Раб Божий

***

Раб Божий

1) чело­век, веру­ю­щий в Еди­ного и Истин­ного Бога, созна­ю­щий свою зави­си­мость от Него как от Творца и Про­мыс­ли­теля, при­ни­ма­ю­щий Его власть как власть Небес­ного Царя, стре­мя­щийся уго­ждать Его воле) (Быт.18:17);

2) (в Ветх. Зав., мн. ч) пред­ста­ви­тели вет­хо­за­вет­ного Изра­иля (Лев.25:42);

3) (в Нов. Зав., мн. ч.) хри­сти­ане (Рим.6:22).

Раб­ство Богу – в широ­ком смысле вер­ность Боже­ствен­ной воле, в про­ти­во­по­лож­ность раб­ству греху.

В более узком смысле состо­я­ние доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния своей воли Боже­ствен­ной ради страха нака­за­ний, как первая из трёх сту­пе­ней веры (наряду с наем­ни­ком и сыном). Святые отцы выде­ляют три уровня под­чи­не­ния своей воли Богу – раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наем­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние сына есть наи­бо­лее совер­шен­ное. По словам св. апо­стола Иоанна Бого­слова: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние. Боя­щийся несо­вер­шен в любви» (1Ин.4:18).

Хри­стос не назы­вает нас рабами: “Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями...” (Ин.15:14–15). Но мы гово­рим о себе так, имея в виду доб­ро­воль­ное согла­со­ва­ние своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Гос­подь чужд вся­кого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к бла­жен­ной веч­но­сти. То есть страх Божий для хри­стиан — это не живот­ный страх, а свя­щен­ный трепет перед Твор­цом.

***

Всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха (Ин.8:34).

Если Сын осво­бо­дит вас, то истинно сво­бодны будете (Ин.8:36).

Если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники, и позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными (Ин.8:31–32).

Раб, при­зван­ный в Гос­поде, есть сво­бод­ный Гос­пода… (1Кор.7:22)

Гос­подь есть Дух; а где Дух Гос­по­день, там сво­бода. (2Кор.3:17)

«Се, Раба Гос­подня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:28–38).

Неужели вы не знаете, что, кому вы отда­ете себя в рабы для послу­ша­ния, того вы и рабы, кому пови­ну­е­тесь, или рабы греха к смерти, или послу­ша­ния к пра­вед­но­сти?

Бла­го­да­ре­ние Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, кото­рому пре­дали себя. Осво­бо­див­шись же от греха, вы стали рабами пра­вед­но­сти. Говорю по рас­суж­де­нию чело­ве­че­скому, ради немощи плоти вашей. Как пре­да­вали вы члены ваши в рабы нечи­стоте и без­за­ко­нию на дела без­за­кон­ные, так ныне пред­ставьте члены ваши в рабы пра­вед­но­сти на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были сво­бодны от пра­вед­но­сти. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами сты­ди­тесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы осво­бо­ди­лись от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть свя­тость, а конец – жизнь вечная. (Рим.6:16–22)

***

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду – полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим! Как без­рас­судно захва­ты­вать себе иму­ще­ство, а отвер­гать здо­ро­вье; очи­щать тело, а очи­ще­ние души иметь только в запасе; искать сво­боды от доль­него раб­ства, а горней не желать; при­ла­гать все тщание, чтобы дом и одежда были пышны, а не забо­титься, чтобы самому стать достой­ным боль­шего; иметь усер­дие бла­го­де­тель­ство­вать другим, а не хотеть сде­лать добро себе! Если бы благо это поку­па­лось на деньги, ты не пожа­лел бы ника­ких сокро­вищ. А если пред­ла­га­ется из чело­ве­ко­лю­бия, пре­не­бре­га­ешь готов­но­стью бла­го­тво­ре­ния.» (Слово 40, На Святое Кре­ще­ние).

диакон Михаил Першин:
«Для хри­сти­ан­ского уха в сло­во­со­че­та­нии раб Божий уда­ре­ние ста­вится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы миро­зда­ния, значит, ника­кой узур­па­тор не вла­стен над моим серд­цем. Стать рабом Божиим озна­чает обре­сти неве­ро­ят­ную сво­боду».

***

Все сму­ще­ния этой фразой про­ис­хо­дят от незна­ния Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источ­ник жизни, истины, любви, правды, всех доб­ро­де­те­лей. Раб­ство пред­по­ла­гает труд, работу, а в кон­тек­сте отно­ше­ний с Богом – со-работ­ни­че­ство, ведь Бог само­до­ста­то­чен, ему нет необ­хо­ди­мо­сти в нашем труде. Разве уни­зи­тельно быть в таком пони­ма­нии рабом Любви, рабом Истины, рабом Мило­сер­дия, рабом Пре­муд­ро­сти; рабом Того, кто ради Своего Тво­ре­ния доб­ро­вольно восшел на Крест?

***

Одна­жды монахи раз­го­ва­ри­вали о сми­ре­нии. Один из знат­ных граж­дан города Газы, слыша слова, что чем более кто при­бли­жа­ется к Богу, тем более видит себя греш­ным, удив­лялся и гово­рил:
— Как это может быть?

И, не пони­мая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
— Име­ни­тый гос­по­дин, скажи мне, кем ты счи­та­ешь себя в своём городе?

Он отве­чал:

— Считаю себя вели­ким и первым в городе.
— Если же ты пой­дёшь в Кеса­рию, то кем будешь счи­тать себя там?
— Послед­ним из тамош­них вель­мож.
— Если же ты отпра­вишься в Антио­хию, кем ты будешь там себя счи­тать?
— Там буду счи­тать себя одним из про­сто­лю­ди­нов.
— Если же пой­дёшь в Кон­стан­ти­но­поль и при­бли­зишься к царю, то там кем ты ста­нешь счи­тать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше при­бли­жа­ются к Богу, тем более видят себя греш­ными. Ибо Авраам, когда увидел Гос­пода, назвал себя землёю и пеплом.

***

Досто­ин­ство чело­ве­че­ской лич­но­сти

про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов

Совре­мен­ное обще­ство выс­шими цен­но­стями счи­тает жизнь и досто­ин­ство чело­века, что каса­ется жизни – всё понятно. Тут цер­ковь зани­мает пере­до­вые пози­ции, защи­щая ребёнка даже в утробе матери, а вот с досто­ин­ством не всё так просто. Воз­ни­кает вопрос – почему веру­ю­щие люди назы­вают себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь досто­ин­ство?

Дело в том, что наш раз­го­вор­ный язык очень отли­ча­ется от языка Свя­щен­ного Писа­ния, а такое поня­тие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наи­бо­лее древ­ней её части, кото­рая назы­ва­ется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и про­ро­ков Изра­иля. Назы­вая себя «рабами Божи­ими», цари и про­роки Изра­иля тем самым сви­де­тель­ство­вали, что они более никому не под­властны, они не при­знают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Еван­ге­лии есть такая притча: о злых вино­гра­да­рях. Там рас­ска­зы­ва­ется о том, как гос­по­дин наса­дил вино­град­ник, при­звал рабо­чих рабо­тать в этом вино­град­нике, воз­де­лы­вать его, и каждый год он при­сы­лал к ним своих рабов, чтобы те посмот­рели за рабо­той, при­няли отчет­ность. Этих рабов работ­ники вино­град­ника про­го­няли, тогда он при­слал к ним своего сына, сына они убили и после этого гос­по­дин вино­град­ника уже выно­сит свой суд. Так вот – обра­тите вни­ма­ние – рабо­тают в вино­град­нике не рабы, а наем­ные рабо­чие, а рабы пред­став­ляют гос­по­дина – это его дове­рен­ные лица, они сооб­щают волю гос­по­дина рабо­чим. Этими рабами были про­роки Изра­иля, кото­рые сооб­щали волю Божию людям. Через про­ро­ков с людьми гово­рил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высо­кий титул, кото­рый ука­зы­вал на особые отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком, на особый духов­ный статус чело­века.

Сего­дня в подоб­ном смысле «раб Божий» содер­жится, пожа­луй, только в титу­ла­туре рим­ского пон­ти­фика. Среди многих наиме­но­ва­ний Рим­ского Папы, а это: и намест­ник Иисуса Христа, и пре­ем­ник князя апо­сто­лов, пат­ри­арх запада, архи­епи­скоп и мит­ро­по­лит Рим­ской про­вин­ции, монарх города-госу­дар­ства Вати­кана и так далее. И вот закан­чи­ва­ется этот длин­ный пере­чень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым рим­ский епи­скоп как бы тоже ука­зы­вает на свое исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, на свой исклю­чи­тель­ный статус в мире.

В Новом Завете титул «раб Божий» полу­чил более широ­кое рас­про­стра­не­ние, рабом Божьим стал назы­вать себя каждый хри­сти­а­нин, каждый кре­ще­ный чело­век, и многих людей, дей­стви­тельно, это шоки­рует. Но в нашем созна­нии, раб – это такое бес­прав­ное суще­ство, зако­ван­ное в цепи, и люди гово­рят – мы не хотим назы­вать себя рабами, мы сво­бод­ные граж­дане, да, мы веру­ю­щие люди, но назы­вать себя рабами мы не согласны! Если вду­маться, то рабом Бога в том смысле, в кото­ром мы себе пред­став­ляем раб­ство, быть просто невоз­можно, ведь раб­ство – это наси­лие над чело­ве­че­ской лич­но­стью, ну а Бог никого ни к чему не при­нуж­дает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то под­чи­нять – она абсурдна, потому что это будет про­ти­во­ре­чить замыслу Божьему о чело­веке. Ведь Бог сотво­рил чело­века совер­шенно сво­бод­ным и чело­век хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – испол­няет то, что ему Бог гово­рит, а хочет – не испол­няет то, что Бог ему гово­рит. Вот помните, в притче о блуд­ном сыне – сын под­хо­дит к отцу и гово­рит ему: «Дай мне пола­га­ю­щу­юся часть моего наслед­ства, и я от тебя ухожу». И отец не пре­пят­ствует, он даёт ту часть наслед­ства, кото­рая была поло­жена млад­шему сыну и тот уходит. И вот сего­дня, как и во все вре­мена, масса людей отво­ра­чи­ва­ется от Бога и уходит от него, и Бог их никак не при­нуж­дает быть с Собой, Он никак их за это не нака­зы­вает. Он бережно отно­сится к чело­ве­че­ской сво­боде, поэтому о каком раб­стве тут вообще может идти речь? Вот кто дей­стви­тельно пора­бо­щает чело­века, так это дьявол. Чело­века пора­бо­щает грех и, одна­жды попав в орбиту при­тя­же­ния зла, чело­веку бывает сложно выбраться из этого пороч­ного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей соб­ствен­ной жизни – как сложно бывает пре­одо­леть грех. И ты в нем рас­ка­и­ва­ешься, ты при­но­сишь пока­я­ние, ты пони­ма­ешь, что этот грех мешает тебе жить, что он при­но­сит тебе стра­да­ния, но вырваться вот из этих когтей дья­вола у чело­века далеко не всегда полу­ча­ется. Только с помо­щью Божьей. Только милость Божия может вырвать чело­века из власти греха. Вот я при­веду пример. Конечно, пример этот край­ний, но зато он всем понят­ный. Посмот­рите на нар­ко­мана – он ведь и рад бы стать здо­ро­вым чело­ве­ком, он пони­мает, что эта болезнь ведет его к стра­да­нию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сде­лать не может! Это самый насто­я­щий раб, ско­ван­ный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он испол­няет волю своего хозя­ина, он испол­няет волю своего гос­по­дина, он испол­няет волю дья­вола. И вот в этом смысле, посмот­рите, от Бога чело­век может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не пре­пят­ствует, а вот вырваться от дья­вола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он исполь­зу­ется только в сакра­мен­таль­ной жизни Церкви, в таком про­стом чело­ве­че­ском обще­нии мы друг друга не назы­ваем рабами Божьими. Допу­стим, на службе я не говорю своему алтар­нику: «Раб Божий Вла­ди­мир, дай мне кадило», я его назы­ваю просто по имени. А вот когда совер­ша­ются цер­ков­ные Таин­ства, то тогда мы добав­ляем вот этот титул «раб Божий». Напри­мер, «кре­ща­ется раб Божий такой то», «при­ча­ща­ется раб Божий такой то». Или молитва о здра­вии, или за упокой – тоже перед именем добав­ля­ется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть сви­де­тель­ство веры этого чело­века в Гос­пода Иисуса Христа и его наме­ре­ния испол­нять то, что Бог велит, потому что без веры чело­века и без его наме­ре­ния сле­до­вать тому, что ему гово­рит Гос­подь, любое Таин­ство будет про­фа­ни­ро­вано.

Но вот, что еще важно пони­мать – раб Божий – не отра­жает сущ­ность наших отно­ше­ний с Богом, ведь через Бого­во­пло­ще­ние Бог стал чело­ве­ком, Он стал одним из нас, Он назы­вал нас своими бра­тьями, более того Он гово­рит: «Я не назы­ваю вас уже рабами, Я назы­ваю вас своими дру­зьями». Хри­стос научил нас обра­щаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – гово­рим мы в молитве. И между чле­нами семьи есть обя­за­тель­ство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небес­ному Отцу про­яв­ляем тем, что служим Ему, испол­няя Его запо­веди. Как об этом сказал Сам Гос­подь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблю­дать запо­веди Мои!» Раб Божий, значит, слу­жи­тель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Сво­бода, то чело­век, дер­за­ю­щий назы­вать себя «рабом Божиим», должен пони­мать, что это обя­зы­вает быть его не слу­жи­те­лем дья­вола, не рабом греха, а слу­жи­те­лем любви, истины и сво­боды. И вот в чем здесь ущем­ле­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства я, честно говоря, понять не могу!

В молит­вах, когда веру­ю­щие люди про­из­но­сят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не уни­же­ние – срав­ни­вать чело­века со сви­ньей? Я вот знаю такой пример про Льва Тол­стого, кото­рый в книге «Псал­тирь» на полях напро­тив фразы: «Я в без­за­ко­ниях зачат и во грехе родила мать моя», напи­сал: «Но это уже слиш­ком!» И сего­дня срав­не­ние со сви­ньей, сми­ре­ние, послу­ша­ние, наиме­но­ва­ние рабами – явля­ется неким поро­гом, кото­рый просто невоз­можно пере­шаг­нуть, чтобы войти в храм.

Давайте пока сми­ре­ние и послу­ша­ние оста­вим в сто­роне, а вот пого­во­рим о словах этих молитв, кото­рые кому-то, может, кажется, заде­вают их досто­ин­ство. Ведь все эти молитвы, о кото­рых Вы сейчас ска­зали, они носят пока­ян­ный харак­тер, а когда чело­век в чем то рас­ка­и­ва­ется, когда он сокру­ша­ется, то он не только в молитве, он в повсе­днев­ной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, нака­зы­вать самого себя за тот про­сту­пок, кото­рый ты сам совер­шил. Иногда эти дей­ствия сопро­вож­да­ются срав­не­ни­ями с живот­ными, прямо скажем, не с самыми бла­го­род­ными. То, что каса­ется пяти­де­ся­того псалма, то он так и назы­ва­ется – пока­ян­ный псалом и очень широко исполь­зу­ется в молит­вен­ном пра­виле. Давид напи­сал этот псалом после того как пророк Нафан обли­чил его в двой­ном пре­ступ­ле­нии – в убий­стве чело­века и в воров­стве чужой жены. И вот, осо­знав то, что он совер­шил, придя в ужас от соде­ян­ного, Давид пишет этот пяти­де­ся­тый псалом и в част­но­сти эти слова, кото­рые столь сму­тили графа Тол­стого: «В без­за­ко­ниях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это пока­ян­ное сокру­ше­ние кон­крет­ного чело­века в его кон­крет­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции ни в коем случае нельзя вос­при­ни­мать как пози­цию хри­сти­ан­ской церкви на вопросы зача­тия и рож­де­ния ребенка. Конечно, чело­век зачи­на­ется не в без­за­ко­нии и рож­да­ется чело­век не в грехе. Зача­тие и рож­де­ние – это запо­ведь Божия, это бла­го­сло­ве­ние Божие, а уж никак не грех!

Насколько я пони­маю, мы не должны бук­вально вос­при­ни­мать Свя­щен­ное Писа­ние, в данном случае книгу «Псал­тирь»?

А: Когда мы читаем «Псал­тирь», то мы должны иметь в виду, что это опре­де­лен­ный лите­ра­тур­ный жанр, это древ­няя еврей­ская поэзия. И в «Псал­тири» содер­жится всё, что при­суще этому жанру: и образ­ность, и пре­уве­ли­че­ние, и эмоции. Псалмы люди писали по разным пово­дам – это и бла­го­да­ре­ние Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и пока­я­ние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Свя­щенно Писа­ние, мы должны четко раз­де­лять: где там слово Божие, а где там чело­ве­че­ские эмоции.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

***

Почтенно ли быть рабом Божиим? Сила в этом или сла­бость?

иерей Виктор Флах

Оглав­ле­ние

Совре­мен­ные новые языч­ники счи­тают хри­сти­ан­ство – рели­гией слабых, гово­рят, что быть рабом Божиим уни­зи­тельно и недо­стойно чело­века. Почи­тая своих идолов – без­душ­ное солнце, перуна и др. язы­че­ских идолов, они гордо заяв­ляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впро­чем послед­нее утвер­жде­ние вполне понятно – язы­че­ские боги никого и никак не кличат, ведь они не могут раз­го­ва­ри­вать, т.к. явля­ются неоду­шев­лен­ным тво­ре­нием.

Итак, стыдно ли – при­зна­вать над собой вла­ды­че­ство Еди­ного Все­бла­гого Несо­тво­рен­ного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах совре­мен­ного нового языч­ника, гово­ря­щего: «я не раб Бога, хоть Он и Вла­дыка и Творец всей Все­лен­ной, име­ю­щий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?

Прежде чем отве­тить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или сла­бость?», поду­маем: а что озна­чает быть рабом Божиим? Для нагляд­но­сти, рас­смот­рим как ана­ло­гию неко­то­рые при­меры раб­ства среди людей. Если чело­век стал рабом дру­гого чело­века, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозя­ина. А хозя­ева рабов, как мы знаем, могли иметь разные соци­аль­ные ста­тусы. Один хозяин мог быть про­стым сапож­ни­ком. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапож­ника, да иногда и просто знат­ные люди по поло­же­нию были ниже цар­ского раба. И кто посмел бы тро­нуть раба царя, оскорб­ле­ние и обида цар­ского раба – это вызов и уни­же­ние самого царя. А кто сможет срав­нить статус и вели­чие царя зем­ного с вели­чием Вла­дыки всего мира, на Кото­рого не смеют взи­рать и святые ангелы, но закры­вают лица свои от сияния славы Вели­кого Царя.

Из этих раз­мыш­ле­ний мы видим, что быть рабом Божиим – боль­шая почесть.

«Что же значит быть рабом Божиим?»^

Быть рабом – значит рабо­тать на своего гос­по­дина. А если чело­век – раб Все­бла­гого, Пре­муд­рого, Еди­ного Несо­тво­рен­ного Бога, то что явля­ется пред­ме­том его работы, на что он рабо­тает? А рабо­тает он на саму Истину, на саму Любовь, на Пра­вед­ность, на Веч­ность и награду поэтому он полу­чает вечную.

Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или уни­зи­тельна?

И напро­тив, если чело­век не явля­ется рабом Божиим, то он тоже рабо­тает, но на дру­гого гос­по­дина. Рабо­тает он на неправду, на свое чрево, на поиск удо­воль­ствий, на удо­вле­тво­ре­ние своих стра­стей. Поэтому, те кто счи­тают, что они никому не рабы. Гово­рят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуж­да­ются, они рабы прежде всего своих грехов, уго­ждая своим стра­стям, они явля­ются рабами бесов и самого диа­вола. Поэтому и Гос­подь таким людям гово­рит: «Отой­дите от Меня все работ­ники неправды, не знаю вас».

К вопросу о силе и сла­бо­сти^

Чело­век сам по себе очень слаб, он не может выдер­жать даже столк­но­ве­ния с авто­мо­би­лем, не может про­жить без воз­духа и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несо­тво­рен­ный Бог само­до­ста­то­чен, Он имеет все совер­шен­ства, кото­рые только может помыс­лить наше созна­ние: Он не имеет воз­раста, т.к. пре­бы­вает вне вре­мени и явля­ется его Твор­цом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам явля­ется Источ­ни­ком жизни для всего, Он не может поста­реть или изме­ниться, к совер­шен­ству невоз­можно ничего доба­вить и ничего уба­вить. И про­стой чело­век, раб Высо­чай­шего Царя, ста­но­вится при­част­ным бес­ко­неч­ной Его силе. Поэтому раб Божий – силь­ный чело­век, т.к. источ­ник его силы не в нем самом а в бес­ко­неч­ном Несо­тво­рен­ном Боге. Как чело­век может быть при­част­ным Боже­ствен­ной силе? Рас­смот­рим при­меры. Посмот­рим на Давида и Голиафа – кто из них силь­нее? Оче­видно, что хруп­кий и крот­кий Давид с Богом намного пре­вос­хо­дит в силе вели­кана Голиафа. А какой источ­ник силы имел Самсон, Геор­гий Побе­до­но­сец, или наш бога­тырь Илья Муро­мец? Св. прп. Максим испо­вед­ник, гово­рит: «Я да Бог – это уже боль­шин­ство, причем подав­ля­ю­щее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмот­рим на пра­во­слав­ных муче­ни­ков – побе­дили они или про­иг­рали? Чего доби­лись от них мучи­тели? Смогли ли они силой и пыт­ками заста­вить пра­во­слав­ных муче­ни­ков отречься от Христа и при­не­сти жертву идолам? Кто был источ­ни­ком их твер­до­сти и муже­ства? Из муче­ни­че­ских актов мы знаем, как мно­же­ство мучи­те­лей изби­вая хри­сти­а­нина пал­ками, в изне­мо­же­нии падали от уста­ло­сти, – не хва­тало сил, а муче­ник оста­вался твер­дым и непре­клон­ным, потому что источ­ни­ком твер­до­сти и муже­ства муче­ника была неис­чер­па­е­мая сила Хри­стова. Кто ока­зался силь­нее: мучи­тель-языч­ник, или муче­ник хри­сти­а­нин? И мучи­тели, видя силу Божию, изобильно дей­ству­ю­щую в святых муче­ни­ках – сами объ­яв­ляли себя хри­сти­а­нами, обре­кая себя на смерть телес­ную и полу­чая нетлен­ный муче­ни­че­ский венец и нетлен­ную награду от Вели­кого Царя царей Христа.

Итак второй наш вывод: раб Божий – это силь­ный чело­век, а источ­ник его силы не в нака­чан­ных мышцах, а в Бес­ко­неч­ном и Несо­тво­рен­ном Боге.

А можно ли ска­зать и про диа­вола, что он раб Бога? Да, можно, только он непо­кор­ный раб, упря­мый, чья выя тоже пре­кло­нится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Хри­сто­вым, а после выбро­шен в озеро огнен­ное.

Что гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии о поня­тии «раб Божий»^

Необ­хо­димо сперва ска­зать о харак­тере нашего Гос­по­дина, Царя неба и земли, Творца всей Все­лен­ной, Царя анге­лов и всех святых.

Из рас­смот­ре­ния при­ме­ров раб­ства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь раз­лич­ные нрав­ствен­ные харак­те­ри­стики. Один хозяин может быть добрым, вели­ко­душ­ным, чест­ным… А другой хозяин может быть злым, завист­ли­вым, блуд­ни­ком, пья­ни­цей, скупым, среб­ро­лю­би­вым.

Какого Царя почи­таем мы: – Творца Все­лен­ной, Еди­ного Несо­тво­рен­ного, Все­мо­гу­щего, Пре­муд­рого, Совер­шен­ного Бога, Кото­рый совер­шен во всем. Совер­шен­ство не может быть в чем-то ущерб­ным, оно не может изме­ниться. Весь мир и само время имеет начало, а при­чина начала – Без­на­чаль­ный, Тот, кто нико­гда не начи­нался. Он нас сотво­рил, и Он один достоин почи­та­ния. Не безу­мие ли, если Божие тво­ре­ние (чело­век), вместо своего Творца начнет про­слав­лять, обо­жеств­лять другое тво­ре­ние, причем неоду­шев­лен­ное? (О совер­шен­ствах же Творца Все­лен­ной пораз­мыш­ляем еще отдельно более подробно).

Мы кратко ска­зали о харак­тере и совер­шен­ствах нашего Царя. Необ­хо­димо осо­зна­вать, что и рабы могут иметь раз­лич­ные нрав­ствен­ные харак­те­ри­стики. Они могут быть доб­рыми или злыми, вер­ными или нера­ди­выми.

Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние доб­рого, вер­ного «раба Божия» в Еван­ге­лии? Рас­смот­рим отно­ше­ния Гос­по­дина нашего Царя и рабов Божиих, как они опи­саны в Еван­ге­лии.

Гос­подь гово­рит о бодр­ству­ю­щем рабе так: «Да будут чресла ваши пре­по­я­саны и све­тиль­ники горящи. И вы будьте подобны людям, ожи­да­ю­щим воз­вра­ще­ния гос­по­дина своего с брака, дабы, когда придёт и посту­чит, тотчас отво­рить ему. Бла­женны рабы те, кото­рых гос­по­дин, придя, найдёт бодр­ству­ю­щими. Истинно говорю вам, он пре­по­я­шется и поса­дит их, и, под­ходя, станет слу­жить им». (Лк.12:23–48).

Вспом­ним и Тайную Вечерю. Гос­подь Сам пре­по­я­сался, поса­дил уче­ни­ков Своих, подо­шел и стал слу­жить им, и умыл им ноги. (Ин.13:4–7). Посмот­рим на поло­же­ние «доб­рого раба» в Еван­ге­лии, уни­зи­тельно ли оно? Уни­зи­тельно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Тол­ко­ва­ние дан­ного Еван­гель­ского отрывка:

Для такого слуги сам Гос­подь ста­но­вится слугой. Ибо ска­зано: «и поса­дит их, и, под­ходя, станет слу­жить им». Гос­по­дин в этой притчи – Хри­стос Сын Божий (как Лич­ность неиме­ю­щий начала, рож­ден­ный и рожа­ю­щийся от Отца прежде всех веков, как свет рож­да­ется от света, и не может источ­ник света быть без самого света, но если источ­ник света вечный, то свет исхо­дя­щий из него вечный, не имеет начала, но рож­да­ется вечно и непре­рывно). Он, вос­при­няв чело­ве­че­скую при­роду как бы неве­сту и соеди­нив с Собой, сотво­рил брак, при­ле­пив­шись к ней в плоть едину. Воз­вра­ща­ется Он с небес­ного брака, открыто пред всеми, при кон­чине все­лен­ной, когда придет с неба во славе Отца. А также воз­вра­ща­ется неви­димо и неожи­данно явля­ясь во всякую пору, при кон­чине (при смерти) каж­дого в част­но­сти. Блж Фео­фи­лакт.

«Бла­женны рабы те…» Этим при­точ­ным изре­че­нием Гос­подь хочет ука­зать на несо­мнен­ность пра­вед­ного воз­да­я­ния, какое полу­чат при откры­тии слав­ного Цар­ства Мессии все верные Его слуги: гос­по­дин сам таким рабам окажет столько же вни­ма­ния, сколько и они ему, так и Мессия достойно воз­на­гра­дит бодр­ству­ю­щих Своих рабов. Лопу­хин).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то бла­женны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в кото­рый час придёт вор, то бодр­ство­вал бы и не допу­стил бы под­ко­пать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в кото­рый час не дума­ете, придёт Сын Чело­ве­че­ский. Тогда сказал Ему Пётр: — Гос­поди! К нам ли притчу сию гово­ришь, или и ко всем? Гос­подь же сказал: — Кто верный и бла­го­ра­зум­ный домо­пра­ви­тель, кото­рого гос­по­дин поста­вил над слу­гами своими раз­да­вать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, кото­рого гос­по­дин его, придя, найдёт посту­па­ю­щим так. Истинно говорю вам, что над всем име­нием своим поста­вит его». (Лк.12:23–48).

(Изъ­яс­не­ние поня­тия первой, второй, тре­тьей «стражи» – раз­лич­ный воз­раст чело­века: первая – юность, вторая – муже­ство, а третья – ста­рость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни слу­чи­лось воз­расте найден будет бдящим, а не бес­печ­ным отно­си­тельно доб­ро­де­тели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт гос­по­дин мой», — и начнёт бить слуг и слу­жа­нок, есть и пить и напи­ваться, то придёт гос­по­дин раба того в день, в кото­рый он не ожи­дает, и в час, в кото­рый не думает, и рас­се­чёт его, и под­верг­нет его одной участи с невер­ными. Раб же тот, кото­рый знал волю гос­по­дина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а кото­рый не знал, и сделал достой­ное нака­за­ния, бит будет меньше. И от вся­кого, кому дано много, много и потре­бу­ется, и кому много вве­рено, с того больше взыщут». (Лк.12:23–48)

Любовь Царя Небес­ного к Своим рабам. Мера любви Божьей^

«Если запо­веди Мои соблю­дете, пре­бу­дете в любви Моей, как и Я соблюл запо­веди Отца Моего и пре­бы­ваю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна. Сия есть запо­ведь Моя, да любите друг друга, как Я воз­лю­бил вас. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих». (Ин.15:15–27).

«Я — пас­тырь добрый. Пас­тырь добрый душу свою пола­гает за овец. Наем­ник, а не пас­тырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк при­хо­дит, и остав­ляет овец и бежит (и волк их похи­щает и раз­го­няет), потому что он наем­ник, и нет ему дела до овец. Я ‑пас­тырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою пола­гаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне над­ле­жит при­ве­сти, и голос Мой они услы­шат, и будет одно стадо, один Пас­тырь. Потому любит Меня Отец, что Я пола­гаю душу Мою, чтобы снова при­нять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я пола­гаю ее Сам. Власть имею поло­жить ее, и власть имею снова при­нять ее. Эту запо­ведь Я полу­чил от Отца Моего». (Ин.10:11–18).

В Еван­ге­лии Хри­стос неод­но­кратно гово­рил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих» (Еван­ге­лие от Марка, глава 10, стих 45).

Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние раба Божия в Еван­ге­лии^

Чтобы даро­вать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (исто­щил), и Сам принял образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век». (Флп.2:7)

Тол­ко­ва­ние текста: Сам Себя доб­ро­вольно обхи­тил, — опу­сто­шил, Свое с Себя сложил, совлек­шись види­мой славы и вели­чия, свой­ствен­ных Боже­ству и Ему, яко Богу, при­над­ле­жа­щих. В сем отно­ше­нии неко­то­рые умалил разу­меют: сокрыл славу Своего Боже­ства. «Бог по есте­ству, имея равен­ство со Отцом, сокрыв досто­ин­ство, избрал край­нее сми­ре­ние» (бла­жен­ный Фео­до­рит).

Сле­ду­ю­щие слова объ­яс­няют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя есте­ство твар­ное. Какое же именно? Чело­ве­че­ское: в подо­бии чело­ве­че­стем быв. Не полу­чило ли от сего есте­ство чело­ве­че­ское какого-либо отли­чия? Нет. Как все люди, таков и Он был: обра­зом обре­теся якоже чело­век.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по есте­ству. Если Он принял, яко Бог, то и по при­ня­тии пребыл Бог, при­яв­ший зрак раба. Зрак раба — не при­знак, а норму раба. Слово: раба — упо­треб­лено в про­ти­во­по­лож­ность Боже­ству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога озна­чает норму Боже­ского есте­ства, Твор­че­ское Боже­ство; здесь зрак раба озна­чает норму раба — есте­ства, работ­ного Богу, твар­ного. Зрак раба приим — приняв твар­ное есте­ство, кото­рое, на какой бы сте­пени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что сле­до­вало? То, что без­на­чаль­ный — начи­на­ется; вез­де­су­щий — опре­де­ля­ется местом, вечный — про­жи­вает дни, месяцы и годы; все­со­вер­шен­ный — воз­рас­тает воз­рас­том и разу­мом; все­со­дер­жа­щий и все­ожив­ля­ю­щий — пита­ется и содер­жится Дру­гими; все­ве­ду­щий — не ведает; все­мо­гу­щий — свя­зы­ва­ется; исто­ча­ю­щий жизнь — уми­рает. И все сие про­хо­дит Он, есте­ством Бог сый, при­ня­тым Им на Себя есте­ством твар­ным. Свят. Феофан Затвор­ник.

Итак, Хри­стово само­уни­чи­же­ние — самое пре­крас­ное про­яв­ле­ние любви (1Ин.4:10). Когда Хри­стос пришёл в греш­ный мир, Он не имел богатств и славы (2Кор.8:9), под­вергся насмеш­кам, иску­ше­ниям и муче­ниям (Евр.4:15, 5:7–8), пере­но­сил стра­да­ния по чело­ве­че­скому есте­ству (Лк.4:2), во всем упо­до­бив­шись чело­веку кроме греха (Евр.4:16), испы­тал бого­остав­лен­ность (Мф.27:46), был осуж­ден как пре­ступ­ник, пре­тер­пел смерть и погре­бе­ние (Мф.27:60), взяв на Себя наши грехи (1Пет.2:24) и вос­ста­но­вив чело­ве­че­скую при­роду для обнов­лен­ной жизни с Богом (Рим.6:3). Так и хри­сти­ане, желая жить по Еван­ге­лию, отре­ка­ются себя и несут крест свой с радо­стью (Лк.9:23), не увле­ка­ясь бла­гами мира сего, при­ви­ле­ги­ями, богат­ством, удо­воль­стви­ями.

Раб Божий – это воин Хри­стов и усы­нов­лен­ный сын Бога Отца, соте­лес­ник Христа – Бога по есте­ству^

Чело­век, при­ни­мая Кре­ще­ние, име­ну­ется не просто рабом, но воином Хри­сто­вым. В кре­ще­нии из его сердца изго­ня­ется нечи­стый дух, кото­рый нахо­дился в нем от рож­де­ния до Кре­ще­ния. И он всту­пает в побе­до­нос­ные ряды воинов Хри­сто­вых. Бог не может быть не побе­ди­те­лем, и воины Христа – побе­ди­тели, т.к. обла­дают бес­ко­неч­ной силой Несо­тво­рен­ного Бога.

Против кого воюет Хри­стов воин, отве­чает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” (Еф.6:12).

Именно против хит­ро­стей демо­нов, их козней сове­тует святой Павел нам как воинам Хри­сто­вым стоять бодро: «станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие». (Еф.6:14).

Скажу больше: в Кре­ще­нии чело­век усы­нов­ля­ется Богу, и дер­зает назы­вать Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обра­ща­ются рабы Божии к своему Вели­кому Царю Несо­тво­рен­ному Богу.

«Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». (Ин.15:15–27)

Что же ожи­дает рабов Божиих, что им уго­то­вано?^

«Не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­веку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его» (1Кор.2:9).

«Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил: «Одна­жды я молил Гос­пода, чтобы Он ввел меня в обще­ние с Ним и пока­зал мне Свои небес­ные оби­тели. И Гос­подь не лишил меня Своей мило­сти. Он испол­нил мое жела­ние и про­ше­ние. Вот я был вос­хи­щен в эти оби­тели, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непо­сти­жимо. А о той радо­сти и сла­до­сти небес­ной, кото­рую я вкушал там, ска­зать невоз­можно». После про­дол­жи­тель­ного мол­ча­ния, вздох­нув от глу­бины души, пре­по­доб­ный Сера­фим сказал своему уче­нику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сла­дость ожи­дает душу пра­вед­ного на Небе, то ты решился бы во вре­мен­ной жизни пере­но­сить всякие скорби, гоне­ния и кле­вету с бла­го­да­ре­нием… Там нет ни болезни, ни печали, ни воз­ды­ха­ния… Там радость и сла­дость неиз­гла­го­лан­ные, там пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце. Но если такой небес­ной славы не мог изъ­яс­нить и сам апо­стол Павел, то какой же другой язык чело­ве­че­ский может изъ­яс­нить славу и кра­соту гор­него селе­ния, в кото­ром водво­ря­ются пра­вед­ные души». ?

Гос­подь гово­рит: «Любя­щий душу свою погу­бит ее; а нена­ви­дя­щий душу свою в мире сем сохра­нит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да после­дует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:25)

А где Хри­стос? – одес­ную Бога Отца. Видите на какую высоту воз­ве­дены рабы Божии?

Что же вне Цар­ствия Божия и под­дан­ных Вели­кого Царя – рабов Божиих?^

«А вне – псы (т.е. гомо­сек­су­а­ли­сты) и чаро­деи, и любо­деи, и убийцы, и идо­ло­слу­жи­тели, и всякий любя­щий и дела­ю­щий неправду (т.е. рабо­та­ю­щий на неправду)». (Откр.21:8)

«Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­деев и чаро­деев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лжецов участь в озере, горя­щем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.22:15)

«Или не знаете, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­дуют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники – Цар­ства Божия не насле­дуют». (1Кор.6:9).

Многие доб­ро­вольно лишают себя поче­сти звания «раба Божия», не желая очи­стить грязь со своей души в Кре­ще­нии, Испо­веди и При­ча­стии, или отре­ка­ясь от Христа, и испол­няя свои при­хоти, уго­ждая своим стра­стям, они ста­но­вятся рабами «про­стых сапож­ни­ков» – мерз­ких, нечи­стых бесов, падших анге­лов, именно они явля­ются хозя­е­вами всех нера­бов Божиих.

Итак, при­зы­ваю всех хри­стиан достойно нести почет­ное звание раба Божия — Все­дер­жи­теля всего мира, звание воина Хри­стова, и не поте­рять боже­ствен­ное усы­нов­ле­ние данное нам даром.

Храни всех Хри­стос!

***

Раб Божий — слож­но­сти пере­вода^

проф. А. Дес­ниц­кий

Из книги “Совре­мен­ный биб­лей­ский пере­вод Теория и прак­тика”

Веру­ю­щий чело­век в Библии назы­вает себя слугой/рабом Божьим. Для той куль­туры это было вполне обыч­ное назва­ние, кото­рое не содер­жало ника­ких нега­тив­ных кон­но­та­ций, рабом назы­вал себя низший при обра­ще­нии к выс­шему, пусть даже это были царь и его при­бли­жен­ный. Сво­бода для нас — абсо­лют­ная цен­ность, так что в нашей совре­мен­ной куль­туре слово раб свя­зано с бес­пра­вием и уни­же­нием, да и слово слуга не намного лучше (только, в отли­чие от слова раб, оно не обра­зует устой­чи­вого сло­во­со­че­та­ния со словом Божий). Может быть, лучше ска­зать слу­жи­тель Божий? Но это выра­же­ние в свою оче­редь свя­зано с кле­ри­каль­ным под­тек­стом: так можно назвать неко­его очень важ­ного епи­скопа, но не про­стого веру­ю­щего. Иде­аль­ного реше­ния нет. В алтай­ском языке есть два слова: кул  «раб» и jалчы «работ­ник» (от jал «плата»). Оба не понра­ви­лись части чита­тель­ской ауди­то­рии: первое звучит слиш­ком при­ни­женно, второе наме­кает на нали­чие платы. Было решено пере­во­дить гла­гольно: jалчы болуп “будучи слугой”, что, по словам чита­те­лей, смяг­чало нега­тив­ный эффект от вто­рого слова.

На полях стоит заме­тить, что для людей биб­лей­ской эпохи сво­бода просто не была базо­вой цен­но­стью, как для нас. В Библии прак­ти­че­ски нигде не гово­рится о ней как о необъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­сти вся­кого чело­века (такое пони­ма­ние харак­терно скорее дли греко-рим­ского мира), мы читаем на ее стра­ни­цах не столько о сво­боде, сколько об осво­бож­де­нии или избав­ле­нии (от раб­ства, болезни, несча­стий или даже смерти). Для срав­не­ния: сего­дня при­нято гово­рить о здо­ро­вье как основ­ной цен­но­сти (здо­ро­вый образ жизни и проч.), тогда как в более тра­ди­ци­он­ных обще­ствах речь идет скорее о выздо­ров­ле­нии в случае болезни, а обыч­ное состо­я­ние чело­века вовсе не вос­при­ни­ма­ется как болез­нен­ное (в отли­чие от совре­мен­ной манеры врачей назы­вать всех своих паци­ен­тов «боль­ными»). Это не значит, что в древ­но­сти болели реже и менее тяжело (скорее как раз наобо­рот!), но значит, что вос­при­я­тие здо­ро­вья и болез­нен­но­сти отли­ча­лось от совре­мен­ных. Точно так же и свое под­чи­не­ние Богу, царю или обыч­ному началь­нику люди не вос­при­ни­мали как нечто уни­зи­тель­ное, тре­бу­ю­щее немед­лен­ного вме­ша­тель­ства.

Все это можно попы­таться разъ­яс­нить в сло­варе, а еще лучше — в отдель­ной статье, но что делать в пере­воде? Вот основ­ные вари­анты.

  • Исполь­зо­вать самое основ­ное и тра­ди­ци­он­ное обо­зна­че­ние: раб Божий. Велик риск невер­ного пони­ма­ния, но сохра­ня­ется тра­ди­ци­он­ный кон­цепт.
  • Смяг­чить это выра­же­ние под­бо­ром иных слов: слуга/служитель Божий. Реше­ние ком­про­мисс­ное, со всеми плю­сами и мину­сами.
  • Поста­раться пере­фор­му­ли­ро­вать само выра­же­ние: кто верно служил Богу. С одной сто­роны, такой оборот звучит гладко, но ого трудно при­ме­нять после­до­ва­тельно, к тому же так раз­ру­ша­ется «титуль­ность» ори­ги­нала: напри­мер, в 1Тит.1:1 апо­стол Павел с самого начала гово­рит о себе, что он «раб Божий» (δοῦλος θεοῦ), и это застав­ляет чита­теля сразу вспом­нить о подоб­ном име­но­ва­нии Моисея (1Пар.6:34).
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки