Причастие раз в 2-3 недели.

Православный христианин
Добрый вечер. Неоднократно уже слышу такую идею, что часто причащаться не стоит для обычных мирян. Дело в том, что при еженедельном причащении часты были искушения до или после таинства. Действительно ли реже причастие лучше скажется на духовной жизни (если ее вести)?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Для каждого свое время, своя очередность. Об этом лучше посоветоваться с мужем и со священником, который Вас знает. Заочные советы будут "не в тему".
 
Православный христианин
Добрый вечер. Неоднократно уже слышу такую идею, что часто причащаться не стоит для обычных мирян. Дело в том, что при еженедельном причащении часты были искушения до или после таинства. Действительно ли реже причастие лучше скажется на духовной жизни (если ее вести)?
Это зависит от меры подвига, которая по плечу. Если Вы отшельничать решите, а дома - малые дети, то Вас останавливать надо, Ваша аскеза - щи варить, уроки проверять и не считать это МАЛЫМ делом!
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
скажется на духовной жизни (если ее вести)?
А как вообще можно причащаться и при этом не вести духовную жизнь? Разве только в "в суд и осуждение".
Ну а по сути вопроса - надо с духовником советоваться, который давно вас знает лично, незнакомые форумчане тут не советники.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Добрый вечер. Неоднократно уже слышу такую идею, что часто причащаться не стоит для обычных мирян. Дело в том, что при еженедельном причащении часты были искушения до или после таинства. Действительно ли реже причастие лучше скажется на духовной жизни (если ее вести)?
Не пропускайте Церковных праздников для начала. И так можно будет всю жизнь. Возрастёте в благодати, можно тогда и раз в месяц.
 
Православный христианин
Это зависит от меры подвига, которая по плечу. Если Вы отшельничать решите, а дома - малые дети, то Вас останавливать надо, Ваша аскеза - щи варить, уроки проверять и не считать это МАЛЫМ делом!
ну вот так и получилось, да, дома двое детей и я разрываюсь между не знаю, наверное, якобы "праведностью" в церкви и обычной мирской жизнью с садиком, поликлиниками, кружками и прочим бытом. Не могу совместить. Когда причастие раз в неделю, не получается у всех держать эту высокую планку, обычно, тянет муж, но и он сильно падает, а для меня это оказалось почти неподъемным трудом.
 
Киев
Православный христианин
Когда причастие раз в неделю, не получается у всех держать эту высокую планку, обычно, тянет муж, но и он сильно падает, а для меня это оказалось почти неподъемным трудом.
Хотел спросить (самому интересно) - вы, когда причащаетесь раз в неделю, держите каждый раз трехдневный пост (а фактически четырехдневный пост, потому что среда - тоже постный день)? Каноны все и Последование прочитываете? Что вам по этому поводу советовал священник вашего храма?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...дома двое детей... ...обычной мирской жизнью с садиком, поликлиниками, кружками и прочим бытом...
Относитесь, как самому главному послушанию, да Бога благодарите за то, что даровал Вам мужа и деток.
 
Православный христианин
Хотел спросить (самому интересно) - вы, когда причащаетесь раз в неделю, держите каждый раз трехдневный пост (а фактически четырехдневный пост, потому что среда - тоже постный день)? Каноны все и Последование прочитываете? Что вам по этому поводу советовал священник вашего храма?
Это интересный вопрос...по поводу поста и вычитывания всех канонов, какие есть мнения?
 
Это интересный вопрос...по поводу поста и вычитывания всех канонов, какие есть мнения?
Вроде если человек соблюдает среду и пятницу, то только с полуночи не есть и пить. Ну и последование (каноны по возможности, времени и желанию).
 
Москва
Православный христианин
Дело в том, что при еженедельном причащении часты были искушения до или после таинства.

У меня почти всегда тоже самое,это наш христианский Крест, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Искушения смиряют Христианина...поэтому и попускаются.

Очень советую прочесть эту работу святителя Игнатия (Брянчанинова),это одно из лучших и важнейших святоотеч. творений,посвященных св. Таинству:

"Падшие духи ведают силу святых тайн. Они трепещут ее, ненавидят ее, завидуют причащающимся, завидуют тою завистью, к которой способны демоны. Часто с исступлением нападают они на готовящегося к причащению, расхищают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, приносят тяжкие греховные воспоминания и мечтания, стараются осквернить совесть, привести христианина в недоумение, воспрепятствовать причащению; часто после приобщения совершают духи подобное нападение, опять с целью ввергнуть в недоумение, смущение, с целью поколебать веру, насеять мысль, что причащение святым тайнам не приносит никакой пользы. Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы святых тайн. Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его! Утвердимся верою, и противостанем мужественно супостатам нашим."

"Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. «Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня» (1Кор. 11:29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. «Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждена были» (1Кор. 11:31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. «Судимы же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11:32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых тайн при недостаточно богоугодной жизни, апостол говорит: "сего ради, ради недовольно достойного причащения святым тайнам, в вас мнози немощни и недужни, и спят довольны» (1Кор. 11:30), т.е. значительное число умирает."
 
Москва
Православный христианин
Добрый вечер. Неоднократно уже слышу такую идею, что часто причащаться не стоит для обычных мирян. Дело в том, что при еженедельном причащении часты были искушения до или после таинства. Действительно ли реже причастие лучше скажется на духовной жизни (если ее вести)?

Обратите внимание на мысли св. Отцов и на законы св. Церкви,указанные в замечательном докладе о. Алексия Шляпина.Также очень полезен раздел о подготовке к св. Таинству:

 
Искушения после причастия - может бывают, если мы их ждём, а не концентрируемся на том, что быть с Богом - это естественное и радостное состояние? Чем реже причастие, тем оно экстраординарнее, тем больше ожиданий и тем напряжённее нервы?
 
Православный христианин
Хотел спросить (самому интересно) - вы, когда причащаетесь раз в неделю, держите каждый раз трехдневный пост (а фактически четырехдневный пост, потому что среда - тоже постный день)? Каноны все и Последование прочитываете? Что вам по этому поводу советовал священник вашего храма?
Священник разрешает при регулярном причащении держать пост только в среду и пятницу. Но мы иногда еще накануне причащения постимся. Каноны и последование, да, обязательно.
 
Москва
Православный христианин
Цель подготовки к св. Таинству Евхаристии это смирение,усиление смирения в душе...вот к чему всё должно направляться,а совсем не к вычитыванию многих канонов и тд.Нет,каноны,правила читать это хорошо,правильно,но это совсем не главное,это все вещи,направленные как и пост, именно на цель подготовки...главное это благочестивая внимательная жизнь во Христе(есть канонический запрет свят. Иоанна Златоуста причащаться без нее),а в подготовке главное это попробовать сделать так,чтобы к св. Чаше подошла грешница,грешник,реально ощущающей себя такой.Чем Вы сильнее будете чувствовать свою грешность,тем лучше(но без пассивного безнадежного уныния!)..это милость Божия,это дар Божий.Поэтому и возглашает священник перед принятием св. Таин православным Христианам очень важные слова,связанные со смирением...со страхом Божиим. А страх перед Творцом неотделим от смирения,это часть его,это один из 7 даров Господа нашего Святого Духа (https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/15).Поэтому и премудро сказала св. Церковь,что перед принятием св. страшных Таин должно приуготовлять себя искренним исповеданием грехов своих и сокрушением о грехах своих.. .
"К принятию страшных Таин должно приуготовляться по чину нашей Православной Церкви. Сие предуготовление состоит в искреннем исповедании, посте, сокрушении и совершенном примирении со всеми и в другом, тому подобном." https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mog...icheskoj-i-apostolskoj-tserkvi-vostochnoj/1_8

Очень советую Вам,Елена,изучить эту важнейшую символическую вероучительную книгу,ее значение огромно...(см. слова митрополита Макария и св. Никодима внизу)

Господь сказал в великой Книге... без Меня не можете делать ничего.
И я не понимаю как можно готовиться к св. Таинству без Него Самого... .Основа подготовки это молитва к Богу о помощи и всецелое с верой(см. Иакова,1) упование на Него(именно на Него,а не на людей,себя,умные книги и тд.)...невозможно правильно и грамотно подготовиться к св.Таинству без помощи Бога,это касается любых по сути вопросов и дел,это основа христианского мировоззрения,первый и важнейший урок Бога всем новоначальным это как следует поглубже понять жизнью эти слова из 15 главы.Христиане начинают подготовку сугубой молитвой о помощи...и помощь приходит,Господь посылает правильные непрелестные мысли... или и искушения,очистительные скорби,которые быстро иногда приводят в смиренное самоуничижительное сокрушенное внутреннее состояние,которое часто теряется.Мною,например очень часто(.Но если сердце уже сокрушенно и смиренно,то Господь не посылает искушений,Ему нужна одна,самая главная жертва всесожжения,аскетического подвига Христианина,которого Он никогда не уничижит искушениями... .

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.


И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.


Еще очень важно просить у Бога видение грехов.Вспомнить свои грехи(строгое исключение блудные и строго без безнадежного отчаяния).Это великий дар Божий.И при подготовке и вобще всегда,об этом очень хорошо написал великий святитель Игнатий,очень рекомендую его сочинение "Зрение греха своего":

"Блаженна душа, узревшая гнездящийся в себе грех! Блаженна душа, узревшая в себе падение праотцев, ветхость ветхого Адама! Такое видение греха своего есть видение духовное, видение ума, исцеленного от слепоты Божественной благодатью.
С постом и коленопреклонением научает святая Восточная Церковь испрашивать у Бога зрение греха своего."



------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ) (+1882) О ДОСТОИНСТВЕ "ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ":

"Православное исповедание", по истине составляет эпоху в этой истории. Доселе сыны Церкви восточной не имели особой символической книги, в которой бы могли находить для себя подробнейшее, данное от имени самой Церкви, руководство в деле веры при ученом раскрытии и защищении догматов, но довольствовались только краткими символическими вероопределениями святых Вселенских и Поместных Соборов и правилами святых Отцов, поименованных собором трулльским, а вслед затем уже и всеми другими отеческими писаниями, которые, однако, не могли иметь такой важности.

"Православное Исповедание" Петра (Могилы), рассмотренное и исправленное на двух соборах – Киевском (1640 г.) и Ясском (1643 г.), рассмотренное и одобренное потом всеми четырьмя вселенскими патриархами и патриархами русскими – Иоакимом и Адрианом, явилось первой символической книгой восточной Церкви.

Здесь в первый раз изложены все догматы её от её имени в возможной точности, и притом так что, направлены не только против ересей древних, но и против новых заблуждений, возникших на западе со времени отпадения его от вселенского православия. Здесь, следовательно, дано подробнейшее и вместе надежнейшее руководство в деле веры как всем православным, так в частности и православным богословам при обстоятельном раскрытии догматов.

св. Никодим Милаш:"Около половины ΧVII века явилась надобность оградить православных христиан от опасности, грозившей им в отношении их веры, и изложить для всех основы учения православной церкви. Тогда киевский митрополит Петр (Могила) составил «Православное исповедание веры кафолической и апостольской церкви восточной», чтобы удовлетворить потребности русской церкви, в которой появилась было опасность для православия. Это исповедание было одобрено, прежде всего, на одном Киевском соборе, затем на соборе Ясском, а потом было пересмотрено и одобрено всеми четырьмя восточными патриархами и единодушно принято со стороны всей православной церкви. Таким образом, упомянутое исповедание сделалось выражением учения всей Церкви и, как таковое, во всем и по всему имеет такую же важность и значение, как если бы оно было составлено Вселенским собором. На Вселенских соборах представители всего епископата лично выражали единодушное одобрение соборных определений, а здесь тот же епископат выразил единодушное одобрение письменно, посредством посланий.
Таким же образом было поступлено при обнародовании в конце XVII века «Изложения православной веры, восточной церкви», равно как и в 1848 г., когда было обнародовано «Окружное послание единой, святой, кафолической апостольской церкви всем православным христианам».
«Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл.12)."

Прп. Амвросий Оптинский:
"Читая духовные книги без указания, Вы опасаетесь, как бы Вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, и таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и без сомнения назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра (Могилы). Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время."

НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЕ ВЕРОИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:

1. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.

Авторитет: всеправославный.

Документ принят: Соборами Киевским (1640 г.) и Ясским (1643 г.), а затем одобрен всеми четырьмя восточными патриархами. Для Русской Церкви он одобрен и утвержден патриархами Иоакимом (в 1685 г.) и Адрианом (в 1696 г.) и затем всероссийским Синодом.

"Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу “Православное Исповедание” Петра (Могилы). Рассмотрите ее со вниманием и со тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время" (прп. Амвросий Оптинский).

"[Исповедание] имеет непререкаемое достоинство истинного учения Церкви" (свт. Иннокентий Херсонский).

2. Исповедание православной веры Восточной Церкви (Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г.).

Авторитет: всеправославный.

Документ принят: на Соборе Иерусалимском (1672 г.), одобрен всеми восточными патриархами и другими многочисленными архипастырями Греко-Восточной Церкви. В Русской Церкви он принят Святейшим Синодом.

"Для охранения верующих от заражения какими-нибудь вновь появляющимися учениями, в целях опровержения последних, Церковь издает сынам своим подробные изложения веры. Между этими изложениями веры, безусловно обязательными для всех членов Церкви, два главных: Ὀρθόδοξος ὁμολογία τῆς πίστεως τῆς καθολικῆς καὶ ἀποστοληκῆς ἐκκλησίας ἀνατολικῆς половины ΧVII века [Православное исповедание] и Ὁμολογία τῆς ὀρθοδόξου πίστεως τῆς ἀνατολικῆς ἐκκλησίας, составленное на Иерусалимском соборе 1672 г. и известное под названием: «Послание патриархов православной кафолической церкви о православной вере»" (св. Никодим (Милаш). Православное церковное право).

3. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви.

Авторитет: официальное вероизложение Русской Православной Церкви

Документ принят: Святейшим Синодом Русской Церкви.

"Кто сын Церкви, тот должен слушать голоса св.Церкви. Голос Церкви в настоящее время для нас в Катихизисе, и голос живой. Стало, кто сын Церкви, тот должен принять все учение, содержащееся в Катихизисе. Вот почему важен для нас Катихизис!.. Катихизис есть сокращенное выражение свидетельства Духа" (свт. Феофан Затворник).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Добрый вечер. Неоднократно уже слышу такую идею, что часто причащаться не стоит для обычных мирян. Дело в том, что при еженедельном причащении часты были искушения до или после таинства. Действительно ли реже причастие лучше скажется на духовной жизни (если ее вести)?
Когда я жил некоторое время на Афоне, я помню что мог причащаться 3 раза в неделю, как это было принято в том монастыре. На Светлой седмице мог причащаться каждый день, но не стал. Просто было такое чувство, что я слишком много пресыщаюсь причастием, будучи не способным внутри на такое частое причастие. Думаю, это зависит от интенсивности нашей духовной жизни. Например, апостолы и первые христиане, жившие в постоянной готовности испытать пытки и смерть за свою религию, могли причащаться каждый день и для них это было радостью. Но, увы, я просто не могу также напряжённо и интенсивно подвизаться в духовной жизни как они. Ситуация и время уже не те, да и братья и сёстры на примере своей жизни не являют благочестия и горячей ревности первых христиан. Так что поучиться не у кого, кроме того чтобы читать жития святых.
 
Украина
Православный христианин
По мне так раз в месяц самое то, если бы ещё каяться раз в неделю, то вообще хорошо. Мне кажется что когда человек давно верует в Бога то сам чувствует свою меру. Что касается дней поста перед причащением, то тут так сложно. Один человек действительно болеет, другой немощен, стар, но часто когда стригут под одну гребёнку то рождается формализм какой то. Хотел рассказать случай из практики, но не могу, дети потом болеют, так что про случаи на исповеди теперь ни гу гу. Сокровенное нельзя упоминать, а то больно будет, эти случаи надо покрывать молчанием.

По мне так если человек чувствует что он очистился пред Богом через покаяние, то это главный пропуск,а лени у нас у всех хоть отбавляй....)
 
Сверху