рекапитуляция

Крещён в Православии
Здравствуйте!

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть» (Ин.3,16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о том воспевает Святая Церковь «Истлевша преступлением по образу Божию бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель».

3. Спасение душ человеческих: «Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин.3,17).

Поиск подробностей насчет выделенного текста приводит к словосочетанию "теория рекапитуляции", но по нему удается найти только материалы об Иринее Лионском. Скажите пожалуйста, как можно найти побольше на эту тему, или после Иринея Лионского все стали теоретизировать вокруг понятия "обожение", а восстановлением первозданной природы Адама перестали интересоваться?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго!

Ну, в некотором смысле, "обожение" является более важным понятием, включающем в себя и восстановление Адамового состояния. Согласно преп. Максиму Исповеднику и другим отцам, святой становится выше состояния Адама до грехопадения, поэтому надо стремиться именно к святости и обожению, а не останавливаться на преодолении греха.
Искать можно не только по "рекапитуляции", но и по комментариям на "Христос - Новый Адам" (см. первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор 15:45, 47) и аналоги.
Возможно, западные авторы написали об этом больше.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Подробно - нет. Для нашего нынешнего состояния оба они выше уровня опыта и понимания.
У преп. Максима есть констатация факта, что Христос не колеблется в гномическом выборе добра и зла ("Диспут с Пирром") и общее указание, что святые становятся подобными Христу (это общее мнение всей православной традиции, обсуждаемая, в том числе, и в его "Амбигвах").
 
Крещён в Православии

Понятие о гномической воле в православной антропологии

Православная антропология различает два понятия:
1) «воля природная (естественная)» и
2) «воля гномическая».

В отличие от гномической природная воля, как Божественный дар, не должна устремлять человека ко греху, так как грех противоестествен для людей.

Учение о двух волях – воле гномической и воле физической было разработано прп. Максимом Исповедником.

Мне видится, что в энциклопедии кто-то что-то перепутал. Скажите пожалуйста, я прав?

 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нет, путаницы нет. Просто само понятие "Гноми" в православном богословии не выработано со всей четкостью.
Гномическая воля описывается как способность выбора между добром и злом, когда человек устремляется к Богу или, наоборот, решает действовать по-своему. Грех зарождается как неправильный выбор гномической воли.
 
Сверху