Творчество - это грех?

Санкт-Петербург
Православный христианин
Нельзя не признать, что некоторые вещи могут для одних людей служить соблазном, а у других - не вызывать никаких эмоций, для третьих те же вещи могут послужить источником вдохновения, четвертым внушат благоговение и восторг перед всемогуществом рук Божьих...

Совершенно согласен с Вами!

Мне кажется, это в тему. Если творчество человека вводит других в соблазн, на этом творце грех.

А мне кажется, что это еще большой вопрос - грех на творце или на том, кто умудряется в произведении искусства видеть соблазн. У меня есть один знакомый, который глядя на лик Богородицы, испытывает похоть, потому что "Я вижу красивую женщину". На его взгляд лики на иконах должны быть непременно внешне отталкивающими, поскольку у него любая красота только одну мысль вызывает... вернее, не мысль, а то, что ниже пояса.

Вы смотрите на гимнастку на шесте и ничего не шевелится, возможно... но, скорее всего, большинству на ум придет все же стриптиз.

Да, ничего не шевелится. Но не потому что я святой, а потому что для меня искушением являются совсем другие вещи. Например, одна замужняя женщина (независимо от того, одета она, раздета, как выглядит и в каком возрасте). Но я не утверждаю, что она должна перестать существовать или на ней грех за то, что она для меня - искушение. Или что она плохой человек, или что все остальные люди должны ее избегать. Она - искушение лично для меня, поэтому я ее избегаю, дабы не провоцировать грех. А за большинство вообще бы не стал расписываться. Я статистику не проводил.

Что касается стриптиза - тут все просто. Стриптиз придет на ум тем, кто его видел раньше, чем танец на пилоне, и испытал при этом возбуждение. Это - предубеждение, основанное на сформированных в мозгу стереотипах. Поверьте, ребенок, никогда не видевший стриптиза и не знающий о его существовании, воспринимает танец на пилоне точно так же, как выступление фигуристки или балерины. В сущности, танец на пилоне, если кто не знает - это не что иное, как разновидность художественной гимнастики. В норме оно лишено эротизма, но восхищает потрясающей физической подготовкой танцовщиц, грациозностью, изяществом и яркостью создаваемых образов (иногда они выступают в обычных гимнастических костюмах, а иногда - в сценических, соответствующих определенной роли - как и фигуристы). Разумеется, никто там не раздевается. Это стриптиз на шесте - опошление танца на пилоне, можно сказать, надругательство над искусством. И если кто-то смотрит на чистую шестнадцатилетнюю девочку, мастерски выполняющую сложные трюки, одетую при этом во вполне приличный костюм (да и сложение профессиональных танцовщиц на пилоне чисто спортивное, не имеет ничего общего с порно-моделями, сплошные мышцы), и испытывает при этом не восхищение ее талантом и мастерством, не эстетическое наслаждение красивым цирковым шоу, а похоть и желание эту девочку поиметь, то я не считаю, что в этом грех девочки или ее балетмейстера, или того, кто этот вид спорта вообще допустил. Грех - в мозгах у этого зрителя. Если он настолько переусердствовал в супружеском воздержании, что готов на спортсменок кидаться только потому, что у него там какая-то с чем-то ассоциация, и это уже реакцию вызывает, значит только одно: ДЛЯ НЕГО это искушение, ЕМУ не надо на это смотреть. Но объявить это соблазном в принципе... немного странно.

И танго для меня - да, ничем не отличается от любых других профессиональных танцев. И глядя на обнаженную модель на картине я вижу талант живописца, а не порно-открытку. Конечно, превратить в пошлость можно, что угодно. Но это от жанра не зависит. Можно вполне прилично одетую женщину и ничего не танцующую снять так, что все будет направлено на вызов похоти. Если не верите, посмотрите как-нибудь телевизионную рекламу без звука... и представьте, о чем они говорят с таким выражением лица:rolleyes:. Но опять же, это является искушением для тех, кто не знает, как и зачем это делается. Когда сам с этим поработаешь - конечно, эмоций вызывает не больше, чем конфетная обертка.

Но в целом, творчество обращено к чувствам людей, оно будит их, а чувства всегда граничат со страстями.

Творчество - это в первую очередь один из способов созидания. Есть два способа жизни - созидание и потребление. Почему-то даже на само слово "творчество" у многих людей "стойка". Опять же, а ничего, что творчество - это не только картины, музыка, танец, не только произведения искусства, вообще не только гуманитарная отрасль? Творчество вообще-то и техническое бывает... Проектирование здания, изобретение нового механизма, доказательство ранее не доказанной теоремы, разработка нового метода хирургической операции или синтез лекарственного препарата - это, вообще-то, тоже творчество. Или и это - грех? И что значит "обращено к чувствам, а чувства граничат со страстями"? Вы рассматриваете лишь узкую область искусства, один жанр - не вид, не стиль, а именно жанр - искусство эротическое. Причем, граничащее с порнографией. И относите к нему все то, что может у кого-то вызвать похоть, даже если изначально на вызов этой похоти не направлено, либо если давно видоизменилось (как, например, спортивные состязания в стрельбе из лука давно перестали быть направленными на совершенствование в убийстве и даже в охоте).

Давайте вспомним, что творчество - это в первую очередь попытка благоустроения материального мира, участие человека в гармонизации материи, если хотите, один из способов "возделывания земли". Нельзя ведь это понимать узко, только в смысле сельского хозяйства. Возделывание земли - это способствование движению всего земного от хаоса к гармонии, от бессмысленности и бездуховности к осмысленности и одухотворенности. И вдохновение человек получает от Бога. Конечно, послушав врага рода человеческого, художник может все извратить, и его творчество будет отражать тьму и греховность его души, но точно так же ответственность может лежать и на зрителе: он в своем восприятии может извратить прекрасное, и в танце увидеть похоть, в церковном песнопении - нарушение благоговейной тишины, в украшении храма - демонстрацию богатства, в лике Богородицы - соблазнительную женщину, прости Господи...

Эдгар Берроуз - плохой писатель, но в его "Тарзане" встречаются интересные мысли. Например, одна чопорная английская леди, увидевшая, как уже адаптировавшийся к цивилизации бывший дикарь спокойно беседует с почти обнаженной туземкой, расспрашивая ее о местонахождении ближайшей деревни и о том, можно ли там рассчитывать на дружественный прием, возмутилась и решила пристыдить его и обличить "бесстыжую девицу", заявив, что она должна нормально одеться, так как ее вид непристоен, как она смеет появляться голышом перед мужчиной! На что Тарзан ей ответил: "Это Вашим непристойным мыслям нужна одежда".

Поймите меня правильно, я не призываю ходить по улицам голышом :). Но прежде чем осуждать тех, кто на наш взгляд является для нас искушением, может подумаем: а в них ли причина? Или, все-таки, в наших мыслях, которым "нужна одежда"? И уж тем более странно судить о том, что является искушением "для большинства". Большинство - это больше трех с половиной миллиардов. Мы что, их хотя бы знаем? Имеем представление об их мировосприятии, системе ценностей, особенностях реакции на искусство? Наше "большинство" - это наше мнение о преобладающем типаже в нашем ближайшем окружении. А наше ближайшее окружение - не случайно. Оно напрямую зависит от нашего выбора в жизни. Иногда опосредованно, но зависит. Мы поддерживаем отношения с людьми, близкими по духу. Мы создаем семью с тем, к кому испытываем симпатию, а их окружение, в свою очередь, становится нашим. Мы формируем вокруг себя некую мини-модель общества. Вот это общество, вернее даже не оно, а наше представление о нем - это и есть наше "большинство".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Жанна, я с самого начала понял, к чему Вы клоните:). И если бы Вы просто высказали свое мнение и поделились опытом, я не стал бы продолжать этот разговор, так как и так понятно, о чем речь. Об очевидных вещах. Но Вы предложили мне поставить практический эксперимент, причем на мне.

Да нет, смеяться - это нормально. Это как раз так бывает перед столкновением со своим личным соблазном. В особо жестокой форме )
Расскажите мне потом, оправдались ли мои прогнозы )

То есть, Вы выдвинули некую гипотезу, предложили проверить ее на практике и поделиться результатами наблюдений. Я ведь правильно понял? Видя Ваш интерес к психологии, поверил, что Вам это действительно интересно, что Ваше предложение серьезно, и согласился. А любой эксперимент требует четкой договоренности об условиях и времени его проведения. Поэтому, если Вы еще не потеряли интерес к теме, и если Ваше предложение все еще в силе, то из уважения к остальным читателям форума предлагаю продолжить обсуждение деталей в личке. А то, во-первых, наш разговор к данной теме не относится, а во-вторых, остальным это попросту может быть неинтересно. Идет?
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Василий, снимаю шляпу. По форме, содержанию, логичности, последовательности.
А многа букоф вообще заставили замереть в почтении )) Правда, меня на такое не хватает.
предлагаю продолжить обсуждение деталей в личке... Идет?
Давайте )
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо, Жанна, но сразу предупреждаю: сыра у меня во рту нет, а если бы был, то прежде, чем каркнуть, я бы его спрятал в карман:). Все... ухожу отсюда, а то меня выгонят за флуд и правильно сделают!
 
Крещён в Православии
Слушала недавно Тихона шевкунова, он вгик закончил, так вот по его мнению это может быть и грех, и нет, в зависимости от посыла
Сам он написал добрую книгу Несвятые святые о жизни в монастыре и фильм снял. А Левиафан и тп - грех, зачем мы должны смотреть на уродство, которое видит Звягинцев за саои же налоги. Там светлого нет, чернуха, а жизнь состоит из двух сторон как минимум
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Слушала недавно Тихона шевкунова, он вгик закончил, так вот по его мнению это может быть и грех, и нет, в зависимости от посыла
Сам он написал добрую книгу Несвятые святые о жизни в монастыре и фильм снял. А Левиафан и тп - грех, зачем мы должны смотреть на уродство, которое видит Звягинцев за саои же налоги. Там светлого нет, чернуха, а жизнь состоит из двух сторон как минимум
Звягинцев показал человеческие пороки, и сделал это так, чтобы человек их нашёл в себе,и осудил себя. Но иные предпочли осудить фильм и режиссёра. А иные решили вообще спекуляцию политическую на нем сделать.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Звягинцев показал человеческие пороки, и сделал это так, чтобы человек их нашёл в себе,и осудил себя. Но иные предпочли осудить фильм и режиссёра. А иные решили вообще спекуляцию политическую на нем сделать.
Не ломайте мне шаблон, Вадим :) Я ж не стала смотреть.
ПС. Таки думаю, что посыл у Звягинцева был именно политический. Другое дело, что каждый увидит то, что увидит. М.б. в произведениях искусства действительно важен не посыл автора, а мой прием?
 
Крещён в Православии
Звягинцев показал человеческие пороки, и сделал это так, чтобы человек их нашёл в себе,и осудил себя. Но иные предпочли осудить фильм и режиссёра. А иные решили вообще спекуляцию политическую на нем сделать.
Но вот святые отцы тоже пишут о человеческих пороках, но предлагают лекарство, так что действительно возникает возможность заглянуть в себя глубже и что-то углядеть. А в Левиафане безысходность - дескать, погляди, в каком мраке живешь, под депрессивно-тревожную музыку Ф. Гласса.

Вот реально, Вам хочется осудить себя после просмотра этого фильма? Или поскорее на воздух, белки и цветочки?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Помню пошла в Русский музей, хотела современное искусство где черный квадрат посмотреть, но перед выходом мне очень испортили настроение. В итоге смотрела иконы А Рублева, в тот зал современный и не зашла.
Ушла немного успокоенная, а все эти современные картины кроме раздрая ничего бы не принесли. Ну и зачем?
 
Мы с моим другом из монастыря специально на "Левиафан" ходили, нам понравилось, правда жизни. Цветочки - они в природе, а люди - они вот такие бывают. Всё нормально. Имхо, побольше бы такого, а то есть "картинка православия" - о. Тихон Шевкунов, Олеся Николаева - всё прекрасно. А "Остров" - один, ну вот про проблемы тоже сняли, "Левиафан", а они огромные.
Опять же, Русский музей - искусство начала 20 века как раз и предпочитаю :) Конечно, не все направления, но в целом оно мне очень интересно. Особенно Кандинский - супер, поразил с подросткового возраста. Это разная эстетика. А так хожу в основном в Эрмитаж. Не связано это с грехом, связано с культурным фоном.
 
Крещён в Православии
Не знаю, у меня критерий - если в тяжелой ситуации это произведение помогает. Может мрачна я слишком.
Друг из монастыря - это хорошо, тоже бы хотела такого иметь.

Я понимаю, что это интересно - сама предпочитаю начало 20, но если все ок на душе. Но это развлечение, а не духовная подмога.
Святой какой-то (Феофан вроде) рассматривал театры как отрицательное явление, хотя это культура.

Я не говорю, что искусство должно быть гламурным и сплошь красивые картинки, от этого тоже тошнит, но чернота должна компенсироваться светом и виднеться хоть какой-то выход. Ну там про Раскольникова тоже мрак, но покаяние есть.
 
Последнее редактирование:
Не знаю, у меня критерий - если в тяжелой ситуации это произведение помогает. Может мрачна я слишком.
Друг из монастыря - это хорошо, тоже бы хотела такого иметь.

Я понимаю, что это интересно - сама предпочитаю начало 20, но если все ок на душе. Но это развлечение, а не духовная подмога.
Святой какой-то (Феофан вроде) рассматривал театры как отрицательное явление, хотя это культура.

Я не говорю, что искусство должно быть гламурным и сплошь красивые картинки, от этого тоже тошнит, но чернота должна компенсироваться светом и виднеться хоть какой-то выход. Ну там про Раскольникова тоже мрак, но покаяние есть.

Мой друг из монастыря страдает алкоголизмом :) Мне всегда поднимает бодрость духа одна очень тяжёлая песня, которую написал умирающий Фредди Меркьюри " Я потихоньку схожу с ума". "I'm going slightly mad". Всё очень индивидуально :)

Театры в 19 веке и в 20 и в античности, например - совершенно разные явления.
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Крещён в Православии
Феофан про 19 век...ту самую цитату не нашла, но вот например

Там гулянья – у нас святые праздники; там балы – у нас церковные служения; там театры – у нас божественные священнодействия. Сравнивай всякий, что лучше, и не увлекайся пустою приманкою и не оставляй ради ее существенного, плодотворного и питательного

Но цитата была еще жестче: дескать, что только не напридумывают, чтоб себя развлечь, извращенцы (грешники мирские)
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Там гулянья – у нас святые праздники; там балы – у нас церковные служения; там театры – у нас божественные священнодействия. Сравнивай всякий, что лучше, и не увлекайся пустою приманкою и не оставляй ради ее существенного, плодотворного и питательного
Это в одном из писем.
Театры в 19 веке - светское мероприятие. Себя показать, других посмотреть. Как сейчас клубы и презентации для светской тусовки.
 
Крещён в Православии
Это в одном из писем.
Театры в 19 веке - светское мероприятие. Себя показать, других посмотреть. Как сейчас клубы и презентации для светской тусовки.
Ну да, а кино сейчас тоже для последующего светского обсуждения в сети
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Ну да, а кино сейчас тоже для последующего светского обсуждения в сети
По секрету: Не знаю!
Я даже не посмотрела 28 панфиловцев, несмотря на сплошные положительные отзывы. Так что в этом деле я теоретик теперь :)
 
В Др. Греции театр был социальным явлением во многом, сейчас на орхестре Херсонеса труппа Севастопольского театра ставят произведения античных авторов - потрясающе :) И что важно - хоть они и не отвлекаются, в общем-то, от оригинального текста, но получается очень современно! :)
Также и фильм реж. Мирзоева "Борис Годунов" - в современных костюмах. Он его представил в 2011 году, я была с подругой на показе, сначала хиханьки-хаханьки, а потом весь зал замер, мороз по коже. И ни одного отступления, видимо, от пушкинского текста! Показ был через несколько дней после митингов против фальсификаций. Прям одно на другое накладывалось через века.
 
Православный христианин
Не знаю, у меня критерий - если в тяжелой ситуации это произведение помогает. Может мрачна я слишком.
Друг из монастыря - это хорошо, тоже бы хотела такого иметь.

Я понимаю, что это интересно - сама предпочитаю начало 20, но если все ок на душе. Но это развлечение, а не духовная подмога.
Святой какой-то (Феофан вроде) рассматривал театры как отрицательное явление, хотя это культура.

Я не говорю, что искусство должно быть гламурным и сплошь красивые картинки, от этого тоже тошнит, но чернота должна компенсироваться светом и виднеться хоть какой-то выход. Ну там про Раскольникова тоже мрак, но покаяние есть.

Я помню с полгода назад на форуме разгорелся жаркий спор по поводу фильма "Монах и бес". Мол, не стоит о монашестве и монастырях даже говорить с намеком на юмор и самоиронию.
Но наверно, все таки имея правильное содержание подогнать под него нужную форму, желаемую режиссеру. Я убежден - кино режиссерское искусство. Талантливый режиссер "вытянет" и слабый сценарий, и неубедительность актеров и недостаток спецэффектов.
Ну вот взять Досталя. Снимал в основном драмы и исторические сериалы. А тут под руку попадается древняя история, полу-мифологическая, полу-былинная, самое главное имеющая православную основу. А эта тема режиссера давно волнует. И он решает задать ей жанр. Это не драма. Не исторические рассказы. Это фантастическая комедия. Соответственно под это и подгоняется сценарий и "раскадровка" и т.п.
У Левиафана - цель все же однобокая. Нагнетающе-социальная. Показать лишь одну сторону медали. Причем беспросветно.
 
Крещён в Православии
Сверху