Первым христианином, о котором засвидетельствовал Сам Христос (Сам, а не кто-то другой), явился правый разбойник – он первый, кто вошел в рай, он стал первым членом Церкви («Ныне же со Мной будешь в раю». Со Мной – со Христом). Все прочии еще находились здесь, в земной жизни. Он – уже вошел в рай. А какое бы исповедание веры он мог предложить? Вы бы взвыли, если бы услышали – никакого исповедания. Когда он принял крещение? Когда он причащался? Оказывается, кто есть христианин? – тот, кто имеет правильное, верное духовное устроение, состояние. – Какое? – Состояние вот этого разбойника, или мытаря, о котором Господь сказал в притче, или ниневитян, которых Господь помиловал.
"Христианин – это не тот, кто внешне, формально признает Христа, а тот, кто имеет верное духовное устроение, при котором действительно он способен принять Христа. Это устроение кающегося мытаря, благоразумного разбойника, который сказал: «Достойное по делам нашим мы принимаем». Вот мы с вами сейчас сидим, все удобно, хорошо. А какая дикая боль, когда, чтобы вздохнуть, надо подняться на гвоздях – чтобы только вздохнуть! И вдруг человек говорит: «Достойное по делам нашим…» И дальше: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем», т.е.у него даже мысли не было, что он сможет быть там. Ты – там, а я там не буду, я здесь. Вот оно, состояние, которое единственно мы можем назвать христианским.
А не то, что нас крестили, причастили, мы ходим в Церковь и т.далее. Вся эта внешняя церковная жизнь направлена только к одному – к тому, чтобы мы приобрели вот это состояние разбойника. И если эта внешняя церковная жизнь, это принятие таинств, начиная с крещения, если она не приводит нас к этому состоянию разбойника – тогда она бессмысленна, тогда христианство только внешнее, и нет христианина во мне. А то люди думают, что христианство – это что-то внешнее: крестили, причастили, и я тогда христианин, и могу еще плакат такой написать: «я – христианин», а то ошибетесь.
Но христианами оказались ниневитяне (!), ибо Бог их помиловал. Значит, их состояние оказалось христианским. Не думайте, что Он помиловал их только здесь, в земной жизни, чтобы потом их отправить в геенну огненную. Их состояние оказалось христианским. Они оказались христианами, еще не зная Христа и не ведая о Нем. Впервые к ним пришел пророк и сказал им покаяться – и они стали христианами.
А мы христианство превращаем в чистую форму, т.е.чуть ли не в язычество.
Так вот вопрос: кто же спасется, в какой религии? Может ли быть спасение вне официального, формального христианства, вне канонической Церкви? – Говорю вам: разбойник спасся, не будучи включен ни в какую Церковь, не было ее, канонической Церкви." А.И.Осипов