Главная » Алфавитный раздел » Р » Рабство Богу

Рабство Богу

( Рабство Богу 10 голосов: 4.5 из 5 )

 

Ра́бство Бо́гу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями...» (Ин.15:14-15). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан — это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

***

Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36).
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31–32).
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… (1Кор. 7:22)
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. (2Кор. 3:17)

 

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. (Рим. 6:16-22)

***

Святитель Григорий Богослов:
«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим! Как безрассудно захватывать себе имущество, а отвергать здоровье; очищать тело, а очищение души иметь только в запасе; искать свободы от дольнего рабства, а горней не желать; прилагать все тщание, чтобы дом и одежда были пышны, а не заботиться, чтобы самому стать достойным большего; иметь усердие благодетельствовать другим, а не хотеть сделать добро себе! Если бы благо это покупалось на деньги, ты не пожалел бы никаких сокровищ. А если предлагается из человеколюбия, пренебрегаешь готовностью благотворения.» (Слово 40, На Святое Крещение).

***

Диакон Михаил Першин:
«Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу».

***

Все смущения этой фразой происходят от незнания Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источник жизни, истины, любви, правды, всех добродетелей. Рабство предполагает труд, работу, а в контексте отношений с Богом – со-работничество, ведь Бог самодостаточен, ему нет необходимости в нашем труде. Разве унизительно быть в таком понимании рабом Любви, рабом Истины, рабом Милосердия, рабом Премудрости; рабом Того, кто ради Своего Творения добровольно восшел на Крест?

***

Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чём более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе?
Он отвечал:
— Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдёшь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
— Там буду считать себя одним из простолюдинов.
— Если же пойдёшь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом.

***

Достоинство человеческой личности

протоиерей Александр Глебов

Современное общество высшими ценностями считает жизнь и достоинство человека, что касается жизни – всё понятно. Тут церковь занимает передовые позиции, защищая ребёнка даже в утробе матери, а вот с достоинством не всё так просто. Возникает вопрос – почему верующие люди называют себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь достоинство?

Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.

Сегодня в подобном смысле «раб Божий» содержится, пожалуй, только в титулатуре римского понтифика. Среди многих наименований Римского Папы, а это: и наместник Иисуса Христа, и преемник князя апостолов, патриарх запада, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх города-государства Ватикана и так далее. И вот заканчивается этот длинный перечень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым римский епископ как бы тоже указывает на свое исключительное положение, на свой исключительный статус в мире.

В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает. Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха. Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.

Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы. И вот в чем здесь ущемление человеческого достоинства я, честно говоря, понять не могу!

В молитвах, когда верующие люди произносят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не унижение – сравнивать человека со свиньей? Я вот знаю такой пример про Льва Толстого, который в книге «Псалтирь» на полях напротив фразы: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила мать моя», написал: «Но это уже слишком!» И сегодня сравнение со свиньей, смирение, послушание, наименование рабами – является неким порогом, который просто невозможно перешагнуть, чтобы войти в храм.

Давайте пока смирение и послушание оставим в стороне, а вот поговорим о словах этих молитв, которые кому-то, может, кажется, задевают их достоинство. Ведь все эти молитвы, о которых Вы сейчас сказали, они носят покаянный характер, а когда человек в чем то раскаивается, когда он сокрушается, то он не только в молитве, он в повседневной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, наказывать самого себя за тот проступок, который ты сам совершил. Иногда эти действия сопровождаются сравнениями с животными, прямо скажем, не с самыми благородными. То, что касается пятидесятого псалма, то он так и называется – покаянный псалом и очень широко используется в молитвенном правиле. Давид написал этот псалом после того как пророк Нафан обличил его в двойном преступлении – в убийстве человека и в воровстве чужой жены. И вот, осознав то, что он совершил, придя в ужас от содеянного, Давид пишет этот пятидесятый псалом и в частности эти слова, которые столь смутили графа Толстого: «В беззакониях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это покаянное сокрушение конкретного человека в его конкретной жизненной ситуации ни в коем случае нельзя воспринимать как позицию христианской церкви на вопросы зачатия и рождения ребенка. Конечно, человек зачинается не в беззаконии и рождается человек не в грехе. Зачатие и рождение – это заповедь Божия, это благословение Божие, а уж никак не грех!

Насколько я понимаю, мы не должны буквально воспринимать Священное Писание, в данном случае книгу «Псалтирь»?

А: Когда мы читаем «Псалтирь», то мы должны иметь в виду, что это определенный литературный жанр, это древняя еврейская поэзия. И в «Псалтири» содержится всё, что присуще этому жанру: и образность, и преувеличение, и эмоции. Псалмы люди писали по разным поводам – это и благодарение Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и покаяние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Священно Писание, мы должны четко разделять: где там слово Божие, а где там человеческие эмоции.

Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Ведущая: Соловьева Екатерина Владимировна

 

Почтенно ли быть рабом Божиим?
Сила в этом или слабость?

иерей Виктор Флах

Современные новые язычники считают христианство – религией слабых, говорят, что быть рабом Божиим унизительно и недостойно человека. Почитая своих идолов – бездушное солнце, перуна и др. языческих идолов, они гордо заявляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впрочем последнее утверждение вполне понятно – языческие боги никого и никак не кличат, ведь они не могут разговаривать, т.к. являются неодушевленным творением.
Итак, стыдно ли – признавать над собой владычество Единого Всеблагого Несотворенного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах современного нового язычника, говорящего: «я не раб Бога, хоть Он и Владыка и Творец всей Вселенной, имеющий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?

Прежде чем ответить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или слабость?», подумаем: а что означает быть рабом Божиим? Для наглядности, рассмотрим как аналогию некоторые примеры рабства среди людей. Если человек стал рабом другого человека, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозяина. А хозяева рабов, как мы знаем, могли иметь разные социальные статусы. Один хозяин мог быть простым сапожником. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапожника, да иногда и просто знатные люди по положению были ниже царского раба. И кто посмел бы тронуть раба царя, оскорбление и обида царского раба – это вызов и унижение самого царя. А кто сможет сравнить статус и величие царя земного с величием Владыки всего мира, на Которого не смеют взирать и святые ангелы, но закрывают лица свои от сияния славы Великого Царя.
Из этих размышлений мы видим, что быть рабом Божиим – большая почесть.

«Что же значит быть рабом Божиим?»

Быть рабом – значит работать на своего господина. А если человек – раб Всеблагого, Премудрого, Единого Несотворенного Бога, то что является предметом его работы, на что он работает? А работает он на саму Истину, на саму Любовь, на Праведность, на Вечность и награду поэтому он получает вечную.
Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или унизительна?
И напротив, если человек не является рабом Божиим, то он тоже работает, но на другого господина. Работает он на неправду, на свое чрево, на поиск удовольствий, на удовлетворение своих страстей. Поэтому, те кто считают, что они никому не рабы. Говорят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуждаются, они рабы прежде всего своих грехов, угождая своим страстям, они являются рабами бесов и самого диавола. Поэтому и Господь таким людям говорит: «Отойдите от Меня все работники неправды, не знаю вас».

К вопросу о силе и слабости.

Человек сам по себе очень слаб, он не может выдержать даже столкновения с автомобилем, не может прожить без воздуха и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несотворенный Бог самодостаточен, Он имеет все совершенства, которые только может помыслить наше сознание: Он не имеет возраста, т.к. пребывает вне времени и является его Творцом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам является Источником жизни для всего, Он не может постареть или измениться, к совершенству невозможно ничего добавить и ничего убавить. И простой человек, раб Высочайшего Царя, становится причастным бесконечной Его силе. Поэтому раб Божий – сильный человек, т.к. источник его силы не в нем самом а в бесконечном Несотворенном Боге. Как человек может быть причастным Божественной силе? Рассмотрим примеры. Посмотрим на Давида и Голиафа – кто из них сильнее? Очевидно, что хрупкий и кроткий Давид с Богом намного превосходит в силе великана Голиафа. А какой источник силы имел Самсон, Георгий Победоносец, или наш богатырь Илья Муромец? Св. прп. Максим исповедник, говорит: «Я да Бог – это уже большинство, причем подавляющее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмотрим на православных мучеников – победили они или проиграли? Чего добились от них мучители? Смогли ли они силой и пытками заставить православных мучеников отречься от Христа и принести жертву идолам? Кто был источником их твердости и мужества? Из мученических актов мы знаем, как множество мучителей избивая христианина палками, в изнеможении падали от усталости, – не хватало сил, а мученик оставался твердым и непреклонным, потому что источником твердости и мужества мученика была неисчерпаемая сила Христова. Кто оказался сильнее: мучитель-язычник, или мученик христианин? И мучители, видя силу Божию, изобильно действующую в святых мучениках – сами объявляли себя христианами, обрекая себя на смерть телесную и получая нетленный мученический венец и нетленную награду от Великого Царя царей Христа.

Итак второй наш вывод: раб Божий – это сильный человек, а источник его силы не в накачанных мышцах, а в Бесконечном и Несотворенном Боге.

А можно ли сказать и про диавола, что он раб Бога? Да, можно, только он непокорный раб, упрямый, чья выя тоже преклонится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Христовым, а после выброшен в озеро огненное.

Что говорится в Священном Писании о понятии «раб Божий».

Необходимо сперва сказать о характере нашего Господина, Царя неба и земли, Творца всей Вселенной, Царя ангелов и всех святых.
Из рассмотрения примеров рабства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь различные нравственные характеристики. Один хозяин может быть добрым, великодушным, честным… А другой хозяин может быть злым, завистливым, блудником, пьяницей, скупым, сребролюбивым.
Какого Царя почитаем мы: – Творца Вселенной, Единого Несотворенного, Всемогущего, Премудрого, Совершенного Бога, Который совершен во всем. Совершенство не может быть в чем-то ущербным, оно не может измениться. Весь мир и само время имеет начало, а причина начала – Безначальный, Тот, кто никогда не начинался. Он нас сотворил, и Он один достоин почитания. Не безумие ли, если Божие творение (человек), вместо своего Творца начнет прославлять, обожествлять другое творение, причем неодушевленное? (О совершенствах же Творца Вселенной поразмышляем еще отдельно более подробно).
Мы кратко сказали о характере и совершенствах нашего Царя. Необходимо осознавать, что и рабы могут иметь различные нравственные характеристики. Они могут быть добрыми или злыми, верными или нерадивыми.

Как описывается положение доброго, верного «раба Божия» в Евангелии? Рассмотрим отношения Господина нашего Царя и рабов Божиих, как они описаны в Евангелии.

Господь говорит о бодрствующем рабе так: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. Истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». (Лк.12:23-48).

Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. (Ин.13:4-7). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.

«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. Лопухин).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: — Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: — Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». (Лк.12:23-48).

(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», — и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк.12:23-48)

Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей.

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15:15-27).

«Я — пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я -пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». (Ин.10:11-18).

В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).

Как описывается положение раба Божия в Евангелии.

Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». (Флп.2:7)

Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. Феофан Затворник.

Итак, Христово самоуничижение — самое прекрасное проявление любви (1 Ин.4:10). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы (2 Кор.8:9), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям (Евр.4:15, 5:7-8), переносил страдания по человеческому естеству (Лк.4:2), во всем уподобившись человеку кроме греха (Евр.4:16), испытал богооставленность (Мф.27:46), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение (Мф.27:60), взяв на Себя наши грехи (1 Пет.2:24) и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом (Рим.6:3). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью (Лк.9:23), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.

Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству.

Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.

Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12).

Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Еф.6:14).

Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». (Ин.15:15-27)

Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).

«Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души». ?

Господь говорит: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:25)
А где Христос? – одесную Бога Отца. Видите на какую высоту возведены рабы Божии?

Что же вне Царствия Божия и подданных Великого Царя – рабов Божиих?

«А вне – псы (т.е. гомосексуалисты) и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (т.е. работающий на неправду)». (Откр.21 8)

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.22 15)

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1 Кор.6:9).

Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.

Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия -Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru