы успокоил. А дальше в путь. Не бойтесь, пробуйте, а там Вас сам Посейдон научит. Желаю удачи.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Уже не одна тема открыта Вами по Иисусовой молитве. И если правильно понимаю везъде делается акцент на созерцание, как на цель Иисусовой молитвы. Это не правильно. И в темах не вижу ссылок на наших Cвятых Отцов.
Спаси Бог за конструктивную критику, но в исходном сообщении, например, этой темы нет ни слова о созерцаниях и приведена обширная цитата из свт. Игнатия. Мои сообщения посвящены, в основном, безмолвию в миру, и здесь я совершенно согласен со свт. Игнатием: в миру надо каждому, по мере сил, заниматься безмолвием, заповедь "Постоянно молитесь" обращена ко всем христианам. И более того, как он пишет, мир -- самое лучшее место для таких занятий:

""Не подумай, что для научения безмолвию необходим затвор, или глубокая пустыня. Нет! Гораздо лучше научиться ему между людьми при посредстве душевнаго подвига".

А чтобы ему христианам удобнее было между людьми научиться, надо его (помимо прочего и) обсуждать, в том числе и на различных форумах. Я считаю, что это делается у нас не достаточно, и мои сообщения на эту тему призваны, в меру сил, восполнить этот пробел.
 
Православный христианин
+++А где духовное сердце?

Вот описание от одного делателя молитвы.
---
Место духовного сердца можно определить следующим образом: приложите ладонь правой руки с оттопыренным большим пальцем к груди так, чтобы верхняя подушечка большого пальца лежала в центральной впадине ключицы, а продольная нижняя подушечка большого пальца лежала вертикально по центру грудины. Тогда внутренний центр ладони будет покрывать место духовного сердца. Это положение ладони является естественным положением руки, когда человек кого-либо сердечно благодарит. Это то самое место, в котором творится молитва при соединении ума с сердцем, и где ощущается плач сердечной молитвы.
---
На мой взгляд, это описание сердечного входа. Духовное сердце не совпадает с телесным и находится "в глубине" за сердечным входом. Точное место может указать только собственный опыт.
 
Москва
Православный христианин
Мои сообщения посвящены, в основном, безмолвию в миру А чтобы ему христианам удобнее было между людьми научиться, надо его (помимо прочего и) обсуждать, в том числе и на различных форумах.Я считаю, что это делается у нас не достаточно, и мои сообщения на эту тему призваны, в меру сил, восполнить этот пробел.
Спаси Господи за добрые намерения. Главное, думаю, не потерять в рассуждениях, о безмолвии в миру, о молитве, - чувство и знание, когда говорить и для чего.
 
Православный христианин
Спаси Господи за добрые намерения. Главное, думаю, не потерять в рассуждениях, о безмолвии в миру, о молитве, - чувство и знание, когда говорить и для чего.
Согласен. Во всем необходимо чувство меры. Но чувство меры легко не приобретается. Прошу простить мне его недостаток.
 
Прочее
+++А где духовное сердце?
Место духовного сердца можно определить следующим образом: приложите ладонь правой руки с оттопыренным большим пальцем к груди так, чтобы верхняя подушечка большого пальца лежала в центральной впадине ключицы, а продольная нижняя подушечка большого пальца лежала вертикально по центру грудины. Тогда внутренний центр ладони будет покрывать место духовного сердца. Это положение ладони является естественным положением руки, когда человек кого-либо сердечно благодарит. Это то самое место, в котором творится молитва при соединении ума с сердцем, и где ощущается плач сердечной молитвы.
Очень удобно, класть руку,
Можно две, на гранитную груду.
Тепло греют ручонки,
Свой снежок, ты держи,
Тает час и не меньше, дружок.
Пройдёт время, превратится в водичку.
В той прохладной скорей бы облиться,
С головою в неё опуститься,
Да скорей, не спеша помолиться.
Под водой, в темноте, покреститься,
А там глянь, да и та претворится.
 
Москва
Православный христианин
Согласен. Во всем необходимо чувство меры. Но чувство меры легко не приобретается. Прошу простить мне его недостаток.
Вы мне ничего плохого не сделали. Поэтому прощать мне Вас - не за что. Тема на самом деле интересная и нужная. Просто предпочитаю официальные источники по этой теме. Потому что руководствоваться своими рассуждениями - опасно...

.... +++А где духовное сердце?

Вот описание от одного делателя молитвы. - Кого? - ссылка...

Мои сообщения посвящены, в основном, безмолвию в миру... На мой взгляд, это описание сердечного входа. Духовное сердце не совпадает с телесным и находится "в глубине" за сердечным входом. Точное место может указать только собственный опыт.
Это Вы пишите о Иисусовой молитве. Cвятые отцы говорили о четырёх степенях Иисусовой молитвы. Для желающих начать заниматься Иисусовой молитвой пригодно начитать с 1-ой ступени - c Гласной молитвы, с исполнения заповедей Божиих, с чтения Евангелия, с послушания. От чего человек приходит, с помощью Божией, к видению своих грехов, - приходит к покаянию. От чего и - смиряется. Далее проходить Иисусову молитву лучше советуясь с тем кто сам занимается этим деланием.
Просто, рассуждая о высоком, о безмолвии - это высокое делание, как и Иисусова молитва, на начав с исполнения заповедей Божиих, всё это может привести к нехорошим результатам. Без смирения и покаяния нельзя заниматься Иисусовой молитвой.
В первом своём сообщении об этом, по ссылке, хорошо сказано.
Получается что уже всё написала, что думаю, по теме. В остальном - Вы её автор. Спасибо Вам - за внимание к моим сообщениям.
 
Православный христианин
+++ограничиться

Один из способов, чтобы ограничить ум, это свернуться (напр. "калачиком"), направить взгляд ума на сердце (так как в нем ум легче всего удерживается) и творить молитву или безмолвствовать в этом пространстве, отгоняя помыслы. И пребывать в этом делании хотя бы короткое время, не упорствуя безрассудно, но и не делая себе поблажек. Через некоторое время опять. Например.

О. Эмилиан, например, (в другой теме об этом есть) советует удерживать ум в сердце путем задержки дыхания. Иначе говоря, много есть способов удерживать ум во время молитвы, но лишь один по-настоящему благодатный:) Дождаться пока молитва не начнет действовать в себе сама.
 
Православный христианин
Далее проходить Иисусову молитву лучше советуясь с тем кто сам занимается этим деланием.
Вот мы и советуемся друг с другом. У меня опыт молитвы без малого 45 лет, у Вас, наверняка, еще больше. То, о чем Вы пишете, касается первых десяти, но оно и правильно, на форуме присутствуют люди разного возраста, и об азах поэтому надо постоянно упоминать. Но на форуме присутствуют и люди старше 40, а это возраст, по выражению прп. Каллиста Ангеликуда, самый благоприятный для занятий умной молитвой. Они тоже нуждаются в обсуждении характерной именно для нее проблематики.
Поэтому, наверно, пусть люди десятилетнего (духовного) возраста обсуждают характерные для них проблемы, а люди сорокалетнего возраста -- (еще и) характерные для них. И никто за это друг друга да не осуждает.
 
Православный христианин
Из обсуждения

Если некто находится на стадии созерцания, делание и техники ему уже (почти что) не нужны. Они нужны лишь для перехода на эту вторую стадию (из триады делание-созерцание-обожение). Нужно только внимание к постоянно действующему в сердце источнику энергий-созерцаний, который очищает сердце и учит подвижника всему. Источник промыслительно то усиливает, то ослабляет свое действие. Подвижник на этой стадии частично говорит от Духа и частично (по мере ослабления внимания) от себя. Во втором случае -- возможны ошибки. а первом -- его речь сама похожа на источник.
 
Православный христианин
Из обсуждения

Чтение отцов о молитве надо чередовать с безмолвием. Оно озаряет ум и открывает двери в небесные обители. Прп. Исихия, например, он все про безмолвие объясняет:

"3. Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием, и есть то же, что хранение ума, в совершенной немечтательности держимого". И далее... https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_2/15
 
Православный христианин
+++Рождаются ли еще люди такими, какими были сотворены Адам и Ева?

Прп. Каллист Ангеликуд:

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику".

Люди, рождающиеся от Духа, восстанавливают в себе (хотя и не сразу) состояние первозданного Адама.
 
Прочее
Я думаю время добавить предупреждение для этой темы. Не забывайте, что практика безмолвия, особенно без духовного руководителя может развивать опасные психические расстройства (часто шизофрения), особенно в длительной перспективе.

Это пригодится не только в случае безмолвия, а вообще для всех религиозных людей. В процессе религиозного акта могут случаться галлюцинации:
  1. Странные телесные ощущения. По типу "благодать Божия".
  2. Слуховые. По типу "глас Божий". Опасны.
  3. Зрительные. Вспышки, молнии, символы. В виде белой дымки, вместе с мыслями "на вас снизошёл свет с Небес". Опасны.
  4. Смесь слуховых и зрительных. Пришествие "Ангелов" воспевающих высшую волю, блуждание по "Царству Небесному", пришествие "Самого Иисуса" или других библейских персонажей. Особенно опасны.
Поэтому, требуется, в процессе акта, понимать, что это не Бог, а ваш бред. Необходимо, в процессе акта максимально избегать\отстранять от себя, любые ощущения. Т.е. игнорировать все голоса, игнорировать любые явления, ощущения, особенно пришествия "Ангелов" и так далее. Ни в коем случае, не пересказывать никому, при занятиях в одиночку, видимый бред. Длительные упражнения также могут привести к развитию вялотекущей шизофрении (по началу). По этому поводу дополнительно учесть пункты:
  • В случае, если вы даже вне акта, ощущаете, что приближаетесь к "Царству Небесному", и что "Сам Господь" установил с вами связь, это значит, что требуется прекратить упражнения на время, понижать самооценку любым способом, пока ощущение не пропадёт.
  • Если голоса становятся в повелительное наклонение, то требуется в срочном порядке прекратить упражнения на длительное время.
 
Православный христианин
Я думаю время добавить предупреждение для этой темы. Не забывайте, что практика безмолвия, особенно без духовного руководителя может развивать опасные психические расстройства (часто шизофрения), особенно в длительной перспективе.

Это пригодится не только в случае безмолвия, а вообще для всех религиозных людей. В процессе религиозного акта могут случаться галлюцинации:
  1. Странные телесные ощущения. По типу "благодать Божия".
  2. Слуховые. По типу "глас Божий". Опасны.
  3. Зрительные. Вспышки, молнии, символы. В виде белой дымки, вместе с мыслями "на вас снизошёл свет с Небес". Опасны.
  4. Смесь слуховых и зрительных. Пришествие "Ангелов" воспевающих высшую волю, блуждание по "Царству Небесному", пришествие "Самого Иисуса" или других библейских персонажей. Особенно опасны.
Поэтому, требуется, в процессе акта, понимать, что это не Бог, а ваш бред. Необходимо, в процессе акта максимально избегать\отстранять от себя, любые ощущения. Т.е. игнорировать все голоса, игнорировать любые явления, ощущения, особенно пришествия "Ангелов" и так далее. Ни в коем случае, не пересказывать никому, при занятиях в одиночку, видимый бред. Длительные упражнения также могут привести к развитию вялотекущей шизофрении (по началу). По этому поводу дополнительно учесть пункты:
  • В случае, если вы даже вне акта, ощущаете, что приближаетесь к "Царству Небесному", и что "Сам Господь" установил с вами связь, это значит, что требуется прекратить упражнения на время, понижать самооценку любым способом, пока ощущение не пропадёт.
  • Если голоса становятся в повелительное наклонение, то требуется в срочном порядке прекратить упражнения на длительное время.
Откуда информация?
 
Православный христианин
Опасности различного рода расстройств от занятий молитвой, действительно, существуют, но принимать предупреждения о них христианину надо не от врачей-атеистов, а от самих отцов, у которых исчерпывающим образом и языком христианским изложены и признаки отличия ложных видений от истинных, и средства борьбы с ними.

Другая сторона вопроса состоит в том, что, как это ни банально звучит, но делатель молитвы всегда и везде будет подвергаться гонениям. Надо быть, если ты выбрал этот путь, к этому заранее готовым. Причем не только от атеистов и врачей, которые будут прилагать гигантские усилия усилия, лишь бы свернул с пути молитвы. но и от своей же братии, христиан.

Об этом знает не понаслышке и старец Эмилиан, которого я уже на этот счет цитировал:

"Хорошо известно, что если
кто-то не довольствуется одной деятельной жизнью, но усиленно ищет Духа, то
есть ведет духовную жизнь, по-настоящему трезвится, желает насколько это
возможно стеснять себя чтобы предоставить больше места Духу — такому
человеку все остальные завидуют и чинят препятствия. Даже монахи, которые
преуспевают в деятельной жизни, становятся врагами тех, кто водится Св. Духом.
Надо иметь в виду, что когда мы станем по-настоящему подвизаться, то на нас
обрушатся беды от наивных и недалеких людей, от завистников, от мелких
пакостников, от мелочности и гордости других братий монастыря, тем более если
бы мы оказались в мiру, где злопыхательства еще больше".
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху