Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Увещевая слуг, которые нередко испытывали на себе незаслуженный гнев хозяев, апостол Петр пишет: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:19-20).
Человек неверующий вряд ли сможет увидеть в невинных страданиях хоть какую-то пользу, для него это повод озлобиться и похулить Бога. Однако в Слове Божием прямо утверждается, что безропотное перенесение незаслуженных скорбей и страданий угодно Богу. Конечно, не идет речи о том, что сами несправедливости и страдания – это благо, христиане не мазохисты. Однако, как объясняет апостол, в отличие от страданий заслуженных, через достойное перенесение незаслуженных можно получить особенную благодать и награду от Бога. Это не должно удивлять верующих или вводить их в состояние уныния. Ведь именно такой путь прошел Сам Господь Иисус Христос, которому Его последователи призваны подражать: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:21-23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предавал все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. Он осознанно принял Свои страдания как волю Божию. Христос Своим примером показывает, что такое христианское терпение и что им не является. Сотни тысяч примеров святых, мужчин и женщин, жизнь которых была наполнена скорбями, показывают, что возможно уподобится Христу и даже самый слабый человек становится сильным в Господе.
Незаслуженные страдания не становятся в христианстве чем-то хорошим и желанным сами по себе, просто иногда они неизбежны и Господь дает через это возможность угодить Ему, стать похожим на Него. Апостол Павел пишет о даре страданий за Христа (Флп.1:29). В прошлом, люди, которые жили в христианском обществе, хорошо это понимали и взгляд на страдания был совсем другим. Но, как пишет, прот. Павел Хондзинский, с течением истории «несправедливость страданий становится уже не поводом для обретения сопричастности Христу, но поводом для того, чтобы упрекнуть в этой несправедливости Бога» («Человек обезболенный»). Современному человеку это понять и принять сложнее, однако Божьи принципы со временем не меняются: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:12-16).
Человек неверующий вряд ли сможет увидеть в невинных страданиях хоть какую-то пользу, для него это повод озлобиться и похулить Бога. Однако в Слове Божием прямо утверждается, что безропотное перенесение незаслуженных скорбей и страданий угодно Богу. Конечно, не идет речи о том, что сами несправедливости и страдания – это благо, христиане не мазохисты. Однако, как объясняет апостол, в отличие от страданий заслуженных, через достойное перенесение незаслуженных можно получить особенную благодать и награду от Бога. Это не должно удивлять верующих или вводить их в состояние уныния. Ведь именно такой путь прошел Сам Господь Иисус Христос, которому Его последователи призваны подражать: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:21-23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предавал все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. Он осознанно принял Свои страдания как волю Божию. Христос Своим примером показывает, что такое христианское терпение и что им не является. Сотни тысяч примеров святых, мужчин и женщин, жизнь которых была наполнена скорбями, показывают, что возможно уподобится Христу и даже самый слабый человек становится сильным в Господе.
Незаслуженные страдания не становятся в христианстве чем-то хорошим и желанным сами по себе, просто иногда они неизбежны и Господь дает через это возможность угодить Ему, стать похожим на Него. Апостол Павел пишет о даре страданий за Христа (Флп.1:29). В прошлом, люди, которые жили в христианском обществе, хорошо это понимали и взгляд на страдания был совсем другим. Но, как пишет, прот. Павел Хондзинский, с течением истории «несправедливость страданий становится уже не поводом для обретения сопричастности Христу, но поводом для того, чтобы упрекнуть в этой несправедливости Бога» («Человек обезболенный»). Современному человеку это понять и принять сложнее, однако Божьи принципы со временем не меняются: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:12-16).