Мона Лиза

Мона Лиза
Картина, написанная техникой иконы…
Когда Леонардо рисовал свою знаменитую фреску «Тайная Вечеря», он легко написал лица Христа и Апостолов. А вот Иуда не выходил. Леонардо, в поисках подходящей натуры, подходящего лица начал ходить по миланским притонам и кабакам.
Настоятелю монастыря, для которого писалась фреска, донесли, что последние месяцы Леонардо не работает, а бродит по злачным местам. Приор начал отчитывать художника. Леонардо подумал и простодушно ответил, что у него возникли трудности — он ищет лицо Иуды, но что, если время поджимает, то он… может воспользоваться лицом приора, которое очень подходит для этого…

Леонардо да Винчи был перфекционистом. Он старался все делать так, чтобы это выражало абсолютный идеал. Картины ли, скульптуры, механизмы… С грустью Леонардо говорил, что, как он ни старается, идеал ускользает, он недостижим. Не был он вполне доволен и своей Моной Лизой, самой известной в мире картиной.

Действительно, эта картина необычна. Она может не нравиться, но от нее не оторвать глаз. Чем больше ты в нее всматриваешься, тем больше она притягивает. В чем секрет этого «магнетизма» Моны Лизы? Об этом написаны целые исследования. Это и положение зрачков в глазах, и положение тела, которое кажется живым; так, если присмотреться, на горле даже, кажется, пульсирует жилка. Но мало кто знает, что для достижения эффекта жизненности Леонардо использовал… иконографическую технику.
Сам Леонардо называл ее «сфумато» (sfumato). Что это такое? Картина пишется не наложением разных красок, то есть не «раскрашивается», а следующим образом: на картину наносятся сверхтонкие слои краски, один на другой, так, что предыдущие просвечивают сквозь верхние. Это позволяет мастеру бесконечно, слой за слоем, создавать как бы живое лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице.

Леонардо считал, что это он открыл этот метод, сегодня известный, как лессировка, однако на самом деле этот метод открыли византийские иконописцы. Как показало исследование икон (фотографирование в разных спектрах, просвечивание), проведенное уже в наши дни, чтобы написать икону, древний иконописец накладывал один на другой несколько десятков слоев тончайшей краски. Этим достигался потрясающий эффект: изображенный на иконе казался живым.

Нынешней осенью в Петербург приехала выставка из Италии. На этой выставке были представлены воссозданные по чертежам Леонардо да Винчи механизмы, а также репродукции «Моны Лизы».
Про механизмы я расскажу в другой раз, а сейчас — о самой известной картине, о «Моне Лизе».

Специалистам известно, что эта, самая известная в мире, картина за прошедшие 500 лет немного изменила свой вид. Причиной тому — и небрежное хранение, и изменение химического свойства красок и лака, которыми было написано полотно. Ученые задались вопросом: а возможно ли воссоздать оригинальный вид картины. Понятно, что не на оригинале, но хотя бы виртуально, на компьютере? При помощи современных технологий это удалось. Картина была сфотографирована с разрешением 240 мегапискселей в разных спектрах освещения. Потом на компьютере было проведено восстановление оригинальных цветов.

На специальной выставке мы можем увидеть результаты этих исследований и еще другие интересные подробности касающиеся «Моны Лизы».

мона лиза1.JPG
Мы в Лувре, где хранится подлинная картина Леонардо да Винчи. Здесь всегда многолюдно. Многие мимо Рафаэлей, Рембрандтов и Караваджо бегут прямиком сюда, посмотреть на «Мону Лизу».

мона лиза2.JPG
Степень охраны картины беспрецедентная.

мона лиза3.JPG
Каждый хочет увезти домой на своем фотоаппарате, или на мобильном телефоне маленькое свидетельство: и я там был, и я видел собственными глазами...

мона лиза4.JPG
А это мы уже в Петербурге, на выставке, приехавшей из Италии.

мона лиза5.JPG
Подробным образом нам расписана методика выявления подлинного цвета картины.

мона лиза6.JPG
Желающие могут прочитать о том, как исследование проводилось.

мона лиза7.JPG
Лицо прекрасной Донны.

мона лиза8.JPG
Вот как выглядит картина сегодня.

мона лиза9.JPG
А вот какой она вышла из-под пера Леонардо, когда была представлена народу.

мона лиза10.JPG
Если бы краски не пожелтели и лак не изменил свою формулу, вот как выглядела бы картина сегодня.

мона лиза11.JPG
Интересные факты о «Моне Лизе».

мона лиза12.JPG
Оборотная сторона картины. Увидеть ее невозможно, и именно поэтому в СМИ постоянно циркулируют сплетни о каком-то тайном послании художника миру и человечеству, якобы, написаннном на обороте «Моны Лизы».

P.S. Наверное, это все знают, но на всякий случай. Эту картину называют и «Мона Лиза», и «Джоконда». Почему? Мона Лиза — сокращение от Мадонна Лиза. Джоконда — потому, что фамилия женщины была Джиокондо. Эта двадцатичетырехлетняя женщина была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо.

Комментарии

Потрясающе..., много написано на эту тему, но только здесь даны такие разъяснения и показано наглядно, спасибо батюшка о.Константин. С уважением!!!
 
О.Константин, прошу, расскажите о картине Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель". Она мне очень нравится тем, что глядя на нее вспоминаешь из Нового Завета: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите" (1Фес. 5:16-18)
Но почему она не используется, как "Тайная Вечеря" в Храмах в качестве иконы?
Можно ли ее использовать в своем домашнем иконостасе?
 
Для меня написать об этой замечательной картине было приятно и вот еще по какой причине: В год и даже в дни моего рождения впервые в истории эта картина побывала в России.

Приведу отрывок из очерка на эту тему Е. Селестина:

С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» - возможно, самый известный портрет за всю историю человечества - проездом из Японии, где ее посмотрели 1,5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки».

Очередь на вход в ГМИИ им Пушкина в мае-июне 1974 приобрела воистину эпические масштабы, стояли по 7-8 часов. Советский народ, разумеется, очередями запугать невозможно. Выстаивали – ночь, утро, день, - чтобы в непрерывном потоке пройти мимо картины. 10-15 секунд на общение с шедевром небольшого формата (77х53 см), один долгий взгляд. Приближаясь, начинали смотреть в бинокли, «впивались глазами», стараясь запомнить свои впечатления. Некоторые пытались задержаться, вцепившись в перила-ограждения, и тогда милиционер делал им замечание - поток не должен останавливаться. Оглядываясь, люди шептали: «прощай, Джоконда». Те, кто помоложе или настроены более оптимистично, – «до свидания, Джоконда».


 
Сверху