Женщины при храме...

Женщины при храме...
Мнение апостола Павла

Недавно вышел сериал, который называется «Молодой Папа». Сериал о том, как католики выбирают нового Папу, молодого человека, который пытается вернуть Церковь к первохристианскому пониманию вещей. В частности, там есть такой момент. Он только вступил, несколько дней, в должность, и к нему приходит одна дама, которая является финансовым директором Ватикана, и она говорит ему, что, вот, Ваше Святейшество, нужно как можно скорее Вам сфотографироваться в разных видах, пройти фотосессию. Он: «Зачем?с Она: «Потому что мы запускаем линейку товаров, разных сувениров с изображением Папы – это очень большие деньги. В частности, вот, мы будем там зажигалки, пепельницы, брелочки, постеры с изображением Папы делать, тарелки. Вот, – говорит, – посмотрите какие хорошие тарелки мы будем делать. Ручная работа, будем заказывать в очень хорошей мастерской». Гостья показывает Папе на компьютере варианты тарелок. Он говорит: «Очень красиво». Дама добавляет: «А в середине будет Ваш портрет». Папа говорит: «Подождите меня секундочку». Уходит в соседнюю комнату. Потом возвращается с белой тарелкой. И говорит: «Вот, видите эту тарелку? Это хорошая тарелка. Но уж если и хочется кого-то изображать на ней, то в середине должен быть Иисус Христос. Не мой портрет, а Христос, моего портрета там не будет. А если не будет Христа – тарелка должна оставаться белой. Или – Христос, или – ничего».
И все окружающие ошеломлены, потому что это большие деньги! А мы привыкли зарабатывать деньги, и Церковь привыкла зарабатывать деньги. И вдруг такое разочарование... И понимаешь, что что-то в нас изменилось по сравнению с первохристианским временем... Скажете, это касается только католиков, это их проблема?.. Не думаю.
Действительно, пройден огромный путь Церковью Христовой, что православными, что католиками. Я не буду сейчас разделять католиков и православных. Хотя мы в состоянии раскола, но, тем не менее, что православные, что католики прошли одинаковый по длине исторический путь. И проблемы, язвы, приобретенные на этом пути, очень похожи. В чем я вижу одну из больших проблем? В том, что мы очень часто смотрим на жизнь через призму века сего, ценностей века сего: бизнес, деньги, популярность, человеческий почет, награды, ордена, звания, успех... Все это, конечно, мишура в глазах Господа. Нам необходимо с вами перечитывать Священное Писание, особенно, конечно, Новый Завет, который знакомит нас с жизнью первых христиан. Это очень важно, мы с вами увидим, какими были первые христиане. Также я очень рекомендую всем читать ранних святых отцов. И когда мы читаем эти творения, мы слышим с вами это дыхание первохристианское, а первохристианский импульс – это очень важный импульс, которому мы должны следовать, потому что на протяжении двух тысячелетий мы очень многим отяготились, многое в нашем сознании изменилось. К сожалению, часто очень в плохом смысле изменилось. Мы вступили в союз с веком сим, миром сим. Вступили в союзничество с ценностями, которые ко Христу не имеют никакого отношения. Я всегда, перечитывая апостола Павла, а также читая сочинения отцов первых веков, пытаюсь анализировать: какими мы стали, что в нас изменилось, что в нас понизилось по сравнению с той высотой, на которой находились эти первые христиане? Почему они были во многом другими? Потому, что они встретили Господа, живого Господа Воскресшего. Это просто перевернуло их жизнь. Они стали совершенно другими людьми, и они жили в соответствии с этими новыми ценностями. И еще они верили в Его скорое возвращение. Он Сам говорил, что вернется, но не уточнил, когда. Вот люди и думали, что это произойдет в обозримом будущем.
А потом произошло следующее. Христиане жили по-прежнему, но Христос все не приходил и не приходил, Второго Пришествия все нет и нет, и температура их духовности стала понижаться. Это очень грустный процесс, но это – факт. И потихоньку христиане стали входить с миром сим в отношения и стали перенимать ценности мира сего. Понятно, что в отношение каких-то базовых принципов, таких вещей, как, например, поддержка традиционной семьи, осуждение блуда, извращений, гомосексуализма, неприятие абортов, понятно, что в этих базовых вещах Церковь, она всегда остается верна своим традициям, своему Преданию. Это незыблемые вещи, но в отношении вещей не принципиальных, на первый взгляд, мы с вами очень многое утеряли по сравнению вот с этой первохристианской горячностью. Например, для христианина сегодня совершенно естественно лукавить, обманывать. Вот из этого же фильма, о котором я упомянул вначале. Опытный кардинал консультирует Папу. «Вот, – говорит, – Вы сидите за столом в кабинете, у Вас есть потайная кнопка. Если Вы общаетесь с каким-то человеком, и Вам этот человек не нравится, или Вы устали от него, хотите уйти, Вы на эту кнопку можете нажать. Через несколько секунд зайдет служитель и под каким-нибудь благовидным предлогом пригласит Вас покинуть залу, уйти». Молодой Папа спрашивает: «То есть, наврет»? Кардинал говорит: «Ну, это как бы нельзя сказать, что наврет, ну, в общем…» Но мы-то понимаем, что, в общем-то, наврет человек. Вот эти вещи, разве в нашей жизни такого не бывает: такое благочестивое лукавство, благочестивая нецельность? И всегда чем-нибудь оправдываемая.
Много-много, дорогие, над чем нужно работать.

Вот мне хотелось бы сегодня коснуться очень интересной темы. Мы сегодня во время Литургии слышали апостольское чтение. Это Первое послание апостола Павла к его ученику Тимофею, 5-я глава. Все, у кого есть дома Новый Завет или Библия, можете найти это Послание и почитать – оно замечательно! Тимофей был молодым учеником апостола Павла, и Павел его поставил епископом – руководителем местной христианской общины. И в качестве научения молодого человека такому трудному делу, как руководство христианами, апостол Павел написал ему письма, в которых давал рекомендации, как общаться с людьми, как заниматься руководством Церкви. Сами понимаете, насколько это интересно, т.е. мы с вами видим живые советы апостола Павла, касающиеся первохристианской ситуации. Там много тем, очень много: каким должен быть священник, как он должен обращаться с разными категориями людей, какие вообще люди бывают. Апостол Павел много интересного написал Тимофею. И вот, в частности, сегодняшнее чтение было очень необычным. Апостол Павел говорит, как Тимофей должен вести себя по отношению к вдовам.
Надо объяснить, что вдовы – это такая категория людей, даже можно сказать – социальная категория, которая в древности была очень заметной частью общества, потому что мужская смертность была очень высока. Мужчины и сегодня живут меньше женщин. И тогда мужчины жили меньше женщин, и мужчины часто умирали от нагрузки на работе, от болезней, погибали на войне. Многие женщины оставались в одиночестве. Многие женщины вступали в повторный брак. Спокойно к этому все относились, это разрешалось. Но некоторые женщины решали оставаться вдовами. Таков был даже их титул – «вдова», т.е. женщина, которая не хочет выходить замуж, которая остается верной своему покойному мужу и которая молится, постится, трудится. Такой класс вдов существовал еще и у евреев в Ветхом Завете и, конечно, у христиан. Христианские вдовы занимали в христианской общине заметное место. Потому что все очень уважали их выбор. Они решили не вступать в брак повторный, они решили хранить верность своему покойному мужу. Они решили воспитывать детей своих и посвятить жизнь Господу. Например, мать святого Иоанна Златоуста была тоже вдовой. Она в 25 лет овдовела. Представляете, в 25 лет! У нее был маленький сынишка на руках, будущий Иоанн Златоуст. И она его воспитывала и была вдовой. И ее очень любили и уважали и говорили: какая потрясающая женщина! Кстати, вдовы в первые христианские времена находились на довольствии Церкви, т.е. собирались пожертвования специально на вдов. В храмах или в местах, где люди молились, была кружка для пожертвования «на вдов». И вдовы могли не работать, но заниматься при церкви какими-нибудь делами и получали довольствие Церкви. И вот сегодня как раз мы слышали, как апостол Павел советует своему младшему другу и ученику Тимофею, как ему нужно к этим вдовам относиться. Объясняет, что есть настоящие вдовы, а есть ложные вдовы, те женщины, которые просто остались в одиночестве, но которые вместо того, чтобы служить Господу, бездельничают, занимаются пустословием; пользуясь тем, что их христиане уважают, они посещают братьев и сестер по вере, чтобы попить, поесть и поболтать с ними. А христиане доверяют им, думают, что в лице такой вдовы видят духовную наставницу, мать духовную.

Почитаем и покомментируем это чрезвычайно интересное место в Послании. Это будет полезно не только женщинам, хотя им в первую очередь, чтобы понять как, можно сказать, зрелость женская должна проходить, т.е. когда женщина либо остается одна, либо даже живет в семье. Павел пишет вообще о том, какой должна быть христианская женщина.

И вот апостол Павел говорит: Вдовиц почитай. Истинных вдовиц. Если какая вдовица имеет детей или внучат (т.е. уже немолодая вдовица. - прот. К.П.), то пусть они прежде учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу». То есть, прежде всего, настоящая вдовица, если она имеет детей или внучат, она должна заниматься своей семьей, чтобы научить детей своих и внуков благочестию, почитанию родителей, заботе о них.
Под вдовицами, в таком узком смысле, сегодня можно понимать любую категорию женщин, которые хотят при храме помогать, такие активные прихожанки, которые много времени проводят при храме. Есть, знаете такие церковные, их даже называют «церковницами» иногда, женщины, которые много времени проводят при храме. Но в более широком смысле вообще любую женщину можно так воспринимать. Что, прежде всего, говорит апостол Павел? Что ты должна обратить внимание на свою семью. Что если ты вдовица, ты не бросай своих детей и внуков и непонятно где не пропадай, встречаясь с людьми, беседуя там или занимаясь чем-нибудь другим, а ты, прежде всего, посмотри, какая у тебя семья, ухоженные ли дети, воспитанные ли, образованные, любят ли они Бога, чтят ли старших. Занимайся семьей своей!

Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. Истинная вдовица – молится Господу, а есть и другая категория про которую сказано в нашем переводе так: сластолюбивая. В оригинале стоит «многоедящая», попросту говоря, та, которая много лопает, ходит по братьям и сестрам по вере, как бы беседуя с ними, а на деле – чтобы они ее кормили, которая в таком пустом времяпрепровождении проводит дни свои. Это – «ложная вдовица».

Внушай им, чтобы были беспорочны. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Опять повторяется мысль, что обязательно нужно заниматься своими близкими.

Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Здесь речь о той вдовице, которая хочет трудиться при храме. Она должна быть не менее чем шестидесятилетней, причем, чтобы до этого она была женой одного мужа, а не много раз была в браке. И далее, про нее должно быть известно следующее: если она воспитала детей, если она принимала странников, умывала ноги святым (т. е. с любовью принимала христианских странников, служила «святым» – активным христианам), помогала бедствующим, была усердна ко всякому доброму делу.

Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Эти молодые вдовицы, говорит Апостол, могут очень легко отречься от Христа, увлечься каким-нибудь мужчиной и вступить в брак. Вот этим, говорит, вдовицам, которые еще молодые, часто просто делать нечего, они хотят просто какого-то внимания…

Дорогие, вам не кажется, что мы таких людей узнаем. Мы их в церквях встречаем. Еще не пожилых женщин, у которых заброшена, запущена своя собственная семья, есть у них муж или нет, неважно. Женщин, которые говорят, что они любят Бога, которые много говорят, много учат, особенно молодежь, но которые забросили своих детей и внуков своих. Ко мне постоянно приходят люди, которые жалуются: вот, наша бабушка вообще не хочет ни одного дня с внуками провести, все в храме пропадает. Все какие-то там послушания церковные несет. Вот апостол Павел дальше о них пишет: ...Они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

Далее Ап. Павел говорит: Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
Смысл здесь такой: если у какого-то верного, то есть христианина, есть родственница вдова (тогда жили большими домами, родственников много, часто слуги были), а, может, и служанка из вдов, то он должен их довольствовать и не обременять Церковь.

Вот, дорогие, какие интересные поучения Ап. Павла. Но он в этом отрывке показывает только одну грань, ту, что женщина должна не пренебрегать семейными обязанностями.

Есть и другая грань.
Любая женщина должна возлюбить Бога и не должна позволять дому, быту ее засасывать. Помните этот знаменитейший случай, когда Христос пришел к Марфе и Марии, Своим друзьям, жившим в Вифании, поселке близ Иерусалима. Марфа хлопотала, Мария, села у ног Иисуса и открыв рот слушала Его. Марфа с раздражением говорит: «Учитель, скажи, чтобы сестра мне помогла». А Христос, обращаясь к Марфе, сказал: «Марфа, Марфа, о многом заботишься, но Мария благое избрала. Она избрала самое главное, как у нас сказано: "единое на потребу". Не всегда нужно горшками и кастрюлями греметь. Сядь-послушай сама, пользуйся возможностью».
На самом деле эта история, можно сказать революционная. В то время удел женщин – это кухня, дети, какие-то ее женские дела. Когда, например, мужчины говорили о вере, рассуждали между собой на высокие темы, еврейская женщина не имела права сесть и слушать мужчин. В Греции в античное время были женщины-философы. Женщины, которые могли обучаться вместе с мужчинами в каких-то богословских заведениях. Но Греция опережала события, т.е. она шла в авангарде культуры и «женского вопроса». Но Христос же обращается к традиционной еврейской культуре, а в еврейской культуре этого не было. Женщина была поглощена, растворена в быте, в доме своем. Христос впервые в иудаизме поднимает вопрос о том, что женщина тоже должна назидаться словом Божиим. И, кстати, Христос в число Своих учеников брал и женщин, за ним следовали женщины. Помните, часто в Евангелиях сказано «за Ним следовали женщины». Как апостолы, так и женщины следовали за Ним – Мария Магдалина и другие. Это тоже было невероятно для того времени, для той культуры, просто невероятно. Никогда за раввином не могли следовать женщины. Никогда. За Христом – следовали. Он считал, что женщина, как и мужчина, должна думать о высшем, о божественном, должна тоже изучать слово Божие, если хочет, конечно.
Это очень важная грань: помнить, что, мужчина ты или женщина, ты должен превыше всего реализовать духовную потребность.

Но, в сегодняшнем тексте из Послания к Тимофею мы видим, как апостол Павел борется с искажениями, когда некоторые люди, прикрываясь благочестием, все время проводят среди других, а семья в совершенном запустении.
Вот здесь нужно найти этот баланс, дорогие, каждая женщина должна найти баланс, кстати, как и мужчина каждый. Мы сейчас просто про мужчин не говорим, это отдельная тема, но мужчины тоже должны найти баланс, чтобы и любить Господа и быть добрыми христианами, и вместе с тем быть профессиональными, квалифицированными ответственными работниками на своем месте. Многие мужчины не могут найти этот баланс, им трудно совместить две, вернее даже три обязанности: духовный вектор жизни, профессиональную деятельность и семью – жену и детей, которым они тоже должны оказывать достойное внимание и заботу. Но сейчас речь о женщинах. Так вот, женщина должна найти этот баланс – и любить Господа, молиться, общаться с Господом, но также и уделять время семье. И даже, говорит апостол Павел, если ты стала одинокой, если у тебя нет мужа, но у тебя есть дети или внучата, ты должна в первую очередь их воспитывать и наставлять. Если ты воспитываешь, наставляешь своих ближних, окружающих, если они добрые христиане, показывают добрый пример, если про тебя всем известно, что ты принимаешь странников, ты добрый человек, ты настоящая христианка, – тогда ты можешь уже себя попробовать и в церкви, в церковном служении, т.е. при церкви какую-то функцию нести. Но кого апостол Павел решительно осуждает, так это тех христианок, одиноких ли или замужних, которые забросили свою семью, махнули на нее рукой, ходят по домам, пьют чай или что-то покрепче, болтают, сплетничают, разносят слухи какие-то. Это так часто бывает... Так часто мне приходилось бывать в каких-то церковных собраниях, встречаться с людьми, где присутствовали вот такие женщины, которые супер-благочестивы, знают все церковные новости, тебя даже еще проинформируют и наставят. Вращаются в этой среде, и все такие церковные... но вот как-то начинаешь думать, а не бросили ли они свою семью, а не является ли для них вся эта их христианская жизнь, какой-то игрой, просто приятным времяпрепровождением?.. Вот тут уже возникает вопрос. Поэтому дорогие братья и сестры, особенно сестры, сегодня о вас речь, каждый из христиан должен подумать вот над чем: мы должны любить Господа, но не должны, ни в коем случае, бросать наших ближних. В первую очередь мы должны навести порядок в семье, и если он есть, мы можем посвятить время служению Церкви.

Господь да благословит всех вас и да помилует!
Аминь.
  • Like
Реакции: 11 человек

Комментарии

Батюшка, вы наверно пошутили. Разве православная Церковь работает? Она служит. Поэтому Господь и говорит: "Марфа,Марфа ...", что показывает о первоочерёдности и важности служения перед работой.
 
Последнее редактирование:
Сверху