- Православный христианин
Есть аналогичная ситуация, о которой уместно вспомнить:
"что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф. 19:7-8).
Здесь то же самое: заповедь "не убий" воспрещает любое насилие. Но что делать, если оно уже произошло? Первоначально "по жестокосердию их" указывается при отмщении только не преступать меры. То есть не так, чтобы: ты меня ударил? щас убью! Отвечай не свыше обиды. Теперь же, когда это простейшее требование понято и стало выполняться, можно переходить к более высокому.
Ну и, разумеется, всегда полезно обращаться к классическим толкованиям евангельских текстов, в первую очередь - Иоанна Златоуста. Толкование Евангелие от Матфея, Глава 5: Иоанн Златоуст
"Но как может быть, скажешь ты, одно и то же то хорошим, то не хорошим? А я наоборот скажу: как одно и то же не может быть хорошим и не хорошим, когда это неопровержимо доказывают все дела, искусства, плоды и все прочее? Смотри, как это возможно, прежде всего, в отношении к нам самим. Например: быть носиму на руках в первом возрасте хорошо, а после вредно. Питаться разжеванною пищею в младенчестве хорошо, а после — отвратительно. Питаться молоком и прибегать к сосцам в начале полезно и спасительно, а после вредно и опасно. Видишь ли, как одно и то же, смотря по времени, хорошо, а после представляется не таковым? Носить детскую одежду отроку хорошо, а мужу неприлично."
"что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" (Мф. 19:7-8).
Здесь то же самое: заповедь "не убий" воспрещает любое насилие. Но что делать, если оно уже произошло? Первоначально "по жестокосердию их" указывается при отмщении только не преступать меры. То есть не так, чтобы: ты меня ударил? щас убью! Отвечай не свыше обиды. Теперь же, когда это простейшее требование понято и стало выполняться, можно переходить к более высокому.
Ну и, разумеется, всегда полезно обращаться к классическим толкованиям евангельских текстов, в первую очередь - Иоанна Златоуста. Толкование Евангелие от Матфея, Глава 5: Иоанн Златоуст
"Но как может быть, скажешь ты, одно и то же то хорошим, то не хорошим? А я наоборот скажу: как одно и то же не может быть хорошим и не хорошим, когда это неопровержимо доказывают все дела, искусства, плоды и все прочее? Смотри, как это возможно, прежде всего, в отношении к нам самим. Например: быть носиму на руках в первом возрасте хорошо, а после вредно. Питаться разжеванною пищею в младенчестве хорошо, а после — отвратительно. Питаться молоком и прибегать к сосцам в начале полезно и спасительно, а после вредно и опасно. Видишь ли, как одно и то же, смотря по времени, хорошо, а после представляется не таковым? Носить детскую одежду отроку хорошо, а мужу неприлично."