«Христианство и борьба со злом»

5. Об осуждении и обличении

Нередко отождествляют понятия «осуждение» и «обличение», или «порицание». Из этого, в свою очередь, делают вывод, что нельзя говорить о плохих действиях человека и нельзя критиковать его мнение, поскольку это — осуждение. Однако такое обоснование является ошибочным, поскольку данные понятия различные, и их не следует смешивать.

Осуждение относится к человеку в целом, поэтому, фактически, мы осуждаем образ Божий в человеке. Кроме того, поскольку Господь сказал Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16: 7), то мы не можем делать окончательные суждения о других людях, поскольку не знаем их сердечные помышления и возможность их изменения.

Также отметим, что в Священном Писании сказано: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4: 12). Здесь «самой формой вопроса апостол Иаков подразумевает, что человек не только не должен, но и просто не в состоянии судить другого. С одной стороны, судить другого — значит присваивать себе право, принадлежащее только Творцу. С другой стороны, это значит пытаться сделать то, что нам не под силу. Имеем ли мы право на свое мнение о поступках другого человека? Наверное, да. А вот судить другого нам права явно не дается: об этом идет речь не только в этом стихе из послания Иакова, но и в нескольких евангельских отрывках, прежде всего — в Нагорной проповеди. В чем же разница?

Видимо, в том, какой статус мы себе при этом присваиваем. Наше мнение — оно и есть мнение, оно не претендует на абсолютную правоту. А вот, когда мы судим, мы становимся в позицию носителя абсолютного знания об истине и праведности (естественно, что с такой позиции мы не столько судим, сколько осуждаем!). Но на такой позиции может находиться только Бог, о чем нам и напоминает апостол Иаков. Здесь еще уместно вспомнить, что Бог — не только Законодатель и Судия, но и совершенная любовь, поэтому мы можем уповать на Его суд (ср. Пс. 118: 43). Человеческие же суды никогда не исполнены любви, их можно только страшиться» (1).

Обличение же (порицание) относится не к человеку в целом, а к конкретным его поступкам. И поскольку обличение — это справедливое указание на неправедность поступков (слов и/или дел) обличаемого, то в собственно обличении — нет греха.

Грех здесь может состоять не в самом обличении, а в его причинах, которыми могут являться, например, зависть, злоба, гордость, личные интересы. Кроме того, грех также может заключаться и в форме обличения, если оно делается, например, с чувством собственного превосходства. Таким образом, негреховность собственно обличения не исключает возможность греховности его целей и формы. Иначе говоря, — возможность греха у обличающего! Если же обличение осуществляется без гордости, с христианской любовью и с целью доброжелательного наставления, то здесь, вообще, нет никакого греха!

Кроме того, Священное Писание прямо призывает к обличениям, например:

«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17);

«Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо… Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 24: 23-26);

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18: 15);

«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5: 20);

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3: 16) и др.

Священное Писание также наставляет внимать обличениям и не отвергать их, например:

«Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает» (Прит. 10: 17);

«Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит. 12: 1);

«Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет» (Прит. 15: 10);

«Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Прит. 15: 32);

«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит. 19: 20);

«обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 24: 25) и др.

Да и в «Учении 12-ти апостолов» (Дидахэ) сказано: «Не имей ненависти ни к одному человеку, но одних обличай, за других молись, а иных люби более души своей» (см. гл. 2).

Прп. Паисий Святогорец говорит: «Само присутствие христианина – это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: “Такой-то и такой-то не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами”. Если кто-то не начнет воевать против зла то есть не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, — то зло станет еще больше (выделено — П.Д.). А так маленько ободрятся верные» (2).


6. О ложном и праведном смирении

Также и апостольский призыв к смирению (1 Петр. 5: 5, 6) иногда воспринимается, как призыв к полному самоуничижение, что также является ошибочным морально-нравственным и духовным обоснованием невмешательства в неправедные дела (в борьбу со злом).

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) по данному вопросу говорит: «Надо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги — как ратные, так и гражданские» (цит. по 3 со ссылкой на: «Православный Петербург, № 9, июнь 1993 г.»).

На сайте «Библия-Центр» отмечается, что «очень редко удается встретиться с адекватной реакцией на апостольский призыв к повиновению. Обычно наблюдается одна из двух крайностей: либо резкий протест во имя “свободы личности”, либо немедленный поиск какого-нибудь духовного авторитета для безоговорочного подчинения любому его решению.

Но апостол Петр дает две подсказки для правильного понимания его слов (1 Петр 5: 1-14 — П.Д.). Во-первых, речь идет о взаимном повиновении, то есть о том, чтобы каждый ставил интересы другого выше своих, другими словами — о взаимной любви. Во-вторых, он приводит замечательное слово “смиренномудрие” (призыв к смиренномудрию также приведён и в Соф. 2: 3 — П.Д.), в котором соединяются вместе смирение и мудрость. Это значит, что наша мудрость призвана быть смиренной, то есть не гордынной, не превозносящейся над другими.

Но важно также, и чтобы смирение было мудрым, а не тем самоуничижением, которое “паче гордости”. Наше повиновение другим не снимает нашей личной ответственности перед Богом за нашу жизнь … Обращаясь к пастырям Церкви, апостол напоминает им о том, о чём не раз говорил Сам Спаситель: в Царстве нет начальников и подчинённых, хозяев и рабов, пастырей и паствы в той форме, к которой мы привыкли в нашем падшем мире … главной задачей пастыря является обучение пасомых жизни Царства. Разумеется, только собственным примером — иначе никак» (4).

Действительно, ведь апостол Павел говорит: «Пастырей ваших умоляю я … пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним … богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5: 1-3).


Таким образом, как следует из сказанного, жизнь пастыря должна соответствовать Божьим заповедям и являться примером для паствы. Ведь никто не в состоянии передать что-либо другим, не имея это у себя или в себе! Митр. Иерофей (Влахос) пишет: «Если человек соблюдает заповеди Христовы и непрестанно поминает Его имя, то “огнь святой благодати простирается и на внешние чувства сердца, ощутительно поедая терния человеческой земли”. В этом состоянии веяние Духа Святого угашает стрелы бесовские во внешнем телесном чувстве, огненные же стрелы — еще, когда они несутся по воздуху (27: 167 со ссылкой на: «Св. Диадох Фотикийский. Добр. Т. 3, С. 59). Ибо заповеди Божьи — духовная ограда, предохраняющая от падания в пропасть грехов и страстей, и организующая жизнь человека.

Такая жизнь пастыря, будет становиться его воплощенной проповедью. А проповедь пастыря, соответствующая такой его жизни, — начнёт воплощаться и в жизнь паствы! Смирение перед таким пастырем — будет являться проявлением мудрости для пасомых.

Прп. Паисий Святогорец говорит: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать. Потому и видишь, что если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей! … Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд. Как-то раз один богословов в своей проповеди призвал людей идти сдавать кровь, потому что в этом была необходимость. И действительно: многие были побуждены его проповедью и сдали много крови. Сам он, однако, не сдал ни капли, хотя крови у него, прямо скажем, хватало с избытком. Люди соблазнились. “Я, сказал им тогда богослов, своей проповедью побудил народ к сдаче крови, и это все равно как, если бы я сдал крови больше всех”. Так он успокаивал свой помысл. Да лучше бы ему было не проповедь произносить, а пойти и без шума сдать немного крови самому ... Цель в том, чтобы ты был человеком духовным, чтобы ты жил близ Христа. Тогда ты поможешь и другим … Сегодня положительное влияние на людей окажет наш собственный христианский пример и наша христианская жизнь. Христиане должны отличаться духовным удальством и благородством, жертвенностью! (выделено П.Д.)» (2).


ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Сайт «Библия-Центр». Ст.: Мысли вслух на Иак. 4: 12 от 25.04.2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bible-center.ru/ru/note/20130425/main, свободный.

2. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 2. Ч. 1. Ответственность Любви. 2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры.

3. Памяти Митрополита Иоанна (Снычева). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moyoatik.livejournal.com/1211485.html, свободный.

4. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на 1 Петр. 5: 5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bible-center.ru/ru/note/20150309/main, свободный.
  • Like
Реакции: 3 человек

Комментарии

В п. 6 кроме ссылок по Библии хорошо бы сами цитаты, первую 1 Петр. 5: 5, 6 и "две подсказки" 1 Петр 5: 1-14. Подсказки вообще интересны и приятны, и хорошо читать, когда они есть сами, а не только ссылка-подсказка, где их найти. Тем более, рассуждение дальше закручивается, но вокруг чего-то, что где-то в другом месте.
Понравилось жирное выделение слова "справедливое". Вообще тему справедливости можно развить, потому что ее отодвинули в пыльный угол, а ведь даже сама заповедь любви начинается со справедливости ("как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки", Мф. 7:12, Лк. 6:31, "не делать другим того, чего себе не хотите", Деян. 15:29), и уже потом нечто большее. Оставление или недооценка понятия справедливости, а в самой внутренней жизни - отсутствие живого умно-сердечного осознания ее важности, это серьезный недостаток и причина отклонений в духовной жизни христианина вплоть до уродств и ересей. Например, можно рассуждать о терпении несправедливости, оправдании другого, укорении себя во всем и других подвигах, но при этом не уметь спокойно, а тем более с пользой, принять в свой адрес просто справедливое возражение, а уж тем более обличение. В итоге, получается что-то вроде этого: говорим о терпении несправедливости, а сами справедливость терпеть не можем, тогда как должны ее даже любить, ценить и, как говорится, жить без нее не мочь, и тогда уже нечто большее, по-настоящему и без прелести. "Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим" (Пс. 88:15). Милость - это над-справедливость, а не без-справедливость. Как нельзя украсть у человека и следом подарить и назвать это милостью, или поступить бесчестно и здесь же его "помиловать". Забыть о справедливости и говорить о любви это как воздушные замки. Далеко от них до Царства Небесного? Ну вообще-то в другую в сторону.
 
Последнее редактирование:
А почему такая необходимость в цитировании святых отцов? Такая острая необходимость постоянно тыкать носом? Возникает такое ощущение, что, как бы, не вы говорите, скрываете себя в тени, прячетесь и перелаживаете свою ответственность на других... Неординарный вопрос, не правда ли... Извиняюсь заранее. Ибо в любом случае человек всегда стремится доказать СВОЮ точку зрения, СВОЮ спрятанную глубоко в сердце мысль...
 
Последнее редактирование:
Когда человек стремится что-то обосновать, высказать свою мысль, он СОВЕРШАЕТ попытку покаяния. Если к своему покаянию вы прилаживаете мысли других авторов, то это идет не от сердца. Надо всем нам учиться выражать сердечные мысли своими словами из собственного опыта. Это есть покаяние. Найдет ли Сын Человеческий веру и покаяние в настоящее время, если вдруг придет!?
 

Информация о записи

Автор
Пётр Д.
Просмотры
1.760
Комментарии
3
Последнее обновление
Сверху