рекапитуляция

Крещён в Православии
Здравствуйте!

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть» (Ин.3,16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о том воспевает Святая Церковь «Истлевша преступлением по образу Божию бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель».

3. Спасение душ человеческих: «Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин.3,17).

Поиск подробностей насчет выделенного текста приводит к словосочетанию "теория рекапитуляции", но по нему удается найти только материалы об Иринее Лионском. Скажите пожалуйста, как можно найти побольше на эту тему, или после Иринея Лионского все стали теоретизировать вокруг понятия "обожение", а восстановлением первозданной природы Адама перестали интересоваться?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго!

Ну, в некотором смысле, "обожение" является более важным понятием, включающем в себя и восстановление Адамового состояния. Согласно преп. Максиму Исповеднику и другим отцам, святой становится выше состояния Адама до грехопадения, поэтому надо стремиться именно к святости и обожению, а не останавливаться на преодолении греха.
Искать можно не только по "рекапитуляции", но и по комментариям на "Христос - Новый Адам" (см. первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор 15:45, 47) и аналоги.
Возможно, западные авторы написали об этом больше.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Подробно - нет. Для нашего нынешнего состояния оба они выше уровня опыта и понимания.
У преп. Максима есть констатация факта, что Христос не колеблется в гномическом выборе добра и зла ("Диспут с Пирром") и общее указание, что святые становятся подобными Христу (это общее мнение всей православной традиции, обсуждаемая, в том числе, и в его "Амбигвах").
 
Крещён в Православии

Понятие о гномической воле в православной антропологии

Православная антропология различает два понятия:
1) «воля природная (естественная)» и
2) «воля гномическая».

В отличие от гномической природная воля, как Божественный дар, не должна устремлять человека ко греху, так как грех противоестествен для людей.

Учение о двух волях – воле гномической и воле физической было разработано прп. Максимом Исповедником.

Мне видится, что в энциклопедии кто-то что-то перепутал. Скажите пожалуйста, я прав?

 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нет, путаницы нет. Просто само понятие "Гноми" в православном богословии не выработано со всей четкостью.
Гномическая воля описывается как способность выбора между добром и злом, когда человек устремляется к Богу или, наоборот, решает действовать по-своему. Грех зарождается как неправильный выбор гномической воли.
 
Крещён в Православии
Православная антропология различает два понятия:
1) «воля природная (естественная)» и
2) «воля гномическая».

В отличие от гномической природная воля, как Божественный дар, не должна устремлять человека ко греху, так как грех противоестествен для людей.

1. Если грех противоестествен для людей, как Адаму удалось согрешить?

2. Что значит "не должна" (устремлять ко греху)? Кому не должна? А где же свобода воли?
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Большая просьба - ознакомиться с материалом, поскольку ответ элементарен на уровне базового учебника догматики: грех лежит не в самом желании (фелима или естественная воля), а в неправильном ее употреблении (гноми - воля гномическая). Свободна воли как раз в том, что человек решает сам - правильно ли употребить свои естественные возможности или нет.
 
Крещён в Православии
В энциклопедии написано:
Гноми́ческая, или «во́ля вы́бора» (от греч. γνωμικὸν θέλημα (от греч. γνώμη – «выбор, намерение»)) – богословское выражение, обозначающее волю человека с учётом тех последствий грехопадения прародителей, которые отразились на человеческом естестве и человеческом обществе (подразумевает возможность колебаний человека в выборе между добром и злом, расположенности человека ко греху).
Вот я и не пойму - как Адам согрешил тогда, когда последствий грехопадения еще не было? То есть, в энциклопедии все-таки перепутали?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не являюсь автором энциклопедии, поэтому не могу ответить, почему там написано так, а не иначе.
На мой взгляд, написано правильно, поскольку каждый раз грех усиливает "удобопреклонность" к следующему падению.
Грубо говоря, с каждым новым стаканом водки тяга к алкоголю усиливается, поэтому человек чаще выбирает грех (т.е. совершает неправильный гномический выбор).
 
Сверху