Благовещение 2

Статус
Эта запись является частью серии записей Благовещение
Благовещение: Явление Ангела Деве (начало)

Евангелист Лука так начинает рассказ о Пришествии в мир Спасителя: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1, 26-29).

По иудейским обычаям, девушка, по достижении ею двенадцатилетнего возраста, могла быть обручена с мужчиной. На практике девушки обручались в четырнадцать-пятнадцать лет.​

Год обрученные не жили вместе, каждый оставался в доме родителей. Обрученные считались женихом и невестой. Они могли встречаться, общаться, но только в присутствии посторонних лиц. Примерно через год устраивалась пышная свадьба, длившаяся иногда больше недели.
Если девушка в период помолвки оказывалась беременной, жених мог обвинить ее перед священником, и тогда молодой женщине грозила смерть – ее побивали камнями.
Жених мог и отпустить неверную невесту, расстаться с ней, дав ей разводное письмо. Опозоренная девушка оставалась в своем доме, под защитой родителей. На нее ложилось пятно, которое уже невозможно будет смыть…​

В Евангелии мы читаем, как Марию обручили Иосифу. Некоторые предания говорят, что это был немолодой человек, имевший от первого брака несколько детей. В таком случае Мария будет хозяйкой: она будет стирать, готовить, ухаживать за домом и за детьми. Иногда предполагают, что Иосиф, беря в жены молодую девушку, желал остаться хранителем Ее девства.​

Другие предания предполагают, что Иосиф был обычным молодым мужчиной. И с Марией он собирался вступить в обычный брак: чтобы создать семью, родить и воспитать детей.​

Как было на самом деле, мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Возможна любая из гипотез. В Палестине времен Марии и Иисуса, действительно, были девушки, посвятившие свою жизнь Богу и давшие обет девства. Благочестивый и богобоязненный мужчина мог вступить в брак с такой девушкой, чтобы беречь ее девство.​

Но следует помнить и другое. Чаще всего девство не считалось чем-то выдающимся. Напротив, благочестивый человек должен был исполнить слова священного Божьего повеления: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28) и «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт. 2, 24).​

Мы знаем лишь то, что молодая девушка была обручена Иосифу. И вот в один из дней, когда Она жила еще в доме родителей, перед Марией предстал Ангел Господень и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Иногда говорят, что Ангел лишь приветствовал Марию. Он обратился к ней со словом радуйся. По-гречески радуйся звучит как хайрэ. Хайре – это просто «здравствуй». Так и сегодня, встречаясь, приветствуют друг друга греки.

Но Ангел не просто здоровается с Марией. Он пожелал ей именно радоваться!
Как вы знаете, события, описываемые в Евангелиях, происходили в Палестине. Лишь позже Евангелист описал их по-гречески, по-гречески передав подлинные прозвучавшие тогда слова. Ангел обратился к Марии по-еврейски. Он не просто поздоровался с нею, он не сказал ей: «Шалом», т.е. «Мир тебе» – традиционное еврейское приветствие. Ангел обратился к Марии словами вдохновенного ветхозаветного гимна… Он сказал ей именно радуйся (др. евр. ранни).

И сердце юной и прекрасной Марии затрепетало. Она узнала слова из пророчества… Прочитаем стихи 14-16 3-й главы книги пророка Софония: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима
Что произошло? Читаем дальше: «Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя…»

Гимн Софонии – свидетельство примирения Бога с человеком. Приговор наказания отменен. Господь посреди тебя, то есть вселяется в Свой народ.
К еврейской девушке обращается Ангел, напоминая Ей с детства знакомые слова радости и надежды.

И далее: «благословенна Ты между женами»! Это можно понять как то, что Мария, эта дочь человеческая, избрана из всех женщин мира. Избрана, чтобы послужить великой цели Боговоплощения.

«Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». Скорее не смутилась, а была потрясена. И рассуждала: что значит это приветствие Ангела?

Обратим внимание на одну деталь. Мария, увидев Ангела, не испугалась. Тот же Лука, рассказывающий о явлении Ангела Марии, сообщает, как Ангел явился священнику Захарии, и на Захарию «напал страх» (Лк. 1, 12).
Но Ангел, испугавший священника, не испугал молодую девушку. Почему? Святые отцы говорят, что, вероятно, Мария не впервые встретилась с Ангелом.

Мы ничего не знаем достоверно о жизни Марии до того, как Она стала Матерью Спасителя мира. Предание говорит, что еще в трехлетнем возрасте Она была приведена в Иерусалимский Храм и посвящена там Богу. У нас даже есть праздник, который называется «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».
В любом случае, несомненно, что эта девушка с младенчества жила в особой атмосфере богобоязненности, тихой молитвы и чистоты. Она полюбила Богообщение и молитвенные размышления с самого раннего возраста. И присутствие Горнего мира, потустороннего, Она, возможно, ощущала не единожды. Мария поистине благословенна между женами.
Но это не особая любовь Божия к некой избраннице. У Бога нет любимчиков. Православное Предание говорит, что Мария стала достойной быть Матерью Господа ввиду чистоты Ее жизни и высокой Ее веры.

И далее Ангел говорит Марии: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1, 30-31).
Невозможно представить, что в эти минуты такого потрясающего ангельского приветствия испытывала Мария...

Она спрашивает Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Что это, неверие?
Блаженный Феофилакт отвечает: «Дева сказала это не потому, что Она как бы не поверила, но потому, что Она как мудрая и разумная желала узнать образ настоящего события: ибо ничего подобного не бывало прежде сего, ни после сего не будет…».

Ангел отвечает девушке: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. …ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». (Лк. 1, 35,37)

Совершенно непонятно, каким образом Дух Божий может осенить юную Марию, чтобы Она восприняла во чреве новую жизнь. Как можно зачать от Духа Святого? На все попытки проникнуть за завесу тайны прекрасно отвечает св. Иоанн Златоуст: «Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух?.. Ни Архангел Гавриил, ни апостол не могли более ничего сказать, кроме того, что Родившееся есть от Духа. Но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что это было невозможно».

А далее послушаем святого Апостола Луку: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
Обратим внимание: на то, чтобы воплотиться, Господь спрашивает согласия у земного человека, у девушки. Архангел, явившийся с Вестью от Бога, что Мария обрела у Него благодать, может стать достойной Матерью Сына Божьего, стоит и ждет ответа человека. И лишь когда она смиренно склоняет голову: се, то есть вот, Я Раба Господня, тогда у Нее под сердцем загорается пламя Жизни.
Размышляя над простыми словами Марии, св. Афанасий Александрийский, живший через триста лет после Евангельского Благовещения, записал: «Всесвятая Дева, сказав: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему", – выразила тем следующее:: "Я скрижаль (т.е. доска для писания), на которой Писец пишет, что угодно Ему"».

Момент согласия Марии стать Матерью Господа был моментом Воплощения. С первых секунд, когда Ее осенил Дух Святой, Она приняла в Себя Жизнь. И эта Жизнь начала, как всякий земной ребенок, обрастать плотью, укрепляться и возрастать.

Мы верим, что любая секунда жизни эмбриона во чреве матери – это жизнь маленького полноценного человека. То же мы можем сказать и о Господе. Момент прихода Бога в мир – это не момент Рождества Христова, а момент Благовещения.
Отличие зачатия Иисуса Христа от зачатия обычных людей – в том, что в случае с обычным человеком душа не существует до зачатия. Никакого предсуществования душ, или перевоплощения ранее существовавших душ, Церковь не знает. Момент зачатия младенца, когда создается новая клетка, есть момент появления во Вселенной и новой, уникальной, неповторимой личности. Но Христос существовал и до Воплощения. Он всегда существовал и лишь принял 2 тысячи лет назад человеческую природу.

Вспомним текст из Евангелия от Иоанна: «…сказали ему иудеи: Тебе нет еще и пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 57-58).
Итак, в зарождающемся Сыне Человеческом происходит исторически однократный процесс Воплощения в мир Сына Божьего.Сын Божий становится Сыном Человеческим.

В Символе христианской веры мы читаем такую лаконичную формулу: «Верую в единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божьего... ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком» (рус.).

Благовещение – событие Вочеловечения, начало земного пути нашего Господа. По замыслу Древней Церкви, день Благовещения был установлен в день весеннего равноденствия. Христос – это духовное Солнце людей. С этого дня светлое время преобладает над темным, Бог изгоняет тьму из мира.

Девять месяцев рос Младенец во чреве Матери. Мир готовился принять Мессию. Мы привыкли говорить: Иисус Христос. Но Христос – это не фамилия. Христос – это титул. Греческое Христос (евр. Машиах) означает Помазанник. Это тот, кто определен Богом на некое высокое служение. В древнем Израиле масло возливалось на голову тем, кто принимал служение царя, пророка и священника. Они были помазаниками, они – от Бога! Иисус – воистину Христос, Он объединяет в Себе все три перечисленные служения. Он послан в мир, чтобы приобщить мир и человека к Богу: стать Царем мира, Пророком Царства Божьего, наступающего на земле, и Священником… Священник – это тот, через кого мир вступает в отношения с Богом. Иисус – Абсолютный Священник. Он звено, соединяющее творение с Творцом Вселенной.

Мир не знал, что Мессия уже здесь, что он вынашивается человеком. До конца этого не понимали даже Его Мать и Иосиф. Евангелист Матфей сообщает, что, когда Иосиф узнал о беременности Марии, он был неприятно удивлен и смущен. Не желая предавать невесту на смерть, Иосиф, «будучи праведен и не желая огласить Ее», хотел тайно отпустить Марию в дом родителей, дав Ей разводное письмо.

«Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20-21).
И далее – характерная деталь, показывающая нам силу веры Иосифа: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою» (Мф. 1, 24). Иосиф не рассуждает. Он доверяет Богу и повинуется Его воле.

И Мария, и Иосиф прислушивались к тому, что происходит. Замыслы Божии были от них сокрыты, о многом они могли только догадываться…

Несколько фотозарисовок современного Назарета

г1.JPG
Площадь, на которой был городской колодец, считалась основной городской площадью. Здесь стояли лавки, что-то продавалось. Пока не пришла твоя очередь набирать воду, можно было скоротать время в тени.
Поразительно, но и сегодня эта площадь живет в том же ритме. Только лавки и магазинчики современные.

г2.JPG
Кафе у городского источника.


г3.JPG
Свежевыжатый гранатовый сок.


г4.JPG
Обычно 2-3 доллара...


г5.JPG

Идем через старый город. Здесь даже на канализационных люки изображен Назаретский источник.

г6.JPG
Заглядываю в мастерскую современного плотника. Вспомним, что когда-то здесь жил и плотничал Иосиф
супруг Богоматери.

г7.JPG
Правда, материалы и технологии сегодня другие.


г8.JPG
Идем по центральному Назаретскому рынку. Свежие овощи, фрукты. За 15 шекелей (около 5-6 долларов) я здесь купил килограмм сочных и душистых авокадо.


г9.JPG
Тенты, тряпки... от палящего восточного солнца.


г10.JPG
И минареты. Все-таки Назарет
преимущественно мусульманский город.

г11.JPG
...


Продолжение.

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
3.578
Последнее обновление
Сверху