Страсти Христовы: Гефсимания
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников… (Евангелие от Матфея, 26-я глава)
Трижды Спаситель просил учеников пободрствовать… трижды они засыпали.
…Мы в дивном парке, так называемом Гефсиманском саду. Территория эта, священная для христиан, была чудом приобретена в 19-м веке русскими, и на этом месте был построен прекрасный монастырь во имя св. Марии Магдалины.
Здесь, Спаситель проводил летние ночи с учениками, глядя со склона Масличной горы на огни Иерусалима, сюда Он пришел в ночь, когда был предан Иудой и схвачен.
Наша паломническая группа останавливается у часовни, на месте которой были оставлены Христом ученики. Мы молимся, а потом замолкаем. Воздух тепл и ароматен, поют птицы. Вспоминаю дорогие для меня строки Бориса Пастернака об этом месте:
ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".
Потом входим под своды монастыря святой Марии Магдалины.
Часовенка, установленная на том месте, на котором, по преданию, заснули ученики Христовы.
Подходим ближе...
И молимся.
Состояния, которые мы испытываем при посещении святынь, всецело зависят от наших духовных усилий. Мы можем относиться к паломничеству как к туристической прогулке, а можем – как к важному духовному событию нашей жизни...
Мы у храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
Входим в прохладу храма.
Над алтарем – образ св. Марии Магдалины, протягивающей Императору Тиберию яйцо. Существует предание, согласно которому Император сказал, что не поверит в Воскресение Христово, пока белое яйцо не станет красным.
Мария Магдалина протянула ему яйцо, которое в ее руке заалело.
В этом же храме хранятся мощи святых преподобномучениц Елизаветы и ее инокини Варвары.
Да, это та самая Елизавета Феодоровна, которая была убита большевиками в 1918 году.
Этот храм был построен трудами и на средства ее супруга, князя Сергея, бывшего Московского губернатора, убитого террористом.
Еще в дореволюционные времена посетив этот храм, Великая княгиня вздохнула: "Как мечтала бы я покоиться здесь..."
И вот Господь сподобил новомученицу покоиться именно здесь.
После захвата войсками Колчака Урала ее мощи были извлечены из шахт, куда еще живыми бросили большевики подвижников, и перевезены за границу.
Помазываемся святым маслом от лампады, горящей у мощей преподобномученицы Елизаветы.
Чудотворная икона Божией Матери 1554 года. В свое время эта икона была подарена митрополиту Гор Ливанских Илии, который в 1950-х годах и передал ее русскому монастырю.
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников… (Евангелие от Матфея, 26-я глава)
Трижды Спаситель просил учеников пободрствовать… трижды они засыпали.
…Мы в дивном парке, так называемом Гефсиманском саду. Территория эта, священная для христиан, была чудом приобретена в 19-м веке русскими, и на этом месте был построен прекрасный монастырь во имя св. Марии Магдалины.
Здесь, Спаситель проводил летние ночи с учениками, глядя со склона Масличной горы на огни Иерусалима, сюда Он пришел в ночь, когда был предан Иудой и схвачен.
Наша паломническая группа останавливается у часовни, на месте которой были оставлены Христом ученики. Мы молимся, а потом замолкаем. Воздух тепл и ароматен, поют птицы. Вспоминаю дорогие для меня строки Бориса Пастернака об этом месте:
ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".
Потом входим под своды монастыря святой Марии Магдалины.
Часовенка, установленная на том месте, на котором, по преданию, заснули ученики Христовы.
Подходим ближе...
И молимся.
Состояния, которые мы испытываем при посещении святынь, всецело зависят от наших духовных усилий. Мы можем относиться к паломничеству как к туристической прогулке, а можем – как к важному духовному событию нашей жизни...
Мы у храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
Входим в прохладу храма.
Над алтарем – образ св. Марии Магдалины, протягивающей Императору Тиберию яйцо. Существует предание, согласно которому Император сказал, что не поверит в Воскресение Христово, пока белое яйцо не станет красным.
Мария Магдалина протянула ему яйцо, которое в ее руке заалело.
В этом же храме хранятся мощи святых преподобномучениц Елизаветы и ее инокини Варвары.
Да, это та самая Елизавета Феодоровна, которая была убита большевиками в 1918 году.
Этот храм был построен трудами и на средства ее супруга, князя Сергея, бывшего Московского губернатора, убитого террористом.
Еще в дореволюционные времена посетив этот храм, Великая княгиня вздохнула: "Как мечтала бы я покоиться здесь..."
И вот Господь сподобил новомученицу покоиться именно здесь.
После захвата войсками Колчака Урала ее мощи были извлечены из шахт, куда еще живыми бросили большевики подвижников, и перевезены за границу.
Помазываемся святым маслом от лампады, горящей у мощей преподобномученицы Елизаветы.
Чудотворная икона Божией Матери 1554 года. В свое время эта икона была подарена митрополиту Гор Ливанских Илии, который в 1950-х годах и передал ее русскому монастырю.