- сомневающийся
Глаголы безмолвствовать, созерцать, спекулировать, наблюдать, их отглагольные существительные есть инструменты переводчиков в русский язык религиозных и философских текстов, или термины, которыми обозначают понятие не делать, в т. ч. не делать в душе, или в уме. Напр., И. Кант о "своей" философии, обратите внимание на соотв. термин переводчика (Н. Лосского): "<...> должна называться не учением, а только критикой чистого разума, и польза ее по отношению к спекуляции в самом деле может быть только негативной: она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений, что уже представляет собой значительную выгоду." Как видите, здесь и спекуляция, и негативная польза, и очищение ума, и критика, освобождение, сплошные отрицания, деятельности.Если бы я просто привёл примеры действий, деланий, которые рекомендуют религии, Вы бы могли не понять смысл. Ведь иногда эти рекомендации противоречат друг другу. Так похотливому Лествичник рекомендует практиковать безмолвие, а гневливому наоборот, послушничество в обществе братии.
Если же говорить о самом термине действие, то душевным действием можно назвать любое усилие души, пусть оно и не сопровождается телесным движением. Вы просили дать примеры действий, рекомендованных для достижения тех состояний. Можно было бы дать только примеры активных действий, но это исказило бы смысл моего первоначального высказывания, по которому Вы попросили привести примеры действий.
Не могу согласиться, что бездействие это лишь спекуляция. Повоздерживайтесь от секса, от еды. Наконец, попытайтесь не иметь ни одной мысли в уме хотя бы минут 5. Вы поймёте, что иногда бездействие выполнить сложнее, чем большинство действий.
Относительно упомянутого преп. Иоанна, когда внимательно продумаете его рекомендацию, как гневливым слушать братию, станет ясно: отсекая свои желания, послушный другим (братии), не делает, или учится не делать, скажем , свои душевные дела, как свое желание, исполняя желания братии, погруженный в их деятельность, умом неколебим, так что ли.
Относительно пробовать воздержаться от мысли, секса, еды, и сложно. С моей т. зр. не сложно, но не так приятно, как чувственные удовольствия.