ПЛОХО ЛИ БЫТЬ РАБОМ?
Из года в год за воскресной Литургией в 4-ю Неделю по Пятидесятнице читается один и тот же фрагмент из Послания апостола Павла к Римлянам (6:18–23). Это – так называемое литургийное «Апостольское чтение», 93-е зачало. Именно в нём – исток шокирующего и неприемлемого для поверхностного либерального сознания термина «раб Божий», о чём большинство прихожан (боюсь, клириков и причетников) не догадываются. Удивляться не приходится. Чтение Апостола совершается почти везде на церковнославянском языке; при этом «классический» чтец (профессионал!), стремится не донести смысл текста до молящихся, но продемонстрировать диапазон своего голоса: «Брррааатие…» – начинает он чтение рычащим басом (как бык при виде коровы), а заканчивает срывающимся фальцетом. Это своеобразный «шик». Кроме того, проповедь на Апостол за Литургией – редкость. Как правило, проповедуют на евангельское зачало, доступное восприятию прихожан и дающее возможность нравственного обобщения и практического «приложения». А писания апостола Павла – первые собственно христианские богословские тексты – трудны для понимания и часто требуют пространного историко-реального комментария.
Чтобы заранее обратить внимание людей на этот важный фрагмент, я каждый раз в конце лекционара 3-й Недели по Пятидесятнице (наши счастливые прихожане получают в отдельных распечатках все недельные и праздничные лекционары годового цикла) помещаю такое обращение.
Дорогой Прихожанин!
Разумеется, Вам приходилось сталкиваться с болезненной реакцией людей на то, что, становясь христианами, они должны превращаться в «рабов Божиих». Человека, воспитанного на советском лозунге «Мы – не рабы; рабы немы (вариант: не мы)!» – не может не шокировать этот термин. Действительно, ведь Христос пришел нас спасти и освободить, а не поработить! Да и Сам Он на Тайной вечере всем нам завещал: «Я уже не называю вас рабами..., но вас Я назвал друзьями» (Евангелие от Иоанна 15:15)! И эти слова приводит не кто-нибудь, а любимый ученик Господа! Так почему же верующего в храме не называют «друг Божий», а упорно – «раб Божий»? Кто выдумал этот, на первый взгляд, явно противоречащий словам Спасителя и «унижающий человеческое достоинство» термин? Ведь в рабов (без кавычек, в прямом смысле) превращают обманутых людей лидеры тоталитарных сект! Но мы, православные христиане, подчиняемся словам Христа, а не преступных шарлатанов!Действительно, на уровне «здравого смысла», здесь – неустранимое противоречие. Попробуем разрешить его на воскресной Литургии через неделю. Материалы Вас ждут.
Прочтём этот фрагмент, который можно озаглавить как «Рабство греху и рабство Богу».
* * *
Апостольское чтение в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
[Рабство греху и рабство Богу]
[Братья,] освобождённые от греха, вы были порабощены праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как [некогда] вы предали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию [и впали] в беззаконие, так теперь предайте члены ваши в рабы праведности к освящению. Ведь когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.Апостольское чтение в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
[Рабство греху и рабство Богу]
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что завершение их – смерть. Но теперь, освобождённые от греха и отданные в рабство Богу, вы получили плод ваш к освящению и, как результат [этого], – жизнь вечную. Ведь плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:18–23).
После этого чтения в нашем лекционаре следует проповедь отца А. Сорокина, в которой он использовал и материалы своего учителя – архимандрита Ианнуария (Ивлиева). На мой взгляд, это лучший комментарий к теме. (Другой проповеди на этот текст не знаю.)
* * *
Протоиерей Александр Сорокин
«МЕЧ ОБОЮДООСТРЫЙ»
Содержательная глубина и новизна проповеди святого апостола Павла во многом определялись её эффектностью и необычностью по форме: языковой манерой, стилистическими приемами, набором сравнений и образов. Конечно, мы судим об этом по его Посланиям, составляющим значительный раздел Священного Писания Нового Завета, а также по его миссионерским речам, изложенным святым апостолом Лукой в книге Деяний Святых Апостолов. Апостол Павел сумел раскрыть спасительное значение крестного подвига Иисуса Христа во всей его остроте, важности, даже, скажем так, «пронзительности», а, главное, – актуальности буквально для каждого человека, независимо от того, кем был этот человек прежде, чем уверовал во Христа.
Этой теме в особенности много уделено внимания в одном из самых объемных и богословски насыщенных посланий «апостола языков» – к Римлянам. С него начинается корпус Павловых посланий в Новом Завете, с него же начинается и круг рядовых апостольских чтений на Литургии по Пятидесятнице.
Апостольское чтение 4-й Недели по Пятидесятнице (Рим. 6:18–23) – хороший пример того, насколько ярким было Благовестие в исполнении великого апостола. Остановимся на первом стихе этого отрывка. Имеет смысл обратиться к различным вариантам перевода на русский язык:
Синодальный перевод: «[Братья,] освободившись от греха, вы стали рабами праведности». Перевод епископа Кассиана (Безобразова): «Будучи освобождены от греха, вы были порабощены правде». Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева): «Освобождённые от греха, вы отданы в рабство правде».
Как видим, два последних варианта гораздо резче передают ту намеренную, подчёркнутую выпуклость высказывания апостола Павла, которая подразумевает нечто, кажется, неприемлемое для человека. В самом деле, что может быть хуже рабства, и разве может нормальный человек желать «быть отданным в рабство»?!
Немаловажно, что церковнославянский перевод сохраняет эту неповторимую выразительность Павловой речи: «Свобождшеся от греха, поработистеся правде».
Рабство правде или рабство Богу – это специально подобранный апостолом Павлом образ, чтобы встряхнуть наше сознание, озадачить его, может быть, заставить возмутиться, но, в конечном итоге, поставить перед необходимостью понимания, что рабство Богу – это блаженное, радостное, окрыляющее служение правде и любви. Только этим можно объяснить прочно вошедший в церковный лексикон термин «раб Божий».
Соль, теряющая силу
К сожалению, в нашей церковной жизни и проповеди происходит подчас не всегда так, а совсем наоборот. Когда-то прозвучавшее Слово Божие заставляло людей обратиться, покаяться, пересмотреть какие-то привычные принципы и жизненные представления. Ведь, по словам ап. Павла, это Слово «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Но в нашей «благостной» православной жизни оно порой теряет свою остроту и силу, будучи «конвертировано» в стандартный язык елейных фраз, приевшихся благочестивых выражений и сладких для уха фигур речи.И наша проповедь, и даже наша «воцерковлённая» речь зачастую является свидетелем девальвации Слова Божия в сердцах людей. Такая речь бесполезна, она бьёт мимо цели, не доносит всей силы Евангелия, именно из-за того, что мы привыкли мыслить и выражаться сложившимися штампами – о спасении, о Христе, о Боге. Эти «клише» воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, приевшееся для людей в Церкви и ставшее малопонятным «шифром» для людей, взирающих на Церковь со стороны и потому не реагирующих на её слово.
Здесь можно вспомнить одну современную поучительную притчу:
«Однажды в ветреную погоду парашютист спрыгнул с самолета; шквалистый порыв ветра отбросил его на много миль в сторону от запланированного места приземления. Его парашют зацепился за дерево, и ему пришлось провисеть несколько часов в Богом забытом месте, постоянно моля о помощи. Наконец показался прохожий.
– Как ты попал на дерево? – спросил он.
Парашютист объяснил ему. Затем поинтересовался, где он находится.
– На дереве, – последовал ответ.
– Э! – сказал парашютист, – Да ты, наверное, церковник!
Незнакомец сильно удивился и сказал:
– Точно. А как ты догадался?
– Очень просто, – сказал парашютист, – то, что ты говоришь, с одной стороны – истинно, а с другой – совершенно бесполезно!»
Два полюса
Возвращаясь к апостольскому посланию, можно смело утверждать, что успех и сила его проповеди и заключались в том, что она «доставала» людей: слушая его речь, люди открывали для себя путь человеческой жизни как путь, полный непреходящего смысла. Ведь и в самом деле, нет более противоположных и бесконечно далеко отстоящих друг от друга вещей, чем праведность и грех, Христос и смерть, спасение и погибель... Эти противостоящие друг другу полюса апостол Павел воспринимает как два центра тяготения, к одному из которых устремляется человек, наподобие того, как один из двух магнитов – тот, что сильнее или ближе, притягивает к себе металлический предмет. Человек служит или одному, или другому. Он всегда в движении, в «векторе», он всегда тяготеет или к правде, или к греху.«Когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности, – пишет дальше апостол Павел. – Какой же плод имели вы тогда? Дела, которых вы теперь стыдитесь, ибо конец их – смерть. Но теперь, освобождённые от греха и отданные в рабство Богу, вы получили плод к освящению, а в конце – жизнь вечную» (перевод епископа Кассиана).
Вот как рисует Павел две перспективы и два столь разных финала этих движений: жизнь во Христе, т. е. в рабстве правде, как он пишет, и жизнь в грехе, или точнее, в рабстве греху. Что выбрать, куда устремиться, к чему тяготеть, кому работать? Правильность и своевременность ответа во многом зависит от ясности и четкости постановки вопроса.
(Проповедь даётся по публикации: Вода Живая. Санкт-Петербургский церковный вестник. 2007. № 6. С. 10 – 11).
* * *
Думается, приведённых материалов достаточно для уяснения подлинного смысла этого «унижающего человеческое достоинство» термина, нарочито введённого в христианское богословие и литургическую практику «возмутителем спокойствия» – апостолом Павлом.P. S. Негативному отношению к этому понятию уже на поверхностном уровне способствует то, что для современного малообразованного человека за словом «раб» непременно стоит Спартак или любой другой римский раб – человек, действительно, бесправный, находящийся на социальном «дне» и даже вне социума. Но в библейском мире часто встречающееся слово «раб» может означать и домочадца (в широком смысле), оруженосца («отрока»), слугу и вообще зависимого человека («рабы Авраама», «рабы Давида» и др.). В сущности, современными «рабами» мы можем назвать и наших несовершеннолетних детей, полностью зависимых от родителей. Но разве такое «рабство» (зависимость), основанное на любви, – плохо? А для Бога мы всегда – дети и очень часто – неразумные...
Для правильного понимания дилеммы рабство греху – рабство Богу следует также учитывать, что апостол Павел употребляет слово грех в буквальном смысле, понятном его грекоговорящим адресатам. Древнегреческое ἁμάρτημα, ἁμαρτία, хамартэма, хамартиа означает «промах», «непопадание в цель», «ошибка», «погрешность»; это изначальное значение сохраняется и в нашем языке, например, «погрешность в вычислениях». Но в нашем бытовом обиходе это заезженное до неприличия слово означает «плохой поступок», «нарушение неких предписаний». («Ах, батюшка, грешна! Шоколадную конфетку в среду съела»! – с юмором приводил пример такого народного понимания греха учёный богослов и тонкий психолог отец Ианнуарий (Ивлиев). Павел хочет сказать, что человек не может быть абсолютно свободным и самоопределяющимся. Он не сам произвёл себя! Родившись в определённом статусе, человек, как политикон дзоон («существо, живущее в полисе», – по Аристотелю), может либо эксплуатировать это даром данное преимущество: нацию (например, пресловутая «арийская раса»), класс (буржуазия), принадлежность к политической элите... Либо будет стараться по головам других выйти «из грязи в князи», чтобы занять в социуме привилегированное и, как ему кажется, «спасительное» место, лучше которого и желать нечего! Мы видим, что внешне свободные люди становятся рабами (без кавычек) какой-то страсти либо предмета. Один православный человек, ярый болельщик нашего «Зенита», как-то сказал: «Знаете, что для меня предельная ненависть и кого я всего более ненавижу? Команду "Спартак" и их болельщиков!» Очевидно, по сравнению с ними рогатые и козлоногие черти – невинные шалунишки! А иной автолюбитель может выстрелить в другого за то, что тот поцарапал его роскошную «тачку». По телевизору можно видеть, как ведут себя «фанаты» на концерте их любимой рок-группы или дамочки на сеансе стриптиза какого-нибудь Тарзана (готовы его всего облизать и даже съесть, чтобы никому больше не достался). Примеры такого рабства (без кавычек) можно продолжить...
Но Павел знает, что всё это относительно и может быть легко утрачено, но, главное, – конечного Спасения (без кавычек) не даёт. Лишь с Боговоплощением весь временной Космос и жизнь человека получили цель и смысл. Недаром же весь мир – вольно или невольно (в документах ООН) – делит всю мировую историю на два периода – до и после Рождества Христова. Поэтому все, жившие до Христа, – «грешники» в этом основном смысле. А не потому, что они развратники или глупцы в бытовом смысле. (Павел изучал античную философию и в знаменитой речи в Ареопаге цитировал «Гимн Зевсу» стоика Клеанфа. А христианская догматика в целом могла быть выражена только в категориях античной философии: одного языка Священного Писания было недостаточно. С этим напрасно пытались спорить иудействующие консерваторы: борьба за сугубо философский термин хомоусиос – тому ярчайшее подтверждение.) Все до Христа – грешники, грешники просто потому, что никакие самые совершенные законы и заповеди не могли спасти человека, оправдать его перед Богом. «Если оправдание через [Моисеев] Закон, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). Только через Боговоплощение, Смерь и Воскресение Сына Божия произошло восстановление утраченного Рая. Христос возвёл в райское состояние – «древнее благополучие» (свт. Григорий Нисский) – не только человеческую природу, но и весь исцелённый Им Космос, некогда и сотворённый через Него. К сожалению (таковы плоды нашей воскресной школы?), многие этого не только не понимают, но и простодушно считают вездесущим владыкой мира сего не Христа, а сатану. Смотрите пример такого «кухонного богословия»: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-en...chnom-otnoshenii-k-vragam.2360/#comment-33127.
Смотрите также более подробные разъяснения понятия «грех» на примере моей апологии «кровавого» императора Константина Великого, которого на Западе святым не считают.
https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/blagovernyj-car-ili-rimskij-imperator.2217/.