Поделитесь опытом нерассеяности в молитве

Православный христианин
Приветствую браться и сестры во Христе!

Прошу поделиться если у кого есть реальный опыт и реальные какие-то приёмы сохранения сосредоточенности при молитве.
Сразу попрошу - не сыпать советами от Святых Отцов. Это я читал и читаю много и то что они советуют стараюсь исполнять. Прошу в молитвах так же Господа помочь мне с молитвой (такая вот рекурсия).
Попробую объяснить почему у меня такая проблема. Дело в том, что многие годы у меня работа и вообще жизнь особенно не напрягала извилины и я часто как бы параллельно мог размышлять о чём-то ещё. Это мне нравилось и казалось полезным - заниматься сразу двумя делами. Но теперь это выходит мне боком, на молитве почти всегда ловлю себя на том, что мысль убежала о чём-то постороннем и возвращать её не проблема, но очень не на долго.
Причём особенно без разницы - молитва наизусть или читается, сосредотачиваешься ли по советам на чем-то или нет, протяжённое правило или короткая молитва, но многократно - результат в итоге почти всегда печальный. Тогда когда было нечто похожее на тот настрой который, как мне кажется, и должен быть при молитве это случалось при душевном подъёме и стечении обстоятельств, которые повторить не представляется возможным. Хотя бы потому что и не помню от чего так вышло...
Т.е. прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Опять же - знаю, что по милости Божьей благодатью это даётся. Но неужели нет чего-то что может как-то продвинуть меня в этом вопросе, что и я могу по своим скромным способностям приложить?
 
Православный христианин
Время молчать и время говорить. Если не получается молиться, то надо либо усиливаться в молитве, либо молчать, периодически вглядываясь в область сердца, пока молитва не появится там сама.
 
Православный христианин
Молитва появляется из глубины сердца и приносит безмолвие, напоминая при этом "источник воды текущей в жизнь вечную". Ее действие останавливает помыслы. В этом состоянии надо усиливаться пребывать как можно дольше, а потом переходить обратно к Иисусовой молитве. Молитва не имеет формы, не является ни чувством, ни образом, ни представлением. Молитва сильно отличается от нестройного разжжения помыслов, но увидеть это можно только с течением времени на собственном опыте. В русском исихазме похожее и наиболее полное описание молитвы дает свт. Игнатий Брянчанинов в рассказе "Странник".
 
Православный христианин
Наибольшую опасность при этой практике представляет разжжение помыслов, которое сначала маскируется под действие благодати, но потом вызывает сердечные скорби. Разжжение это исходит не из глубины сердца и сопровождается не безмолвием, а разгорячением.
 
Православный христианин
Приветствую браться и сестры во Христе!

Прошу поделиться если у кого есть реальный опыт и реальные какие-то приёмы сохранения сосредоточенности при молитве.
Сразу попрошу - не сыпать советами от Святых Отцов. Это я читал и читаю много и то что они советуют стараюсь исполнять. Прошу в молитвах так же Господа помочь мне с молитвой (такая вот рекурсия).
Попробую объяснить почему у меня такая проблема. Дело в том, что многие годы у меня работа и вообще жизнь особенно не напрягала извилины и я часто как бы параллельно мог размышлять о чём-то ещё. Это мне нравилось и казалось полезным - заниматься сразу двумя делами. Но теперь это выходит мне боком, на молитве почти всегда ловлю себя на том, что мысль убежала о чём-то постороннем и возвращать её не проблема, но очень не на долго.
Причём особенно без разницы - молитва наизусть или читается, сосредотачиваешься ли по советам на чем-то или нет, протяжённое правило или короткая молитва, но многократно - результат в итоге почти всегда печальный. Тогда когда было нечто похожее на тот настрой который, как мне кажется, и должен быть при молитве это случалось при душевном подъёме и стечении обстоятельств, которые повторить не представляется возможным. Хотя бы потому что и не помню от чего так вышло...
Т.е. прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Опять же - знаю, что по милости Божьей благодатью это даётся. Но неужели нет чего-то что может как-то продвинуть меня в этом вопросе, что и я могу по своим скромным способностям приложить?
наверное, много факторов, которые мешают
Для меня в первую очередь это
  • сытость
  • довольность
  • болтливость
  • уход с головой в работу
  • а еще хуже в развлечения( например телевизор, игры, музыка, фильмы, шоу)
  • (это не говоря про то, что в современном тв или ютубе тонны грязи - и не важно симпатизируешь им, или нет)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Приветствую браться и сестры во Христе!

Прошу поделиться если у кого есть реальный опыт и реальные какие-то приёмы сохранения сосредоточенности при молитве.
Сразу попрошу - не сыпать советами от Святых Отцов. Это я читал и читаю много и то что они советуют стараюсь исполнять. Прошу в молитвах так же Господа помочь мне с молитвой (такая вот рекурсия).
Попробую объяснить почему у меня такая проблема. Дело в том, что многие годы у меня работа и вообще жизнь особенно не напрягала извилины и я часто как бы параллельно мог размышлять о чём-то ещё. Это мне нравилось и казалось полезным - заниматься сразу двумя делами. Но теперь это выходит мне боком, на молитве почти всегда ловлю себя на том, что мысль убежала о чём-то постороннем и возвращать её не проблема, но очень не на долго.
Причём особенно без разницы - молитва наизусть или читается, сосредотачиваешься ли по советам на чем-то или нет, протяжённое правило или короткая молитва, но многократно - результат в итоге почти всегда печальный. Тогда когда было нечто похожее на тот настрой который, как мне кажется, и должен быть при молитве это случалось при душевном подъёме и стечении обстоятельств, которые повторить не представляется возможным. Хотя бы потому что и не помню от чего так вышло...
Т.е. прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Опять же - знаю, что по милости Божьей благодатью это даётся. Но неужели нет чего-то что может как-то продвинуть меня в этом вопросе, что и я могу по своим скромным способностям приложить?
У меня такого опыта нет... я знаю, что молюсь рассеянно, ловлю себя на этом, сокрушаюсь и пытаюсь вернуть ум к тексту и смыслу того, что читаю, но через некоторое время опять ловлю себя на том, что ум занят не молитвой...

Я уже даже перестал говорить о рассеянной молитве на исповеди, это постоянно совершаемый грех, с которым мне невозможно справиться.

Внимательно молиться (для меня) возможно только краткими молитвами, когда я прошу Господа о здравии, об упокоении кого-то, о помощи во всяком добром деле и т.д.

Длинные же правила и Псалтирь у меня ни разу не получалось вычитать со всем вниманием... :(
 
Православный христианин
Проблема у всех и у меня тоже заключается не в том, как обрести молитву, она периодически приходит ко всем, а в том, как ее не угасить. "Духа не угашайте",- предупреждает первохристиан ап. Павел, имея ввиду действие молитвы. А это действие угашается невниманием к ней. Молитва приходит, ждет некоторое время, пока молитвенник занимается своими делами, предупреждает его, а потом уходит, и неизвестно, когда появится в следующий раз. То есть задача не в том, чтобы удержать словесную молитву от помыслов, а в том, чтобы удержать в себе безмолвную молитву, а уж от помыслов удержит она сама. Это задача, по милости Божией, более выполнимая. Ощутив стеснение сердца, надо бросить свои дела и пребывать в безмолвной молитве, пока Промыслу не будет угодно отвлечь нас для других дел. А потом вновь заниматься своими делами, обращая периодически внимание на сердечную область. Это, на мой взгляд, один из способов приобрести, насколько это возможно для мирян, не рассеиваемую молитву.
 
Православный христианин
У меня такого опыта нет, но могу рассказать про Святых Отцов как они учили: во время молитвы вы пропустили какое то место мимо внимания, тогда вы останавливаетесь и возвращаетесь к этому месту и снова молитесь, а если снова пропустили мимо внимания, то снова возвращаетесь, и так до тех пор пока это место не заключите внутрь вашего ума.
Пусть даже этим упражнением и ограничится сегодня все ваше молитвенное правило. Примерно как то так.
 
Православный христианин
Для меня в первую очередь это
Вы прям всё точно указали. Так и есть. Крайне отрицательно, так же добавлю, влияет алкоголь. Хотя тут получается от него сразу букет - и сытость, и довольность, и болтливость, так что не удивительно. Но при большом количестве которое не успевает "выветриться" до вечернего правила - вообще не вариант. Если более-менее эффект ушёл, то тоже влияет отрицательно. Что в целом и понятно.
 
Православный христианин
Вы прям всё точно указали. Так и есть. Крайне отрицательно, так же добавлю, влияет алкоголь. Хотя тут получается от него сразу букет - и сытость, и довольность, и болтливость, так что не удивительно. Но при большом количестве которое не успевает "выветриться" до вечернего правила - вообще не вариант.
Ну уж до вечернего правила) Если даже просто объесться, то обратно молитвенное состояние может не скоро вернуться, не за один день, а что уж говорить про лишний алкоголь.
 
Православный христианин
Внимательно молиться (для меня) возможно только краткими молитвами, когда я прошу Господа о здравии, об упокоении кого-то, о помощи во всяком добром деле и т.д.

Длинные же правила и Псалтирь у меня ни разу не получалось вычитать со всем вниманием...
Да, такая же беда. Более-менее длинные получаются, которые наизусть известны. Но и они "убегают" как раз потому, что вроде как начинаешь сосредоточенно, а потом даже и не понятно как переключился на автоматизм и уже где-то далеко от молитвы.
 
Православный христианин
во время молитвы вы пропустили какое то место мимо внимания, тогда вы останавливаетесь и возвращаетесь к этому месту и снова молитесь
Этот совет видел и пробовал, не скажу что с особым результатом. Единственное удовлетворение остаётся что "ну вот хоть попытался по совету опытных, а что я ещё могу?". Но тоже так себе ощущение - уже и почти формализм.
 
Православный христианин
Еще есть такое подготовка к молитве, почитать что-нибудь или поразмышлять, чтобы настроиться. Например, Евангелие.
Да, такая же беда. Более-менее длинные получаются, которые наизусть известны. Но и они "убегают" как раз потому, что вроде как начинаешь сосредоточенно, а потом даже и не понятно как переключился на автоматизм и уже где-то далеко от молитвы.
Можно чередовать хотя бы 5-10 минут одно , потом другое, потом третье. Т.е. например, Евангелие или Апостол, Иисусову молитву, Псалтирь, Богородице Дево, каноны, жития, и т.п. так труднее устать. Жития или святые отцов читать это тоже духовное делание, как и молитва, не говоря уже про чтение Евангелия.
 
Православный христианин
На самом деле я уже и забыл что задавал такой вопрос. С тех пор разве в одном видео видел что-то оригинальное, уже не помню кого, то-ли К. Корепанова или С. Баранова не уверен - было нечто вроде: уединись в своей "келье", стань у стенки облокотись лбом об неё и пытайся так сосредоточиться и молиться. Но честно скажу - пробовал всего пару раз. Уединиться в комнате, где обычно молюсь правилами, полностью не получается, может кто из домашних "впереться" внезапно. А такой вид отца, который недавно ушел в религию и ещё не до конца это было принято домашними, думаю не очень будет домашних радовать. Не хотелось бы чтоб смущались и считали всех православных "того".
Ну и видимо это (сосредоточенность, как и любой шаг вперед в духовной жизни) тоже должно быть не быстро, а со временем, сравнимым со временем бездуховной жизни или с Божьей помощью. Которая, как известно, от наших потуг не очень зависит, а только милостью даётся.
 
Православный христианин
чередовать хотя бы 5-10 минут одно , потом другое, потом третье.
Так сейчас и делаю. Стараюсь сначала по главе-другой читать Ветхий завет, Новый, Апостолов. Потом уже правило. И уже не пытаюсь правила целиком. В основном по времени. У меня как бы подсветкой монитор чтобы видно было текст, он стоит тухнуть через 20 минут. Как потух, значит уже надо закругляться, если не образовалось желание ещё чуть почитать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да, такая же беда. Более-менее длинные получаются, которые наизусть известны. Но и они "убегают" как раз потому, что вроде как начинаешь сосредоточенно, а потом даже и не понятно как переключился на автоматизм и уже где-то далеко от молитвы.
Мне знание наизусть не помогает. Я много знаю наизусть: Утреннее и Вечернее правило, близко к тексту канон и последование ко Святому Причащению, три канона и акафист, восемь первых кафизм Псалтири... но даже когда я молюсь наизусть, рассеиваюсь умом...
 
Православный христианин
Не рассеиваемым ум не станет, пока не войдет в сердечную клеть. Направить ум на поиски сердечной клети -- это путь к не рассеиваемой молитве.
------------
20-я Глава прп. Каллиста Ангеликуда. "О внимании и молитве, и [о том], как они помогают друг другу". Адаптированный перевод.
--------------
Молитва -- это таинственное, в глубине сердца, причастие Духа. Знающий об этом[1] низводит свой ум в потаенную клеть[2] сердца и простым[3] и безвидным[4] видением созерцает, как оттуда духовно и огневидно[5], любовно (ἐρωτικῶς) и дивно возносится[6] божественная молитва благодатию животворящего Духа.

---------------------
[1] В оригинале: "у того, кто имеет это", то есть знает о потаенной клети и в ней уже побывал. О тех, кто только ищет ее, отец скажет далее, когда будет говорить о внимании.
[2] Потаенная клеть – это некое пространство, не обязательно существующее в определенном месте сердца, но и не вне сердца существующее.
[3] Простым здесь значит, по-возможности, незапечатленным умом. О печати на уме см. Евагрий...
[4] Безвидным значит безо всякого видимого в уме образа.
[5] В оригинале: «духовно или огневидно, я же прибавил бы, что и любовно», – смотря чего больше в этом движении, воды Духа или огня любви; о воде и огне, как именах Духа, прп. Каллист пишет в Главе 1-й о Рае.
[6] В оригинале: «тотчас же», то есть как только зрение ума падает в сердечную клеть, оттуда возносится божественная молитва, которая до этого только, как бы, стремится наружу: без внимания ума она не совершается.
-----------------
 
Православный христианин
Проблема у всех и у меня тоже заключается не в том, как обрести молитву, она периодически приходит ко всем, а в том, как ее не угасить. "Духа не угашайте",- предупреждает первохристиан ап. Павел, имея ввиду действие молитвы. А это действие угашается невниманием к ней. Молитва приходит, ждет некоторое время, пока молитвенник занимается своими делами, предупреждает его, а потом уходит, и неизвестно, когда появится в следующий раз. То есть задача не в том, чтобы удержать словесную молитву от помыслов, а в том, чтобы удержать в себе безмолвную молитву, а уж от помыслов удержит она сама. Это задача, по милости Божией, более выполнимая. Ощутив стеснение сердца, надо бросить свои дела и пребывать в безмолвной молитве, пока Промыслу не будет угодно отвлечь нас для других дел. А потом вновь заниматься своими делами, обращая периодически внимание на сердечную область. Это, на мой взгляд, один из способов приобрести, насколько это возможно для мирян, не рассеиваемую молитву.
Актуальное замечание, я обычно упускаю призывы, растрачиваю на размышления и наблюдения (хотя может и в этом свой смысл есть), но я бы не стал слишком сакрализировать эти "приходы", все это имхо обусловлено колебаниями нашей психофизики все же.. Способ войти после угашения - внутрьпребывание через труд (не этап, а в течении самой молитвы), обычно работает, не сработает только когда уже совсем тупое или обессиленное состояние. Здесь главная проблема имхо все таки, что для этого нужно именно духовное внимание (по терминологии Вадима), оно просто как переключение тумблера, но об этом нигде не пишут и поэтому обычно не знают о нем, это видно из самой проблемы - помыслы, которые как раз этим переключением устраняются
 
Православный христианин
Вы не одиноки в своей проблеме и это не утешает ни кого.
Рассеянная молитва это не молитва, как мантра она не работает, хотя к чему-то способствует и результат со временем придёт.
Значит у вас пока, штиль да гладь, хвалите Божью Благодать.
Хвалебные молитвы не так рассеяны, как покаянные, а если что-то требуется в критической ситуации, то всё сосредоточение будет на проблеме и ни какого рассеянности в просительной молитве не будет.

Вне Храма у меня то же очень рассеянная молитва, настрой не тот, а это и есть самое главное в молитве - молитвенный настрой. А настрой этот приходит тогда, когда понимаю, что сам не могу контролировать ситуацию и повлиять на неё, особенно когда молишся о других, дорогих мне людях, когда вспоминаешь умерших и желаешь им благо, то не важно где находишься, Господь всегда рядом.
 
Православный христианин
Приветствую браться и сестры во Христе!

Прошу поделиться если у кого есть реальный опыт и реальные какие-то приёмы сохранения сосредоточенности при молитве.
Сразу попрошу - не сыпать советами от Святых Отцов. Это я читал и читаю много и то что они советуют стараюсь исполнять. Прошу в молитвах так же Господа помочь мне с молитвой (такая вот рекурсия).
Попробую объяснить почему у меня такая проблема. Дело в том, что многие годы у меня работа и вообще жизнь особенно не напрягала извилины и я часто как бы параллельно мог размышлять о чём-то ещё. Это мне нравилось и казалось полезным - заниматься сразу двумя делами. Но теперь это выходит мне боком, на молитве почти всегда ловлю себя на том, что мысль убежала о чём-то постороннем и возвращать её не проблема, но очень не на долго.
Причём особенно без разницы - молитва наизусть или читается, сосредотачиваешься ли по советам на чем-то или нет, протяжённое правило или короткая молитва, но многократно - результат в итоге почти всегда печальный. Тогда когда было нечто похожее на тот настрой который, как мне кажется, и должен быть при молитве это случалось при душевном подъёме и стечении обстоятельств, которые повторить не представляется возможным. Хотя бы потому что и не помню от чего так вышло...
Т.е. прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Опять же - знаю, что по милости Божьей благодатью это даётся. Но неужели нет чего-то что может как-то продвинуть меня в этом вопросе, что и я могу по своим скромным способностям приложить?
Обращаю внимание что получается молитвы читать с вниманием к словам но без всяких чувств какие то мысли всё равно появляются чаще не очень хорошие но иногда получается просто не обратить на это внимание было и было и читать дальше. Для меня главным стало понять что молитва это труд и лучше если не желать от неё каких либо благодатных чувств и ощущений и не печалиться о том что их нет и уж тем более не просить об этом. Иногда плачу но не понимаю от чего от молитвы, жалости к себе или обиды.
 
Сверху