Три примера триединства.

Крещён в Православии
Предлагаются три модели толкования триединства - «механическая», «техническая», человек.

1. Механическая модель - нож.
Нож без накладок -«полоса» - единый кусок стали:
- клинок - тело ножа;
- режущая кромка - суть ножа;
- черен - рукоять.
Нож может быть также бронзовый, каменный, стеклянный, пластиковый и т.п. Материал может быть любой, но суть ножа остается одна - режущая кромка.
Нужно различать, но невозможно отделить режущую кромку от клинка. Режущая кромка это «то, чего нет» - не сталь, не дерево, не пластик /и сталь и дерево и пластик/, но это «то, что есть» - то, что режет.
Режущая кромка - «порождение» стали, керамики, пластика.
Цельное и неделимое (полоса стали) - но троичное (клинок, режущая кромка, черен). Триединое.

2. Техническая модель - компьютерный планетарий.
На ЭВМ реализована программа планетарий - модель звездного неба.
Технически это единая и неделимая система. «Софт» установленный на ЭВМ - набор правильным образом позиционированных переключателей - ячеек памяти. (Память ЭВМ, как и все «железо» можно представить в виде схемы элементарных логических элементов - например логического «не»).
Суть системы - астрономическая модель вселенной.
Программа планетарий лишь «затачивает» существующее «железо». Работающий планетарий является «порождением» ЭВМ, но не его эволюцией, не его творением. Творцами планетария являются астроном и программист «заточивший» ЭВМ.
При этом отделить «планетарий» от ЭВМ невозможно.
Неделимо, но имеет три (если учитывать электрообеспечение) составляющих. Триединое.

3. Человек.
Человек - тело, дух и Слово. Слово/Логос - суть человека.
Где Слово не только /и не столько/ умение говорить мыслить. Слово - это способность человека создать в себе «модель мира». Создав модель мира, человек начинает действовать согласно созданной модели.
Дикарь нанося себе татуировки, прокалывая и растягивая нос, уши, губы, шею, спиливая под конус свои зубы и т.п. действует согласно своей «дикарской» системе мироздания. «Пирамида Маслоу» при этом тухнет. Авраам, готовясь принести в жертву первенца Исаака, исходит из своего представления о порядке мира.
Слово/Логос - это модель мироздания.
«Пирамида Маслоу» - это Маугли («особая разновидность приматов»).
Человек - это не эволюция приматов, это Слово ниспосланное «порожденное» /«скомпилированное»/ на Маугли.
Единый и неделимый человек троичен - тело, Слово, дух. Триединое.
 
Православный христианин
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино.
И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

1-е послание Иоанна 5 глава — Библия: https://bible.by/syn/48/5/
 
Я, хоть и неверующий, но тоже пример приведу. Я его привожу всем, кто не понимает триединую сущность.
Есть вода. Она может быть в жидком виде, в твердом и газообразном. Химически это одна и та же вода (H2O, сколько ее не изучай). Физические свойства у нее разные.
Вот и Бог так же: у него 3 ипостаси, но это один и тот же Бог.
 
Крещён в Православии
Исповедуя Троицу , есть опасность обожествления самого числа 3.
 
Православный христианин
Из лекции В. Леонова (препод. Сретенской семинарии)

Источник Откровения о полноте Божества – Иисус Христос, когда Он, обратившись к Отцу, скажет: Я открыл им Имя Твое и открою..., т.е., процесс познания Бога Троицы – это бесконечный путь. Этап, на котором находятся сейчас люди, в том числе, и Церковь, – это отнюдь еще не вершина богопознания.

О Боге Троице

Чтобы изложить людям учение о Боге Троице Св.отцам пришлось преодолевать косность человеческого мировоззрения. Понятно, что человек привык мыслить теми категориями, которые его окружают, с которыми он соприкасается. И в этом плане понятие, что Бог Един по существу и Троичен в Лицах, становится камнем преткновения. Как выразился один богослов – Крестом человеческого ума.

Чтобы помочь людям в усвоении этой истины, Св. отцы использовали для начала аналогии, которые могут по крайней мере расшатать стереотипы человеческого сознания, после чего возможен уже разговор о Боге Троице. Одна из самых распространенных аналогий – это Бог как Солнце. Оно одновременно представлено для нас и как небесный объект; и как солнечное тепло; и как свет. Все эти три аспекта находятся в неразрывном единстве. Достаточно много подобных аналогий уже есть, например:
  • Пламя (огонь) – три аспекта: пламя само по себе; свет и тепло.​
  • Три Ипостаси – это как бы три свечи, в которых горит одно пламя.​
  • Водный поток – подземный источник, ключ, который бьет на поверхность; водный поток в русле реки.​
  • Дерево – корень, ствол, крона.​
  • Радуга – луч распадается на семь цветов, при этом не утрачивая своего единства.​
  • Геометрические фигуры – допустим треугольник, вектор и три его проекции в декартовой системе координат.​
  • Вектор – может быть представлен как сумма скалярных векторов. Здесь как бы три равны одному.​
  • Антропологический образ – человек – ум, внутреннее слово (мысль), и внутренняя сила ума, с помощью которой эта мысль формулируется, рождается. Или: ум человеческий; слово произнесенное и дыхание и т.д.​
Ряд аналогий можно продолжить – смысл понятен. Однако, все все эти аналогии ущербны. Между ними и реальным Богом огромная дистанция. Это прекрасно понимали Св.отцы и предупреждали о том, как нужно быть внимательным при их употреблении.

Святой Ларий Катавийский пишет: Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенств. У всех этих аналогий есть принципиальный недостаток – эти примеры не личностные, а Бог есть Личность, точнее, Три личности в единстве.

Есть ли такой образ, где присутствует личностный аспект в единстве? И Святые отцы говорили: Да, есть, и это единственный пример – человеческая семья в идеальном виде, то есть, личности, соединенные любовью. Где есть отец, жена и ребенок. Они единосущны между собой – носители одной природы, но при этом как личности уникальны, неповторимы. При этом в рамках единой семьи они реализуют себя без ущерба для своего личностного начала.

Учение о Боге Троице является альфой и омегой христианской жизни. Поэтому, когда человек вступает в Церковь, он исповедует Бога Троицу через "Символ веры". Когда достигает высот духовной жизни, как говорят св. отцы, то Бог открывается именно как Троица. Это высшие ступени богопознания.

Поэтому, Сергеи (оба), зачем плодить новые аналогии, если их и так предостаточно. К тому же приведенные вами менее корректны и понятны, чем уже существующие?
 
Православный христианин
Православный христианин
Предлагаются три модели толкования триединства - «механическая», «техническая», человек.

1. Механическая модель - нож.
Нож без накладок -«полоса» - единый кусок стали:
- клинок - тело ножа;
- режущая кромка - суть ножа;
- черен - рукоять.
Нож может быть также бронзовый, каменный, стеклянный, пластиковый и т.п. Материал может быть любой, но суть ножа остается одна - режущая кромка.
Нужно различать, но невозможно отделить режущую кромку от клинка. Режущая кромка это «то, чего нет» - не сталь, не дерево, не пластик /и сталь и дерево и пластик/, но это «то, что есть» - то, что режет.
Режущая кромка - «порождение» стали, керамики, пластика.
Цельное и неделимое (полоса стали) - но троичное (клинок, режущая кромка, черен). Триединое.

2. Техническая модель - компьютерный планетарий.
На ЭВМ реализована программа планетарий - модель звездного неба.
Технически это единая и неделимая система. «Софт» установленный на ЭВМ - набор правильным образом позиционированных переключателей - ячеек памяти. (Память ЭВМ, как и все «железо» можно представить в виде схемы элементарных логических элементов - например логического «не»).
Суть системы - астрономическая модель вселенной.
Программа планетарий лишь «затачивает» существующее «железо». Работающий планетарий является «порождением» ЭВМ, но не его эволюцией, не его творением. Творцами планетария являются астроном и программист «заточивший» ЭВМ.
При этом отделить «планетарий» от ЭВМ невозможно.
Неделимо, но имеет три (если учитывать электрообеспечение) составляющих. Триединое.

3. Человек.
Человек - тело, дух и Слово. Слово/Логос - суть человека.
Где Слово не только /и не столько/ умение говорить мыслить. Слово - это способность человека создать в себе «модель мира». Создав модель мира, человек начинает действовать согласно созданной модели.
Дикарь нанося себе татуировки, прокалывая и растягивая нос, уши, губы, шею, спиливая под конус свои зубы и т.п. действует согласно своей «дикарской» системе мироздания. «Пирамида Маслоу» при этом тухнет. Авраам, готовясь принести в жертву первенца Исаака, исходит из своего представления о порядке мира.
Слово/Логос - это модель мироздания.
«Пирамида Маслоу» - это Маугли («особая разновидность приматов»).
Человек - это не эволюция приматов, это Слово ниспосланное «порожденное» /«скомпилированное»/ на Маугли.
Единый и неделимый человек троичен - тело, Слово, дух. Триединое.
Православным не нужны « модели толкования». Ваши модели убоги.
 
Православный христианин
Православным не нужны « модели толкования». Ваши модели убоги.
Что-то такая категоричная негативная оценка не очень вяжется с образом православной христианки...И зачем же говорить за всех? Я, например, с интересом прочитала автора темы.
 
Самарская область
Крещён в Православии
Я, хоть и неверующий, но тоже пример приведу. Я его привожу всем, кто не понимает триединую сущность.
Есть вода. Она может быть в жидком виде, в твердом и газообразном. Химически это одна и та же вода (H2O, сколько ее не изучай). Физические свойства у нее разные.
Вот и Бог так же: у него 3 ипостаси, но это один и тот же Бог.
А мне понравилось сравнение: Тело говорит слово по средством дуновения. Тоесть Тело - Отец; Слово - Сын; Дуновение - Дух Святой...
 
Православный христианин
Прочла эту ветку, что-то я ее раньше пропустила. Да, дебаты там крутые. Таких как Игорь, к сожалению, становится все больше и больше. Во-первых влияние интернет-индустрии, направленной против христианства, особенно православного. Во-вторых - клиповое мышление, нежелание изучать вопрос, но рассуждать о многом от переполняющего самомнения. И вопрос там Вы ставите верный. Нам нужно учиться отвечать подобным субъектам.
 
Православный христианин
Что-то такая категоричная негативная оценка не очень вяжется с образом православной христианки...И зачем же говорить за всех? Я, например, с интересом прочитала автора темы.
почему не вяжется?
 
Крещён в Православии
Троичность Бога для человека непостижима, т.к. непостижим для человека Бог Отец и Бог Дух Святой. Представление о Боге дается человеку через явление Бога Сына - Слова. Поэтому я заведомо не берусь даже за аналогии - приводятся модели триединства в нашем мире.
Спасибо за список приведенных аналогий из лекции Леонова. Недостатки этих аналогий приводятся в этой же лекции. Могу еще отметить, что единство Солнца и света не проблематично в современных представлениях, а тепло Солнца определяется светом. Аналогично с пламенем. Три свечи, водный поток, дерево составлены из трех частей и разделимы. Белый свет - смесь цветов разделяющихся на радугу. Верующие принимают приведенные аналогии, но они в них не очень и нуждаются, т.к. изначально веруют в триединство. Люди неверующие в Христа эти аналогии триединства воспринимают обычно с большим скепсисом.
В чем я вижу достоинства приводимых моделей:
- нож - легко представляемая модель в которой показано как одна суть (металл, пластик, камень…) может породить другую суть (нож, режущая кромка) не меняя притом своего состояния;
- компьютерный планетарий - порождаемая компьютером модель вселенной является творением человека, а не эволюцией компьютера. Данная модель интересна для меня тем, что дополняет модель «человек»;
- человек - тот же антропологический образ из списка Леонова.
Отличие состоит в используемой терминологии. У Леонова - «…ум, внутреннее слово (мысль), и внутренняя сила ума. Мыслить (иметь ум?) может и животное, порой достаточно изощренно. Так обучение высших приматов языку жестов показало, что обезьяны могут достигать уровня общения четырех/пяти-летнего ребенка.
В предлагаемой модели Слово/Логос - это способность человека восприять ниспосланную свыше «модель мира» и жить по ней. Эта модель создается окружающим обществом, начиная с родителей. Животным это невозможно даже в общении с людьми. Человек прервавший общение (например десяток лет на необитаемом острове) теряет эту модель.
 
Самарская область
Крещён в Православии
Прочла эту ветку, что-то я ее раньше пропустила. Да, дебаты там крутые. Таких как Игорь, к сожалению, становится все больше и больше. Во-первых влияние интернет-индустрии, направленной против христианства, особенно православного. Во-вторых - клиповое мышление, нежелание изучать вопрос, но рассуждать о многом от переполняющего самомнения. И вопрос там Вы ставите верный. Нам нужно учиться отвечать подобным субъектам.
Скорее всего там в той ветке Игорь это человек объятый гордостью... Не буду читать и так знаю, вы никто не понимаете а только я, святые отцы говорят что-то старое, а сейчас новой и.т.д... Это не смирение, а противление.
 
Крещён в Православии
Троицу не возможно оградить определениями ума. Ум то двойственнен. Сын Божий - да , Дух Божий - да , а вот Отца Божьего нет. Отец и Сын , по словам , во всяком случае человекообразны , Дух Святой нет. Сын рождается , Дух Святой исходит, Отец - ничего. В ум третье не вмещается.
 
Православный христианин
Огонь, свет, тепло. Фрукт, его вид и запах. Разум, утверждение, смысл. Тимпан, звук, ритм. При знакомстве с понятием триединства множество разных иллюстраций и аналогий показывают рассудку различные примеры триединства. С большим или меньшим приближением к единосущию, со-бытию, подобием рождения и исхождения, но не творения, тройственностью лиц. Однако всё это отдельные рассудочные ещё только аналогии, схематичные грубые приближения к аспектам возможного будущего познания, силуэты проекций в туманном далеко.
 
Православный христианин
Потому что вы с легкостью готовы обидеть человека.
таких намерений у меня не было. А Вы сейчас этим и предыдущим замечанием «с лёгкостью обидели» меня, если вашими словами. Подумайте об этом. Простите.
 
Сверху