Страсти Христовы: Литургия
Увидеть Воскресение Христово нам не дано, мы можем лишь его представить в меру нашего воображения. Но пережить пасхальное состояние, ощущение, что в тебя вливается сила Божия, ты становишься иным, в твоих жилах течет Боготворящая кровь, – нам под силу. Любая Божественная литургия, любое Причастие – дает нам такую возможность. «Благодатные дары, подаваемые нам в приобщении трапезы Господней, благодатное питание, врачевание, укрепление, просвещение, отражение зла, нетление, наиболее верою постигаются и упованием объемлются, превыше видения и ощущения; хотя, впрочем, по мере веры, по мере потребности, по мере внимания, достоинства, чистоты и в ощущении, в опытном и явственном действии, познаются многообразно.
По многоразличной силе Божественной пищи и пития, по многоразличной премудрости и благости Божественного Питателя, ощутительный плод вкушения трапезы Господней является верующим, то неизреченною радостью в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светоносностью в уме, то глубоким миром в совести, то утешением обуревающих искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви к Господу, или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям».
Так говорит о своем опыте причащения св. Филарет Московский.
Святителю Филарету, жившему в России в XIX веке, вторит другой подвижник, уже XX века, который о митрополите Филарете Московском и не слыхал: «Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой – мир, третий – дух верности и четвертый – неизреченное сострадание ко всему. Лично я часто бывал усталым, но после Божественного Причастия я чувствовал, что у меня нет никакой усталости» (старец Амфилохий Патмосский).
Разные страны, совершенно разные условия жизни, но совершенно одинаковое чувствование. А разве мы не переживали этого же? Разве не можем подписаться под каждым сказанным словом?
Вот и для нашей паломнической группы посещение Гроба Господня и размышление над Его Страстями увенчалось участием в Божественной литургии на Гробе.
Я участвовал в богослужении, поэтому не мог фотографировать, удалось сделать лишь несколько снимков после того, как я причастился и снял священные одежды.
Пусть лишь конец Литургии, но попытайтесь вместе со мной почувствовать дивное пасхальное состояние, отблески которого все же остались на память в виде фотографий.
Перед началом Божественной литургии, как воины, священнослужители облачаются в священные одежды.
Храм наполнен молящимися. Повсюду русская речь, здесь сотни паломников из России.
Момент Причащения.
Причащают русские священники.
А священник-грек дает в руки паломников антидор.
Напомню, что в Греческой Церкви после Литургии не дают целовать крест, как в России, а дают антидор.
После Литургии греческий архиерей отслужил краткую литию – заупокойное моление.
Лития была совершена перед входом в Гроб Господень.
Как и положено – кутья, с которой после литии и начнут трапезу.
В России кутья (вареные зерна) становится все менее популярной.
Мы выходим из храма. Глубокая ночь, но душа переполнена эмоциями, и уходить не хочется.
А надо немного поспать, потому что завтра – опять напряженный день нашего паломничества.
Христос Воскресе!
Увидеть Воскресение Христово нам не дано, мы можем лишь его представить в меру нашего воображения. Но пережить пасхальное состояние, ощущение, что в тебя вливается сила Божия, ты становишься иным, в твоих жилах течет Боготворящая кровь, – нам под силу. Любая Божественная литургия, любое Причастие – дает нам такую возможность. «Благодатные дары, подаваемые нам в приобщении трапезы Господней, благодатное питание, врачевание, укрепление, просвещение, отражение зла, нетление, наиболее верою постигаются и упованием объемлются, превыше видения и ощущения; хотя, впрочем, по мере веры, по мере потребности, по мере внимания, достоинства, чистоты и в ощущении, в опытном и явственном действии, познаются многообразно.
По многоразличной силе Божественной пищи и пития, по многоразличной премудрости и благости Божественного Питателя, ощутительный плод вкушения трапезы Господней является верующим, то неизреченною радостью в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светоносностью в уме, то глубоким миром в совести, то утешением обуревающих искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви к Господу, или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям».
Так говорит о своем опыте причащения св. Филарет Московский.
Святителю Филарету, жившему в России в XIX веке, вторит другой подвижник, уже XX века, который о митрополите Филарете Московском и не слыхал: «Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой – мир, третий – дух верности и четвертый – неизреченное сострадание ко всему. Лично я часто бывал усталым, но после Божественного Причастия я чувствовал, что у меня нет никакой усталости» (старец Амфилохий Патмосский).
Разные страны, совершенно разные условия жизни, но совершенно одинаковое чувствование. А разве мы не переживали этого же? Разве не можем подписаться под каждым сказанным словом?
Вот и для нашей паломнической группы посещение Гроба Господня и размышление над Его Страстями увенчалось участием в Божественной литургии на Гробе.
Я участвовал в богослужении, поэтому не мог фотографировать, удалось сделать лишь несколько снимков после того, как я причастился и снял священные одежды.
Пусть лишь конец Литургии, но попытайтесь вместе со мной почувствовать дивное пасхальное состояние, отблески которого все же остались на память в виде фотографий.
Перед началом Божественной литургии, как воины, священнослужители облачаются в священные одежды.
Храм наполнен молящимися. Повсюду русская речь, здесь сотни паломников из России.
Момент Причащения.
Причащают русские священники.
А священник-грек дает в руки паломников антидор.
Напомню, что в Греческой Церкви после Литургии не дают целовать крест, как в России, а дают антидор.
После Литургии греческий архиерей отслужил краткую литию – заупокойное моление.
Лития была совершена перед входом в Гроб Господень.
Как и положено – кутья, с которой после литии и начнут трапезу.
В России кутья (вареные зерна) становится все менее популярной.
Мы выходим из храма. Глубокая ночь, но душа переполнена эмоциями, и уходить не хочется.
А надо немного поспать, потому что завтра – опять напряженный день нашего паломничества.
Христос Воскресе!