Каждый из нас знает, что лесть это вещь нехорошая. Читая Псалтирь, я ещё раз убедилась, какой это тяжкий грех. Царь Давид пишет о праведнике:
Псалом 23.
3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?
4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не приятъ всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему:
5 сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего.
Ну, а о грешниках - совсем наоборот:
Псалом 51.
3 Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день,
4 неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
5 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду:
6 возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
7 Сего ради Бог разрушит тя до конца...
Вроде бы, всё ясно. Но тут возникает вопрос: как отличить лесть от похвалы? Где грань, за которую нельзя перейти, не согрешив? Ведь иной раз простая констатация факта уже похожа на лесть, потому что всё хорошее ведь не наше, а Божие.
И ещё вопрос: если их трудно отличить, то, может быть, лучше и не хвалить никого?
Действительно, св. Феофан Затворник пишет:
«Похвалы, как я уже писал, то же, что ногу подставить бегущему… а у иного и дух вон!.. Боже упаси!»
Но - вот читаю похвальные слова св. Григория Богослова... Очень ярко и образно он хвалил не только умерших, но и живых. И св. Иоанн Златоуст, бывало, хвалил...
Значит, можно? Или всё-таки не очень можно?
Кто что думает? 
Псалом 23.
3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?
4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не приятъ всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему:
5 сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего.
Ну, а о грешниках - совсем наоборот:
Псалом 51.
3 Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконие весь день,
4 неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.
5 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду:
6 возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.
7 Сего ради Бог разрушит тя до конца...
Вроде бы, всё ясно. Но тут возникает вопрос: как отличить лесть от похвалы? Где грань, за которую нельзя перейти, не согрешив? Ведь иной раз простая констатация факта уже похожа на лесть, потому что всё хорошее ведь не наше, а Божие.
И ещё вопрос: если их трудно отличить, то, может быть, лучше и не хвалить никого?
Действительно, св. Феофан Затворник пишет:
«Похвалы, как я уже писал, то же, что ногу подставить бегущему… а у иного и дух вон!.. Боже упаси!»
Но - вот читаю похвальные слова св. Григория Богослова... Очень ярко и образно он хвалил не только умерших, но и живых. И св. Иоанн Златоуст, бывало, хвалил...
Значит, можно? Или всё-таки не очень можно?