Размышления о пользе паломничества

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
... некоторые из туристов станут паломниками.

По-видимому понятия "туризм" и "паломничество" существуют в диалектической неразрывной связи между собой, отображая глубинное соотношение философских категорий "духа" и "материи".

Так двумерное (географическое) движение материального субстрата (тела) влечет за собой трехмерную (небесную) динамику духовной субстанции (души). От суммарной величины векторной результирующей зависит преобладание в обобщенном (телесно-духовном) движении человека "туризма" или "паломничества".

В идеале, как обычно, трудно достижимом, горизонтальное движение становится уже несущественным для главного - вертикального... Так святые афонские старцы, всю земную жизнь не выходя из келии, объемлют весь мир!
 
город Пенза
Православный христианин
По-видимому понятия "туризм" и "паломничество" существуют в диалектической неразрывной связи между собой, отображая глубинное соотношение философских категорий "духа" и "материи".

Так двумерное (географическое) движение материального субстрата (тела) влечет за собой трехмерную (небесную) динамику духовной субстанции (души). От суммарной величины векторной результирующей зависит преобладание в обобщенном (телесно-духовном) движении человека "туризма" или "паломничества".

В идеале, как обычно, трудно достижимом, горизонтальное движение становится уже несущественным для главного - вертикального... Так святые афонские старцы, всю земную жизнь не выходя из келии, объемлют весь мир!
Да, Вы правы, отец Сергий. Человек как правило находится где-то между этими состояниями. Но все-же туристы в "чистом " виде встречаются куда чаще, чем "чистые" паломники. Наверное, ползти по горизонтали проще, чем взлетать ввысь. Горизонталь доминирует.
 
Мне кажется , не следует духовное возрастание старцев, доступное немногим, сопоставлять с попытками обычных людей прикоснуться и физически в святым местам.
А графики функций могут быть разные: и линейный подъем, под разными углами, и крутая парабола, а иногда и синусоида...
Горизонталь ведет в бесконечность.
Впрочем, на мой взгляд, не следует геометрию привязывать к жизненным ситуациям.
Я скажу по- простому: побывать в святых местах полезно и интересно.
 
Россия
Православный христианин
Я скажу по- простому: побывать в святых местах полезно и интересно.

И это в любом случае несравненно лучше, даже как "турист", чем бы человек просидел бы это время у телевизора, или в пив. баре.
Но если человек уже перерос такое, то, наверное, действительно -
Поэтому всегда предпочитаю ездить один или вдвоем с единомысленным собратом.
это самое лучшее что можно сделать в таком случае.
 
....не следует духовное возрастание старцев, доступное немногим, сопоставлять с попытками обычных людей прикоснуться и физически к святым местам.
Своей жизнью святые старцы реально показывают, к какой высоте призван и способен человек, и что есть на самом деле богоподобие. Святость - есть та духовная красота, заданная всем нам в творении, которая является отражением невыразимого Бога, и раскрывается она лишь при правильной аскетической жизни, к которой надлежит нам, обычным людям - стремительно слабеющим христианам, непрестанно стремиться в меру ограниченных своих сил и дарований...

Способны ли мы сегодня по силе своего жития непрестанно стремиться к незримому Богу?
Или, довольные своей праведностью и благочестием, физически прикоснувшись к святым местам, покорно "сложим лапки"?

....Горизонталь ведет в бесконечность....
???? ..... Во ад, что ли? :)

...не следует геометрию привязывать к жизненным ситуациям.
Философия вовсе не сводится к элементарной "геометрии" - только она и богословие дает нам основные мировоззренческие принципы. Понимание бытия ("жизненных ситуаций") является ключевым, как для христианского богословия, так и для философии.

Я скажу по- простому: побывать в святых местах полезно и интересно.
"Где просто - там и ангелов со сто!" (прп.Амвросий Оптинский) :)
 
Своей жизнью святые старцы реально показывают, к какой высоте призван и способен человек, и что есть на самом деле богоподобие. Святость - есть та духовная красота, заданная всем нам в творении, которая является отражением невыразимого Бога, и раскрывается она лишь при правильной аскетической жизни, к которой надлежит нам, обычным людям - стремительно слабеющим христианам, непрестанно стремиться в меру ограниченных своих сил и дарований...

Способны ли мы сегодня по силе своего жития непрестанно стремиться к незримому Богу?
Или, довольные своей праведностью и благочестием, физически прикоснувшись к святым местам, покорно "сложим лапки"?

Скажите лучше прямо, отец Сергий - Вы категорически отвергаете "религиозный туризм"? Или все-таки допускаете его, как начальную ступеньку?
 
Скажите лучше прямо, отец Сергий - Вы категорически отвергаете "религиозный туризм"? Или все-таки допускаете его, как начальную ступеньку?

Я по слабоумию своему так просто и кратко не умею, уж извините... :)

Предлагаю оценивать качество духовного развития путешественника следующим безразмерным критерием:

Q = R/Т х 100% , где:​

Т - туризм в "чистом" (внерелигиозном) виде: потребление материальных благ и услуг, эстетическое наслаждение, познавательное любопытство, активный или (чаще!) пассивный отдых, обновление впечатлений, развлечение ума, интересная смена "декораций"...

R - религиозно-духовная составляющая путешествия: аскетический опыт, воздержание от удовольствий, жертвенность, благотворение, духовно-пастырское окормление, покаянное переосмысление жизни, святоотеческие наставления, молитвенное стояние, благодатное преображение души...

У меня, честно скажу, этот показатель Q весьма изменчив - как в течении одного путешествия, так и в течении всего путевого дня.

Чаще около 50%, но бывало и всего 5%?
Редко - 75%! Но когда так складывается - то неописуемая благодать в сердце!
И поэтому очень стремлюсь "набирать проценты"!

А христианину, вообще говоря, неполезно и недопустимо долго застаиваться на "начальной ступеньке" - надо всеми возможными шагами души непрестанно стремиться к недостижимым, но теоретически возможным 100% !!!

В этом, думаю, и заключается динамика духовной жизни путешественника.
 
Думается дело не в самих паломниках, а в том, какая на самом деле у нас сейчас духовность. Если бы мы жили духовно, то и паломничество было бы духовным и весьма душеполезным.

Ты посетил Святыни всей Земли.
Но не отвергни тягостное слуху —
Бог не с тобой: ты слишком суетлив,
Твои дороги от томленья духа.

И, обойдя отцов из разных мест,
Орлом парящим выглядеть желаешь.
Не стану спорить, может и взлетаешь,
Но высота у квохчущих — насест!​

иеромонах РОМАН <31 мая 2001 г., скит Ветрово>​
 
город Пенза
Православный христианин
Меня, конечно могут закидать тяжелыми предметами. Но я считаю, что для женщины та крайняя духовная высота паломничества, о которой говорит отец Сергий, вообще не достижима. Потому что наш крест, и служение, и смысл- это близкие. Эту доминанту из головы никуда не деть, ибо она Самим Творцом туда заложена. Но это не значит, что женщинам не следует ездить по святым местам. Это может принести душе большую пользу, и я может быть когда-нибудь съездию (но это будет ох как нескоро... а может, и никогда.)
 
А ведь ради R никуда и ехать не нужно! А поедешь- тут как тут коварная Т в знаменателе, только и следи за ней!
Как быть?...

Если вообще никуда не ехать, то в знаменателе вместо Т появится М - материальные привязанности: суета мира сего, себялюбие, славолюбие, сребролюбие. сластолюбие и т.д., и т.п.
 
город Пенза
Православный христианин
... для женщины та крайняя духовная высота паломничества вообще не достижима...

Откуда такая обреченность? Божий идеал для всех нас, грешников, недостижим, но это не значит, что к нему не надо стремиться...

Дерзайте!
 
город Пенза
Православный христианин
Откуда такая обреченность? Божий идеал для всех нас, грешников, недостижим, но это не значит, что к нему не надо стремиться...

Дерзайте!
:)Да не обреченность это вовсе, а просто- другой путь к той же цели! Я просто не представляю, как женщина, у которой есть семья, сможет все это с души стряхнуть, и ощущать только свое Я наедине с Богом. Если она и умудрится так сделать, это будет, пожалуй, шаг назад в духовном плане. Но я не настаиваю. В духовной жизни я никто. Вполне возможно, что я не права.
 
Воронеж
Православный христианин
Вчера у меня был разговор с одним оппонентом на счёт паломничества. Ездили они в Белгородскую обл. в храм, название которого не запомнили, но главный смысл был в "лечении":eek: В храме батюшка возлагает на голову всем прихожанам какую то чашу:confused:. Мало того мой оппонент убеждает своих родителей, невоцерковлённых, причаститься. Наверное тоже от болезней. А что дальше? А если отступничество? Будут ли они воцерковляться? Как всё таки интересна и извилиста дорога в духовного развития. Постоянные крайности и опасности.
 
Москва
Крещён в Православии
Вчера у меня был разговор с одним оппонентом на счёт паломничества. Ездили они в Белгородскую обл. в храм, название которого не запомнили, но главный смысл был в "лечении":eek: В храме батюшка возлагает на голову всем прихожанам какую то чашу:confused:. Мало того мой оппонент убеждает своих родителей, невоцерковлённых, причаститься. Наверное тоже от болезней. А что дальше? А если отступничество? Будут ли они воцерковляться? Как всё таки интересна и извилиста дорога в духовного развития. Постоянные крайности и опасности.
Я бы так не осложняла. Возможно там (в Белгородском храме) просто сложилась такая местная традиция. Если к иконе мы можем приложиться, то к Чаше - нет. Но ведь это святыня и значит прикосновение к ней благодатно. А страждущим по вере может быть даровано и исцеление. Сие дело Божее - не наше. Куда болящему прибегать со своей скорбью, как не к Богу Утешителю сирых и немощных? Не к экстросенсам же.
Насчет причастия. Без благословения священника не причащают, вот ему и решать.
 
У Паисия много интересных вещей,высказываний,а много отсебятины,стремления весь мир в монастырь превратить и тут же сам себе противоречит,говоря что некоторые миряне будут судить монахов на страшном суде,т.к жили не в пример чище,не накладывач на себя никаких подвигов.С другой стороны доля правды в его рассуждениях есть,но все зависит от внутреннего расположения человека,чего он хочет от этой поездки- чтоб от Бога миллионы посыпались,благополучия,семейного счастья(и я грешен этим,сколько раз Господь вразумлял что не этого просить надо,а своя воля главнее всего).Мне кажется если человек попробовал жить по-христиански и понимает что своими силами это невозможно,приходит к Богу с внутренним воплем о помощи,прося действительно духовной помощи,то хоть на вертолете прилети-великое благо от святынь получит.Ну нет у нас таких сил как поколение-два назад,будет еще хуже,ну и что же,давайте не ездить? А не жертва ли Богу-сердце сокрушенно и смиренно,а не хождение босиком в Киев из Москвы?
 
Москва
Крещён в Православии
Паисий Афонский - старец. И этим все сказано. Нет, это конечно не значит, что все, что он говорил, сказано по внушению Духа Святого, но старцы многое говорят исходя из своего личного духовного опыта и рассуждения, которые не в пример нам, глубоки и аскетичны.
 
И в миру также чтобы спастись нужно отвергнуть,по силам конечно, всю суету,в этом то и проблема.Как находясь в обществе быть свободным от его законов?В чем то удается,тем более сейчас тенденция очень нехорошая,переделка христианства на современный лад-обрядоверие,делай то и то и спасешься,а до сердца,тем более качества его содержания,никому дела нет:отслужить,отстоять,вычитать и в конце отпеть.
 
И в миру также чтобы спастись нужно отвергнуть, по силам конечно, всю суету - в этом-то и проблема...
Как находясь в обществе быть свободным от его законов?....

В первохристианской Церкви не было и не могло быть разделения на монашествующих и мирян, ибо цель у христиан одна. Разделение началось позже, когда Церковь стала государственной и началось ее обмирщение. Преподобный Ефрем Сирин говорит: "Монашество - это не одежда, и (даже!) не пострижение, но Божественное желание и небесное житие". Именно это Божественное желание веяния Святого Духа, очищенное от обмана внешности и холодного самозамыкания в себе, составляет цель христианства.

Мир давно возвращается к язычеству: обрядоверие - лишь один из признаков этого, но за последние века процессы ускорились. Протоиерей Валентин Свеницкий в начале ХХ в. пытался привлечь внимание людей к сохранению духовной жизни книгой "Монастырь в миру" . Но значительно раньше его о "монастыре в миру" заговорили свт.Тихон Задонский, проф.Голубов, Победоносцев, Аксаков, старцы Оптинские - Парфений, Леонид, Амвросий. Но ярче всех выразил идею стирания грани между миром и монастырем Достоевский. "Иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям быть надлежало бы" (старец Зосима -"Братья Карамазовы").

Основная мысль о.Валентина Свенцицкого в том, что нужно внутренне иметь монашеское устроение, в том числе и христанам, живущим в миру. У каждого в душе должны быть воздвигнуты незримые стены монастыря, тогда это и будет "монастырь в миру". Нужно строить себе «незримую келлию». Келлия - это ведь вообще по-гречески жилище инока, т.е. "иного", неотмирного человека, монаха. Но строительство келлии, как впрочем и любого дома, имеет фундаментальные архитектурные принципы, в данном случае - святоотеческие наставления, главное из которых - желание отойти от того мIра, который по словам апостола Павла есть "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская!

"Монастырь в миру" - это попытка осуществления полноты христианства в гуще неоязыческого мира, т.е возвращение к первохристанству. Это утверждение узкого пути Евангелия для всех, а не только для небольшого количества людей, находящихся за церковной оградой.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху