Антропология

***

Антрополо́гия пра­во­слав­ная (от греч. ἄνθρωπος — чело­век и λόγος — слово) – рас­кры­ва­е­мое Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью учение о чело­веке, осно­ван­ное на Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­щен­ном Пре­да­нии, под­твер­жда­е­мое духов­ным опытом пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков.

Антропология

Глав­ная цель хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии – спо­соб­ство­вать осо­зна­нию чело­ве­ком себя как тво­ре­ния Божьего, рас­крыть ему смысл его зем­ного бытия, напра­вить по пути духов­ного совер­шен­ство­ва­ния и соеди­не­ния с Твор­цом, по образу Кото­рого создан.

Пра­во­слав­ная антро­по­ло­гия явля­ется неотъ­ем­ле­мой частью бого­сло­вия, поскольку пред­по­сыл­кой пости­же­ния чело­века в Пра­во­сла­вии высту­пает идея Боже­ствен­ного тво­ре­ния, в свете кото­рой чело­век, как и весь твар­ный мир, пред­стает откро­ве­нием Бога. При этом ука­за­ние на сотво­рен­ность чело­века вовсе не гово­рит о пре­умень­ше­нии чело­ве­че­ского досто­ин­ства, а, напро­тив, ведет к его необык­но­венно воз­вы­шен­ному пони­ма­нию. Согласно пра­во­слав­ному учению, именно чело­век явля­ется суще­ством на кото­рого Боже­ствен­ная бла­гость и любовь изли­ва­ются без­мерно, «пре­выше всех надежд» (св. Кал­лист Ката­фи­гиот). «Одного чело­века Бог слу­шает, одному чело­веку Бог явля­ется, – ука­зы­вает св. Анто­ний Вели­кий, – ибо чело­ве­ко­лю­бив есть Бог, и где бы ни был чело­век, там есть и Бог; один чело­век есть достой­ный Бога поклон­ник; для чело­века Бог пре­об­ра­жа­ется».

Чело­век есть высшее и совер­шен­ней­шее тво­ре­ние Пре­свя­той Троицы, при­да­ю­щей завер­шен­ный смысл все­лен­скому бытию только посред­ством все­ле­ния в него чело­века. Венчая все миро­зда­ние, чело­век несет в себе един­ство види­мого и неви­ди­мого миров, соеди­няет в духов­ной и телес­ной жизни бес­те­лес­ную при­роду небес­ных ангель­ских чинов и мате­ри­аль­ную жизнь тела. Будучи сотво­рен как Образ Божий, чело­век отра­жает такие при­су­щие лишь Богу каче­ства как ум, сво­бода выбора, твор­че­ство, духов­ность, цар­ствен­ное досто­ин­ство и пред­на­зна­че­ние в мире, но в то же время чело­ве­че­ская лич­ность не исчер­пы­ва­ется ника­кими опре­де­ле­ни­ями, явля­ясь столь же непо­зна­ва­е­мой по своей сущ­но­сти как и создав­ший ее Бог.

Отра­жая всю пол­ноту боже­ствен­ного Пер­во­об­раза, чело­век ста­но­вится «дра­го­цен­ней всех тварей»(св. Мака­рий Вели­кий), в том числе и неви­ди­мых анге­лов, испол­ня­ю­щих роль слу­жеб­ных духов в деле его спа­се­ния. Исклю­чи­тель­ное поло­же­ние чело­века пред­по­ла­гает его особую миссию, заклю­ча­ю­щу­юся в «пове­ле­нии стать Богом» (св. Гри­го­рий Бого­слов) – при­зва­нии к дости­же­нию высшей сте­пени бого­по­зна­ния через обо­же­ние, в кото­ром чело­век дела­ется при­част­ни­ком и соучаст­ни­ком боже­ствен­ной жизни посред­ством дей­ствия нетвар­ной боже­ствен­ной бла­го­дати. Гре­хо­па­де­ние чело­века поста­вило под угрозу осу­ществ­ле­ние его миссии, кото­рая вновь воз­можна лишь после Бого­во­пло­ще­ния. В Бого­че­ло­веке Иисусе Христе чело­ве­че­ское есте­ство под­ни­ма­ется на недо­ступ­ную для всего твар­ного мира высоту, и чело­век снова при­зы­ва­ется к обо­же­нию – «воз­рас­та­нию в мужа совер­шенна, меру пол­ного воз­раста Хри­стова» (Еф. 4:13), в Кото­ром «сокрыты все сокро­вища пре­муд­ро­сти и веде­ния» (Кол. 2:3), «оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно» (Кол. 2:9). Таким обра­зом, пра­во­слав­ное пони­ма­ние чело­века обре­тает свой источ­ник в хри­сто­ло­гии – учении о Бого­че­ло­веке. «Хри­стос, – объ­яс­няет архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров), – ста­но­вится незыб­ле­мым осно­ва­нием и высшим кри­те­рием цер­ков­ного учения о чело­веке – антро­по­ло­гии».

***

См. АСКЕ­ТИКА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки