Умное делание. Молитва Иисусова

Православный христианин
Для христиан, живущих в миру, в качестве руководства при начале чтения Иисусовой молитвы устами можно иметь следующие наставления о ней старца о. Алексия Мечев.

«Молитву Иисусову — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную) — читать надо, но читать просто. Совсем, совсем просто. В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком «творении» или «сердечном делании» молитвы, как это было у св. отцов и у пустынников. Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру. Чувство является уже от простого повторения великих слов молитвы, и через него появляется и молитвенное настроение. Одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творить в душе его молитву, невзирая на окружающее. Как о любимом предмете всегда думает человек, так о Господе должен он думать, носить Его в себе, находиться перед Его лицом и как бы в постоянной беседе с Ним. Вначале наибольшее внимание надо обращать на слова «помилуй мя грешного». Эти слова надо читать в покаянии, простоте, с которой молитва должна читаться, и чувство покаяния предохранит душу от различных и подчас очень тонких и опасных искушений (прелести). Молитву надо читать без счета — как можно чаще, где только возможно: на улице, у себя дома, в гостях, за едой, в постели, за работой и т. п. Дело не в обстановке, а в чувстве, с которым произносится великое имя Иисуса Христа. Читать молитву можно про себя или в уме. Надо читать ее в храме, когда не слышно, что читают, или непонятно, что поют. С течением времени внимание со слов «помилуй мя грешного» переносится на слова «Господи Иисусе Христе», произносимые с любовью. Господь Иисус Христос — второе Лицо Пресвятой Троицы — является нам наиболее близким и понятным. Спустя уже долгое время, чувства и мысли переходят на слова «Сыне Божий». Эти слова приобретают в душе чувство исповедания и любви к Иисусу Христу как к Сыну Божию. В конце концов все эти чувства соединяются в одно и получается полностью вся молитва Иисусова — в словах и чувствах. Через Иисусову молитву будут освещаться Христом все житейские дела: как хорошо и радостно бывает, когда солнышко светит, — точно так же хорошо и радостно будет на душе, когда Господь при непрестанной молитве будет все сердце освещать».
 
Православный христианин
Об этом пишет так архиеп. Варлаам (Ряшенцев):

«Услаждаться подвигами, хотя бы и молитвой Иисусовой, есть духовное сластолюбие и погрешительное, так как источник сластолюбия кроется в похоти. Правильный путь таков: всячески подвизайся, ищи через это не сладости, а мира и очищения совести от болячек и ран. Проси у Бога исцеления, сокрушения, слез, но не веселия, не высоких экстазов, как у сектантов. Трепещи общения с Господом в Святых Тайнах и моли Его о даровании тебе познания твоих немощей, спасительного страха, любви к ближнему, терпения и т. п., но не высокой радости, говоря себе: я этого недостоин. Кроме того, все указанные смиренные чувства сами по себе заключают радость… Ищи через духовную жизнь просветления ума и сердца, но не приятных ощущений, хотя бы и в молитве… Не останавливайся на них, если они будут, а укрой себя от них».
 
Православный христианин
Про переход от «умной» к сердечной молитве Иисусовой так говорил инокам прп. Серафим Саровский:

«Сначала день, два и более твори молитву эту одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своея и соединит в тебе ее в один дух, тогда потечет в тебе молитва эта непрестанно и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя».
   Такая форма непрестанной молитвы требует, однако, предварительного напряженного труда, сосредоточенности и уединенной обстановки.
   По словам одного великого старца:

«Имеющему внутреннюю (сердечную) молитву молитва так же свойственна и естественна, как дыхание. Что бы он ни делал, молитва у него идет самодвижно, внутренне. Так и за службой в церкви молитва у него идет, хотя он в то же время слушает, что поют и читают».
   А вот как характеризует состояние овладевшего сердечной молитвой прп. Исаак Сириянин:

«Тогда и в сонном, и в бодрственном состоянии человека молитва не пресекается в душе его, но ест ли, пьет ли, делает ли что, даже и в глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и испарения молитвы. Тогда молитва не отлучается от него, но всякий час, хотя и не обнаруживается в нем внешне, однако в то же время совершает в нем службу Божию втайне. Ибо молчание чистых один из христоносных мужей называет молитвою, потому что помыслы их суть Божественные движения, а движения чистого сердца и ума суть кроткие гласы, которыми сокровенно воспевают Сокровенного».
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_P...vnogo-blagochestija-tom-2/1_3#sel=122:1,122:1
 
Православный христианин
Смотрите в оба сами. Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтоб кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся. В сем премудрость. http://azbyka.ru/otechnik/molitva/umnoe-delanie-o-molitve-iisusovoj/7_5
 
Православный христианин
Смотрите в оба сами. Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтоб кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся. В сем премудрость. http://azbyka.ru/otechnik/molitva/umnoe-delanie-o-molitve-iisusovoj/7_5
 
Православный христианин
Но если христианин, живя в миру, все же стремится от всей души возобладать над своими помышлениями и приобщиться в какой-то мере к непрестанной молитве, то ему потребуется развить в себе добродетель воздержания.
   Ему необходимо будет проявить возможно большую полноту воздержания в следующих отношениях [1]:
   1) от чтения по возможности светской литературы, журналов, газет;
   2) от посещения общественных мест развлечения (возможно большего), смотрения телевизора, если полностью невозможно от него отказаться;
   3) ограничить себя при слушании радио (опять-таки при невозможности почему-либо полностью отказаться от него);
   4) от пристрастия к науке и светскому искусству во всех его видах, что не исключает, однако, работы в области науки и искусства без пристрастия к ним;
   5) от посещения близких и знакомых, если только не требует этого его совесть как исполнения его долга как христианина;
   6) по возможности уклоняться от приема тех близких и знакомых, посещение которых не вызвано духовной и житейской необходимостью и не связано с общностью духовных интересов.
   Очевидно, что выполнение этих правил о воздержании будет по силам в должной мере далеко не всем христианам, живущим в миру. Здесь приложима заповедь Господня: «Кто может вместить, да вместит»(Мф. 19:12).
   В заключение следует упомянуть и о следующем предупреждении архиеп. Арсения (Чудовского) делателям Иисусовой молитвы:

«Правда ли, что некоторые из-за Иисусовой молитвы расстраивали свой ум и впадали в духовную прелесть? По свидетельству св. отцов и как говорит жизненный опыт, возможно и это. Всякое духовное делание может иметь неправильный ход и развитие. То же нужно сказать и относительно молитвы Иисусовой. Так, когда ты займешься этой молитвою, можешь приобрести навык в ней, и у тебя прекратятся дурные мысли и желания. И вот тут-то является опасность возомнить о себе как о делателе молитвы Иисусовой, как о чистом, безгрешном человеке. Чтобы этого не случилось, нужно всегда иметь в виду, что не приобретение навыка молитвы Иисусовой и не прекращение внутреннего борения должно быть целью, а достижение от молитвы Иисусовой совершенных результатов, каковыми можно назвать — тихое, умилительное соединение нашего сердца с Господом, при глубоком покаянном, смиренном о себе мнении. Без этого всегда может быть опасность духовного самообольщения. Иначе говоря, всегда надо бояться духовной гордости, ибо она приводит в ничто всю нашу внутреннюю работу, все наши подвиги».
 
Православный христианин
•Нет ничего разорительнее многословия и зловреднее невоздержного языка; и ничто столько не сильно расстраивать и истреблять богатство душевное. Ибо, что каждый день созидаем в себе, то многословие снова разоряет и, что трудом собираем, то чрез языкоболие душа снова расточает. Что хуже сего (языка невоздержного)? Он – неудержимое зло. Надобно положить ему предел, обуздать его и стеснить, и, скажу так, заставить его служить только нужде. – И кто может высказать весь душевный вред, происходящий от (невоздержного) языка?

Первая дверь, вводящая в мысленный Иерусалим, во внимание ума, есть разумное молчание уст, хотя ум еще и не безмолвствует; вторая – мерное (малою мерою определенное) воздержание в пище и питии; третья, очищающая ум и тело, – непрестанная память и размышление о смерти. Узрев однажды красоту сей последней, и, духом, а не оком, уязвившись и усладившись ею, я возжелал стяжать ее себе в сожительницу на целую жизнь, возлюбив ее благообразие и благолепие. Как она смиренна, радостопечальна, задумчива, как страшится будущего праведного истязания и как боится продления (случайностей) жизни! Из чувственных очей своих она обычно источает целительную живую воду, а из очей мысленных – обильный источник премудрых помышлений, который теча и скача веселит разум. Эту-то, как я сказал, дщерь Адамову, т.е. память о смерти, жаждал я всегда иметь сожительицей себе, с нею спать, с нею беседовать и вместе с нею исследовать, что имеет быть со мной, по отложении тела сего; но часто не позволяло мне этого пагубное забвение – сия омраченная дочь дьявола.
преподобный Филофей Синайский http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_3/30
 
А

Алексей человек Божий

Guest
"Молитву Иисусову творить непрестанно, только с разрешения духовника. И творить стоит после очищения сердца своего от страстей."
Как же сам автор этих строк предлагает убрать страсти??? Сама молитва призвана к этому, а без неё этого не возможно.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Решил в этой теме продолжить разговор...
Духовная жизнь человека ,по учению православной церкви,развивается в три этапа.
Первый-деятельный,второй-благодатный и третий-обожение(созерцательный или зрительный).
Созерцателю даются способности,превышающие возможности человеческого естества,они являются исключительно даром благодати Святого Духа.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил,что входить в послушание можно только к такому человеку,который сам достиг святости. А если духовный наставник сам живёт в страстях,от такого можно принимать только советы. Иначе он по своей гордости даст такое послушание,что попадёшь в преисподнюю.
Ну вот, брошенная луковка, но сердце растопило... Хоть на малость , но преоткрыла свое сердце для Христа.
Стать тайнозрителем по самости не возможно... Потому как это следствие, а не причина. Так на чем покоятся дары созерцательной молитвы?
Дары созерцательной молитвы покоятся на простоте без троеточий. Мне тоже не понятен ход ваших мыслей. Про следствие и причину если можно,поподробнее.
ТайновЕдение или видение духовного мира, открывается Богом не за заслуги...а для приобретения человеком необходимого понимания промысла Божьего. Это не должно становиться целью для человека,или следствием для выводов, что мол человек живет праведной жизнью,коль ему открываются подобные "тайны". Это следствие неизреченного промысла Божьего, а не самого человека...Просто Господь готовит сосуд для своего использования, в нужное время и в нужном месте.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
перенесено из другой темы...
...
Под "путём умного делания" вы понимаете "Иисусову молитву"? Скажите, каким образом "умное делание" (произнесение слов молитвы) избавляет человека от страстей (зависимостей)? 1) Слова молитвы (вернее даже не слова молитвы, а мысли молитвы, ведь это "умное" делание) имеют силу сами по себе исцелять от страстей? 2) Или Бог платит человеку исцелением его от страстей за то, что человек прочитает (подумает) Богу молитву? 3) Или награждает человека исцелением его от страстей за молитву, прочитанную с целью получения награды в виде исцеления от страстей (ведь цель жизни (которая является мотивом молитвы) - избавиться от страстей)? 4) Или Бог даёт человеку Благодать просто так (даром), но даёт лишь тому, кто духовно подходит для принятия благодати (исцеляющей от страстей); а произнесение слов молитвы (умное делание) магическим образом развивает человека духовно и этим обеспечивает его возможностью принять исцеляющую от страстей благодать?
умное делание заключается не только в произнесении слов молитв... это внешнее проявление умного делания. Так как вера без дел мертва, произнесение слов, становится деланием ума,действием, проявлением осознанной воли человека к Божественному началу Иисусу Христу.
1) Слова молитвы (вернее даже не слова молитвы, а мысли молитвы, ведь это "умное" делание) имеют силу сами по себе исцелять от страстей?
нет такого в умном делании... от страстей исцеляет только Господь и практикующий это должен это понимать.
2) Или Бог платит человеку исцелением его от страстей за то, что человек прочитает (подумает) Богу молитву?
опять не верно... Практикующий умное делание, да и вообще любой молящийся Богу,должен четко понимать, что Бога прогибать под свою волю нельзя и крайне опасно. Тем более выходить на отношения торговли или обмена...
3)Или награждает человека исцелением его от страстей за молитву, прочитанную с целью получения награды в виде исцеления от страстей (ведь цель жизни (которая является мотивом молитвы) - избавиться от страстей)?
смотри пункт выше на второй вопрос.
4)Или Бог даёт человеку Благодать просто так (даром), но даёт лишь тому, кто духовно подходит для принятия благодати (исцеляющей от страстей); а произнесение слов молитвы (умное делание) магическим образом развивает человека духовно и этим обеспечивает его возможностью принять исцеляющую от страстей благодать?
это даже комментировать не хочется... Хотя первая часть вопроса вполне верна...
 
А

Андрей.......

Guest
"1) Слова молитвы (вернее даже не слова молитвы, а мысли молитвы, ведь это "умное" делание) имеют силу сами по себе исцелять от страстей?"

Погрузись в эти слова: Иисусе, помилуй... Там открывается вечность, Царство Духа, Источник благодати, Воды жизни, Мир духовный. Тогда поймешь, что не в страстях суть. Суть в том, что ты был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Мир страстей - это мир трупов, вони и гниения. Апостол Духом Святым говорит: "Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»."
Не исцелись от смерти, но воскресни из мертвых. Не исцелись от ран, но воскресни из ран - стань вне ран. Воскресни в новую тварь, для которой не существует ни смерти, ни трупов, ни страстей, но всё во всём - Христос.
 
Московская область
Православный христианин
"Молитву Иисусову творить непрестанно, только с разрешения духовника. И творить стоит после очищения сердца своего от страстей."
Как же сам автор этих строк предлагает убрать страсти??? Сама молитва призвана к этому, а без неё этого не возможно.
Творить-вот в чем загвоздка. Что я могу творить, каких-то высот что-ли достигла? Просто обращаюсь к Богу с покаянным чувством. И как можно очиститься от страстей, не молясь молитвой Иисусовой?
 
Православный христианин
Творить-вот в чем загвоздка. Что я могу творить, каких-то высот что-ли достигла? Просто обращаюсь к Богу с покаянным чувством. И как можно очиститься от страстей, не молясь молитвой Иисусовой?
Скачайте лекции осипов леонид ильич .очень хорошо голову на место ставит.наберите оф сайт в поисковике
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Скачайте лекции осипов леонид ильич .очень хорошо голову на место ставит.наберите оф сайт в поисковике
Осипов многое говорит по делу,но к сожалению, он не практик умного делания...так как в его рассуждениях всплывают осуждения святых,и обвинения их в прелести. Так он считает, что Порфирий Кавсоколевит, отец Сафроний(Сахаров) по молитвам которых свершались чудеса, пребывавших в прелести.
 
Православный христианин
Осипов многое говорит по делу,но к сожалению, он не практик умного делания...так как в его рассуждениях всплывают осуждения святых,и обвинения их в прелести. Так он считает, что Порфирий Кавсоколевит, отец Сафроний(Сахаров) по молитвам которых свершались чудеса, пребывавших в прелести.
Я его не защишаю , он не практик но учит наше духовенство и говорит сам подход и к молитве и к иконам, как надо в начале .по св отцам а именно основываеться на Брянчанинникове, где сделана скажем энциклопедия отцов в массе .он также говорит что совокупное мнение отцов правильное а не одного!!!!
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Умное делание нельзя зажать в рамки стереотипов и шаблонов, так как каждый человек индивидуален...а значит и его умное делание может не совпадать с общими принципами.
На вопрос к афонскому одному старцу, как молиться? тот ответил, как умеешь,так и молись... Главное молись.
Поиск Бога в сердце конечно сопряжен с искушениями,но они рождаются от лукавого сердца самого человека,когда человек ищет не Бога, а обольщения в Нем...возвышения. Искренняя молитва, привести к прелести не может.
 
Православный христианин
Творить-вот в чем загвоздка. Что я могу творить, каких-то высот что-ли достигла? Просто обращаюсь к Богу с покаянным чувством. И как можно очиститься от страстей, не молясь молитвой Иисусовой?
Блаженной памяти Старец схимонах Василий Поляномерульский весьма опытный делатель умной молитвы так и говорит:
"Многие не зная опытно умного делания, погрешительно судят, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам".
Иные же боятся приступать к сему труду, страшась впасть в прелесть от сей молитвы. Эта боязнь основана на духовном невежестве. И если строже рассматривать эту боязнь, то это уже и есть прелесть.
Да разве это не прелесть! Разве это не обольщение! Разве это не повреждение душевное — считать молитвенное призывание Святого и Спасительного имени Божия опасным для себя? Что может быть пагубнее такого самообольщения! Это наиболее утонченная и наиболее душевредная форма прелести.
От сей молитвы никто и никогда не повреждался и не впадал в прелесть. Впадали в прелесть и повреждались душевно не от "умного делания", а от неразумного, от безумного, гордостного устремления ума к высоким состояниям, несвойственным человеку, пребывающему в страстях.
Были неопытные и неразумные духовники, которые воспрещали молиться сей молитвой, и многие под влиянием их запретов, доходили до полного душевного помрачения — как рассказывает об этом старец Паисий Молдавский. Они так устрашились сей святой молитвы, что дошли до крайнего безумия: имевшиеся у них святоотеческие книги об умной молитве потопили в реке, привязав их к кирпичам, что может быть безрассуднее такого отношения к сей святой молитве?
 
Православный христианин
Осипов многое говорит по делу,но к сожалению, он не практик умного делания...так как в его рассуждениях всплывают осуждения святых,и обвинения их в прелести. Так он считает, что Порфирий Кавсоколевит, отец Сафроний(Сахаров) по молитвам которых свершались чудеса, пребывавших в прелести.
Откуда вы знаете что он ни практик умного делания?)))
 
Сверху