Спасаются ли бесноватые и как?

Крещён в Православии
Как правило этим он уже и несет ответственность за все предыдущее, приведшее к такому состоянию. Если разум поврежден значительно при этом, спасение уже невозможно... *Кто при жизни не узрит Христа, тот и после смерти не увидит...
Хотелось бы видеть примеры святоотеческой мысли, где безумие и беснования считаются легчайшим путем к спасению, как заявляет уважаемый профессор
Алексей Ильич, что нравится, опирается на святоотеческое учение.

...Ясно, что нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперёд не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишённых помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в предоставленном им владении (прп. авва Серен)
...Не должно отвращаться или презирать тех, которые подвергаются разным искушениям или нечистым духам; ибо мы должны твёрдо верить: во-первых, что никто не подвергается им без попущения Божия; во-вторых, что всё, что посылается нам от Бога, кажется ли оно прискорбным в настоящее время или радостным, посылается как от нежнейшего отца и сострадательного врача для нашей пользы. Потому они, подвергаясь им (злым духам и искушениям), как учителям, смиряются, чтобы, переселяясь из этого мира, они переходили в другую жизнь более очищенными или понесли более лёгкое наказание. По апостолу такие в настоящей жизни бывают предаваемы сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5)
(прп. авва Серен)


Как от безумных, как от сумасшедших, как от детей не требуют отчёта в их действиях, так и от бесноватых; и нет человека столь жестокого, чтобы наказывать за то, что сделано по неведению.
святитель Иоанн Златоуст
Если бы ты увидел горящим дом своего соседа, то, скажи мне, хотя бы этот сосед был злейшим из всех твоих врагов, не побежал ли бы ты гасить пожар, опасаясь, чтобы огонь, распространяясь далее, не дошёл и до твоих дверей? Точно так же рассуждай и о бесноватых: демонское обладание есть жёстокий пламень и пожар. Смотри, чтобы демон, пролагая себе дорогу, не занял и твоей души, и когда заметишь его присутствие, с великим усердием прибегни ко Владыке, чтобы демон, увидев душу твою пламенною и бодрствующею, признал твой ум недоступным для себя. Если он увидит тебя рассеянным и беспечным, то скоро вселится в тебя, как в пустое жилище; а если увидит тебя внимательным, бодрствующим и стремящимся к небесам, то не дерзнёт даже смотреть на тебя. святитель Иоанн Златоуст

У одержимых бесом сначала и больше других частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некоей крепости, он угнетает всё тело; а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела выделяется некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра, и на основании этого происходит смятение и разбитость, и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела и особенно челюстями, как наиболее близкими к первично пострадавшей части, т. е. к мозгу. ... святитель Григорий Палама
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Алексей Ильич, что нравится, опирается на святоотеческое учение.

...Ясно, что нечистые духи не могут иначе проникнуть в тех, телами коих хотят овладеть, если наперёд не овладеют их умом и мыслями. Когда лишат их страха и памяти Божией или духовного размышления, то как на обезоруженных, лишённых помощи и охранения Божия, и потому легко побеждаемых, смело нападают, потом устрояют в них жилище, как в предоставленном им владении (прп. авва Серен)
...Не должно отвращаться или презирать тех, которые подвергаются разным искушениям или нечистым духам; ибо мы должны твёрдо верить: во-первых, что никто не подвергается им без попущения Божия; во-вторых, что все, что посылается нам от Бога, кажется ли оно прискорбным в настоящее время или радостным, посылается как от нежнейшего отца и сострадательного врача для нашей пользы. Потому они, подвергаясь им (злым духам и искушениям), как учителям, смиряются, чтобы, переселяясь из этого мира, они переходили в другую жизнь более очищенными или понесли более лёгкое наказание. По апостолу такие в настоящей жизни бывают предаваемы сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5)
(прп. авва Серен)


Как от безумных, как от сумасшедших, как от детей не требуют отчёта в их действиях, так и от бесноватых; и нет человека столь жёстокого, чтобы наказывать за то, что сделано по неведению.
святитель Иоанн Златоуст
Если бы ты увидел горящим дом своего соседа, то, скажи мне, хотя бы этот сосед был злейшим из всех твоих врагов, не побежал ли бы ты гасить пожар, опасаясь, чтобы огонь, распространяясь далее, не дошел и до твоих дверей? Точно так же рассуждай и о бесноватых: демонское обладание есть жёстокий пламень и пожар. Смотри, чтобы демон, пролагая себе дорогу, не занял и твоей души, и когда заметишь его присутствие, с великим усердием прибегни ко Владыке, чтобы демон, увидев душу твою пламенною и бодрствующею, признал твой ум недоступным для себя. Если он увидит тебя рассеянным и беспечным, то скоро вселится в тебя, как в пустое жилище; а если увидит тебя внимательным, бодрствующим и стремящимся к небесам, то не дерзнет даже смотреть на тебя. святитель Иоанн Златоуст

У одержимых бесом сначала и больше других частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некоей крепости, он угнетает всё тело; а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела выделяется некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра, и на основании этого происходит смятение и разбитость, и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела и особенно челюстями, как наиболее близкими к первично пострадавшей части, т. е. к мозгу. ... святитель Григорий Палама
Пожалуй, это наиболее полный ответ. Спаси Господи!
 
Православный христианин
Алексей Ильич, что нравится, опирается на святоотеческое учение.
Вижу его домыслы оторванные от реальности. В этих цитатах говорится что в безумии человек не в ответе за себя, о чем и я сказал, - все уже совершено, далее наказание и ничего сделать больной уже не может. "Связан по рукам и ногам и выброшен во тьму внешнюю" именно про такой случай.
В одной только сказано, это дискутируемо, только одно мнение, и я думаю оно с определенной целью..
Подумайте сами, нагрешить вдоволь чтобы Бог разум отнял и тогда гарантированно спасешься. Это простите бред
 
Православный христианин
Почему спасёшься? Откуда это следует?
Из слов Алексея Ильича
Мысль святоотеческая очень определённа: психические болезни и беснования — это есть самый лёгкий путь ко спасению.
Никакой такой определенной мысли в святоотечестве нет, след. ниоткуда не следует, это домысел
 
католик
То есть воля самого человека всё-таки ему подчиняется, но она стала настолько связана с грехом, что грех воспринимается как норма и нет воли на исправление, так?
То есть искушения становятся настолько сильными, что сложно волю склонить на сторону добра. Ну одно дело хранить целомудрие, когда тебе никто не мешает, а другое, когда в тебе страсти бушуют, а в голове непристойные картинки. Одно дело в храм идти как всегда, а другое - когда тебе препятствуют физически, путем скандала либо даже путем того, что тебе физически плохо. Но что есть добро, а что зло - ты осознаешь также хорошо, выбор все равно сделать можешь, хотя тебе это сделать несколько сложнее. Невменяемость подразумевает отсутствие даже самой способности правильно оценивать ситуацию и делать выбор, как при психозе с бредом и галлюцинациями, например. Но самим бесам это было бы невыгодно, потому что а смысл какой воли лишать, если в этом состоянии, когда от тебя ничего не зависит, то тебе это и в вину не вменяется, а стало быть никак не мешает спасению?
Спасибо! Да, очень доступно: все бесноватые (грешные, невменяемые или частично вменяемые, одержимы болезнью отпадения от Бога и т.д, синонимов много). Воля человека остаётся с ним, хотя бы частично, чтоб была возможность покаяться?
Я бы на самом деле не стал с отцом Смирновым тут полностью соглашаться, потому что перебор, он уж сильно уравнял одержимость страстями и бесами и размыл и границу бесноватости и психболезни. Но во-первых меня просили дать ссылку по вопросу о том, что картинные бесноватые в церквях - это таки псих.больные, а не бесноватые в 99% случаях, с чем я согласен. Более того, епархия Чикаго так и оценила статистику, из всех обращавшихся к экзорцистам реальными бесноватыми признано меньше 1 процента случаев. А во-вторых согласен в том, что граница между бесноватостью и небесноватостью гораздо более размыта, чем представляется. Бесноватость - это крайняя степень воздействия беса на тело и, косвенно, на разум человека. Но есть и не крайние, а под воздействием в целом оказываются все периодами.
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
И вот еще, текст:
"Ну, вот, самый яркий пример. Вот эти, так называемые, наши бесноватые, они очень любят хрюкать во время херувимской песни. Они думают, что херувимская песня - это центральная часть, вообще, литургии. Хотя это всего лишь перенос заготовленных даров жертвенникам на престол. И там, вообще, ничего сакраментального нет. Некоторые на колени встают, хотя собственно это не положено по Уставу, потому что несут всего лишь хлеб и вино на престол. Не перед чем еще пока на колени вставать. Ну, а эти же не знают. И начинают там бесноваться. Херувимская песня возникла в X веке. До этого не было ее. Просто в молчании шли, как мы переносим на Литургии Преждеосвященных даров. А потом она возникла, чтобы эту паузу как-то заполнить. Поэтому если настоящий бесноватый, он будет бесноваться-то на евхаристическом каноне. А этого не происходит.
- Сразу сам себя раскусил.

- Да, чего там, Господи, подумаешь! Из этих бесноватых 99% просто больные заболеванием, которое именуется истерия. Из них бесов выгонять бессмысленно, потому что они такие бесноватые, как и сами изгоняющие."
(https://radonezh.ru/text/quot-chem-...vechaet-protoierey-dimitry-smirnov-54448.html)
У знакомого священника в храм начала ходить кликуша, кричит и падает на службе. Как то раз она подходит ко кресту, и между ней и священником происходит следующий диалог:
- Вы не настоящая бесноватая, а кликуша!
- Почему?!
- Вы не в тот момент на литургии падаете и кричите.
- А когда надо?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Вижу его домыслы оторванные от реальности. В этих цитатах говорится что в безумии человек не в ответе за себя, о чем и я сказал, - все уже совершено, далее наказание и ничего сделать больной уже не может. "Связан по рукам и ногам и выброшен во тьму внешнюю" именно про такой случай.
В одной только сказано, это дискутируемо, только одно мнение, и я думаю оно с определенной целью..
Подумайте сами, нагрешить вдоволь чтобы Бог разум отнял и тогда гарантированно спасешься. Это простите бред
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых;
и брачный пир наполнился возлежащими
(Мф. 22:10)
говорится о том, что теперь царь приглашает на пир всех людей. Однако, несмотря на то что все они пришли на пир, не все подошли к этому осознанно. Были те, кто надел неподобающую одежду.
Свтятитель Григорий Палама : на дорогах были найдены и собраны дурные и добрые, говоря так в соответствии с различием внутреннего состояния их души и воли ...
Лопухин А.П. : Выражение “злых и добрых” можно понимать и в нравственном смысле, и в физическом — нищих, оборванных, больных. Эти лица сильно противополагаются первым званым, на которых не были совсем похожи.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
(Мф. 22:11,12)
Евфимий Зигабен :
... Ты же ничего не исследуй глубже, именно – кто жених и как вместе с теми, которые одеты были, как должно, вошел одетый неприлично и пр. Исследование этого небезопасно как вследствие бесконечности такого изъяснения, так и вследствие полной в этом отношении свободы притчи. Отсюда нужно извлечь только знание того, что никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, т.е. одну только веру во Христа, но, омывшись Крещением, должно одеться также в брачную одежду, т.е. быть украшенным и достойным будущего брачного пира.
Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, подобно одежде сотканная из добродетелей. Человеком, одетым не в брачную одежду, назвал всякого человека, одетого неприлично для брачного пира. Небрачная одежда есть жизнь нечистая и порочная. Другом назвал его, как все-таки христианина, хотя и живущего недостойно такого названия. Но по милости своей Он призвал всех. Почему же так строго поступает? Потому что приглашенному на брачный пир, и особенно царский, следовало прийти одетым прилично, и приличием одежды как бы ответить на милостивое приглашение. ...
"Он же умолчал"
как не имеющий, чем защититься. Речь эта показывает, что и при очевидной греховности Бог накажет не прежде, чем согрешивший осудит себя самого, потому что молчать и не быть в состоянии ответить есть признак самоосуждения.

Эта одежда, по словам святителя Феофана Затворника, истинная вера.
Речь в первую очередь о действенной вере. То есть о той, которая подтверждается конкретными поступками. Каждый день с утра до вечера я стремлюсь соотносить все свои мысли, слова и дела с волей Бога. Поступать не так, как того хочет моё одуревшее от самолюбия и эгоизма «Я», которое во всём ищет свою выгоду, а так, как написано в Нагорной проповеди. ...



Люди, одержимые бесом, находятся в лучшем духовном положении, нежели те, которые одержимы той или иной страстью.
Это общее мнение святоотеческого наследия православной церкви.

Не может человек нести ответственность за свои действия, потому что не он их совершает, не его сознание.
- воздействие нечистой силы на человека. и эти бесы пользуются этим для своих целей.

Бесноватые - это как раз люди, находящиеся под непосредственным воздействием бесов. Такое состояние, как одержимость злым духом, который причиняет человеку физические и душевные страдания, нарушает его волю и поведение.

Епископ Александр (Милеант) пишет:
"Священное Писание отличает беснование как от одержимости, так и от естественных психических заболеваний
(Мф. 4:24, 9:32-34; Мк. 1:34; Лк. 7:21, 8:2). Ввиду чрезвычайной сложности человеческой природы, трудно точно объяснить суть беснования. Ясно, однако, что оно отлично от просто бесовского влияния, при котором тёмный дух пытается склонить к греху волю человека. Здесь человек сохраняет власть над своими поступками, и нашедшее искушение может отогнать молитвой. Беснование отлично и от той одержимости, при которой дьявол овладевает разумом и волей человека.

...Не владея своим телом, бесноватые являются жертвами злобного духа, поработившего их, и поэтому не ответственны за свои поступки. Они - невольники злого духа.
Беснование - это власть демона над телом, одержимость - его власть над душой.


Преподобный Паисий Святогорец. "У бесноватых мученическая жизнь".
Что ни говори, а те, кто имеют в себе беса, очень страдают. Ведь такие люди смиряются, однако и мучаются от диавола! Однажды в монастыре Ставроникита я встретил двадцатитрехлетнего парня, одержимого нечистым духом. Кожа и кости! Был страшный холод, в храме топилась печь, а юноша, одетый в тонкую рубашку с короткими рукавами, сидел в притворе храма. Я не выдержал, подошёл и дал ему тёплый шерстяной свитер. "Надень этот свитер, — сказал я ему. — Неужели тебе не холодно?" — "Какой там холодно, отче, — ответил он мне. — Я весь горю!" Видите как: это самое настоящее мучение.

Бывают бесноватые, которые от природы отличаются особой чувствительностью. Таким людям тангалашка внушает, что они не спасутся, и подбивает их на самоубийство. Как это страшно! Это дело нешуточное! Я был знаком с одним бесноватым, который надоел даже священникам. Несчастный приходил в храм, чтобы над ним прочитали заклинательные молитвы, а священники его выгоняли. Потом диавол начал говорить ему и обо мне: "И к этому тоже не ходи, он тоже тебя не примет". Диавол ввергнул его в отчаяние. ...

Знаете, как страдают, как мучаются эти несчастные каждый день?

Но многие бесноватые мучаются для того, чтобы взялись за ум другие. Ведь видя, как мучаются бесноватые, остальные задумываются, приходят в чувство и каются. Не надо думать, будто бы у бесноватых грехов больше, чем у остальных. Однако Бог попускает им впадать в беснование, в результате чего они уничижаются, смиряются, расплачиваются за свои грехи и получают мзду сами. ...
 
язычник
Здравствуйте. Вопрос заключается в следующем. Если бесноватые не руководят собственной волей на 100%, то как они могут спастись? Или же мучения от беса вменяются им в мученичество?
Это не совсем так...... Примером служит..... Иисус который для нас является Путеводителем ..... Как он относился к одержимым бесами людьми , с Заботой Любовью , Переживаниями как за близкими , как полагаете он старался их исцелить? ..... И только представьте ни к кому из них Он не произнёс укоризненных слов , по своему милосердию , он изгонял из людей демонов и сцелял их с Великои радостью .... Так неужели же по своеи Великой Любви Он не исцелит всех страждущих и угнетенных...... Когда мы заболеваем , вызываем специалиста - врача которым может и всилах нам помочь ...... Ни кому и в голову не придет мысль сразу же вызывать патологоанатома хотя он тоже врач и знает в этом толк ..... Тем Более Любящий Бог исцелит нас , бережно перевяжет все раны и успокоит . просто Он знает наш состав , из чего нас сотворил и знает Абсолютно что мы все побиваемы грехом , но Это Не Наш Выбор , мы все живущие являемся носителями Вируса Страшного и Беспощадного именуемым Смерть поэтому Наш Великий и Человеколюбивым Заботливым творец относится к нам ко всем как к заболевшим серьезнои болезнью ....Которая выкашивает даже Его служителеи беспощадно .... Поэтому ну я не думаю что Бог зная причину всех Болезней будет относится к нам уж сильно придирчиво , только закоренелые в своем грехе испытают Ярость Бога только им будет вменен грех и то если они могут понять суть происходящего , с ними то Бог по великой милости может помочь спастись и им . Это страшное заболевание не планировалось Любящим Творцом по отношению к нам , напротив Адам был лично Богом предупрежден что бы не совершать подобного противоправного поступка ..... И сейчас был бы он благоразумен Богобоязнен он бы жил и не тужил , как и мы в прочем проблем бы не было и болезнеи тоже и даже таких , только и всего ..... Соответственно не было бы и больных и больномученников .....
 
Сверху