Я жил в домике в тайге. Со мной там жили 10-ть 3-х летних детей. Вокруг дома бродило много хищников и ядовитых змей. Однажды я решил проверить своих детей. Я наказал им не выходить за порог дома до моего возвращения, а сам ушел, не заперев дверь снаружи. Когда я вернулся в доме остался только один ребенок, а девять не послушались меня и ушли. Пятерых из них сожрали дикие звери, двоих покусали змеи, один упал с обрыва и разбился. Последний, поскитавшись по лесу, вернулся домой и раскаялся в своем непослушании. Я был несказанно ему рад, даже больше чем тому, который остался дома. С 2-мя выжившими детьми мы переехали в город и жизнь наша там была намного лучше чем в тайге. Дети же теперь слушаются меня беспрекословно. Как считаете, я хороший отец?
1. По сути темы
Вы иносказательно пересказываете то, как случилось грехопадение прародителей. Бог сначала дал заповедь, предупредил о последствиях нарушения ее, а потом допустил дьявола в образе змия в чистый райский сад, оставил прародителей наедине с ним и ничего не предпринимал, чтобы предотвратить грехопадение их, со стороны наблюдая, как змий искушает лживыми речами Еву, а соблазненная змием Ева предлагает Адаму вкусить запретный ядовитый плод, так как «
дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» удовольствий плоти
(Быт.3:6). И
Вы фактически спрашиваете –
подлинно ли говорит Церковь, что Бог благой и все делает для блага человека (Быт.3:1)?
Вы предполагаете, что Бог, как хороший отец, должен был воспитывать созданного Им человека в постепенном возрастании его совершенства. И в результате этого человек достиг бы в раю такого совершенства, что никогда более не ослушался бы Бога. Как я понял, Вы считаете, что Бог преждевременно предоставил самостоятельность человеку и устроил ему такое испытание, которое он не мог выполнить, потому что еще не был достаточно совершенен и научен под неотступным присмотром и руководством Бога.
2. Но известно, что Бог уже имел печальный опыт постепенного и безгрешного (безошибочного) достижения совершенства среди ангелов – существ со свободной волей. Ангел денница постепенно возрастал в совершенстве и любви. Другие ангелы радовались его любви к Богу. Денница был примером для них и, наверное, некоторые ангелы даже преклонялись перед его ангельским совершенством, подобным Богу. Они видели его лидером, за которым можно пойти. И
никакого внешнего зла в него не вносились, потому что зла еще не было. А
совершенный ангел, несмотря на отсутствие воздействия внешнего зла, согрешил. Согрешил, потому что, не зная никаких поражений и ошибок при возрастании в совершенствовании, возрастал также и в самодовольстве, в возвышении себя перед другими ангелами. Грех гордости ангела развивался постепенно, как упоение своими успехами, добродетелями и любовью Бога и других ангелов к нему.
И не было преграды к этому возвышению.
Достигнув некого критического совершенства и сравнивая себя с Богом, денница вообразил, что теперь он настолько всемогущ и совершенен, что может обойтись без Бога и установить такой миропорядок, который захочет. «
Говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"
(Ис.14:12-14). Он увлек за собой в грехопадении тех ангелов, которые признавали его лидером. Но другие ангелы, испытывая неблагоприятные последствия от противостояния Богу первых ангелов, устояли в своей верности Ему и стали противниками падших ангелов.
3. Почему же одни ангелы навеки утвердились в добре, а другие укоренились во зле и не могут раскаяться? Я думаю потому, что при разделении ангелов произошло формирование целей жизни их. Одни приобрели цель жизни служить Богу и защищать Божий порядок от посягательств на него падших ангелов, а
целью жизни других стало самоутверждение себя, своего порядка и превозношения над всеми. Кроме того, возможно, что падшие ангелы не могут раскаяться еще и потому, что не испытывают тления, смерти и страданий плоти от действия греха. Если бы у ангелов были страдания плоти, то возможно, что некоторые из них покаялись бы, так как целью их жизни стало бы не самоутверждение себя, а избавление от страданий плоти с помощью Божией.
4. Теперь понятно,
что произошло бы с человеком, если бы Бог не допустил зло в чистый райский сад и не позволил дьяволу увлечь прародителей в грехопадение. Произошло бы то, что прежде уже случилось с бывшим наиболее совершенным ангелом зари денницей, который, будучи созданным, как и человек, чистым от греха и со свободной волей, достигнув некого совершенства, возомнил себя выше всех и стал противником Бога. Если это произошло с ангелом, то, тем более, это произошло бы с человеком, которому в отличие от ангела дано было управление творением Божиим и вся власть над тварями в нем.
Не будь искушения у дерева познания, горделивые помыслы незаметно для Адама достигли бы такой степени, что
он, как и дьявол, укоренился бы в своем противоборстве Богу и покаяние стало бы невозможным.
5. Я предполагаю, что
цель искушения змием состояла в том, чтобы своевременно обнаружить зародившиеся в первоначально чистой душе Адама не распознанные им как зло помыслы превозношения себя от успехов в управлении миром, а затем в дальнейшем
создать преграду к развитию гордости человека и воспитать в нем смирение перед волей Божией. Ведь смирение,
доверие Богу, вера в Его благость и постоянное попечение о нас, а также надежда на спасение от плена греха и его разрушительных последствий это есть основа совершенной любви к Богу. Для этого Бог в сцене у дерева познания создал такую ситуацию, при которой внешнее зло стало катализатором горделивых помыслов Адама. Неугодные Богу помыслы Адама проявились в грехопадении его.
Грехопадение выявило также у Адама грех беспечности, безответственности, невнимательности и отсутствия бдительности - «
дала также мужу своему, и он ел»
(Быт.3:6). И хотя в Писании не говорится, что Адам был соблазнен змием по гордости, но
именно из-за гордости Адам не покаялся и перевел вину в своем согрешении на жену и косвенно даже на Бога – «
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»
(Быт.3:12). Стыд обнаруживал виновность его, но грех гордости препятствовал Адаму признать свою вину – ведь он такой совершенный и умный. Он не может быть виноват.
Другими словами, можно сказать, что
этим испытанием Бог вовремя обнаружил причину начинающейся болезни Адама и теперь стало возможным не только лечить ее, но и сделать так, чтобы она вообще не возникала снова. Фактически спасение Адама от греха и от вечной погибели началось с этого искушения.
Кстати, если бы прародители выполнили заповедь, то никакой преграды к развитию гордости не образовалось бы и они возгордились бы еще больше прежнего. И тогда Богу пришлось бы устраивать следующее еще более сложное испытание потому, что достижение человеком способности «никогда не грешить» невозможно без познания зла и его последствий.
6. Итак,
после обнаружения греховного состояния человека дальнейшее лечение его от всякого согрешения заключалось в том, чтобы человек познал страдательные последствия греха, испытал чувственное отвращение к греху, познал свою немощь сделать что-либо благое без Бога, познал страх Божий лишиться благодати Божией и обратился бы к Богу за спасением. Для этого земля была проклята Богом, прародители были изгнаны из райского сада и лишены сверхъестественного удержания их плоти в нетлении, то есть стали смертными.
Нужно было не только понять умом, что такое смерть, но и всем своим существом прочувствовать ужас смерти. Как маленький ребенок ничего не поймет, если ему пригрозить смертью, так и Адам, пребывая в райском саду, где нет никакой смерти, не прочувствовал значение предупреждения о смерти. Познание страданий земной жизни и смерти телесной, а также немощи своей избавиться от них без помощи Бога есть действенные предупреждения Бога от всякого согрешения, от вечных мучений и смерти второй.
Сила Божия, привлекающая к Богу, в немощи совершается: – «
Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»
(2Кор.12:9,10).
7. Не рабом должен был стать Адам, послушно исполняющим волю Божию, а сыном, исполняющем Его волю по любви. Кроме послушания и признания Бога Владыкой и Господином
надо иметь упование на постоянное благое попечение Бога о человеке и надежду на спасение.
Без надежды на вечную блаженную жизнь и воскресение смерть становится не стимулом обращения к Богу о спасении от нее, не лекарством от греха, а источником его. Без такой надежды объедайся, пей, веселись, бери от жизни все, что хочешь, живи в свое удовольствие, пока живешь здесь на земле. А чтобы приобрести надежду на спасение и совершенную любовь,
необходимо вместе с обретением смирения познать любовь Бога к человеку и любовь Сына к Отцу, которую явил Христос в Жертве Своей, принимая все грехи человечества на Себя. Он воплотился от Духа Святого и Девы Марии, чтобы явить истинную любовь Бога, примирить Бога и человека, искупив в Крестной смерти все грехи людей, явить примеры воскресения от смерти, стать Новым Адамом, от которого духовно рождаются все, стремящиеся к вечной жизни в единстве с Богом.
8. Но есть люди, которые отказались от Бога и ничего слышать о Нем не хотят. Они не признают любовь Божию и благое попечение Его о нас потому, что хотят жить по своим законам и удовольствиям, а не по заповедям Божиим. Что может сделать хороший отец, если сын, прельстившись, как и Адам, познанием и потреблением плотских удовольствий, которые предложила ему Ева, ушел от отца в страну далече? Он может только ждать возвращения его.
Бог же со Своей стороны дал все, что нужно для восхождения человека в Царство Небесное. Но если человек не принимает дары Его и отказывается от Бога и покаяния, то Бог дает возможность жить ему вне Царства Небесного без богообщения с Ним. Но при этом предупреждает, что отказ от блаженной жизни с Богом равнозначен жизни в вечных мучениях. И пример такой жизни мы уже имеем сейчас на земле, когда живя по своеволию, живем в болезнях, страданиях и во вражде.