В Церкви все ужасно!..........

Последние несколько дней в Интернете обсуждают письмо анонимного священника, в котором тот критикует Церковь и рассказывает о том, как сильно в отрицательном смысле Церковь повлияла на него. Не хотел и касаться такой темы - много чего пишут, не реагировать же на каждый текст. Но письмо имело широкий резонанс. Подходят и спрашивают в храме, пишут на эл. почту, звонят по телефону... Просят высказать свое мнение: с чем - согласен, с чем - не согласен. Подумал, что имеет смысл высказаться и пригласить вас к разговору на эту тему. Если промолчу, могут подумать, что мы, священники, боимся ставить эти вопросы, прячем голову от правды, как страусы.

Сначала я приведу письмо целиком, а потом буду приводить какие-то фрагменты и комментировать.

Сразу предупреждаю, что Я БЫ ВООБЩЕ НЕ РЕКОМЕНДОВАЛ ЧИТАТЬ ЭТО ПИСЬМО. Не смущайте себя, не портьте себе настроение. Я, когда читал его первый раз, дочитал лишь до половины и закрыл, потому что на душе стало отвратительно и как-то грязно. Потом, когда стали задавать вопросы, я понял, что мне от этого никуда не уйти и надо дочитать до конца - работа такая:)

Итак, некий анонимный священник (сильно сомневаюсь, кажется, это состряпанный безбожниками фейк) отвечает на вопросы. Он честен. Со своей стороны тоже буду совершенно честным. Но сначала письмо "батюшки": httр://ahilla.ru/ya-nadeyus-na-revolyutsiyu-v-rpts/

Есть ли для тебя разница между Церковью, в которую пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?

Какой-то принципиальной, сущностной разницы я не вижу. Церковь другой не стала, я стал другим и радикальным образом пересмотрел свое отношение как к Церкви в частности, так и к религии вообще.

Период моего воцерковления — середина 90-х годов. Сам знаешь, какое это было время: разброд, шатание, денег нет, жрать нечего, ничего не работает. А Церковь предлагала некую идею в этом хаосе, некий порядок. Я был такой, что пусть без еды и денег, но лишь бы за идею, послужить Богу, человечеству, сделать этот мир лучше и все такое. И получилось так, что, подсев на эту идею, я не смог разглядеть те реальные проблемы Церкви, от которых надо было сразу делать ноги, а они, эти проблемы, маячили у меня перед носом, я с ними сталкивался постоянно, но видеть не хотел… Как говорится: влюбленные безумны.

Давай по аналогии такую историю расскажу: лет в 15 или 16 случилась у меня беда. Влюбился я в одну девчонку. Девочка была необыкновенной красоты, но при этом тупая как пробка и невероятная эгоистка. И так вот мне это ее внешнее благолепие нравилось, что я четыре года за ней бегал и просто не обращал внимания на ее совершенно инфернальный характер. Мне уже и друзья говорили: ну ты посмотри, с кем ты связался, а я им буквально словами из песни Высоцкого «Про Нинку» отвечал. Потом, конечно, разрыв, депрессия. Короче, плохо было…

Вот та же история с Церковью: прекрасная обложка, прекрасные слова о любви, о Боге, о самоотверженном служении, но за всей этой позолотой — абсолютный смердящий свинарник. В этом смысле Церковь от секты не отличается вообще ничем. Да, попы не ходят по улицам, как иеговисты, не пристают, не раздают литературу. Но Церковь поступает еще круче. Она выдает себя за оплот патриотизма, хранителя исторической памяти народа, каких-то там абстрактных скреп и традиций, необычные одежды, необычный язык, даже запах в церкви необычный. Все как не отсюда. Знаешь, многие клюют на такую дешевую пропаганду с полпопытки.

А когда человек попал в оборот, тут уже начинается про послушание, смирение, благоговение перед священноначалием, целование надушенных лапок, ежедневное бубнение непонятных текстов, масоны, весь мир хочет уничтожить Россию, потому что она православная, пусть живем в дерьме, зато с молитвой, и тому подобное. А если один раз ударить как следует бронебойным в голову и суметь пробить самую главную защиту под названием «критическое мышление», то мозг можно уже высосать из головы через трубочку. Этим занимаются секты и, тут у нас не должно быть никаких иллюзий, этим же занимается и Церковь.

По-моему, Кураев как-то сказал нечто вроде: для Церкви канонично то, что ей полезно. От себя добавлю: есть только две абсолютно полезные вещи — деньги и власть. И церковные иерархи это прекрасно знают, и действуют в полном соответствии с этим знанием на протяжении сотен лет.


Что изменилось для тебя за последние 8 лет власти Патриарха Кирилла?

Неожиданную вещь скажу: Кириллу благодарен как отцу родному. Вот как традиционный такой, патриархальный домостроевский отец выбивает ремнем из отрока всякую дурь, так же Кирилл выбил из меня всю оставшуюся романтику и иллюзии. Он открыл для всех думающих людей церковную систему во всей ее «красоте», показав, что власть и деньги — это именно то, для чего живет РПЦ. И за это надо быть ему благодарным, потому что, если бы не существовало таких замечательных вещей как похмелье и ломка, то все поголовно были бы алкоголиками и наркоманами. И все эти «пуськи», невзоровы, протесты против строительства храмов, пляски с бубном вокруг Исаакия, акции православнутых — это и есть тот самый похмельный синдром, который он всем обеспечил.

Он довел власть архиереев до абсолютного абсурда, сделав их неподсудными феодалами, он практически вышвырнул мирян из любых областей, где можно принимать в Церкви хоть какие-то решения, настроил против Церкви интеллигенцию, лишил рядовое духовенство возможности проявлять малейшую инициативу, он превратил проповедь в митинговую речь, рассчитанную только на уши властей и подвластной им толпы с IQ ниже плинтуса.

Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в таком, советском, большевистском смысле слова.

Помнишь, когда судили Алехину и Толоконникову, не было ведь сказано из его уст ни единого слова о милосердии, мол, да отпустите вы этих дурочек, пусть идут себе на все четыре стороны. Нет, он ответил этим ничтожным панкушкам целым молитвенным стоянием, где своей речью о «предателях в рясах» точно провел черту между толпой и последними думающими людьми в Церкви. Дал совершенно четко понять, что Церковь не с людьми, а с властью, и благословит все, что будет делать власть. Именно при нем стало не просто можно, но и нужно называть убийство людей «священной войной», именно он объяснил, что прощение может быть «нецелесообразным», что прощать можно только тех, кто поджимает хвост перед властью. На панк-молебне в ХХС прозвучал самый главный «прокимен»: «Патриарх Гундяй верит в Путина, лучше бы в Бога, с..ка верил». Никогда на Руси скоморохи не отличались особой нравственностью, но правду о царе говорить умели всегда.

По моему глубокому убеждению, Патриарх — совершенно нормальный, ожидаемый проект кремлевской пропаганды и вполне себе атеист, который, имея покровителем не Бога, а власть, прекрасно понимает, что ему ничего не будет, пока эта власть является властью. И поэтому он держится за эту власть, как немощная старуха за сундук с тряпьем.

За последние 8 лет в моей жизни изменилось то, что я очень сильно поумнел, а процесс поумнения всегда сопряжен со страданиями — нравственными, интеллектуальными, ценностными… Но, в конечном счете, это здорово, потому что пройдя через эту ломку, можно посмотреть на Церковь глазами без очков.


Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?

Да нет практически. Это же все административные проблемы. Это заморочки для архиереев, благочинных и прочей верхушки. Рядовой священник рад уже тому, что на хлеб заработал и что его не пинают с прихода на приход или за штат только потому, что архиерею в очередной раз моча в голову ударила.

Ничего в лучшую сторону не изменилось. Архиереи как были поместными царьками, которым никто не указ, так и остались, как гребли деньги с приходов, так и гребут. Архиерей в РПЦ непререкаем и неподсуден, пока он не пошел поперек патриарха. Славь Кирилла и делай что хочешь, хоть иподьякона своего в алтаре трахай — ничего тебе не будет, если не уклоняешься от общей вертикали. В этом принципе есть что-то очень советское, сталинское. Сталин, как известно, не мешал своим ставленниками обогащаться, пить и развратничать, потому что такие были наименее способны руководствоваться в жизни принципами и представлять потенциальную угрозу для власти.


Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?

Самая главная проблема, на мой взгляд, это абсолютно бесправное положение рядового духовенства. Это все неправда, что попы зажрались и ездят на мерседесах, лезут в школы, и занимаются рейдерством. Всем этим занимается очень тонкая прослойка духовенства, которым по разным причинам можно. Основная масса нормальных, рядовых священников боится лишний раз рот открыть, чтоб произнести что-то, чего нет в Требнике.

У архиереев сильнейший страх перед любой самостоятельностью, перед любым независимым суждением. В большинстве епархиальных управлений (а мне об этом хорошо известно из рассказов тех священников, которые от этого пострадали) есть специальные люди, которые постоянно мониторят все, что священники пишут в социальных сетях, и все эти распечатки кладутся на стол архиерею. И за какой-то невинный комментарий, анекдот, несанкционированное суждение можно потерять место на приходе. Это факт.

Среди духовенства огромное финансовое расслоение: от очень богатых, которые покупают себе машины за несколько миллионов рублей, до очень бедных, которые не могут своему ребенку купить дешевый мобильный телефон. Бедных абсолютное большинство. Жаловаться, просить деньги не имеет никакого смысла. Архиереи в курсе этого положения, и сами его, можно сказать, создают, руководствуясь принципом «сытый голодного не разумеет». Каким бы тираном и самодуром архиерей ни был, священники никогда между собой не договорятся возразить ему по-настоящему, объявить бойкот, коллективно и не анонимно нажаловаться.


Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?

Очень по-разному живут. Как я уже сказал, есть очень богатые, есть очень бедные. Богатым мне побывать не довелось, а вот что такое полтора года сидеть вообще без денег, я знаю. Друзья выручали, помогли хоть как-то протянуть это время.

Я знаю одного священника, который, сидя так же без денег, просил благочинного занять ему средства на лекарства для умирающего отца, на что получил ответ: я только что заплатил взносы в епархию и у меня нет ни копейки. Правда ли у него не было ни копейки, я не знаю, но если было, и он врал, то он сволочь, если говорил правду, тогда сволочь — архиерей, который высосал из благочинного все деньги.

Жизнь рядового священника заключается в том, что он не имеет никаких прав. Его могут использовать как угодно, где угодно, могут платить, могут не платить, могут переводить с прихода на приход, отправлять за штат по капризу архиерея, наказывать согласно анонимным доносам. Если учесть, что священники в основной своей массе многодетны, можно представить, с какими это сопряжено проблемами. Рядовой священник живет в страхе, он боится сказать лишнее слово, попасть в немилость, он постоянно ждет какого-то доноса на себя, анонимки, жалобы, которые совсем не зависят от его поведения.

Это жизнь бесправного крепостного, которую пафосно именуют «служением».


Каковы взаимоотношения с настоятелем, братьями-священниками, архиереем?

Лично я с начальством был в контрах всегда. Правда, в разной степени. За что немало получил: и по приходам меня пинали, и запретом грозили. Научили быть умнее и не метать бисер. Зато я научился интуитивно за 5 минут определять, можно ли с данным человеком нормально общаться или нет. Это, скажу я тебе, очень полезный навык. Последние года три он меня ни разу не подвел.

Что касается отношений с равными мне, рядовыми священниками, то тут все тоже очень по-разному. Тут надо понимать, что многие священники, чтобы не жить в постоянном когнитивном диссонансе, просто отключают совесть и мозги и плывут по течению, считая, что это все «воля Божья». С ними говорить вообще не о чем. Они, в лучшем случае, ничего не поймут, потому что уже нечем понимать, в худшем — просто донесут на тебя куда надо.

Есть умные, интеллектуально и психологически не деградировавшие священники, которые все давно поняли, с которыми можно поговорить по душам. Но это все не больше разговоров на кухне под коньяк. Я пивал коньячок со многими батюшками из разных епархий. На таких посиделках архиереев не просто ругают, а ругают отборным матом, их не просто не любят, их ненавидят и презирают. Но сделать ничего не могут: у каждого семья, дети, их надо как-то кормить. Большинству таких священников уже за 40 и начинать новую жизнь страшно. У многих воля просто сломлена.

Среди священников довольно много неверующих, иногда, в частном разговоре, откровенных атеистов. Но именно они, по моему мнению, наиболее способны к здравым, независимым суждениям. Я со многими из таких дружу и с ними в разведку пошел бы запросто. По одной простой причине — они в своей жизни руководствуются не какими-то внешними правилами и моральными нормами, скрепами и традициями, а своим умом и опытом, если они что говорят, то не цитируют бездумно священные тексты, а говорят о том, что сами испытали и выстрадали.


А как же они служат?

Да, я по молодости задал одному протоиерею такой вопрос: «А как же ты служишь?» Вместо прямого ответа, он предложил мне мысленный эксперимент. Он сказал: «Зайди в интернет на сайт, где объявления проституток с номерами телефонов, позвони какой-нибудь Снежане и спроси ее: „А как же ты занимаешься сексом без любви? Тебя совесть не мучает?“ И все что она скажет — это мой ответ тебе».

Для меня это было исчерпывающим ответом. Да, для значительной части духовенства вся эта православная жизнь это просто позволение использовать себя за деньги или хотя бы за то, чтоб не вышвырнули на улицу. Поэтому за деньги тебе в церкви отпоют хоть сатаниста.


Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность — это реальность или фикция?

Абсолютно полное, откровенное втирание очков. Для заметки на сайте, для того, чтобы отчитаться. От их просветительской работы градус тупости и абсурда только растет, от всех этих пафосных речей про реабилитацию наркозависимых и алкоголиков самому хочется уколоться и забыться. А чем ты хочешь привлечь в Церковь молодежь? Изучением церковнославянского языка или запретом заниматься сексом до брака. Не, ну можно еще, конечно, пойти сжечь абортарий и набить морду каким-нибудь педикам. Больше молодежи Церковь ничего предложить не может.


Кстати о «голубизне». Насколько это распространенное явление?

Слушай, мне всегда так нравились женщины, что я никогда о геях не думал. Так что знакомых гомосексуалов у меня в Церкви нет, и свечку я ни над кем не держал. Но есть целый ряд персон в рясах, в гомо- и бисексальности которых я не сомневаюсь. И это не обязательно монахи, среди которых ситуативный гомосексуализм очень распространен, как в армии и в тюрьмах. Это явление в Церкви существует, как существует оно везде. Проблема в том, что часто это становится политикой и средством давления. И есть такие священники, которые не получили хороший приход только потому, что, будучи семинаристами, попали в немилость, отказавшись сосать кому надо.


Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются потоки денег? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, полис — как с этим обстоит?

Зарплаты в основном серые в конвертах (официальная зарплата ничтожна), и их величина прямо пропорциональна наличию совести у настоятеля или благочинного. Проблема еще в том, что епархиальное управление выдаивает приходы досуха, а это уже прямо пропорционально зависит от вменяемости и жадности архиерея. Поэтому в разных епархиях по-разному — от полной невменяемости, до вполне приемлемой ситуации.


Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?

Ощущает себя так же, как ощущает себя мужчина, женившийся на прекрасной целомудренной девушке, а прожив с ней несколько лет, понимает, что она всего лишь рядовая шлюха. А выводы из этого знания можно делать разные. Можно собрать вещи и уйти, а можно терпеть, принимая это как «волю Божью». Первых я искренне уважаю, вторых не осуждаю, потому что отчасти к ним и принадлежу, с той только разницей, что ни в какую «Божью волю» давно не верю. Если меня можно с кем-то сравнить, так это с работником мясокомбината, который никогда в жизни не только не станет есть сосиски, но и кошку свою ими не накормит.


Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?

Да ни за что. Проблема в том, что дверь на выход открывается очень туго. Светская специальность у меня потеряна, я оброс детьми, в значительно степени десоциализировался. Я пока думаю о том, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, в том числе и финансовыми.


Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?

Постоянно, разве только кроме желания уйти в какую-то другую церковь. Здесь для меня все кошки серы, ну, а если не все кошки серы, то все кошки все равно — кошки. Да, я думаю над тем, чтоб уйти, планирую этот уход, но не хочу пока пороть горячку. Кинуть свой крест на стол митрополиту я еще успею.


От чего больше всего устаешь?

От глупости, абсурда и самодурства. Религиозность реально отупляет человека, лишает его самостоятельности, терпимости, человечности. Это можно видеть повсеместно. Это утомляет. Поэтому в моем кругу общения с каждым годом все больше людей, которые не имеют к Церкви никакого отношения или отношение негативное.


Есть ли какая-то разница между тобой настоящим и тобой-священником?

Я бы сказал: нет почти ничего общего. Только очень плохой артист отождествляет свое лицо с гримом и свой ум — с набором реплик из пьесы. А я хороший артист. Церковь это театр, витрина, и обмануть она может только очень неумных и экзальтированных людей, как артист обманывает детей, одеваясь в костюм Деда Мороза. Но ребенок это ребенок, а взрослый человек, верящий разодетому бородатому мужику, который претендует на знание божественного откровения — просто дурак. Ну, а сам мужик, одевшийся в костюм Деда Мороза и верящий, что от этого он в самом деле стал Дедом Морозом — полный идиот.


Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?

На данный момент просто средство выживания.

Каким видится будущее: ближайшее, лет через 10?

Я очень надеюсь на переход количественных изменений в качественные и на революцию в РПЦ, которая в своем нынешнем виде просто обязана перестать существовать. В противном случае, она заслужит если не ненависть народа, то презрение, это точно. И когда система начнет рушиться, я надеюсь на тот момент уже не быть ее частью.

….

А теперь мое мнение обо всем высказанном в этом письме. Сначала выскажусь вообще о позиции священника, потом поговорим о частностях.

Самое первое и основное:

Мы имеем дело с человеком, потерявшим веру. НЕ ПОТОМУ ОН ПОТЕРЯЛ ВЕРУ, ЧТО ТАК ВСЕ ПЛОХО В ЦЕРКВИ, А ПОТОМУ ЕМУ И ПЛОХО, ЧТО ВЕРУ ПОТЕРЯЛ. Чувствуете разницу?
Моя жена через мое плечо глянула на это письмо и сказала: «Бедный, веру потерял. Ну, так пусть уходит из священства и идет работать на светскую работу».
Я прокомментировал: «Не может…»
Жена, искренне: «Почему не может?»
Я задумался. А ведь на самом деле не не-может, а не хочет, потому, что там надо работать, а тут плыви себе по течению: оттарабанил службу, положил денежки в карман и давай, отдыхай. Сиди себе за компьютером и критикуй анонимно Церковь.

Мы скажем: Но ведь это очень подлая, непорядочная позиция...
Ну, – ответит наш батюшка, – потому я такой подлый и непорядочный, что Патриарх плохой, да церковники.

А ведь все именно так! Мы имеем дело с человеком, который абсолютно не соответствует занимаемой должности – НЕВОЗМОЖНО БЫТЬ НЕВЕРУЮЩИМ СВЯЩЕННИКОМ (!!!) И при этом этот человек не покидает своего места только из-за денег, которые мы, верующие, ему несем. Но ведь это обманщик! Он не дает нам того, что должен давать, – священнического служения, которое, по определению, связано с личной верой пастыря, – и при этом получает деньги.

Мне скажут, что хороший священник может быть неверующим, лишь бы был профессионалом своего дела, а я отвечу, что это невозможно. Я много над этим думал. Сводить священство к пению-чтению-говорению проповедей-ответам на богословские вопросы и т.д. нельзя! Нельзя быть теоретическим специалистом в духовных вещах. Настоящая помощь людям предполагает твою личную молитву и твой посильный, но подлинный духовный опыт. Пусть маленький, но живой. А без этого – ты плохой священник, как бы ты красиво не пел и не говорил проповеди.

Можно быть священником слабым и грешным, можно быть сомневающимся и вопрошающим (как Папа в фильме «Молодой Папа»). Это все можно иметь, но при этом, – как бы для кого-то это страшно не звучало, – можно быть священником хорошим. А вот неверующим, то есть не имеющим своего личного духовного опыта, не имеющим личных отношений с Богом, – невозможно!

Любой психолог скажет (а интуитивно мы и так все это знаем), что при общении важны даже не слова, а таинство общения. При общении мы считываем 90% информации, идущей от собеседника подсознательно. И если священник неверующий – как бы красиво он ни говорил, мы считываем, что нам говорят ложь!

Как можно говорить, что ты хороший священник и соответствуешь занимаемой должности, если нет в тебе того живого импульса, того духовного измерения, которые-то и считываются человеком?

Значит, ты – обманщик, ты вор!

Уйди честно и служи в миру людям, но не надо лгать, стоя у престола, произнося молитвы. Мы не верим этим молитвам и твоим советам. Мы слышим молитвы, но в сердце нашем они не откликаются, потому что это бездушные механические слова.

Теперь, второе:

Позиция автора письма абсолютно инфантильная, тут полная личностная незрелость. Автор письма, как ребенок, считает, что старшие за него должны все сделать. Только если они будут что-то делать и менять, тогда станет хорошо.

А ты, дорогой, что лично ты делаешь в этом отношении? Не смотри на других, делай сам. Кто мешает проповедовать, окормлять паству, преподавать?..

Впрочем, давайте перейдем к письму. Я буду цитировать фрагменты и давать свой комментарий.

Период моего воцерковления — середина 90-х годов. Сам знаешь, какое это было время: разброд, шатание, денег нет, жрать нечего, ничего не работает. А Церковь предлагала некую идею в этом хаосе, некий порядок. Я был такой, что пусть без еды и денег, но лишь бы за идею, послужить Богу, человечеству, сделать этот мир лучше и все такое. И получилось так, что, подсев на эту идею, я не смог разглядеть те реальные проблемы Церкви, от которых надо было сразу делать ноги, а они, эти проблемы, маячили у меня перед носом, я с ними сталкивался постоянно, но видеть не хотел…

Итак, когда увидел проблемы – нужно «делать ноги». Хорошая позиция:(

Я вот тоже через какое-то время, придя в Церковь, увидел проблемы, но задал себе вопрос: смогу ли я что-то изменить? Ведь это Церковь родного мне, открывшегося мне Христа, моего Спасителя, Который умер за меня и обещал мне Царство Божие!.. Знакомство с христианской историей даже на самом поверхностном уровне показывает, что в Церкви всегда были проблемы и язвы, потому что Церковь – это сообщество людей, а люди, сами-знаете…

В период моего неофитства мне казалось, что я смогу реально, принципиально что-то в нашей церковной реальности изменить к лучшему. Сейчас иллюзии рассеялись и я стал более трезво смотреть на вещи. Я знаю, что глобально я ситуацию не спасу, но я спасу ее на том участке работы, на который поставлен. Я хочу, чтобы у людей была не слепая и примитивная вера, а зрячая и осмысленная, я хочу, чтобы люди имели живой опыт прикосновения к Богу, и я могу хотя бы поделиться своим мизерным опытом. Я знаю, что у людей страхи, запутанность, потеря ориентира и я смогу донести до нескольких тысяч (благодаря Интернету есть такая возможность) мое видение, мой опыт. И, может быть, кого-то он согреет и поддержит.

Я все это могу, и тогда в чем проблема? Буду делать. То малое, что от меня зависит, но буду делать Я, ЛИЧНО Я, а не буду ждать, пока ситуацию начнут менять к лучшему какие-то дядьки в высоких кабинетах.

Вот та же история с Церковью: прекрасная обложка, прекрасные слова о любви, о Боге, о самоотверженном служении, но за всей этой позолотой — абсолютный смердящий свинарник.

Ну, встречаются «смердящие» вещи, но ведь есть и благовонный запах…
А как же молитвенные минуты, согретые слезами или шепотом радости?
А как же переживание Царства и праздника на Литургии и на других службах?
А как же глаза людей, которым чуть-чуть помог и они светятся радостью и надеждой?
А как же маленькие чудеса, которыми тебя, как заботливый папа, всегда приносящий детям вкусненькое, балует постоянно Господь?
А благоухание Личности Христа, Который любит нас, смотрит на нас и показывает пронзенные руки и ноги, которые Он дал пробить, чтобы нас Спасти?
А как же сонм святых, которые возлюбили Господа даже до смерти?
А как же сияние иного мира в святых и старцах, которые жили совсем недавно, как мой любимый отец Паисий Афонский, и которые доныне в латаных-перелатанных подрясниках встречают тебя на Афоне или в монастырях Востока?
А как же чистые девочки и юноши с лицами, полными света, которых ты постоянно встречаешь в храме? И морщинистые лица стариков и старушек, которым в их тяготах на коммунальных кухнях подставляет плечо Господь?
А как же…
Список можно продолжать долго.
От всего этого захочешь – и не отречешься! Мне, во всяком случае, моя вера дает неизмеримо больше, до стыдного больше, чем я – ей.

Скажу больше: я и свинарник, и грязь нашу целую, потому, что это грязь людей, которые мне дороги. Это не чья-то грязь чужая, а грязь и моя и моих близких. Потому что мы все несовершенны. И над всем этим ты видишь огромное прощение, милость и любовь Божию.
Я – это принимаю и с этим буду работать.

В этом смысле Церковь от секты не отличается вообще ничем. Да, попы не ходят по улицам, как иеговисты, не пристают, не раздают литературу. Но Церковь поступает еще круче. Она выдает себя за оплот патриотизма, хранителя исторической памяти народа, каких-то там абстрактных скреп и традиций, необычные одежды, необычный язык, даже запах в церкви необычный. Все как не отсюда. Знаешь, многие клюют на такую дешевую пропаганду с полпопытки.

Я, как говорят в Одессе, «дико извиняюсь», но ведь Церковь действительно есть оплот патриотизма, хранитель исторической памяти и всяких там скреп. Если бы не Церковь, то куда скатился бы мир? В разврат, потакание страстям и порокам, в забвение исторической миссии, которую несет любой христианский народ – быть городом, стоящим наверху горы и светить всему миру.
Да, эти лозунги сегодня опошлены и девальвированы, но ведь это, все-таки, так и есть. Да, мы, священники, сами не показывающие примера, вещаем об этом своими «скверными устнами», но ведь в этих словах – правда.

По-моему, Кураев как-то сказал нечто вроде: для Церкви канонично то, что ей полезно. От себя добавлю: есть только две абсолютно полезные вещи — деньги и власть. И церковные иерархи это прекрасно знают, и действую в полном соответствии с этим знанием на протяжении сотен лет.

Да, и это есть… Грустно мне читать про то, как Церковь придумывала законы, абсолютизирующие власть царя и епископа, как благословляла гонения на старообрядцев, иноверцев, поддерживала крепостной режим… Я уже молчу про инквизицию и все прочее, но ведь мы определились, что Церковь – это люди. И они могут ошибаться. Временное они могут принять за вечное, свое придуманное могут возвести в статус богоустановленного и незыблемого. Церковь, как она предстала в видении Ерму (читайте раннехристианский документ Пастырь Ермы), – и старая, и молодая одновременно. Старая – потому, что существует очень давно, а молодая – потому, что вечно обновляется, «юнеет».

Да, я за то, чтобы была проведена ревизия наших канонов и некоторых представлений. Но нельзя сказать, что этого процесса нет. Он идет. И спешка тут не самый хороший советчик. Как хорошо сказал тот же отец Андрей Кураев: Минер идет медленно. Но лучше его не обгонять.

...Кирилл выбил из меня всю оставшуюся романтику и иллюзии. Он открыл для всех думающих людей церковную систему во все ее «красоте», показав, что власть и деньги — это именно то, для чего живет РПЦ. И за это надо быть ему благодарным, потому что, если бы не существовало таких замечательных вещей как похмелье и ломка, то все поголовно были бы алкоголиками и наркоманами. И все эти «пуськи», невзоровы, протесты против строительства храмов, пляски с бубном вокруг Исаакия, акции православнутых — это и есть тот самый похмельный синдром, который он всем обеспечил.

А чем Патриарх Кирилл вам не нравится? Часто слышу: "Кирилл! Кирилл!" А спросишь: в чем конкретно есть претензии к Патриарху? – и как-то задумываются.

Надо строить храмы? Надо. Патриарх инициировал программу строительства сотен храмов, и это очень нужно! Нужен Исаакий верующим? Конечно! Хватит из храма делать музейный бизнес-проект. Или вы за то, чтобы ничего не строилось, главное – спокойствие и согласие с безбожниками?

"Пуськи"? Ну, тут я согласен, что священноначалие должно было громче проартикулировать нашу позицию прощения. Это не было сделано. Но ведь Патриарх – он Патриарх для всего общества, а не только для либеральной интеллигенции. В нашем обществе есть запрос на охранительскую позицию, на "скрепы" и проч. И наше священноначалие заняло такую позицию: обидеться и наказать. Мы можем не соглашаться с этим, но ведь и эта позиция имеет права на существование.

А при чем тут "невзоров" и "православнутые"? Они и вправду появились в последние годы, но именно потому, что сейчас выросло поколение людей, которые не боятся озвучивать свою позицию. И их никто за это не репрессирует. А вы хотели бы на их рты накинуть платки?

Меня, напротив, удивляет терпимая позиция Патриарха к иному мнению. В свое время я выступил за то, чтобы отец Иоанн Охлобыстин оставался бы в священнослужении. Я написал ему открытое письмо: http://archive.taday.ru/text/251708.html
Мне потом рассказали, что Патриарху не понравилось, что пишут такие письма, которые идут вразрез с позицией священноначалия. И все. Просто - "не понравилось". Мне даже никто не позвонил, просто рассказали о личной реакции Патриарха. Уважаю его мнение, но остаюсь при своем.

А никого не удивляет, что сегодня открыто публикуются материалы, в которых высказываются критические замечания к церковной жизни (тот же о.А.Кураев, о.В.Чаплин) и никто их не затыкает?

И еще: Патриарх – это начальник, если хотите, босс. Мы можем быть с его мнением несогласны, но босс – он, а не мы. Мы ведь на своей светской работе можем быть несогласны с мнением начальника, он не обязан действовать так, как нам нравится. Это – право начальника. У него другой уровень компетенции, видение вещей, и он может принимать решения, которые нам не близки.
Но анархии нет нигде - нет ее и в Церкви.

Он довел власть архиереев до абсолютного абсурда, сделав их неподсудными феодалами, он практически вышвырнул мирян из любых областей, где можно принимать в Церкви хоть какие-то решения, настроил против Церкви интеллигенцию, лишил рядовое духовенство возможности проявлять малейшую инициативу, он превратил проповедь в митинговую речь, рассчитанную только на уши властей и подвластной им толпы с IQ ниже плинтуса.

Архиереи и были неподсудными феодалами – это печальный факт. С этим я отчасти согласен. "Отчасти", потому что именно при нынешнем Патриархе был учрежден Церковный суд. Туда может обратиться несправедливо обиженный клирик. И я знаю дела, когда несправедливо запрещенный, или лишенный сана клирик восстанавливался по решению этого суда.
А вот дальше – не согласен. Откуда миряне вышвырнуты? Почему рядовое духовенство лишено возможности проявлять инициативу? Действуйте, кто мешает? Может быть, где-то на местах архиереи и мешают, но это их частная инициатива. Проповедническая, миссионерская, педагогическая деятельность – флаг вам в руки.

Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в таком, советском, большевистском смысле слова.

Патриарх – прекрасный проповедник и оратор! Это факт, нравится нам или нет, но признайте правду. Мы можем быть с ним в чем-то не согласны, но то, что Патриарх говорит вещи мудрые, правильные, сбалансированные и избегающие крайностей, которые могут иных соблазнить (мой грех), – это совершеннейший факт. Покажите мне другого церковного спикера у нас или за рубежом, с которым вы полностью согласны и вам его позиция нравится? Нет таких.

Самая главная проблема, на мой взгляд, это абсолютно бесправное положение рядового духовенства. Это все неправда, что попы зажрались и ездят на мерседесах, лезут в школы, и занимаются рейдерством. Всем этим занимается очень тонкая прослойка духовенства, которым по разным причинам можно. Основная масса нормальных, рядовых священников боится лишний раз рот открыть, чтоб произнести что-то, чего нет в Требнике.

Верна – первая половина. А вторая половина этого пассажа неверна. Почему рядовые священники боятся открыть рот? Чего такое, чего нет в Требнике, запрещается? При нынешней церковной администрации из опалы был даже возвращен отец Георгий Кочетков, который при прежнем Патриархе был репрессирован. Я лично – с Кочетковым не согласен, но ему вернули право служения и окормления его, очень своеобразных, общин.

Миссионерские литургии с пояснениями, детские литургии, возможность совершить без всяких справок в епархию Чин молитвенного утешения родственников над самоубийцей (что реально утешает сродников самоубийцы), сокращенный вариант Соборования, другие прекрасные нововведения.

Я, честно говоря, не вижу, чтобы кто-то священников ограничивал в их деятельности и допустимых пастырских экспериментах.

Дал совершенно четко понять, что Церковь не с людьми, а с властью, и благословит все, что будет делать власть. Именно при нем стало не просто можно, но и нужно называть убийство людей «священной войной», именно он объяснил, что прощение может быть «нецелесообразным», что прощать можно только тех, кто поджимает хвост перед властью. На панк-молебне в ХХС прозвучал самый главный «прокимен»: «Патриарх Гундяй верит в Путина, лучше бы в Бога, с..ка верил». Никогда на Руси скоморохи не отличались особой нравственностью, но правду о царе говорить умели всегда.

Церковное священноначалие не идет вопреки власти. А нужно, чтобы шло? Нужно, чтобы, вместо созидания, шла работа на разделение общества?

Пока речь не идет о принципиальных вещах, Церковь поддерживает власть и молится за нее. Так было всегда. И Христос ничего не говорил об оккупантах-римлянах, и первохристиане не бунтовали против власти. Но в принципиальнейших вещах, как озвучил позицию Церкви Ап. Петр, " должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян 5:29).

В большинстве епархиальных управлений (а мне об этом хорошо известно из рассказов тех священников, которые от этого пострадали) есть специальные люди, которые постоянно мониторят все, что священники пишут в социальных сетях, и все эти распечатки кладутся на стол архиерею. И за какой-то невинный комментарий, анекдот, несанкционированное суждение можно потерять место на приходе. Это факт.

А я вообще за то, чтобы священники не скрывались за никами и анонимными аватарками. Мне бывает противно, когда я читаю какую-нибудь гадость и знаю, что за ником скрывается священник. Я считаю, что священник должен быть более ответственным за свои слова и не подливать масла в огонь, когда идет волна хулы. Если боишься – лучше молчи. Готов сказать правду и за это пострадать от архиерея м говори.

Хорошо было бы, чтобы архиереи не наказывали за твое суждение? Да. Но это зависит опять же от самого архиерея.

Вообще в письме "священника", которое я разбираю, много критики на архиереев. Справедливой. Есть такие, по-видимому, не совсем достойные. Но я лично знаю некоторых архиереев и скажу, что те, кого я знаю, – достойные люди. Да, у них есть свое мнение и если ты не соответствуешь ему, можешь лишиться и прихода, но, дорогие, это опять вопрос о начальнике. Не можешь работать с этим начальником – уходи к другому. Не можешь ужиться с этим архиереем, иди к другому.

Все время стонут, что можно лишиться прихода. Да какая разница? Ты Богу и людям пришел служить, или приходу? Я совершенно не привязываюсь к месту своего служения. Если меня завтра отправят в глухую деревню, буду трудиться там. Проповедовать, окормлять людей, писать тексты и видео. И я знаю, что мои духовные чада будут приезжать ко мне. Не надо ни к чему привязываться! Обидно? Да, меня самого, в свое время, сняли с настоятельства и перевели на другой приход самым младшим священником, но ведь ничего не делается без Промысла Божия?

Читая про то, как какого-то батюшку сняли и у него случился сердечный приступ, могу сказать, что у этого батюшки было нездоровое отношение к его приходу. Христианское отношение к месту служения должно быть совсем другим. Ни к чему не привязываемся.

Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?
Очень по-разному живут. Как я уже сказал, есть очень богатые, есть очень бедные. Богатым мне побывать не довелось, а вот что такое полтора года сидеть вообще без денег, я знаю. Друзья выручали, помогли хоть как-то протянуть это время.
Я знаю одного священника, который, сидя так же без денег, просил благочинного занять ему средства на лекарства для умирающего отца, на что получил ответ: я только что заплатил взносы в епархию и у меня нет ни копейки.


Священник, который любит людей и свое служение, с голоду не умрет. Помню, пришел к нам в храм один батюшка. И начал плакаться, как бедно живет. А отец Павел – был у нас такой батюшка – ему отвечает: "Ты люби людей, и люди тебя будут любить". И тот священник не внял. Ушел и до сих пор (лет уже 10) плачется, а тот, кто ему сказал, живет хорошо. Потому, что отец Павел, не обладая ни проповедническим, ни каким-то иным катехизаторским даром, никогда не отказывает людям в молитве. Попросят его помолиться, послужить, он всегда откликается. И люди его очень любят.
Это я к чему рассказал? А к тому, что я не видел ни одного священника, который был бы добр к людям и люди его оставили в беде и в голоде. Есть приходы архи-бедные. Но, если ты любишь людей, через несколько лет у тебя возникает круг духовных чад, которые тебя в обиду не дадут.
Если какой-то батюшка просил благочинного (!) одолжить денег, то значит, у этого священника вообще нет духовных чад. И как это характеризует этого батюшку?..

Среди священников довольно много неверующих, иногда, в частном разговоре, откровенных атеистов... Да, для значительной части духовенства вся эта православная жизнь это просто позволение использовать себя за деньги или хотя бы за то, чтоб не вышвырнули на улицу. Поэтому за деньги тебе в церкви отпоют хоть сатаниста.

Я вот знаю, наверное, сотню священников, и среди них не знаю ни одного атеиста. Наверное, такие беспринципные обманщики есть, но их единицы. И я не знаю ни одного священника, который бы отпел сатаниста или цинично высказался по поводу святыни. Допускаю, что такие есть, и это очень грустно. Это с очень плохой стороны характеризует человека, который только для того, чтобы не идти работать на светскую работу, как все нормальные люди, обманывает людей в храме.

Социальная, миссионерская, молодежная деятельность — это реальность или фикция?
Абсолютно полное, откровенное втирание очков. Для заметки на сайте, для того, чтобы отчитаться. От их просветительской работы градус тупости и абсурда только растет, от всех этих пафосных речей про реабилитацию наркозависимых и алкоголиков самому хочется уколоться и забыться.

Это откровенное вранье. Есть социальная деятельность, и она усилилась после прихода к церковному рулю Патриарха Кирилла. Да, на некоторых приходах "втирают очки" церковному начальству и всяким епархиальным комиссиям, но это вопрос опять же к этим настоятелям и к этим батюшкам. Что Патриарх может сделать? Он требует вести работу, посылает комиссии и проверки, но он не может встать рядом с каждым и вместе с ним что-то делать.

У меня встречный вопрос к автору письма: а что должен сделать Патриарх, чтобы наши батюшки начали заниматься социальной деятельностью? Какие кнуты или пряники использовать, чтобы расшевелить обленившихся?..
Это ведь опять вопрос про активную позицию. Если нет ее у батюшки, то кто его мотивирует что-то делать?

Кстати о «голубизне»...

Есть такие люди в рядах священнослужителей. Их немного, и они тщательно шифруются. И мне трудно поверить, что где-то имеет место какое-то административное давление, если ты отказался оказывать подобного рода услуги епископу-гомосексуалисту. Но представим, что это так. Ну что, с прихода батюшку выгонят? Ну, иди на другой приход. Ну, запиши скрытой камерой приставания и направь в Патриархию. Но не ной, займи активную позицию...

Зарплаты в основном серые в конвертах (официальная зарплата ничтожна), и их величина прямо пропорциональна наличию совести у настоятеля или благочинного. Проблема еще в том, что епархиальное управление выдаивает приходы досуха, а это уже прямо пропорционально зависит от вменяемости и жадности архиерея. Поэтому в разных епархиях по-разному — от полной невменяемости, до вполне приемлемой ситуации.

Официальные зарплаты и правда ничтожные, но, насколько я знаю, священники все же живут на пожертвования прихожан. Мне моей зарплаты хватит только на еду для семьи (и то не хватит), но если пастырь любит своих духовных чад, то овечки не оставят его своей заботой. На это мы, рядовые священники, и живем.
В этом смысле гораздо большее попечение нужно иметь о диаконах и других служителях храма. У них нет духовных чад, и они нуждаются в том, чтобы их зарплаты (белые или серые) соответствовали нормальному уровню.

Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?
Ощущает себя так же, как ощущает себя мужчина, женившийся на прекрасной целомудренной девушке, а прожив с ней несколько лет, понимает, что она всего лишь рядовая шлюха.

Нет, священник, после 10 лет служения все же ощущает себя иначе. Женившись на прекрасной девушке, ты начинаешь открывать в ней жену. За 10 лет брака иллюзии спадают, но зато ты видишь, что твоя женщина еще прекрасней, еще интересней (хотя и не без проблем), чем казалось во время влюбленности.

Как семейный системный психолог (есть у меня такое образование) скажу совершенно ответственно: тот, кто через 10 лет видит жену шлюхой, – на самом деле ничтожный супруг! Он не потрудился за эти годы построить крепкие и подлинные отношения, он ждал от своей женщины чего-то своего, эгоистичного. Женщина в его руках не раскрылась, она осталась ему чужой... Если ко мне придет такой мужчина и скажет это про свою избранницу, я не ему, а ей скажу: бегите от такого мужа!

А, вообще, стоит задуматься о том, что это за отношение такое: сначала абсолютный восторг и идеализация, затем полное обесценивание и отвержение. Зрелый человек, даже будучи влюбленным (а это, конечно, состояние, когда возлюбленный идеализируется), не теряет связь с реальностью полностью, даже в этом состоянии он видит все-таки и реального человека тоже, а не только какой-то придуманный совершенный образ. И это залог того, что при встрече с реальностью (когда влюбленность пройдет) он не будет полностью разочарован встречей с кем-то совершенно незнакомым. Но есть люди, которые действительно неспособны на это. Они, действительно, сначала объект идеализируют, а затем полностью обесценивают. Собственно, Другого, как такового там и нет, оба образа (совершенный и безобразный) существуют в воображении такого человека. И это его характеристика, а не того Другого, к которому вроде бы направлены чувства. На месте этого Другого может быть кто и что угодно, история будет повторяться. И в жизни таким людям очень сложно строить долговременные отношения, они, по понятным причинам, у них не складываются. И, вообще, людям с ними очень сложно, мало кто способен выдерживать такое отношение к себе.
Священник описывает как раз такую ситуацию – Церковь виделась ему сначала совершенной, потом отвратительной. Но, вообще-то, Церковь, как и любое явление, состоящее из живых людей, имеющее отношение к нашей реальности, содержит в себе самые разные оттенки. И после первой влюбленности в нее человек начинает больше узнавать о ней и видит не только плохое, но и хорошее.

Шатание от идеализации к обесцениванию – характеристика незрелой личности. Зрелая личность умеет интегрировать разные аспекты реальности. Реальность не черно-белая, она многоцветная. В ней есть и хорошее и плохое, и грустное и радостное. Это относится абсолютно ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни.
Это позиция ребенка, а мир на самом деле – тем более Церковь, имеет много оттенков.

Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?
Да ни за что. Проблема в том, что дверь на выход открывается очень туго. Светская специальность у меня потеряна, я оброс детьми, в значительно степени десоциализировался. Я пока думаю о том, как выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, в том числе и финансовыми.

Стараюсь никого не осуждать, но тут просится с языка: лентяй и обманщик! Разуверился – иди на завод работать, иди дворником. Не обманывай людей, которые с израненными и искренне открытыми душами приходят к священнику, как к Богу.

...Вот и все. Нет сил и желания комментировать дальше. Стараюсь не осуждать своего собрата-священника, потерявшего веру, но хотелось бы обратить к нему такие слова:

Жизнь коротка. Не изменяй себе, не трать драгоценный срок жизни на ложь, не поступай, как слабак и лентяй, а уйди из Церкви. Иди на светскую работу. А Господь будет терпеливо и заботливо (Он тебя и твою семью не оставит) ждать твоего возвращения. Как блудного сына.
А мы пока в нашей несовершенной, но любимой Церкви будем трудиться, чтобы исправить плохое и укоренить хорошее. Нам наша супруга нравится. Мы знаем ее, и морщинки, и прыщики, но от этого любим ее только сильнее.
  • Like
Реакции: 27 человек

Комментарии

Большое спасибо, отец Константин, за Вашу жизненную позицию, и как священника, и как человека. Бог Вам в помощь!

А вот у автора письма, кем бы он ни был, я, как раз, никакой позиции и не увидел. Это письмо не позиция, а более чем красноречивая характеристика внутреннего мира человека, его написавшего. Если в твоей душе одни только нечистоты, то и вокруг себя ты, кроме них, ничего больше не увидишь.
 
Здравствуйте! Спасибо что предупредили что лучше не читать, но я все таки не удержался и начал читать. Прочитал чуток, потом стал читать через строчку, а потом как дошел до этих ..лядей устроивших пляски в Храме и вовсе пошел блевать. У меня на любую информацию о них вызывается рвотный рефлекс и ничего не могу с собой поделать. Но не об этом речь. Я если честно вообще про письмо анонимного якобы священника не слышал. Почему я не верю в то что эту чушню писал священник, если так, то почему бы ему не высказаться в открытую?! Такой то такой то с тем и тем не согласен. Ну помните как полицейские или врачи не так давно без всякой анонимности выкладывали ролики где рассказывали с чем они не согласны в своих ведомствах и никто не прерывался анонимностью.
А почему священник от своего имени не мог выложить это письмо? Ответ один, потому что нет никакого священника. Извините, любой идиот может испражниться на несколько листов в инете и подписаться кем хочешь. Мое мнение тут и обсуждать нечего, тут как с хульными помыслами лучшее лекарство от них это игнор.
 
то почему бы ему не высказаться в открытую?! Такой то такой то с тем и тем не согласен. Ну помните как полицейские или врачи не так давно без всякой анонимности выкладывали ролики где рассказывали с чем они не согласны в своих ведомствах и никто не прерывался анонимностью
. Согласна с Олегом и еще добавлю к написанному. Не могу поверить, что те мужчины, которым сегодня по сорок ( плюс +-минус) лет стали сегодня такими запуганными. Не укладывается в голове написанная анонимка, неужели все так страшно: сидят по кухням, шепчутся и дрожат от страха перед архиереями. Я тоже думаю, что писал не священник, потому что написан какой то позор 40 летним мужикам...
 
ППКС, отче!
Меня, знаете, никогда особо не привлекало православие как традиция, как культура в таком внешнем смысле. Как и особо русское - кокошники, хороводы, берёзки. И признаюсь не всегда чувствуют себя и в Храмах как рыба в воде. Особенно не люблю барокко. Нет, я даже вполне себе русский националист, я люблю русское и европейское, потому, что это моё, мой язык, моя цивилизация, моя культура. Но люблю я это не за внешние атрибуты совсем. Моему характеру куда больше бы подошла эстетика ислама, иудаизма, зороастризма даже пожалуй. И японский самурай мне эстетически симпатичней русского богатыря.
Но/и... я не случайно христианин. Осмысленность веры я получил, пожалуй, через труды о.Александра Меня. Он писал о многом, но о чём бы он не говорил - говорил о Христе. Тогда я познал действительно, что христианство - христоцентрично.
Может быть эстетически, психологически мне подошла бы лучше какая-то другая религия. Да и вообще христианство не самая удобная религия, та же довольно жёсткая сексуальная мораль, так скажем, вызывает вопросы.
Но... вот только я знаю в Кого уверовал.
Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни
Да, я такой скорее кабинетный богослов, не особо практик. Но вот даже из чистого религиоведения я увидел, что просто нет никакого иного бога подобного Иисусу Христу. Нигде больше я Его не найду. Христос удивительный Бог, Бог Чудный, уникальный. Другого такого нет. И Его религия такая же удивительная. Как было сказано на одном форуме православный миф самый внутренне-непротиворечивый, православие на удивление логичная, целостная, последовательная концепция, где каждый догмат связан с другим.
И читая Писание, пророков всё больше и больше вижу, что слово Божие - чистое серебро, имеющее вес.

Так вот, в общем в Церкви, кроме Иисуса Христа искать нечего. И кроме Иисуса Христа всё не так уж интересно.

Так вот в этом письме анонимуса я услышал о чём угодно, но только не о Христе. По этой же причине я бросил читать ЖЖ Кураева. Отец дьякон уже давно пишет о чём угодно, только не о Христе. А христианство - это о Христе. Как и Сам Иисус, так и Апостолы Его проповедовали не дружбу народов, не социальную справедливость, а веру в Иисуса Христа.
все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа - говорит Апостол.

А с первых строчек анонимуса прекрасно видно, что Христа он никогда и не знал и знать не собирался.
Церковь предлагала некую идею в этом хаосе, некий порядок. Я был такой, что пусть без еды и денег, но лишь бы за идею, послужить Богу, человечеству, сделать этот мир лучше и все такое. И получилось так, что, подсев на эту идею, я не смог разглядеть те реальные проблемы Церкви, от которых надо было сразу делать ноги
Вот именно "и всё такое". За всё хорошее против всего плохого. Вот собственно и вся идея на которую он подсел и в которой так разочаровался. Она ничем не отличается от идеи мировой революции, побед демократии и прочего "равенства и братства".
Только вот у Церкви главная идея совсем другая. Идея Церкви вера во Христа. И уже во Христе и через Христа приложится всё остальное.

Христианство вообще говорит о том, что люди сами по себе не то что мир, а сами себя не могут сделать лучше. Человекам это невозможно. Потому мы и верим в Спасителя, что сами не можем не то, что мир, самих себя спасти.

И если для анонимуса это сказка, то мне глубоко плевать на то, что он думает о моей вере. Он её, очевидно, никогда и не понимал. А уж я то как-то сам разберусь с тем, во что, в Кого, и почему я верю.

И не удивительно, что анонимус ничего не говорит о мирянах. Ну только головой качает о "бесправии мирян", но собственно сами миряне ему не интересны. Для него миряне просто масса оболваненных дурачков. Но он настолько атеист, что не верит в их веру. Ему совершенно не важно, что миряне верующие. Что они верят во Христа. Он о них и не говорит. Для него вся религия укладывается в простой шаблон старой как бородка Ильича атеистической пропаганды. Анонимус вообще не осмысляет сам феномен религиозности, он не верит, что религия для людей имеет смысл. Для него вера - сказка, а верующие дурачки.
И о мирянах он печётся только лишь в показательном смысле как о нещадно эксплуатируемом пролетариате. Его совершенно не заботит религиозность мирян, их чувства и их религиозные нужны. Ему вообще это не понятно.
А между тем, человеческая история говорит о том, что религиозность двигает цивилизации. Но для анонимуса всё укладывается в простую махинацию. Это унылый примитивизм атеистического религиоведения. Это настолько бородатый баян, что даже не интересно.

В общем всё письмо анонимуса о том, что церковники сволочи, давайте их поругаем. А за что их ругать? Сам анонимус такая же сволочь, точно также обманывает дурачков-мирян, за которых якобы переживает.

Перед нами типичный большевик. Ему плевать хотелось на мирян, их веру. Церковь, Христос - для него пустые слова. Это письмо плач большевика о том, что у кого-то есть деньги, а у него нет. Вот и всё.
 
Здравствуйте,
Если пройти по ссылке, то там рубрика, в которой планируются "Исповедь анонимного священника, Исповедь анонимного дьячка, Исповедь анонимного прихожанина.", исповедь бывшей послушницы уже ведь была..
"Разумеется, в этих рассказах мы ожидаем увидеть описание проблем, которые вы видите на приходе или в епархии, а не елейных рассказов о том, как «ярко светило солнышко в день праздничка, а лица причастников было одухотворены проповедью владыченьки!». Подобные тексты будут отправляться в корзину."
Там ожидают письма анонимные и с непременными помоями.
Цитаты взятые с ресурса выделила коричневым, потому что этот цвет по смыслу подходит.
Чтиво подобное я стараюсь избегать, но рада тому факту, что наткнулась на него до Великого поста.

P.S. заметила, что там использовали фото отца Сергия Шалберова
 
Последнее редактирование модератором:
В авторской колонке указано имя Алексей Плужников.
Есть такой священник, интересно, это он?
 
У меня тоже подозрение, что не было никакого священника и его откровений, а статья скорее чей-то заказ. Похоже на работу профессионала копирайтера или журналиста. Личности не видно. Общие рассуждения и заблуждения далеких от Церкви людей.
 
Последнее редактирование модератором:
Благословите, батюшка!

Разделяю Ваши сомнения: мне кажется, это не священник писал.
На это указывает ряд косвенных признаков: стиль письма, лексика, характерная для люмпен-интеллигента, - не несут и малейшего отпечатка от того немалого срока, который автор якобы провел, общаясь в церковной среде.

Кроме того, известно, что ничего не бывает абсолютно черным. В любом коллективе, в любой организации, везде есть свои "светлые пятнышки", которые делают работу там терпимой. И, даже если по разным причинам терпеть пребывание в таком коллективе более нет мочи, об этих светлых пятнышках человек всегда вспоминает с теплом.
В Церкви светлых, добрых и хороших людей много, но автор ни словом не помянул никого из них... церковный ли он человек?

И главное: письмо пропитано ненавистью не только к Церкви, но и ко Христу! Полным отсутствием Веры! Могу себе представить досаду человека, испытывающего материальные затруднения и находящегося под давлением начальства... но, если человек пришел в Церковь когда-то, и, более того, стал пастырем, значит, он верил во Христа! Как возможно, чтобы под влиянием житейских, в общем-то, вещей человек смог отринуть от себя Евангелие, перестать исповедовать Христа Богом, забыть все?

Невозможно это, поэтому я и думаю, что письмо это - фейк.

Храни Господь,
 
Спасибо, о. Константин за такой подробный "разбор полетов". Спасибо, что нашли время и возможность копаться в этой болезненной ахинее и по пунктам разобрать симптомы нарывающего гнойника. Такое тоже нужно знать, чтобы не попасться на удочку таких псевдо-священников, бывших верующих и т.п. Вы правы. Этот человек, не важно, кто он, во Христа не верит. Это чужой человек для Церкви.
Ему нужно уходить в другую, светскую жизнь, если, конечно, он в состоянии прислушаться к советам. Ну и Бог ему судья. А мы прочитали, пожали плечами, вымыли руки и пошли каждый в свой Храм, разговаривать со своим священником. С тем, кому мы доверяем.
 
Всё же решился прочитать некоторые места этого письма. Конечно, это похоже на писание обиженного человека. Отдельные случаи из того что написано имеют место быть, сам был много этому свидетелем. Но трактовать это можно на любой лад. Здесь собран весь негатив, который можно собрать. Не верю, что это писал батюшка. А если писал, то его нужно пожалеть, но служить думаю в таком положении нельзя. потому как такое мнение может сложиться от ближнего окружения, там увидел, там шепнули на ухо, прихожане может начитались и на исповеди такие страхи внушают. Такие явления как это письмо, я часто слышу от людей далёких от Церкви, где то увидевших, или услышавших. И единственное что приходит в голову, держаться подальше от тех, кто такое испускает. А проблемы в Церкви действительно есть, и эти отдельные случаи разрастаются до небывалой величины, и методом слухов становятся определением всей Церкви. А клеветник известен.
 
Жаль мне этого духовного дезертира. Как же этот несчастный батюшка позволил своей душе выгореть без остатка? Конечно, радость первой встречи с Богом нельзя навсегда удержать у себя: это чудо приходит и уходит, как гость. Но этот чудесный гость оставляет после себя благодарение Богу, Которым создается, Которым питается продолжение жизни… Я тоже вижу вокруг много недоброго - за тридцать лет моего пребывания в Церкви нечистота в церковной ограде постоянно соблазняет, выявляя гибельное несовершенство человеческой души. Однако воспоминание чистой и доверчивой радости духовного детства понуждает тратить все свои силы на преследование тёмных и бесчисленных соблазняющих духов, непрестанно мелькающих в душе. Мне нравится церковная служба, мне очень хочется видеть себя лучшим тут, среди святых образов и благоговейных богомольцев, где думы о несправедливости церковной жизни теряют свою остроту, а необъятный звук ангельского славословия вливает в душу спокойствие и, ласково укрощая злые порывы, молитвенно рождает мечтания о Небесной Вечности. И за каждой литургией, без всякого исключения, поднимается широкое, теплое чувство, которое, охватывая всю душу, очищает её от накопившейся житейской скверны. Конечно, невозможно не видеть и не понимать, что в Церкви, как и в миру, существует социальное неравенство и имущественная несправедливость, что властные люди зачастую грубы и походя оскорбляют и унижают зависимых от них. Конечно, трудно освободиться от всей мерзости и лжи нашей жизни и научиться любоваться человеком, как самым красивым и чудным Божьим явлением на планете нашей. Но сердце сокрушенное лечится молитвой: бывает помолишься - и вчерашний день становится последним днем серой опостылевшей жизни, а наутро все встречные кажутся ясными, как дети, которые дружно и уверенно знают, что с ними Бог! И в душе становится просто и легко: мои прихожане нравятся мне, и я готов идти рядом с ними всюду, куда надобно - куда Сам Господь поведёт ищущих Его. Как же хорошо иметь право назвать людей ближними! И ещё более хорошо чувствовать их своими, единодушными тебе, родными людьми, для которых твоя жизнь – их общая жизнь, твоё счастье – их общее счастье!

P.S. Содержание рассказа "Отец диакон" не имеет никакого отношения к моему изображению в заголовке!
 
Последнее редактирование модератором:
Батюшка Сергий! Так если есть возможность, стоит обличить этих лжецов, ведь если люди увидят этот обман, то возможно меньше станут верить и другим лжесвидетельствам.
Если эту ложь не пресекать, последствия могут быть катастрофическими. Так в феврале 1917 года ложью свергли царя, а в октябре того же года и последующие годы, ложью пытались уничтожить Церковь. Сильные выстоят, а что будет с немощными в вере?
 
Рекомендую найти и прочитать книгу: " Воспоминания. Том1. Сентябрь1915-Март 1917. Князь Н.Д.Жевахов. Это книга как бы оригинал того отражения в которое втягивают нас сегодня.
 
Спаси Вас, Господи, отец Константин!
С момента прочтения первых строк сего "письма" заколотилось в сознании моём, и не утихло до самых последних строк: "не верю". У "письма" нет ни адресата, ни корреспондента (не указаны "автором"). По форме напоминает некое интервью, но если прочитать отдельно только "вопросы"... Не журналист их задавал, а, как мне подумалось, автор сам разместил их, дабы разбить на "главки" своё изложение. Служитель церковный ли писал это? Думаю, что нет. Может быть, ряженый в священнослужителя, а может быть лицедействующий в таком образе. Но и в такой ипостаси сей мим не забавен, и не являет своей словесной пантомимой никакого откровения, никакой потехи публике, праздно пытающейся внять.
Если всё же мои мудрования - пусты, и сей опус действительно вышел из-под руки священнослужителя - Бог ему судья. Лично меня и моих родных такими "сочинениями" не отвадить от заутрений, литургий и всенощных (когда они выдаются на выходные), ни от домашних молитв и чтений в кругу семьи вечером. Не переменить "автору" и отношения к священникам и служителям нашей Троицкой церкви Челябинска, ни к священникам и служителям любой другой церкви в России, где ещё сподобит Господь постоять на службе перед лицом Его.
Советский и российский поэт, Дмитрий Антонович Сухарев, написал такие строчки:

Чем клясть вселенский мрак,
Затеплим огонёк.
Так думает дурак,
А умным - невдомёк.

И легче дураку,
И в мире не темно,
И умные стучат
К нему
в окно.


Спаси Вас, Господи, отец Константин, и всем, кто верен служению Господу, даже и до смерти, за свет ваших огоньков. Иначе бы в мире тьма была кромешная.
 
… Если эту ложь не пресекать, последствия могут быть катастрофическими….. Сильные выстоят, а что будет с немощными в вере?
А как пресечь, если это не откровенная ложь, а лукавая полуправда? Кто поверит слову, если дела свидетельствуют об ином? Ведь, признаемся, иногда нам, служителям Церкви, не только сам подвиг, но даже само это слово вдруг становится чуждо – анонимная «исповедь священника» - тому страшное свидетельство. И трудно скрывать душераздирающий факт, как всё чаще и чаще в лице своих представителей Церковь теряет свою святость - поэтому слабые люди всё меньше в неё верят, и всё меньше она значит для общества. Святитель Киприан писал: «В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Будем же сосудами золотыми или серебряными. А право сокрушать глиняные сосуды предоставлено единому Господу».

Пресечь низких клевретов и подлых предателей можно только противопоставив им собственную святость! Немощным людям нужен зримый источник святости в лице конкретного батюшки – соучастника их благого позыва, который бы сказал им с великой любовью: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство!» Русский человек, несмотря на секулярную пропаганду, интуитивно чувствует, что спасти его может только Бог, спасти святостью, которую любовью и подвигом должны воспринять люди. Но, не имея крепкой веры и из-за этого не ощущая собственной греховности, оказываются они не в состоянии осознать себя ниже всяких соблазнителей – и отдаляются от Бога. Но всё равно, в глубине души, терпеливо ждут они не расчётливого наемника, а пастыря доброго, праведника Божьего, который всё, до последней копеечки, до последнего удара сердца, раздаст просящим, нищим, больным, страждущим, сирым, калекам и странникам. Чтобы полюбил он нашу страдающую землю, полюбил так же крепко, как любит её простая многодетная русская баба, измотанная безденежьем, тяжёлым трудом и безумием спивающегося от безверия мужа. А достойные-то есть, таковых на Руси немало. Пусть же не наёмники придут к нашим бедным людям, а лучшие из лучших, имеющие от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей. Пусть на смену ленивым в молитве и в высшем творческом труде придут отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца, люди того же духа, что и новомученики и исповедники ХХ века…
 
Последнее редактирование:
анонимный автор смешал правду и ложь....сначала вроде соглашаешься с чем-то, но потом ловишь себя на мысли - что то тут не так. И понимаешь что это же сатана так поступает.
 
Последнее редактирование:
очень рад что отец Константин теперь негативно относится к деятельности Кочеткова и его секты...если мне не изменяет память, ранее он был более терпим.
 
С
При всей лживости этого письма, оно родилось не на пустом месте. И дорогу подобным письмам проложили те самые священники, которые не считают обязательным выполнять все указания Служебника, которые сами решают, что оставить, а что изменить в Церковных канонах, которые "причащают своей ложечкой". Именно подобное самоволие - дитя гордыни - и приводит к таким письмам. Приводит к тому, что люди перестают верить ВСЕМ священникам, и в итоге - всей Церкви.
Вы, конечно, уберете этот комент, и это правильно. Но надеюсь, что вину за происходящее сейчас в Церкви и вокруг нее возложите не только на анонимов, но и на более знакомых Вам личностей.
За сим простите за высказывания, наболело, знаете ли, это постоянное расхождение слов и дел
 
Бедный, бедный священник, сломался человек, жаль его.
Лично знаю хороших простых верующих священников, которые уходили за штат, потому что реально нечем было кормить семью, налоги на епархию были очень большие, часто почти ничего не оставалось для семьи, и они уходили, уходили с болью...
Конечно, можно иметь смежную специальность, работать и служить, но проблема удаленности сельскогоо населенного пункта не всегда легко решаема. И, конечно, хочется понимающего, человечного отношения со стороны церковных властей, не то, чтобы христианского, хотя бы просто человеческого, а когда ты звонишь, и говоришь, что реально нет денег на налог, просто нет, а тебе отвечают: "Твои проблемы!", то это ломает, это реально больно, когда благочинному и т.д. все равно, и дело не только в финансовых вопросах, дело, как всегда в человеческих отношениях, мы все человеки, у нас у всех бывают трудности, болеют дети, иногда нужны деньги, порой хорошие на лечение, всякое бывает...
Иногда помогают совершенно незнакомые люди, порой в мелочах, Стоишь бывало в снегу, машина заглохла и совершенно незнакомый человек просто останавливается и спрашивает: "Чем помочь, может аккумулятор прикурить, и т.д.?" и думаешь "дай жеж Бог тебе здоровья, остановился, не поленился", а ведь чужой человек, возможно совершенно неверующий.
И вспоминаются слова митрополита Антония Сурожского "прежде чем стать христианином, надо научиться быть человеком", поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
На мой взгляд автор перегнул палку, конечно, все зависит от самого священника, прежде всего миссионерская деятельность, искренняя вера, честность и искренность в служении, в молитве, в отношении к людям, без громких слов, просто честность перед самим собой, если этого не было с самого начала, нужно было подождать с рукоположением, поработать на светской работе, утвердиться в вере, а потом решать, нужно тебе это или нет, но, принимая сан, священник должен быть готов, что приход будет бедным и кормить его не будет, а к этому не все готовы, вот и ломаются, и это печально.
Насчет священников-атеистов, тут вообще полный завал, ты ведь служишь Богу, а не архииерею, это откровенное лицемерие, священник потерявший веру это печально, священник-атеист, актер - это лицемер и врун.
Но финансовая система имеет ооочень много недостатков, увы, это факт.
 
Сверху