Созерцание - это вИдение или ощущение?

Православный христианин
Преподобный Исаак Сирин в последнем абзаце нижеприведенной цитаты три раза написал о созерцательной вере как об ощущении.
У меня возник вопрос: как можно так подробно ощущать ответы при богообщении? Ощущать возможно состояния, действия, чувства и эмоции. Но каким образом ощущать слова?

Преподобный Исаак Сирин (550): «Естественное ведение, предшествующее вере, есть путь к вере и к Богу. Будучи вложено в природу нашу Богом, оно само убеждает нас в том, что должно веровать Богу, приведшему все в бытие.

Сия вера производит в нас страх; страх же понуждает нас к покаянию и деланию. Так (т.е. за делание) дается человеку духовное ведение, или ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания.

Не просто от одной голой веры рождается духовное ведение, но вера рождает страх Божий, и при Божием страхе, когда начнем в нем действовать, от действия сего страха рождается духовное ведение, как сказал св. Златоуст: «Когда приобретет кто волю, соответствующую страху Божию и правильному образу мыслей, тогда скоро приемлет он откровение сокровенного». Откровением же сокровенного называет он духовное ведение.

Но и не страх Божий рождает сие духовное ведение, а ведение сие дается в дар деланию страха Божия. Дело страха Божия есть покаяние; покаяние же, пройдя все свое течение и завершившись, приводит туда, где дается духовное ведение.

Духовное ведение есть ощущение сокровенного. И когда ощутит кто сие невидимое, тогда в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Называют же ее верою созерцательною. Дотоле был слух, а теперь созерцание; созерцание же несомненнее слуха.
 
сомневающийся
Короче говоря: ощущать слова соответствует созерцать услышанное, или видеть его, или ощутить, или очутить, или очутиться.

Замечу, виды понятий к.-л. предмета речи двояки, как правило. Напр., библиотека. Понятие, как пройти в библиотеку, или её адреса, есть понятие библиотеки. И что есть в библиотеке, на что похожа и т. п., есть тоже её понятие. Или и в православных терминах: путевое понятие, деятельное, что делать и не делать, дабы смотреть, или видеть, или созерцать, и собственно созерцательное, или видать то и это. Или и относительно примера: как идти в библиотеку, путевая часть, далее: читать.

Вместе с тем имейте в виду, преп. Исаак, в соотв. текстах, опирается на такую модель естествознания: противоестественное, естественное, сверхъестественное. В ней естественное соотв. быть, или есть, или то, что есть, или Тот, Кто есть, или Сущий св. писания, или Домовладыка, в терминах преподобного.

Собственное бытие у Исаака, или частное бытие, или бытие части Сущего, или естественная жизнь, или каким образом существуют атрибуты Того, Чьё единство утверждается, или бытие ангелов, или вестников Божественной речи, или слуг Бога, или служебных духов, или ангельское житие, или ангельское делание и т. п., обозначено вместе с проч. силлогизмом, его древн. русск. перевод: "<...> и не разумеет самовластного словесное рождение, и плод обоих уклонение. Кроме первого ниже второе. А идеже второе исправляется, там третье якоже браздою связано есть <...>", Кроме и ниже значит без и нет в совр. русск. яз., или без первого нет второго. 1, 2 и 3 соотв. и в глагольных формах: не разуметь, самовластничать, слово рожать. Вместе с тем и логически рассм. право на речь, или правая речь.
 
Православный христианин
Короче говоря: ощущать слова соответствует созерцать услышанное, или видеть его, или ощутить, или очутить, или очутиться.

Замечу, виды понятий к.-л. предмета речи двояки, как правило. Напр., библиотека. Понятие, как пройти в библиотеку, или её адреса, есть понятие библиотеки. И что есть в библиотеке, на что похожа и т. п., есть тоже её понятие. Или и в православных терминах: путевое понятие, деятельное, что делать и не делать, дабы смотреть, или видеть, или созерцать, и собственно созерцательное, или видать то и это. Или и относительно примера: как идти в библиотеку, путевая часть, далее: читать.
Я читала о синестиках. Они могут видеть значки слышимых или читаемых слов, часто в цвете. Иногда чувствуют тот или иной вкус текста, причём у каждого синестика он может восприниматься по-разному. А также, вглядываясь в объект, замечать энергетические проблески, логосы бытия.
М.б. сие и есть некая врождённая степень созерцания?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вместе с тем имейте в виду, преп. Исаак, в соотв. текстах, опирается на такую модель естествознания: противоестественное, естественное, сверхъестественное. В ней естественное соотв. быть, или есть, или то, что есть, или Тот, Кто есть, или Сущий св. писания, или Домовладыка, в терминах преподобного.

Собственное бытие у Исаака, или частное бытие, или бытие части Сущего, или естественная жизнь, или каким образом существуют атрибуты Того, Чьё единство утверждается, или бытие ангелов, или вестников Божественной речи, или слуг Бога, или служебных духов, или ангельское житие, или ангельское делание и т. п., обозначено вместе с проч. силлогизмом, его древн. русск. перевод: "<...> и не разумеет самовластного словесное рождение, и плод обоих уклонение. Кроме первого ниже второе. А идеже второе исправляется, там третье якоже браздою связано есть <...>", Кроме и ниже значит без и нет в совр. русск. яз., или без первого нет второго. 1, 2 и 3 соотв. и в глагольных формах: не разуметь, самовластничать, слово рожать. Вместе с тем и логически рассм. право на речь, или правая речь.
А чем отличается естесственное словесное рождение от сверхестесственного?
 
агностик
Я читала о синестиках. Они могут видеть значки слышимых или читаемых слов, часто в цвете. Иногда чувствуют тот или иной вкус текста, причём у каждого синестика он может восприниматься по-разному. А также, вглядываясь в объект, замечать энергетические проблески, логосы бытия.
М.б. сие и есть некая врождённая степень созерцания?
На эту тему есть очень любопытное выступление, советую послушать с метки 17:52 (можно включить русские субтитры)
 
Православный христианин
На эту тему есть очень любопытное выступление, советую послушать с метки 17:52 (можно включить русские субтитры)
Интересные исследования. Учёный говорит о том, что мы все синестики в прошлом. Однако, у меня не было видения цифр в цвете и т.п..Если только имелись в виду разные типы синестики, к которым относятся способности и таланты.
Конкретно видение слов или музыки в цвете, как мне кажется, может объяснить некоторые моменты богообщения в виде слов неизреченных.
 
сомневающийся
А чем отличается естесственное словесное рождение от сверхестесственного?
Как чем: родами ума, в рассм. силлогизме, и соотв. речи.

Или мерой ведения, в терминах переводчиков кн. преп. Исаака. Или страхом Божьим у верного и любовью, даром, путём и целью пути, наличием и отсутствием скорби и радости, ангелом и Богом, природами, ребенком и Отцом и т. п.

Относительно родового деления природ, нужно точно знать соборную православную историю. Или почему в речи святых мистиков далекие природы иногда сходятся в одно, у епископата и участников соотв. соборов не сходятся. Преп. Исаак пишет в нейтральной мысли, как Бог и Его вестники, или ангелы, не книжные, а живущие ангельской жизнью люди, или безмолвствующие, желающие родиться свыше, т. о. получить право на речь и благовествовать соотв. Мысль: прибавилось или не прибавилось к Троице четвёртое Лицо, принципиально не развивает. В его текстах, которые читаю, есть только 1 сюжетный эпизод с соотв. попыткой дать не только путевую, но и созерцательную часть понятия Бога, или что есть сверх естества, или сверхбытие, а именно: "<...> Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнут и сердце - этот распорядитель помыслов, и ум - этот правитель чувств, и мысль - эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие, потому что пришел Домовладыка." После точки соотв. : конец главы.

Противоестественное отличает отсутствие ума, или не разуметь, в рассм. силлогизме, или не ведение, причиной которого, или виной является самовластное.

Рекомендую прочесть 84 главу "Слов подвижнических" целиком, из неё цитируете в стартовое сообщение темы https://lib.pravmir.ru/library/book/939 . Запомнить её, продумать и т. д. Затем вернуться к первой.

Почему к первой: в библиотеке Азбуки есть аналогичный текст. То и это перевёл С. Соболевский, профессор МДА, 2 издания редактировали, дополняли и т. п. Вместе с тем в библиотеке Азбуки есть еще аналогичный текст: "Воспламенение ума в духовной пустыне", или отдельное издание первого слова подвижнического, или 1 гл., в нём есть 2 перевода речи преподобного: академический в совр. русск. яз. и древн. русск. Имея в виду данные 4 перевода, запоминая их и продумывая, уже можно говорить, относительно сказанного преподобным, более менее верно. Логика здесь такая: когда все это и то читаете, пробуете в анализ, "автоматически" исполняете заповеди, положительные и отрицательные, которые с "не", делание умное, или исследуете сказанное преподобным применительно к себе, или самовластному, оно понятно, упирается, кряхтит, но с железобетонной (как гиря, полагаемая на чашу весов, понятие из кн. преп. Исаака, если железобетонная не нравится) логикой автора не может спорить и безмолвствует, исправляясь. По крайней мере, когда читаете и продумываете.
 
Православный христианин
Антон, большое спасибо за совет. Попробую прочитать, продумать и написать своё восприятие.
 
Православный христианин
Начала читать и сразу возник первый вопрос: что такое слово деятельности?
Исходя из дальнейших описаний, это не только конкретное действие, но и нечто словесно-запечатляющееся в сознании.

"Инаково слово деятельности, и инаково слово прекрасное. И без опытного дознания чего-либо мудрость умеет украшать слова свои, говорить истину, не зная ее. Иной может толковать о добродетели, сам не изведав опытно дела ее. Но слово от деятельности - сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностию, - залог стыда."
 
сомневающийся
Мила, слово деятельности и не деятельности, или красивые слова, метафор. сравн. ростком и семенем.

Вместе с тем имею в виду, нужно открыть 4 текста вкладках браузера, или 2 и приложение в тел., "Воспламенение ума в духовной пустыне" - пдф, напомню, в нем есть 2 перевода: академический в совр. русск. яз. и древн. русск. Читать парой абзацев там и там, с комментами переводчиков. Это вполне православные мысли, продуманные до вас не одним поколением иноков лавры Саввы Освященного, Троице-Сергиевой лавры, Святогорских и др., также участниками братства святит. Григория Паламы, фонда Димитрия Солунского, преподавателем-переводчиком МДА, переводчиком РАН, преп. Исааком, его учениками и проч.

Т. о. в прелесть, воображаемую Евгением, точно не впадете. Их просто нужно запомнить и продумать, что и будет нечтом, словесно запечатляемым в сознании. Дабы оно (нечто) стало чтом, нужно исполнить, сказанное преподобным.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мила, слово деятельности и не деятельности, или красивые слова, метафор. сравн. ростком и семенем.

Вместе с тем имею в виду, нужно открыть 4 текста вкладках браузера, или 2 и приложение в тел., "Воспламенение ума в духовной пустыне" - пдф, напомню, в нем есть 2 перевода: академический в совр. русск. яз. и древн. русск. Читать парой абзацев там и там, с комментами переводчиков. Это вполне православные мысли, продуманные до вас не одним поколением иноков лавры Саввы Освященного, Троице-Сергиевой лавры, Святогорских и др., также участниками братства святит. Григория Паламы, фонда Димитрия Солунского, преподавателем-переводчиком МДА, переводчиком РАН, преп. Исааком, его учениками и проч.

Т. о. в прелесть, воображаемую Евгением, точно не впадете. Их просто нужно запомнить и продумать, что и будет нечтом, словесно запечатляемым в сознании. Дабы оно (нечто) стало чтом, нужно исполнить, сказанное преподобным.
Да, я поняла. Знание нужно подкреплять действием. Исаак в данном случае говорил о милостыне. Честно сказать, я уже давно к ней приглядываюсь. Почему в одних случаях милостыню сопровождает последующая благодать, а в других - нет? И знаете что заметила? Её нет в случаях подаяния не нуждающимся..по сказанному: да запотеет милостыня в руке твоей..
 
сомневающийся
Дары могут быть выражены не только в эквивалентных значениях, как деньги: https://azbyka.ru/biblia/search?q=Даром&page=1&search_type=0&testament=1&lang=2&book=0 . Имже образом милостыня, или милость. Почему и рекомендую рассм. текст преподобного в 4 вариантах перевода. Присмотритесь к нерастяпному дару и соотв. милости.
 
Православный христианин
Дары могут быть выражены не только в эквивалентных значениях, как деньги: https://azbyka.ru/biblia/search?q=Даром&page=1&search_type=0&testament=1&lang=2&book=0 . Имже образом милостыня, или милость. Почему и рекомендую рассм. текст преподобного в 4 вариантах перевода. Присмотритесь к нерастяпному дару и соотв. милости.
Антон, а можно попросить ссылки на эти переводы?
 
Православный христианин
ощущать слова соответствует созерцать услышанное, или видеть его, или ощутить, или очутить, или очутиться.

Замечу, виды понятий к.-л. предмета речи двояки, как правило
«Смотри, я хочу, чтобы ты точно знал о прелести, остерегался ее и чтобы, водимый неведением, крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор человека легко склоняется к сообществу с врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими. Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и [приготовляют] рвы падений, так как [душевный] город их – под властью иноземцев. И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных обольщен, или впал в исступление ума1, или принял и принимает прелесть, или увидел чуждое истины, или говорит неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в состоянии правильно сказать, как обстоит [то или иное] дело. Он многих устрашает, а на безмолвников наводит порицание и смех своей безумной деятельностью. И нет ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь и прежде…».
(преподобный Григорий Синаит (~1268–1346); О прелести).
Читать подробнее
+++
"…собственно так называемая прелесть состоит в том, что человек начинает порываться жить выше своей меры. Еще не очистившись от страстей, стремится к жизни созерцательной, мечтает о духовно-благодатных наслаждениях. В этом случае человека постигает гнев Божий, который состоит в том, что от человека за высокоумие отступает благодать Божия, и он подпадает под влияние лукавого. Тот действительно начинает увеселять его тщеславие высокими созерцаниями и услаждениями. Но созерцания эти и услаждения не от Бога, а от лукавого. В таком состоянии пишутся все богословские сочинения, желающие сказать новое слово, отличное от словес святоотеческих. И этого рода суть все услаждения, которыми услаждаются нечистые и высокоумные души, мечтающие о себе выше меры.
В кратких словах, отличие «всеобщей прелести» от прелести в собственном смысле, на основании сказанного, может быть выражено так. Прелесть всеобщая есть забвение и нечувствие своей греховности. Прелесть собственно так называемая есть приписывание себе праведности, в действительности не существующей. А если кажется человеку, что имеет он праведность, то эта праведность не божественная, а бесовская, чуждая благодати Божией и смирения. В этом смысле и нужно понимать известное изречение аввы Пимена Великого: «Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным» (Игнатий Еп., Отечник, пар. 75)...".
(архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) (12.01.1873–19.02.1940); Письма).
Читать подробнее
 
Православный христианин
«Смотри, я хочу, чтобы ты точно знал о прелести, остерегался ее и чтобы, водимый неведением, крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор человека легко склоняется к сообществу с врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими. Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и [приготовляют] рвы падений, так как [душевный] город их – под властью иноземцев. И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных обольщен, или впал в исступление ума1, или принял и принимает прелесть, или увидел чуждое истины, или говорит неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в состоянии правильно сказать, как обстоит [то или иное] дело. Он многих устрашает, а на безмолвников наводит порицание и смех своей безумной деятельностью. И нет ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь и прежде…».
(преподобный Григорий Синаит (~1268–1346); О прелести).
Читать подробнее
+++
"…собственно так называемая прелесть состоит в том, что человек начинает порываться жить выше своей меры. Еще не очистившись от страстей, стремится к жизни созерцательной, мечтает о духовно-благодатных наслаждениях. В этом случае человека постигает гнев Божий, который состоит в том, что от человека за высокоумие отступает благодать Божия, и он подпадает под влияние лукавого. Тот действительно начинает увеселять его тщеславие высокими созерцаниями и услаждениями. Но созерцания эти и услаждения не от Бога, а от лукавого. В таком состоянии пишутся все богословские сочинения, желающие сказать новое слово, отличное от словес святоотеческих. И этого рода суть все услаждения, которыми услаждаются нечистые и высокоумные души, мечтающие о себе выше меры.
В кратких словах, отличие «всеобщей прелести» от прелести в собственном смысле, на основании сказанного, может быть выражено так. Прелесть всеобщая есть забвение и нечувствие своей греховности. Прелесть собственно так называемая есть приписывание себе праведности, в действительности не существующей. А если кажется человеку, что имеет он праведность, то эта праведность не божественная, а бесовская, чуждая благодати Божией и смирения. В этом смысле и нужно понимать известное изречение аввы Пимена Великого: «Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным» (Игнатий Еп., Отечник, пар. 75)...".
(архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) (12.01.1873–19.02.1940); Письма).
Читать подробнее
Так всё по с.о. с цитатами. Всякий новоначальный знает, что надо постоянно сверяться со святоотеческим опытом, дабы не отклониться от прямого пути.
 
сомневающийся
Перевод С. Соболевского с предисловием и комментариями, есть в библиотеке Азбуки https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/

Редактированный перевод Соболевского в библиотеке Правмира https://lib.pravmir.ru/library/book/939 . Наиболее существенные правки касаются понятий 89 главы-слова, "О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств". Один из сильнейших, с моей т. зр., православных текстов, прочищающих ум от воображаемых макаронов, или лапши, которая может звучать, как звон, в т. ч. в православном дискурсе. Правмирный вариант логически уничтожает все возможные причины воображаемой лапши, азбучный более-менее компромиссный.

"Воспламенение ума в духовной пустыни", https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/vosplamenenie-uma-v-duhovnoj-pustyni/ , или отдельно изданная 1 гл. слов подвижнических, в ней академ. перевод на совр. русск. яз. с сирийск. + древн. русск. текст
 
Православный христианин
Так всё по с.о. с цитатами. Всякий новоначальный знает, что надо постоянно сверяться со святоотеческим опытом, дабы не отклониться от прямого пути.
Если здесь пытаются не обученные убеждать в неправильности понимания слов Евангелия, а говорят, что именно они это понимают лучше, то как не о нахождении в прелести таковых сие и говорит?
А все почему?
«…Изучение подвигов и добродетелей, не соответствующих своему образу жизни, может привести к мечтательности и сделает жизнь бесплодною. «При неправильном чтении Священного Писания и святых отцов легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими», – предостерегает Святитель.43
Мирянин, живущий среди мира, не должен читать книг, написанных для монашествующих. Это чтение будет отвлекать мирянина от добродетелей, которые свойственно ему делать, мечтой о высших духовных подвигах. Эта мечтательность может временами услаждать его воображение, временами же ввергать душу в отчаяние и уныние. Даже если мирянин и преуспеет временно в подвиге, несвойственном его образу жизни, что достигается обычно разгорячением плоти и крови, то все равно долго не сможет пребывать в нем, скоро оставит подвиг, превышающий его возможности. Однако временное упражнение в возвышенном подвиге может на всю жизнь сделать его неспособным к свойственным его образу жизни подвигам благочестия…».
Читать подробнее
 
Православный христианин
Если здесь пытаются не обученные убеждать в неправильности понимания слов Евангелия, а говорят, что именно они это понимают лучше, то как не о нахождении в прелести таковых сие и говорит?
А все почему?
«…Изучение подвигов и добродетелей, не соответствующих своему образу жизни, может привести к мечтательности и сделает жизнь бесплодною. «При неправильном чтении Священного Писания и святых отцов легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими», – предостерегает Святитель.43
Мирянин, живущий среди мира, не должен читать книг, написанных для монашествующих. Это чтение будет отвлекать мирянина от добродетелей, которые свойственно ему делать, мечтой о высших духовных подвигах. Эта мечтательность может временами услаждать его воображение, временами же ввергать душу в отчаяние и уныние. Даже если мирянин и преуспеет временно в подвиге, несвойственном его образу жизни, что достигается обычно разгорячением плоти и крови, то все равно долго не сможет пребывать в нем, скоро оставит подвиг, превышающий его возможности. Однако временное упражнение в возвышенном подвиге может на всю жизнь сделать его неспособным к свойственным его образу жизни подвигам благочестия…».
Читать подробнее
А вот Максим Исповедник пишет: Если, отсекши на время причины страстей, займемся мы духовными созерцаниями, но не всегда в них будем проводить время, имея это одно себе дело, то легко опять обращаемся на плотские страсти, не получив от того другого плода, кроме простого знания с самомнением, которого конец есть самого познания мало-помалу помрачение и всеконечное ума к предметам вещественным уклонение.

Другой святой предостерегает об ещё худших последствиях оставления созерцания. В общем, "взявшись за гуж, не говори, что недюж".
Апостол Павел пишет о том, что у нас сейчас видение как через тусклое стекло. Так что, ничего явно существенного не узрим, пока не достигнем совершенства.
 
Православный христианин
А вот Максим Исповедник пишет: Если, отсекши на время причины страстей, займемся мы духовными созерцаниями, но не всегда в них будем проводить время, имея это одно себе дело, то легко опять обращаемся на плотские страсти, не получив от того другого плода, кроме простого знания с самомнением, которого конец есть самого познания мало-помалу помрачение и всеконечное ума к предметам вещественным уклонение.

Другой святой предостерегает об ещё худших последствиях оставления созерцания. В общем, "взявшись за гуж, не говори, что недюж".
Апостол Павел пишет о том, что у нас сейчас видение как через тусклое стекло. Так что, ничего явно существенного не узрим, пока не достигнем совершенства.
преподобный Максим Исповедник (580–662)
Монах, богослов, философ, известный непримиримой борьбой против ересей. Создатель и защитник учения о двух волях во Христе.
Вам же говорят проверенное на горьком опыте других:
Изучение подвигов и добродетелей, не соответствующих своему образу жизни, может привести к мечтательности и сделает жизнь бесплодною.
 
Сверху