Препятствует ли развитию Церкви свойственный ей внутренний консерватизм?
Любому традиционному обществу свойственен консерватизм. Если общество, движимое теми или иными соображениями (например, идеей модернизации, реформирования и дальнейшего развития), отказывается от приверженности консерватизму, очень скоро оно перестаёт быть, по сути, тем обществом, каким было изначально.
К числу таких обществ принадлежат многочисленные протестантские церкви. Отказываясь от своих принципиальных традиций, вводя и приобретая новые, формально они объясняют это тем, что, мол, движутся в ногу со временем, держа руку на пульсе истории, в сторону своего прогрессивного обновления. Однако в действительности такой путь развития выражается не в духовном прогрессе, а в прогрессирующем регрессе, в подчинении этих церквей духу «мира сего». С данным обстоятельством связано, в частности, закрепление в протестантской среде таких «прогрессивных» теоретических и практических новшеств, соответствующих светским этическим установкам, как женское священство, признание однополых браков и пр.
Напротив, к числу подлинно традиционных собраний принадлежит Вселенская Православная Церковь. Её приверженность внутреннему консерватизму не раз и не два выставлялась протестантами на публичную потеху, на смех. В этой связи идеологами от реформации на неё был навешен ярлык: «окаменевшая» — то есть не развивающаяся, застывшая на пол-пути в своём развитии, не современная, отставшая от глобального социально-культурного и религиозно-научного прогресса.
В чём же усматривается свойственный ей консерватизм и как он соотносится с возможностью её исторического развития? Сказать предельно сжато и обобщенно, консерватизм Православной Церкви усматривается в непреложности её фундаментальных начал, в сохранении неизменным стратегического курса на осуществление тех принципиальных задач, на достижение тех первостепенных целей, которые были поставлены перед ней Искупителем, ради которых она была создана и возглавлена Господом Иисусом Христом.
Если рассматривать этот вопрос обстоятельней, следует выделить несколько направлений деятельности Церкви, где её внутренний консерватизм выражается наиболее рельефно.
— В первую очередь, он проявляется в соблюдении неповрежденным учения веры и нравоучения: и церковные догматы, и нормы христианской нравственности артикулируются Церковью как не подлежащие искажению (искажающим интерпретациям).
— Во-вторых, церковный консерватизм усматривается в сохранении общего порядка богопочитания и богослужения. В частности, это обнаруживается в практике почитания святых Божьих угодников, святых мощей и икон, прочих православных святынь; также при совершении храмовых служб, Таинств и треб.
— В-третьих, он даёт о себе знать в сохранении ключевых принципов в области организации церковной жизнедеятельности и церковного управления.
— Далее, консерватизм проявляется в соблюдении базовых принципов в сфере осуществления богоугодного церковного творчества (богословского, иконописного, гимнографического, храмово-архитектурного...).
— Наконец, он проглядывается в сохранении ряда более частных, но крайне важных традиций (монашеских, духовнических и т. д.).
Мешает ли это развитию Церкви? Согласно нашему соображению, не мешает. Развитие Церкви происходило уже в первые времена её существования, происходит сейчас и, как представляется, будет происходить в дальнейшем, вплоть до времени Пришествия в мир Её несменяемого Главы. Это развитие, не слишком заметное для протестантов, в той или иной мере демонстрирует себя во всех перечисленных выше направлениях её деятельности, где обнаруживается консерватизм.
Так, хотя вероучение Церкви и сохраняется неизменным в основе, однако развивается в сторону большего уяснения и раскрытия догматических истин. Ярким примером тому могут служить составлявшиеся и утверждавшиеся в разные периоды времени определения Вселенских и Поместных Соборов, православно-богословские трактаты. Что касается практики богопочитания и богослужения, здесь тоже всегда было место развитию. К слову, если расположить рядом образцы раннехристианского искусства и современного иконописания, то не разглядеть между ними весомых различий получится разве что лишь зажмурив глаза, отвернувшись или выключив свет. Развитие храмового богослужения тоже происходило: в частности за счёт периодического включения в последование служб новых молитвословий (песнопений), кроме того, за счёт изменения музыкальных форм церковного пения. Не обходилось без изменений и в области церковной организации и церковного управления (администрирования), о чём, помимо прочего, красноречиво свидетельствуют факты Истории Церкви. Наконец, все перечисленные аспекты церковного развития можно связать с развитием внутрицерковного творчества.
Сказав о проявлении здравого церковного консерватизма, не оставим без замечания вопрос и о такой его разновидности, которая действительно может препятствовать определённым направлениям церковного движения вперёд. Не обойдём молчанием, что под личиной богоугодного консерватизма может скрываться нежелание тех или иных членов Церкви менять что-либо к лучшему (по лености ли, по недостатку ли образования и т. п.). В качестве одного из примеров проявления такого рода консерватизма в истории Русской Церкви являлась нерасторопность значительной части иерархии и нежелание осуществления назревших реформ в деле развития отечественной богословской науки и духовного образования в период XVII — XVIII вв. (см. по этому поводу: Методические проблемы преподавания православного догматического богословия в системе духовного образования ).
Леонов А. М.
Любому традиционному обществу свойственен консерватизм. Если общество, движимое теми или иными соображениями (например, идеей модернизации, реформирования и дальнейшего развития), отказывается от приверженности консерватизму, очень скоро оно перестаёт быть, по сути, тем обществом, каким было изначально.
К числу таких обществ принадлежат многочисленные протестантские церкви. Отказываясь от своих принципиальных традиций, вводя и приобретая новые, формально они объясняют это тем, что, мол, движутся в ногу со временем, держа руку на пульсе истории, в сторону своего прогрессивного обновления. Однако в действительности такой путь развития выражается не в духовном прогрессе, а в прогрессирующем регрессе, в подчинении этих церквей духу «мира сего». С данным обстоятельством связано, в частности, закрепление в протестантской среде таких «прогрессивных» теоретических и практических новшеств, соответствующих светским этическим установкам, как женское священство, признание однополых браков и пр.
Напротив, к числу подлинно традиционных собраний принадлежит Вселенская Православная Церковь. Её приверженность внутреннему консерватизму не раз и не два выставлялась протестантами на публичную потеху, на смех. В этой связи идеологами от реформации на неё был навешен ярлык: «окаменевшая» — то есть не развивающаяся, застывшая на пол-пути в своём развитии, не современная, отставшая от глобального социально-культурного и религиозно-научного прогресса.
В чём же усматривается свойственный ей консерватизм и как он соотносится с возможностью её исторического развития? Сказать предельно сжато и обобщенно, консерватизм Православной Церкви усматривается в непреложности её фундаментальных начал, в сохранении неизменным стратегического курса на осуществление тех принципиальных задач, на достижение тех первостепенных целей, которые были поставлены перед ней Искупителем, ради которых она была создана и возглавлена Господом Иисусом Христом.
Если рассматривать этот вопрос обстоятельней, следует выделить несколько направлений деятельности Церкви, где её внутренний консерватизм выражается наиболее рельефно.
— В первую очередь, он проявляется в соблюдении неповрежденным учения веры и нравоучения: и церковные догматы, и нормы христианской нравственности артикулируются Церковью как не подлежащие искажению (искажающим интерпретациям).
— Во-вторых, церковный консерватизм усматривается в сохранении общего порядка богопочитания и богослужения. В частности, это обнаруживается в практике почитания святых Божьих угодников, святых мощей и икон, прочих православных святынь; также при совершении храмовых служб, Таинств и треб.
— В-третьих, он даёт о себе знать в сохранении ключевых принципов в области организации церковной жизнедеятельности и церковного управления.
— Далее, консерватизм проявляется в соблюдении базовых принципов в сфере осуществления богоугодного церковного творчества (богословского, иконописного, гимнографического, храмово-архитектурного...).
— Наконец, он проглядывается в сохранении ряда более частных, но крайне важных традиций (монашеских, духовнических и т. д.).
Мешает ли это развитию Церкви? Согласно нашему соображению, не мешает. Развитие Церкви происходило уже в первые времена её существования, происходит сейчас и, как представляется, будет происходить в дальнейшем, вплоть до времени Пришествия в мир Её несменяемого Главы. Это развитие, не слишком заметное для протестантов, в той или иной мере демонстрирует себя во всех перечисленных выше направлениях её деятельности, где обнаруживается консерватизм.
Так, хотя вероучение Церкви и сохраняется неизменным в основе, однако развивается в сторону большего уяснения и раскрытия догматических истин. Ярким примером тому могут служить составлявшиеся и утверждавшиеся в разные периоды времени определения Вселенских и Поместных Соборов, православно-богословские трактаты. Что касается практики богопочитания и богослужения, здесь тоже всегда было место развитию. К слову, если расположить рядом образцы раннехристианского искусства и современного иконописания, то не разглядеть между ними весомых различий получится разве что лишь зажмурив глаза, отвернувшись или выключив свет. Развитие храмового богослужения тоже происходило: в частности за счёт периодического включения в последование служб новых молитвословий (песнопений), кроме того, за счёт изменения музыкальных форм церковного пения. Не обходилось без изменений и в области церковной организации и церковного управления (администрирования), о чём, помимо прочего, красноречиво свидетельствуют факты Истории Церкви. Наконец, все перечисленные аспекты церковного развития можно связать с развитием внутрицерковного творчества.
Сказав о проявлении здравого церковного консерватизма, не оставим без замечания вопрос и о такой его разновидности, которая действительно может препятствовать определённым направлениям церковного движения вперёд. Не обойдём молчанием, что под личиной богоугодного консерватизма может скрываться нежелание тех или иных членов Церкви менять что-либо к лучшему (по лености ли, по недостатку ли образования и т. п.). В качестве одного из примеров проявления такого рода консерватизма в истории Русской Церкви являлась нерасторопность значительной части иерархии и нежелание осуществления назревших реформ в деле развития отечественной богословской науки и духовного образования в период XVII — XVIII вв. (см. по этому поводу: Методические проблемы преподавания православного догматического богословия в системе духовного образования ).
Леонов А. М.