О лести и похвале

Москва
Православный христианин
Каждый из нас знает, что лесть это вещь нехорошая. Читая Псалтирь, я ещё раз убедилась, какой это тяжкий грех. Царь Давид пишет о праведнике:
Псалом 23.
3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?
4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не приятъ всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему:
5 сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего.


Ну, а о грешниках - совсем наоборот:
Псалом 51.
3 Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день,
4 неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
5 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду:
6 возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

7 Сего ради Бог разрушит тя до конца...

Вроде бы, всё ясно. Но тут возникает вопрос: как отличить лесть от похвалы? Где грань, за которую нельзя перейти, не согрешив? Ведь иной раз простая констатация факта уже похожа на лесть, потому что всё хорошее ведь не наше, а Божие.

И ещё вопрос: если их трудно отличить, то, может быть, лучше и не хвалить никого?

Действительно, св. Феофан Затворник пишет:

«Похвалы, как я уже писал, то же, что ногу подставить бегущему… а у иного и дух вон!.. Боже упаси!»

Но - вот читаю похвальные слова св. Григория Богослова... Очень ярко и образно он хвалил не только умерших, но и живых. И св. Иоанн Златоуст, бывало, хвалил...
Значит, можно? Или всё-таки не очень можно?:):confused: Кто что думает? :)




 
Москва
Православный христианин
Значит, можно? Или всё-таки не очень можно?:):confused: Кто что думает? :)
Можно но осторожно.
Тонкое это дело. По себе знаю как это неприятно , если похвалят. Сразу ощущение, что душа скукоживается.
По мне так лучше не хвалить.
 
Норвегия
Православный христианин
Ну, в некоторых случаях человека просто необходимо подбодрить похвалой. Больного, унывающего, например. Я тоже не вполне понимаю где граница между лестью и похвалой. Наверное, когда мы льстим, то все-таки имеем какую-то заднюю мысль, какую-то выгоду? А если цель - человека утешить и подбодрить?
 
Москва
Православный христианин
Тонкое это дело. По себе знаю как это неприятно , если похвалят. Сразу ощущение, что душа скукоживается.
По мне так лучше не хвалить.
:) По мне - тоже :). А вот такая ещё есть тонкая деталь. Например, у меня подруга очень добросовестная работница :). Могу ли я ей сказать: "Ты такая умница, труженица!" С одной стороны, это будет констатация факта. Но с другой стороны я бы, например, не хотела, чтобы так сказали мне...
 
Москва
Православный христианин
А если цель - человека утешить и подбодрить?
Да, вот, например, св. Иоанн Златоуст в письмах к Олимпиаде, которая была в страшном унынии после того, как его изгнали из Константинополя, после всех страшных гонений от еретиков на Церковь, - св. Иоанн Златоуст её хвалил, утешая и поддерживая. Думаю, он понимал, что в её тягостном состоянии эта похвала не могла причинить вреда, а была - лекарством. Может быть, это единственный случай, когда хвалить можно, и это не будет лестью...
Наверное, когда мы льстим, то все-таки имеем какую-то заднюю мысль, какую-то выгоду?
Вот оказывается, не обязательно. Похвала - даже заслуженная и бескорыстная - может легко обернуться лестью. Призову на помощь св. Феофана Затворника:

"Пишете: «Отчего бы иногда не похвалить иного?» — Бывает, что и хвалят. Хорошее невольно вызывает похвалу; похвала же оживляет похваленного, и крылышки ему придает. Но дело это не безопасное. Оно может засеменить самомнение, и далее провести до высокоумия и гордости. Вот и беда: ибо гордость проклята Господом. ... Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему. Этот падает и нос расшибает до крови. Нечто подобное, надо полагать, производит и похвала в душе добре текущего духовным путем."
 
город Пенза
Православный христианин
Да, вот, например, св. Иоанн Златоуст в письмах к Олимпиаде, которая была в страшном унынии после того, как его изгнали из Константинополя, после всех страшных гонений от еретиков на Церковь, - св. Иоанн Златоуст её хвалил, утешая и поддерживая. Думаю, он понимал, что в её тягостном состоянии эта похвала не могла причинить вреда, а была - лекарством. Может быть, это единственный случай, когда хвалить можно, и это не будет лестью...
Вот оказывается, не обязательно. Похвала - даже заслуженная и бескорыстная - может легко обернуться лестью. Призову на помощь св. Феофана Затворника:

"Пишете: «Отчего бы иногда не похвалить иного?» — Бывает, что и хвалят. Хорошее невольно вызывает похвалу; похвала же оживляет похваленного, и крылышки ему придает. Но дело это не безопасное. Оно может засеменить самомнение, и далее провести до высокоумия и гордости. Вот и беда: ибо гордость проклята Господом. ... Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему. Этот падает и нос расшибает до крови. Нечто подобное, надо полагать, производит и похвала в душе добре текущего духовным путем."
Да, похвала- сильное лекарство, при неправильном применении может стать ядом. Может, применять тот же принцип, как с осуждением? "Хвали не самого человека, а его добрые поступки"?
 
Норвегия
Православный христианин
У меня. как Афанасий выразился, тоже скукоживается душа от похвалы. Вот как на нее правильно реагировать? В смысле, что надо отвечать хвалящему, чтобы тебя свиньей неблагодарной не посчитали?:) Или пусть считают?
 
Москва
Православный христианин
Вот как на нее правильно реагировать? В смысле, что надо отвечать хвалящему, чтобы тебя свиньей неблагодарной не посчитали?:) Или пусть считают?
Честное слово даже и не знаю как правильно поступить с хвалящим. Сам же я сразу внутри себя обращаюсь к Богу. А куда еще?
 
Москва
Православный христианин
У меня. как Афанасий выразился, тоже скукоживается душа от похвалы. Вот как на нее правильно реагировать? В смысле, что надо отвечать хвалящему, чтобы тебя свиньей неблагодарной не посчитали?:) Или пусть считают?
У меня тоже возникает такая проблема :). Святые отцы советуют ничего не отвечать, чтобы внутренне не принять похвалы. Молчать. Но это не каждый хвалящий поймёт...:(
Тяжелее всего оно на всяких корпоративных междусобойчиках, когда кого-то чествуют, и ох, как оно иной раз звучит, ну прямо панегирики как на поминках. Мне всегда жалко тех, кого так беспардонно хвалят, и страшновато оказаться на их месте...
 
Москва
Православный христианин
Да, похвала- сильное лекарство, при неправильном применении может стать ядом. Может, применять тот же принцип, как с осуждением? "Хвали не самого человека, а его добрые поступки"?
Теоретически это правильно, хвалить только поступки, а практически мы все поступки относим к себе, особенно, когда их хорошее качество кто-то разглядел :mad:
 
Москва
Православный христианин
:) По мне - тоже :). А вот такая ещё есть тонкая деталь. Например, у меня подруга очень добросовестная работница :). Могу ли я ей сказать: "Ты такая умница, труженица!" С одной стороны, это будет констатация факта. Но с другой стороны я бы, например, не хотела, чтобы так сказали мне...
Думаю и тут универсального ответе нет. Пожалуй все определяет цель похвалы.
Есть смысл не спонтанно выбросить слова, а остановиться перед этим и решить для себя, что я хочу этим достичь. Только бы не навредить.
Уж если речь о трудовых успехах, то может их у нее и похвалить, как говорит Наталья.
 
Москва
Православный христианин
Лесть и похвала суть разные вещи. Лесть- всегда плохо. Похвала- это надо посмотреть.
Не... не всегда разные. В смысле духовном одно легко переходит в другое. Лесть это не всегда "Угодливое восхваление кого-л., чего-л., лицемерное восхищение кем-л.", как пишут словари. Это может быть и тонкое чувство души, упивающейся самой собой.

В этом смысле, например, св. Игнатий (Брянчанинов) пишет:
"Если имеешь нужду беседовать с самим собою, приноси себе не лесть, а самоукорение. Горькие врачевства полезны нам в нашем состоянии падения. Льстящие себе уже восприяли здесь на земле мзду свою - свое самообольщение, похвалу и любовь враждебного Богу мира: нечего им ожидать в вечности кроме осуждения".

И о том же - пр. Никодим Святогорец:
"Когда желаешь отклониться от того, что несообразно с волей Божией или нехорошо, не тотчас отвращайся от этого, но прежде прилепи око ума своего к воле Божией и уясни себе, что есть прямая воля Божия, чтобы ты уклонился от этого для благоугождения Богу. Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: оно потаенно ищет одного своего, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная цель у него - благоугождать Богу, чего на самом деле нет".
(Преподобный Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ).


 
Москва
Православный христианин
Теоретически это правильно, хвалить только поступки, а практически мы все поступки относим к себе, особенно, когда их хорошее качество кто-то разглядел :mad:
И это верно. Значит вопрос еще и в дозировке и в частоте.
 
город Пенза
Православный христианин
:) По мне - тоже :). А вот такая ещё есть тонкая деталь. Например, у меня подруга очень добросовестная работница :). Могу ли я ей сказать: "Ты такая умница, труженица!" С одной стороны, это будет констатация факта. Но с другой стороны я бы, например, не хотела, чтобы так сказали мне...
Тина, а Вы ее похвалите и тут же к чему-нибудь придеритесь!;)Будет очень педагогично!
 
Москва
Православный христианин
Не... не всегда разные. В смысле духовном одно легко переходит в другое. Лесть это не всегда "Угодливое восхваление кого-л., чего-л., лицемерное восхищение кем-л.", как пишут словари. Это может быть и тонкое чувство души, упивающейся самой собой.

В этом смысле, например, св. Игнатий (Брянчанинов) пишет:
"Если имеешь нужду беседовать с самим собою, приноси себе не лесть, а самоукорение. Горькие врачевства полезны нам в нашем состоянии падения. Льстящие себе уже восприяли здесь на земле мзду свою - свое самообольщение, похвалу и любовь враждебного Богу мира: нечего им ожидать в вечности кроме осуждения".

И о том же - пр. Никодим Святогорец:
"Когда желаешь отклониться от того, что несообразно с волей Божией или нехорошо, не тотчас отвращайся от этого, но прежде прилепи око ума своего к воле Божией и уясни себе, что есть прямая воля Божия, чтобы ты уклонился от этого для благоугождения Богу. Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: оно потаенно ищет одного своего, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная цель у него - благоугождать Богу, чего на самом деле нет".
(Преподобный Никодим Святогорец. НЕВИДИМАЯ БРАНЬ).
Ага. свт. Игнатий говорит о беседе с собой. Тут действительно хваление себя есть лесть себе. Иного не дано просто.

А Никодим Святогорец похоже прочел то, что я выше написал.:):D:D
Про цель и дозу.
 
Москва
Православный христианин
Тина, а Вы ее похвалите и тут же к чему-нибудь придеритесь!;)Будет очень педагогично!
:D Я так раньше воспитывала дочь, да и забыла уже, а она мне недавно напомнила этот мой педагогический приём :D. Сказала: "Тут уж не загордишься".
А с подругой это не пойдёт, не ребёнок ведь :)
 
Москва
Православный христианин
Ага. свт. Игнатий говорит о беседе с собой. Тут действительно хваление себя есть лесть себе. Иного не дано просто.
И это хваление себя - лесть - запросто возникает из невинной похвалы от ближнего :(
 
Сверху