А вот я, Елена, вчера ощутила свою пустоту именно как серость, после нашей здесь беседы. )
Духовники были в новоначалии. Потом их переводили. Даже просто здравомыслящий священник может удержать новоначального от различных впадений в крайности. Когда отчаяние - вместо покаяния, например. А ещё был случай у подруги: ей в Великий пост по болезни надо было пить Омегу-3, она была в рыбьем жиру в капсулах, и подруга очень переживала. Священник посоветовал ей "не оцеживать комара", ведь в остальном она пост держала как надо. Благословил пить. А она прямо убивалась, смущалась очень - и пост хотела соблюсти, и лечиться надо... Духовника ищите, прежде всего, здравомыслящего! (имхо).
Немощь... Вы знаете, одна из её составляющих хорошо выражена апостолом:
Рим.7:18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Рим.7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Ещё "серость" духовная - ни молитвы нет истинной, ни поста, ни дел милосердия, ничего.
Игумен Никон (Воробьев) писал:
"У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того — даже добрые дела, и те пронизаны ядом греха. Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он «естественно» (а не искусственными приемами) смирится, и «естественно» перестанет осуждать других и оскорбляться на обиды. Он только видит и в других такое же падение, как в себе, и уже жалеет их, как товарищей по несчастью. Тогда перестанет возвышать одних и унижать других, перестанет вовсе судить, ибо все находится в падении".
С одной стороны, это печально. Но это в православии - единственно истинный путь. Он предохраняет от прелести, смиряет. Да, это очень предохраняющее состояние.