Когда-то на Руси люди учились жизни на примерах Житий святых, выстраивая свое мировоззрение на высоких примерах христианских праведников прошлого и настоящего. И нашу страну в те времена называли Святой Русью.
Такие времена, к сожалению, прошли, но и в секулярном обществе все равно неизбежно формируется некий пантеон непререкаемых авторитетов.
Странно у нас устроено: люди буквально никому не прощают ни малейшего грешка - реального, а в особенности вымышленного. Не прощают соседям и начальству, ученым и церковным иерархам... Но есть одна категория людей, которой у нас прощается буквально все. Это писатели, поэты, художники, музыканты. Почитание "творческих личностей" и их наследия настолько велико, что доходит до идолопоклонства. Их мнением не просто дорожат, но оно часто является последним и важнейшим аргументом в любой острейшей дискуссии. Причем, ни жизненные установки, ни личные качества творческой личности здесь не имеют ни малейшего значения: раз она, эта творческая личность, высказала когда-то то или иное мнение, то оно, как минимум, заслуживает глубочайшего почтения.
Было бы еще хорошо, если бы все эти "светила" прошлого и настоящего, которые у нас буквально обожествляются и чей авторитет в обществе близок к абсолютному, действительно светили. Но в реальности часто получается так, как сказано в тексте к одному интернет-демотиватору: "Учителя литературы в школе заставляют четырнадцатилетних детей анализировать и понимать стихи взрослых алкашей, покончивших жизнь самоубийством".
А стоит ли на самом деле выращивать менталитет нации на таких сомнительных удобрениях?
Иногда меня буквально поражает идолопоклонство многих наших образованных людей, особенно пожилых, среди которых встречаются даже православные. Допустим, прозвучит в их присутствии фамилия какого-нибудь "нетленного" деятеля культуры (на вскидку: Маяковский, Есенин, Горький). И тут же извергается бездна пиитета по отношению к этим "святым" именам.
Тут я, допустим, возражаю: "Да ведь все его творчество порочно, гнило и абсолютно вредоносно, а сам он был законченным мерзавцем, пособником палачей, богоборцем, извращенцем, наркоманом! Вы, человек гуманитарно-образованный, вообще-то ведь должны быть знакомы с фактами из его биографии, не так ли?"
Каков вот такой, например, штришок из жизни коммунистического поэта Маяковского, гордости нашей литературы? Вспоминает его любовница Лиля Брик, с которой он крутил "шведскую тройку":
"Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю (Маяковского) на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал..."
Это ведь не человек даже, а просто не знаю, что...
А как насчет нежно любимого русофилами трогательного блондина Сереженьки Есенина? Вуаля:
"Кивая на Блюмкина, Есенин предложил понравившейся ему девушке: «А хотите поглядеть, как расстреливают в ЧК? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою".
Вот тебе и "не стрелял несчастных по темницам", а только развлекался, любуясь, как стреляют...
Что касается востребованности творчества подобных "светил", то, положа руку на сердце, я вполне допускаю, что у того же Есенина до сих пор имеются самые настоящие, практикующие почитатели из числа сантиментальных людей. Но читать Горького, Маяковского и им подобных ни один человек в наше время добровольно, то есть не под страхом учительской указки, ни за что не станет. И это замечательно! Скажете, что вы их читаете и вам это нравится? Простите, но я позволю себе вам не поверить.))
Но интеллигентный собеседник мне в ответ ужаснется: "Да как вы можете, это же наш великий поэт, наша гордость, наше всё! Это же МА-Я-КОВС-КИЙ!!! (ГО-РЬКИЙ!!! Е-СЕ-НИН!!!)! Это же... Это же... Вы не должны, не смеете, не имеете права!.. О нем так нельзя, здесь не приемлемы обычные критерии!"
А почему не приемлемы, и почему гадость нельзя назвать ее собственным именем "гадость" - никто никогда так и не разъяснит. Из-за того, что она, эта гадость, при жизни пописывала стишки или рассказцы, которых уже полвека, как никто по собственной воле не читает?
Гвозди бы делать из этих людей... А из их творчества - туалетную бумагу.
Глупо прогнозировать альтернативную историю, то есть то, как могло бы быть, если бы... Но иногда от такой глупости трудно воздержаться. И вот, я совершенно убежден, что, если бы году так в 1905, под шумок смуты, царские жандармы поступили бы с революционерами от культуры, всяческими свободомыслами и буревестниками, пожестче, так сказать без излишнего политеса, - то никакой второй и третьей русской революции никогда бы не было, и полтораста миллионов честных людей жили бы спокойно, занимаясь мирным трудом. Но такое невозможно себе даже гипотетически представить, ведь власти Российской Империи, похоже, в какой-то степени разделяли трепетное отношение к "инженерам душ" и никогда не подняли бы на них руку...
Хорошо, что хоть всех этих "нетленных" наши благонравные верующие интеллигенты еще пока в православные не записали. Хотя лиха беда - начало, может, еще и запишут. Булгакова, апологета и основоположника русского сатанизма, делавшего, кстати, своей первой жене аборты собственноручно, благо медицинское образование позволяло (высокие отношения, не правда ли?) уже попытались посмертно "воцерковить".
В общем, каковы в обществе авторитеты, таково и само общество.
Такие времена, к сожалению, прошли, но и в секулярном обществе все равно неизбежно формируется некий пантеон непререкаемых авторитетов.
Странно у нас устроено: люди буквально никому не прощают ни малейшего грешка - реального, а в особенности вымышленного. Не прощают соседям и начальству, ученым и церковным иерархам... Но есть одна категория людей, которой у нас прощается буквально все. Это писатели, поэты, художники, музыканты. Почитание "творческих личностей" и их наследия настолько велико, что доходит до идолопоклонства. Их мнением не просто дорожат, но оно часто является последним и важнейшим аргументом в любой острейшей дискуссии. Причем, ни жизненные установки, ни личные качества творческой личности здесь не имеют ни малейшего значения: раз она, эта творческая личность, высказала когда-то то или иное мнение, то оно, как минимум, заслуживает глубочайшего почтения.
Было бы еще хорошо, если бы все эти "светила" прошлого и настоящего, которые у нас буквально обожествляются и чей авторитет в обществе близок к абсолютному, действительно светили. Но в реальности часто получается так, как сказано в тексте к одному интернет-демотиватору: "Учителя литературы в школе заставляют четырнадцатилетних детей анализировать и понимать стихи взрослых алкашей, покончивших жизнь самоубийством".
А стоит ли на самом деле выращивать менталитет нации на таких сомнительных удобрениях?
Иногда меня буквально поражает идолопоклонство многих наших образованных людей, особенно пожилых, среди которых встречаются даже православные. Допустим, прозвучит в их присутствии фамилия какого-нибудь "нетленного" деятеля культуры (на вскидку: Маяковский, Есенин, Горький). И тут же извергается бездна пиитета по отношению к этим "святым" именам.
Тут я, допустим, возражаю: "Да ведь все его творчество порочно, гнило и абсолютно вредоносно, а сам он был законченным мерзавцем, пособником палачей, богоборцем, извращенцем, наркоманом! Вы, человек гуманитарно-образованный, вообще-то ведь должны быть знакомы с фактами из его биографии, не так ли?"
Каков вот такой, например, штришок из жизни коммунистического поэта Маяковского, гордости нашей литературы? Вспоминает его любовница Лиля Брик, с которой он крутил "шведскую тройку":
"Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю (Маяковского) на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал..."
Это ведь не человек даже, а просто не знаю, что...
А как насчет нежно любимого русофилами трогательного блондина Сереженьки Есенина? Вуаля:
"Кивая на Блюмкина, Есенин предложил понравившейся ему девушке: «А хотите поглядеть, как расстреливают в ЧК? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою".
Вот тебе и "не стрелял несчастных по темницам", а только развлекался, любуясь, как стреляют...
Что касается востребованности творчества подобных "светил", то, положа руку на сердце, я вполне допускаю, что у того же Есенина до сих пор имеются самые настоящие, практикующие почитатели из числа сантиментальных людей. Но читать Горького, Маяковского и им подобных ни один человек в наше время добровольно, то есть не под страхом учительской указки, ни за что не станет. И это замечательно! Скажете, что вы их читаете и вам это нравится? Простите, но я позволю себе вам не поверить.))
Но интеллигентный собеседник мне в ответ ужаснется: "Да как вы можете, это же наш великий поэт, наша гордость, наше всё! Это же МА-Я-КОВС-КИЙ!!! (ГО-РЬКИЙ!!! Е-СЕ-НИН!!!)! Это же... Это же... Вы не должны, не смеете, не имеете права!.. О нем так нельзя, здесь не приемлемы обычные критерии!"
А почему не приемлемы, и почему гадость нельзя назвать ее собственным именем "гадость" - никто никогда так и не разъяснит. Из-за того, что она, эта гадость, при жизни пописывала стишки или рассказцы, которых уже полвека, как никто по собственной воле не читает?
Гвозди бы делать из этих людей... А из их творчества - туалетную бумагу.
Глупо прогнозировать альтернативную историю, то есть то, как могло бы быть, если бы... Но иногда от такой глупости трудно воздержаться. И вот, я совершенно убежден, что, если бы году так в 1905, под шумок смуты, царские жандармы поступили бы с революционерами от культуры, всяческими свободомыслами и буревестниками, пожестче, так сказать без излишнего политеса, - то никакой второй и третьей русской революции никогда бы не было, и полтораста миллионов честных людей жили бы спокойно, занимаясь мирным трудом. Но такое невозможно себе даже гипотетически представить, ведь власти Российской Империи, похоже, в какой-то степени разделяли трепетное отношение к "инженерам душ" и никогда не подняли бы на них руку...
Хорошо, что хоть всех этих "нетленных" наши благонравные верующие интеллигенты еще пока в православные не записали. Хотя лиха беда - начало, может, еще и запишут. Булгакова, апологета и основоположника русского сатанизма, делавшего, кстати, своей первой жене аборты собственноручно, благо медицинское образование позволяло (высокие отношения, не правда ли?) уже попытались посмертно "воцерковить".
В общем, каковы в обществе авторитеты, таково и само общество.