Можно ли быть христианином без знания догматов?

(Фрагмент из: Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении).

В настоящее время нередко приходится слышать, что хотя изучение догматов и ведёт к повышению богословской эрудиции, однако принципиального значения для спасения не имеет. Мол, для христианина главное — быть хорошим человеком, а для этого необходимо прежде всего исполнять нравственные нормы. В качестве аргумента приводят слова Иисуса Христа: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

Но такая оценка ошибочна. «Нет ничего более ценного, чем познание, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — ибо познание есть свет разумный души. Наоборот, незнание есть тьма. Ибо как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума. Неразумным существам свойственно незнание, разумным — познание. Поэтому, кто, будучи от природы способен к познанию и ведению, не имеет его, тот, хотя он от природы и разумен, тем не менее по нерадивости и слабости души бывает хуже неразумных. Под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего» [1, с. 55].

Желающему исполнять Божьи заповеди нельзя отмежевываться от изучения догматики. Все церковные догматы содержат аксиологический аспект. Постигая истины веры, христианин не воспринимает их аморфно: у него возникает творческая реакция, побуждение делать добро. Догматы должны быть влиты в христианскую жизнь. Ведь они — не голые бесполезные формулы, а «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68), которые, по заповеди Спасителя, необходимо изучать: «...научитесь от Меня» (Мф. 11:29; «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Уверенность в возможности исцеления от скверны греха исключительно на основе знания, что следует, а что не следует делать, связано с непониманием смысла провозвестия Христа. Очень часто такие суждения сопровождаются кичливым упрямством и надменною мыслью: «уж я-то без догматики спасусь!». Конечно, достичь некоторого уровня цивилизованности, гражданской порядочности, доброжелательности, гуманности можно и без догматических формул. При известных обстоятельствах это по силам и язычникам, и даже лишённым чувства зависимости от Бога атеистам. Однако для тех людей, чьи нравственные эталоны не ограничиваются стереотипами и шаблонами общественной морали, для тех, кто стремится к совершенной добродетели, подлинной нравственной свободе, смиренной любви, миру и покою в душе, знание догматов необходимо. И вот почему.

Человек создан не для того, чтобы жить в удалении от Бога. Господь Саваоф сотворил его по Своему образу и подобию, вдунул в него дыхание жизни. Это значит, что в идеале близость между человеком и Богом должна быть такой, какова близость между отображением и Первообразом, между дыханием и Дышащим. Человек призван стать причастником высших нетленных даров и сил будущего века, но единение человека и Бога, богоуподобление и обожение осуществимо лишь в рамках Завета, утвержденного через Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Приобщение к этому Завету происходит по вере, через самоотвержение и послушание: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20); «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Православная вера — это не вера в морально-нравственный долг, а союз между Богом и человеком. Но она — и Божественный дар, и глубинный феномен человеческой жизни. Её нельзя ассоциировать с чем-то внешним, случайным. «Веровать» ради моды, престижа или чтобы не выпасть из коллектива, — извращать Благовестие. Грешник призван принять веру осознанно и свободно, с тем, чтобы она стала предметом его внутреннего убеждения, сердечной отрадой, жизненным стержнем. Человек говорит своему ближнему «я в тебя верю», когда в нём уверен. Почему? Потому что знает его как личность, на которую можно положиться. С другой стороны, когда кто-нибудь говорит о собрате: «ничего не хочу о нём слышать, знать его не желаю», это значит, что он — против общения с ним.

Будучи реалией индивидуального и массового сознания, вера в Бога тоже содержит в себе гносеологический и психологический аспекты: надежду, доверие, желание общаться и следовать Его святой воле. А сие невозможно без знания догматических уложений о том, что Бог благ, добр, человеколюбив, милосерден, праведен, мудр, всемогущ, радуется обращению грешника и готов отозваться на его обращение ниспосланием благословения.

Так, по наблюдению Иова, не ведающие Владыку беззаконники, «говорят Богу: “отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?”» (Иов. 21:14-15). А по свидетельству апостола Павла, отсутствие у иудеев надлежащего понимания Божеской праведности способствовало их отторжению от Христа: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:1-4). И действительно, «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10:14).

«Дай же мне, Господи, узнать и постичь, — обращается к Богу блаженный Августин, — начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий» [4, с. 8].

Для не сведущих в учении о предназначении человека, будущем воскресении мертвых, воздаянии праведникам и грешникам непонятен смысл человеческой жизни. Так, одни видят главной задачей продолжение рода, рождение и воспитание детей; другие — служение обществу; третьи стремятся оставить после себя исторический след; четвёртые думают, что они родились для того, чтобы жить в благополучии, есть и пить в соответствии с принципом: «жизнь коротка! торопись, бери от жизни всё!». И только христианство безукоризненно освещает этот вопрос: для того чтобы земная жизнь человека соответствовала высшему смыслу, необходимо приобщить её к жизни Христа. Следовательно, полноценная здравая вера подразумевает не абстрактное «верую», а конкретное, стройное, содержательное миросозерцание и мировоззрение.

По словам апостола Петра, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Следовать по стопам Христовым — значит, сораспявшись Спасителю и наложив на себя узы жертвенного служения, подражать Ему как своему Главе и Учителю. А это исполнимо лишь при условии знания предмета, мотивов и целей подражания: при наличии твёрдого представления о Всесвятой Троице, Воплощении, Крестных страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении Сына Божия, об основанной и возглавляемой Им Кафолической Церкви, о Страшном Суде. «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом, — сообщается в “Резолюции совещания предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей по вопросу 'Экуменическое движение и Православная Церковь'” (1948 г.), — умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая по слову Апостола, доступна и бесам (Иак. 2:19; Мф. 8:29; Мк. 5:7)» [2, с. 316].

«...Веру, — пишет святитель Ириней Лионский, — доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее, как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твёрдо сохраняем свою уверенность в нём. А так как вера — постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущего» [3, с. 578-579].

Опыт всемирной истории подсказывает: поведение отдельного человека и нравственный уровень целых сообществ имеет теснейшую связь с религиозными верованиями. Как известно, культы грубых племён не имели ввиду нравственное совершенство идолопоклонников, да и боги из греческих мифов, со свойственными им страстями и пороками, отнюдь не являли собой идеал добродетели, не могли расшевелить в почитателях покаянное чувство греховной нечистоты. Поэтому политеизм не имел такого возвышающего влияния на моральную сторону жизни людей, какое имеет Православие. Однако незнание многими современными верующими догматических истин служит им сетью и нередко приводит к извращенному представлению о Домостроителе — к созданию мысленного, воображаемого идола; а это — не что иное, как прямое нарушение заповеди о не-сотворении кумира (Исх. 20:3-4). Так, одни неоправданно принижают роль Божьего Правосудия пред ролью Его Милосердия и считают: что бы они ни совершали, в День Страшного Суда Господь непременно избавит их от бесконечных адовых мук. Другие видят в Небесном Владыке скорее Судью, чем Любовь, размывают надежду на милость и доводят себя до отчаяния.

Бог есть Истина, и идти к Нему нужно не по окольному, ложному пути, а по освещенному истиной. Всякий христианин, стремящийся к вышним Небесным обителям, должен прилагать все усилия к основательному усвоению догматов. Только осознанная и сердечно признанная вера может служить точкой опоры для богоугодного, душеспасительного, жизнерадостного творчества.

Отрицать связь между христианско-нравственной жизнью и знанием догматов — обеднять Православную веру до уровня гуманитарной доктрины. Для осуществления святой Божьей воли необходимо соблюдение как нравственных, так и догматических определений. «...Мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять заповеди Божии, — учит святой Ириней, — веруя в Бога и боясь Его, так как Он — Господь, и любя Его, так как Он — Отец» [3, с. 578]. Без добросовестного исповедания догматов немыслимо самоотверженное исполнение заповедей, а без исполнения заповедей невозможно приобщение к Истине. Любовь к Господу и единение с Ним взращивается не иначе, как через заповеданные дела. С другой стороны, теоретическое изучение веры посредством формального мышления является лишь одним из аспектов богопознания. По большому же счёту, Истина постигается в опыте добродетельной, молитвенной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа по Христу, со Христом, во Христе.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ.


*******

1.Преподобный Иоанн Дамскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд. Индрик, 2002.
2.Путь, Истина и Жизнь. Вероучительные тексты Православной Церкви (составитель Борозенец Т.). К.: Изд. Послушник, 2013.
3.Святой Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008.
4.Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.: Изд. Республика, 1992.
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Хорошая статья, Алексей Михайлович!
Как жаль что в наших храмах редко слышим о важности верного понимания божественных истин, чаще батюшки ограничиваются в своих проповедях нравственной стороной христианства.
 
что можно сказать тем, кто считает, что у него истина?
Здравствуйте, Владимир! С одной стороны, Вы можете сказать вашим оппонентам, что истинность Православных источников доказуема. Как правило, эти доказательства строятся на основе анализа сбывшихся библейских пророчеств, а также исходя из опыта святых, всецело удостоверяющего нас в подлинности заключенных в Священном Писании и Священном Предании посулов. Кроме того, достоверность христианских уложений подтверждается рядом внебиблейских источников. С другой стороны, Вы вправе спросить у своих собеседников, чем они могут подтвердить истинность собственных убеждений?

P. S. Но это глубокая тема. Более подробно я постарюсь её рассмотреть в одной из очередных работ.

Благодарю Вас и всех откликнувшихся за неравнодушие и внимание!
 
Последнее редактирование модератором:
Алексей Михайлович прекрасная статья, со всем с вами соглашаюсь! Но, вот возникает вопрос в том, что зачастую преподавать Догматику интересно и завлекающе получается у немногих, почти не знаю таких людей, которые бы любили свой предмет и в любили и вдохновляли других на это! Да и к тому же есть вакуум в информационном пространстве о догматике, практически нет видеолекций, интересно и качественно записанных! Если бы были такие записи с такими текстами как в вашей статье был бы и интерес у народа и понимание важности предмета!
 
Я правда очень удивлён.
Алексей Михайлович, Ваши статьи обладают какой-то необычайной стройностью, последовательностью и полнотой.
Спасибо большое за Ваш труд!
 
"С другой стороны, теоретическое изучение веры посредством формального мышления является лишь одним из аспектов богопознания. По большому же счёту, Истина постигается в опыте добродетельной, молитвенной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа по Христу, со Христом, во Христе."
Нелогично получается. Вот вроде вы настаиваете на необходимости знаний и познавательной деятельности, но сами же ее и умоляете, отдавая предпочтение добродетельной жизни. Но я лично я с этим согласен. В религии действительно познавательная деятельность вторична, да и носит ограниченный характер, догматы - это и есть граница. Я не против догматов как моральной опоры человека, однако в смысле развития его познавательных способностей они рано или поздно приводят к антагонизму. Ну и уж совсем плохой тон судить о политеистических религиях слабо или вовсе в них не разбираясь. Поверьте на слово, там не менее, а может и более надежная моральная база для правденой жизни человека.
 
Здравствуйте, Юрий!

Вы цитируете слова:
"С другой стороны, теоретическое изучение веры посредством формального мышления является лишь одним из аспектов богопознания. По большому же счёту, Истина постигается в опыте добродетельной, молитвенной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа по Христу, со Христом, во Христе."
И даёте оценку этим словам:
Нелогично получается. Вот вроде вы настаиваете на необходимости знаний и познавательной деятельности, но сами же ее и умоляете, отдавая предпочтение добродетельной жизни
Замечу, что "нелогичное" усматривается не в процитированных Вами словах, а в вашем восприятии процитированных слов.

Дело в том, что добродетельная христианская жизнь не противоречит требованию теоретического изучения основ Православной веры; напротив, подразумевает знание этих основ. Как, например, можно молиться Тому, не знаю Кому, почитать Того, не знаю Кого, стремиться к Тому, не знаю к Кому, идти туда, не знаю куда, для того, не знаю для чего?

Добродетельный же христианин, знающий основы своей веры, знает в Кого и во что он верит, к Кому обращается в молитве, к Кому и зачем стремится, куда идёт (в Царство Небесное).

Благодарю за ремарку!
 
Даже знание содержания веры, является только желательным, но не обязательным. Сама концепция христианства с этим согласна, ведь по мнению христианства (православного уж точно) адепты всех иных религий молятся ложным богам. т.е "не знают во что верят". Внутри христианства та же ситуация. Вот вам например, статистика:
Знать содержание Евангелия и основные догматы естественно для человека верующего. Однако опросы подчас дают неожиданную картину. Так, значительная доля называющих себя православными (35%, данные ИСПИ РАН, 2012 г.) выразили сомнение либо ответили отрицательно на вопрос, верят ли они, что человеческая душа бессмертна. А целых 69% во время опроса 2016 года службы «Среда» заявили, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. https://pravoslavie.ru/107950.html
Есть и другие исследования о знаниях верующих содержания религии и все они неутешительны. А выдвигает ли церковь какие-либо требования по знанию догматов к массе верующих? - тоже нет, по понятным причинам. Т.е. именно то, о чем я писал: Знание желательно, но не обязательно. Непротиворечие и требование - это разные вещи. Были случаи отлучения мирян (хотябы единичные) от православия за незнаие догматов?)
 
Здравствуйте, Юрий!

Вы задаётесь вопросом и констатируете:
А выдвигает ли церковь какие-либо требования по знанию догматов к массе верующих? - тоже нет, по понятным причинам. Т.е. именно то, о чем я писал: Знание желательно, но не обязательно
Замечу, что Вы не правы. Уже перед тем, как принять Крещение, человек, как правило, проходит предварительное оглашение (бывают, конечно же, исключения, но исключение - не правило).

Кроме того, при многих православных храмах функционируют "воскресные" школы (не только для детей, но и для взрослых). Добавлю, что за последнее время возросло количество образовательных духовных учреждений, увеличилось число православных просветительских сайтов (многие храмы участвуют в просветительской деятельности (в том числе и) посредством интернет-ресурсов). Не думаю, что Вам неизвестно, что сегодня просвещение осуществляется даже и посредством телевидения.

Вы также спрашиваете:
Были случаи отлучения мирян (хотябы единичные) от православия за незнаие догматов?)
Отвечаю. Истории Церкви известно множество случаев, когда из-за незнания догматического учения те или иные христиане впадали в различные ереси, после чего анафематствовались.

Если же человек "просто" не знает основ Православия, его надлежит просветить, проявив любовь, а не отлучить, проявив ненависть.

Благодарю за вопросы и замечания!
 
Замечу, что Вы не правы. Уже перед тем, как принять Крещение, человек, как правило, проходит предварительное оглашение (бывают, конечно же, исключения, но исключение - не правило).
на счет крещения вы уж лучше бы не поминали. Не думаю, что практика крешения младенцев в этом смысле удачный пример) По поводу же крестных родителей, могу сказать из своего опыта, а также опыта многочисленных друзей и знакомых, которые имели этот же опыт: Священники ни разу не поинтересовались уровнем знаия православных канонов у потенциальных крестных родителей. Единственно, что спрашивают сами ли крещенные. На этом все. И правильно делают, иначе, сотни тысяч и моллионы детей остались бы без крещения.
Отвечаю. Истории Церкви известно множество случаев, когда из-за незнания догматического учения те или иные христиане впадали в различные ереси, после чего анафематствовались.
Разве вопрос был о отношении православия к ересям?) Впрочем вы ответили, что нет:
Если же человек "просто" не знает основ Православия, его надлежит просветить, проявив любовь, а не отлучить
Ну и статистика, которую вы не стали комментировать тоже об этом.
В общем, я конечно понимаю вашу позицию, церковь конечно не хочет офишировать исторически сложившееся положение дел с уровнем знания паствой основ веры, а пытается эту ситуацию хотя бы не усугублять. Но по большому счету, эта ситуация фактически на 100% говорит о вторичности знаний в религии. Да, было бы прекрасно, если бы все 100% прихожан знали в подробностях во что верят, но от того, что это не так, церковь особо не страдает. А вот к примеру, система высшего образования, в этом смысле страдает и даже очень, поскольку в ней уровень знаний для ее функционирования - дело первичное.
 
Здравствуйте, Юрий!

Вы пишете:
на счет крещения вы уж лучше бы не поминали. Не думаю, что практика крешения младенцев в этом смысле удачный пример) По поводу же крестных родителей, могу сказать из своего опыта, а также опыта многочисленных друзей и знакомых, которые имели этот же опыт: Священники ни разу не поинтересовались уровнем знаия православных канонов у потенциальных крестных родителей
Положение о том, что вера подразумевает наличие религиозных знаний (конкретного мировоззрения, а не отсутствие такового), основывается не на выводах из частного опыта общения некоторых прихожан с теми пастырями, которые безразличны к просвещению пасомых, а на требовании Христа, в частности: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф.28:19-20).

Что касается крещаемых младенцев, за их христианское воспитание должны отвечать и родители, и восприемники.

Благодарю за ремарки!
 
Положение о том, что вера подразумевает наличие религиозных знаний (конкретного мировоззрения, а не отсутствие такового), основывается не на выводах из частного опыта общения некоторых прихожан
Здесь я с вами категорически не соглашусь. Я подчеркиваю, что речь идет не о единичном опыте, сам я трижды крестный. Но я же этим вопросом специально интересовался у своих друзей и знакомых. Т.е это более десятка случаев в разных храмах. Согласитесь, если бы этим вопросам, как вы настаиваите, сама церковь уделяла необходимое внимание, ту уж хотябы в НЕСКОЛЬКИХ случаях священники что-либо спрашивали у будущих крестных родителей по содержанию веры. Впрочем, если вам так легче, будем считать, что я и мои знакомые какие-то особые неудачники в этом смысле и те 10-15 храмов в которые мы попали - это исключение из правила, а в целом все нормально)
 
Сверху