Спасется ли пьяница?
Спор батюшек
Вчера, дорогие, я в Интернете видел очень интересный ролик. Один известный священник, вы все его знаете, отец Андрей Ткачев, очень достойный пастырь, отвечал на вопрос одного молодого человека. Молодой человек спрашивает: «У меня был дедушка, который был алкоголиком. Он был очень хорошим человеком, добрым, порядочным, никакого зла никому не делал, но вот у него была такая слабость, он выпивал. И вот он умер. Значит ли это, что он однозначно пошел в ад? Что мы можем сказать об этом?» Отец Андрей отвечает: «Если вы любите своего дедушку, если вы понимаете его немощи, если вы готовы оказать милосердие, снисхождение к вашему деду, пусть он был одержим этой страстью, этим недугом, то не думаете ли вы, что Господь Иисус Христос меньше вас любит вашего деда? Неужели мы думаем, что мы более милостивы? Помните, Господь Иисус Христос как-то сказал: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11)».
Поэтому, говорит отец Андрей, конечно, предвосхищать Суд Божий, как Бог разберется с вашим дедом, мы не можем, это было бы крайнее дерзновение. Сказать, что вот этот человек пойдет в рай, этот – в ад, этот – спасется, этот – не спасется, мы не можем...
Дальше отец Андрей привел такой пример: вот представьте – пришел бы к вам Ангел и сказал бы: вот тебе список грехов какого-то человека, он умер, и мы должны определить, в ад его послать или в рай; вот тебе полный список того хорошего, что он сделал, и вот тебе полный список того плохого, что он сделал. Сам, говорит Ангел, и вынеси ему приговор, куда ты его направляешь: в рай или в ад. Но учти, что если ты его незаконно осудишь, то ты сам пойдешь в ад. И в любом случае, говорит отец Андрей, каждый из нас, если нам такое предложение Ангел сделает, возопит: «Нет, я не могу, я не дерзаю выносить свой суд. Я же не Бог, откуда я знаю все мотивы человека, все его внутренние импульсы, движения, почему он то или иное сделал, как я могу определить судьбу человека?».
Отец Андрей говорит: нам даже страшно представить, что мы можем чью-то судьбу определить, послать человека в рай или в ад. Мы не знаем, только Бог знает. Поэтому мы не должны предвосхищать Суд Божий, мы не должны из-за нашей гордыни опережать мнение Бога в этом вопросе...
Вот этот ролик, который я посмотрел, был очень интересный, я бы сказал необычный, потому что сразу же после этого в этот же ролик был вмонтирован кусочек другой проповеди другого пастыря, отца Георгия Максимова. Тоже достойный пастырь, тоже московский священник, богослов и защитник православной веры перед лицом ересей и всяких искажений. И отец Георгий начинает критиковать отца Андрея: вот, говорит, посмотрел ролик, где отец Андрей говорит, что мы не знаем, куда человек пойдет: в рай или в ад. А, собственно, говорит отец Георгий, что значит – не знаем? Ведь Господь Иисус Христос нам ясно сказал, в Новом Завете мы ясно читаем, например, у апостола Павла, что пьяницы Царство Божие не наследуют. Так и нечего тут разговаривать. На конкретный вопрос, может ли мой дед попасть в Царство Небесное, мы должны сказать, что нет никакого Царства Небесного для него, пьяницы. Мы не от себя говорим, мы говорим от Священного Писания.
Вот какой-то человек взял два мнения, отца Андрея и отца Георгия, их совместил специально в одном ролике, чтобы люди послушали и, может быть, внутренне сами задали себе эти вопросы. Я тоже посмотрел, стал думать над всем этим. Конечно, вот так, в одном видео противопоставлять двух достойнейших пастырей, – это неэтично. Похоже, что автор этого ролика, который как бы столкнул лбами два мнения батюшек, он преследовал не очень хорошую цель, хотел показать: вот, отец Андрей так говорит, а «более православный» батюшка — вот так говорит.
Но давайте, дорогие, все-таки подумаем над этим вопросом, вопрос-то интересный. И, конечно, мы должны сказать, что здесь правы... оба пастыря. Если глубже взглянуть на эту проблему, то правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий? Ну, конечно, прав! Прав отец Георгий? И он, можно сказать, прав. Святые Отцы исследовали эту тему и открыли нам, что действительно человеческая страсть может привести человека в ад. Если человек с какой-то своей страстью не борется, эта страсть его приводит к духовной гибели. Есть даже грехи, которые называются «смертные».
Если человек живет в блуде, в упоении блудит, то и его ждет та же участь: как мы знаем, блудники Царства Божия не наследуют. Если человек, например, в упоении предается пьянству, чревоугодию, забывая о Небесном, такой человек тоже делает выбор жить без Бога здесь, на земле, и это состояние переходит с ним в Вечность. Тот выбор, который мы делаем на земле, переходит с нами в Вечность. Нравится это нам или не нравится, но святые отцы, знатоки человеческой души, описали это. Они говорят, что если человеческая душа как бы «навыкла», привыкла к какому-то состоянию, то есть это состояние стало для нее родным, естественным, то такая страсть переходит с нами в Вечность и мешает нам видеть Бога. Может быть, мы будем причастны в какой-то степени видению Бога, но все-таки это все будет очень ущербно, потому что страсть будет мешать нам, она будет как стена стоять между нами и Богом.
Но, дорогие, тем не менее, мы знаем, что ведь человек – это не механизм какой-то, человек – это пластичное существо, душа человека очень изменчива. Мы знаем, например, такую ситуацию, что человек грешит – и он может покаяться, кто знает душу человека? Помните покаявшегося на кресте разбойника, которому Христос сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). То есть, возможно даже покаяние на смертном одре...
А кто знает, например, что в душе алкоголика и блудника происходило во время его жизни? Только Бог знает. Мы знаем слова святителя Иоанна Златоуста из его знаменитого «Слова на Пасху», что «Господь и намерения целует». Например, человек – наркоман или алкоголик, и он плачет от немощи своей, плачет, что не может победить эту свою страсть, он ее не принимает как естественное состояние. Он говорит, что да, я живу в этой страсти, я не имею сил сопротивляться этой страсти... Можно ли это признать покаянием? Многих ли вы знаете алкоголиков и наркоманов, которые считают, что это нормально для них, что это естественно и это прекрасно, и что это нормальный для них образ существования? Чаще всего эти наркоманы, алкоголики или другие люди, подверженные страстям, наоборот, очень сокрушаются, что они не имеют сил победить свою страсть. Приравнивается ли это к покаянию или не приравнивается? Если учитывать слова святителя Иоанна Златоуста, что Господь даже намерение целует, то, например, разве ничего не значит пред очами Божьими, что человек понимает, что это ненормально, что он грешит, но не находит пока силы исправиться? Не находит, но очень хочет исправиться. Хочет, но пока не нашел в себе внутренних ресурсов с этим справиться.
Мы сегодня, благодаря разным исследованиям мозга, больше знаем, например, о зависимостях, чем знали люди даже всего 100 лет назад. Мы сегодня знаем, что в мозге человека возникает химическая зависимость к психотропным, наркотическим веществам, к алкоголю. Мы сегодня знаем с вами, и любой ученый скажет, что действительно людям с неразвитой волей очень тяжело побороть какую-то страсть. Воля развивается и формируется в детстве, а представьте, что родители не воспитывали этого человека. Вот ко мне сегодня утром приходил один мужчина, который имеет очень сильную игровую зависимость, даже семья у него разрушилась из-за этой зависимости. И он мне рассказывает: «Батюшка, родители меня в детстве бросили, они купили мне компьютер и дали – сиди. И я с детства сидел у этого компьютера, я так привык, что стал игроманом. Я другого ничего не знаю... И вот сейчас я, воцерковляясь, пытаюсь по кускам из себя вырывать эту зависимость, которая стала страстью моей«.
А ведь это психологическая зависимость, это даже не химическая зависимость.
Или другая причина. Люди, работающие с наркоманами и алкоголиками, обнаружили, что у большинства страдающих этими недугами людей очень неразвита самостоятельность, инициативность, они безответственны и инфантильны. Причина? Нездоровая семейная ситуация, то, что называется «слияние с родителями», особенно с матерью. Такое происходит, когда гиперопекающая мамочка не дает раскрыться самостоятельной личности ребенка, не дает ему, по сути, вырасти и стать взрослым. Неумение по-взрослому справляться с жизненными сложностями, зависимость от других, волевая слабость толкают человека к допингу (алкоголю или наркотикам), который «раскрепостит» его, даст иллюзорное ощущение, что ты взрослый, сильный и уверенный.
Есть масса других причин, по которым человек может впасть в какую-то зависимость. Это явление изучает целое направление психологической науки, которая называется «психология зависимостей».
И это еще цветочки! А теперь – ягодки. Представляете, что происходит, когда человек из психологической зависимости от алкоголя или наркотиков попадает в химическую зависимость? На каком-то этапе болезни в мозге происходят процессы, практически необратимые, когда человек становится наркоманом.
Это тяжелая болезнь (это в медицине и классифицируется как болезнь), которая развивается поэтапно. На каком-то уровне человек еще может самостоятельно бороться, а потом практически теряет способность самостоятельно сопротивляться. Ему нужна помощь. А если людей, которые помогут, рядом нет?..
Можно ли сказать, что любой вот такой зависимый человек – наркоман или алкоголик – автоматически идет в ад? Если мы не знаем душу этого наркомана или алкоголика, не знаем его детства, не знаем, как он рос, почему у него не сформировалась воля, почему он подвергся этому разрушительному воздействию каких-то наркотических веществ и не может слезть с них, – то можем ли мы такого человека с легкостью отправить в ад? С этим человеком надо работать, надо брать его за шиворот и помогать вылезти из ужаса, в который он себя (часто не без помощи других) загнал. Тогда, возможно, мы поможем ему вылезти. Мы работаем в храме с наркоманами, алкоголиками, и я хочу сказать, дорогие, что это процесс, который многие годы происходит. Любой, кто работает с алкоголиками, скажет вам, что не бывает людей, которые победили этот недуг, алкоголик «завязавший» все равно остается алкоголиком, спустя даже 10, 20 лет он может сорваться, то есть, это процесс очень длительный, очень кропотливый. То есть, не так просто этот недуг победить в себе. Особенно, повторяю, если воля не развита. Посылать этого человека в ад, не учитывая все то большое, громадное, что в его душе происходило, всю борьбу, всю эту муку, которую он несет по жизни, не в силах справиться с какой-то своей страстью... Нет, мне кажется, что нельзя так поступать, это было бы крайностью. Тут отец Андрей говорит более мудрые вещи, чем отец Георгий.
Потом, дорогие, вспомните знаменитый пример, который приводит преподобный авва Дорофей. Он говорит: вот представьте себе, что на христиан напали варвары, убили родителей и похитили двух детей, двух девочек. И потом этих девочек продали на рынке – рынок торговли людьми в те времена процветал. Одну купил публичный дом и воспитал из нее профессиональную блудницу, а вторую девочку выкупили христиане, и она стала христианкой, даже в монастырь пошла и стала великой подвижницей. И вот эти две девочки выросли, прожили свою жизнь совсем по-разному, две сестры, которые так друг друга и не узнали в жизни этой, с младенчества были разлучены. И вот они умерли и предстали пред Богом. И преподобный авва Дорофей говорит: неужели Господь будет одинаково их судить? Ту девочку, которая была воспитана во зле не по своей воле, и ту девочку, которая благодаря удачному стечению обстоятельств была воспитана в чистоте, добродетели и нравственности? Ну, конечно, мы понимаем, что Господь не скажет: ты иди в ад, а ты – в рай. Мы не в такого Бога верим, это абсолютно не то. Мы понимаем, что Господь учитывает все эти моменты.
Преподобный Паисий Святогорец, которого я очень люблю, говорил, что у многих людей мира нашего есть «извиняющие», или «извинительные», обстоятельства их ошибок или грехов. Вот это то, что я имею в виду...
Мы видим с вами алкоголика или человека оступившегося, но мы не знаем, что в его жизни произошло, когда он сбился с пути. Возможно, тому есть извиняющие обстоятельства: что когда-то его бросили, когда-то его травмировали, когда-то его унизили, когда-то его подсадили на что-то злые люди, развратили или что-то другое. Господь, дорогие, все это учитывает. Поэтому можем ли мы утверждать, что, раз сказано, что блудники и пьяницы Царства Божьего не наследуют, – все такие пойдут в ад? Мы так не можем сказать, потому что один Бог знает, кто пойдет в рай, кто пойдет в ад. Бог все знает, все учитывает, потому что Бог – это абсолютный Свет, Он все знает, Он – абсолютная Мудрость, Премудрость. Но еще и Абсолютная Любовь и всепонимающий Отец наш.
Кроме того, если уж так строго подходить, отец Георгий говорит: вот, мы все знаем, что такие-то Царства не наследуют. Так, у апостола Павла много кто не наследует Царства Божьего. У него там вот еще что написано: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Или другой текст: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 19-21).
Мы с вами невиновны по всем пунктам?.. Мы не бываем злоречивыми? Не провоцируем скандалы и распри? Невиновны в гневе или зависти?.. Получается, на нас тоже можно автоматически штамп поставить: «иди в ад»?..
Все, конечно, гораздо сложнее. Святые Отцы говорят нам, что, действительно, неисцеленная страсть ведет в погибель, но более глубокий подход заключается все-таки в том, чтобы проанализировать, откуда эта страсть и насколько она глубоко овладела человеком. Я, вот, занимаясь духовничеством, а в последнее время еще занимаясь и семейной психологией, общаясь с людьми, вижу, что очень многие проблемы в семье, даже такие, как супружеские измены, проистекают из-за нездорового взаимодействия супругов. Когда, скажем, жена унижает, обижает мужа своего, или наоборот, зеркальная ситуация – муж это делает. И вот вторая половинка, желая отомстить, желая почувствовать себя человеком желанным, нужным, в конце концов, просто почувствовать себя мужчиной или женщиной, потому что в иных ситуациях ты и это перестаешь чувствовать... – человек идет и совершает супружескую измену, прелюбодеяние. Проще всего поставить на нем печать: «иди в ад», но мне кажется правильнее помочь человеку вылезти из этого, распутать этот клубок, показать ему, что тебя привело вот к этому. Когда мы ссоримся со своими близкими, не можем мир со своими родными людьми найти, ведь на нас тоже не нужно сразу ставить штамп «иди в ад», хотя и сказано, что злоречивые и ругающиеся идут в ад. А нужно разобраться, что было в нашей жизни такого, что привело к такому поведению, нужно распутать этот клубок. Ведь человек – как айсберг, даже больше: это у айсберга видна только верхушка, а внизу – еще километр этого льда, у человека же на поверхности и того меньше, а вглубь...
Но, дорогие, как я сказал, правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий, и все гораздо сложнее? - Безусловно, прав. И отец Георгий, говоря, что нам нужно все-таки трезвиться, бодрствовать и не расслабляться, – тоже прав! Вот как раз сегодня, за Божественной Литургией, мы, дорогие, слышали прекрасное чтение на эту тему. Оно короткое, но, как стрела, пущенная сильной рукой, попадает в цель, так и это короткое чтение попадает в цель.
Вот оно:
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6: 46-49).
Сказал Господь Иисус Христос: Что вы зовете меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю.
Вот это чтение, мне кажется, должно нас как ушатом холодной воды окатить, чтобы мы немножко протрезвились, собрались и более энергично, более мотивированно начали христианскую жизнь свою.
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне. В Иудее обычно наверху такой небольшой слой земли, а внизу, глубже, – скальная порода. Настоящий строитель что делает? – он расчищает эту землю, доходит до скальной породы, туда вбивает какие-то там штифты и тогда уже начинает строительство на твердом камне, на скале. И дом получается крепкий. И когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом (наши переводчики, конечно, не совсем благозвучное слово используют: «наперла», ну ладно, пусть так), она не смогла поколебать дом, потому что он основан был на камне.
Дальше: А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Христос говорит, что тот, кто слушает Меня, а переводя в плоскость нашей с вами жизни, тот, кто ходит в храм, читает молитвы, любит петь акафисты, просфорки кушает, записки пишет, свечки ставит – но не исполняет слов Господа, не работает над собой, не борется со своим страстями, с этими змеями, которые в нашей душе гнездятся, – подобен человеку, который строит дом на песке. Он не стал ввинчивать штифты в камни, углублять фундамент, и когда начнется буря и вода надавит на этот дом, дом рухнет и разрушение будет страшным.
Вот такая притча Христа. Дорогие, а что такое буря? Что за вода наперла, откуда это? Это апокалиптические образы, образы Суда Божьего из Ветхого Завета. В Ветхом Завете очень часто используются образы бури, урагана, сильного дождя, которые смывают посевы и жалкие жилые постройки, все смывают, до голой скальной породы...
То есть, это образы, относящиеся к Суду Божию над нами. «Вода наперла» – значит, мы идем на суд, предстаем пред Богом. Устоит здание нашей жизни на Суде, когда его волны Всемогущества и Правды Божией испытают? или оно рухнет? Когда перед абсолютной Любовью, Справедливостью и Всеведением Божьим откроется вся наша жизнь, не окажется ли, что мы не употребили достаточных усилий, чтобы побороться с тем злым, что есть в нас?
Мы должны постоянно работать над жизнью своей — тогда можно рассчитывать на милость Божию. А если смириться, сложить лапки и плыть по течению, дорогие, тогда дом нашей жизни мы строим на песке. И тогда не факт, что на Суде Божьем мы выдержим этот натиск бури огненной, которая все выявит и над нами будет произнесен справедливый приговор.
Вот, дорогие, давайте обо всем этом думать. И о бесконечной Любви Божьей, и о том, что жизнь каждого из нас очень сложна, и только Господь может по-настоящему вынести суд нам и определить нашу вечную судьбу. Но, с другой стороны, все-таки не будем и расслабляться. Будем понимать, что все мы пойдем на Суд, все мы дадим Богу отчет о нашей с вами жизни.
Господь да благословит всех нас. Мира, любви и взаимопонимания. И даже если мы встречаем иногда противоположные или разные мнения разных батюшек, не будем спешить осуждать, потому что осуждение – тоже грех, из-за которого мы можем не наследовать Царства Божия. Будем, как мудрые пчелы, с разных цветков снимающие нектар: этого послушаем, и этого послушаем, и, может быть, даже составим какое-то полифоничное мнение. Аминь.
Спор батюшек
Вчера, дорогие, я в Интернете видел очень интересный ролик. Один известный священник, вы все его знаете, отец Андрей Ткачев, очень достойный пастырь, отвечал на вопрос одного молодого человека. Молодой человек спрашивает: «У меня был дедушка, который был алкоголиком. Он был очень хорошим человеком, добрым, порядочным, никакого зла никому не делал, но вот у него была такая слабость, он выпивал. И вот он умер. Значит ли это, что он однозначно пошел в ад? Что мы можем сказать об этом?» Отец Андрей отвечает: «Если вы любите своего дедушку, если вы понимаете его немощи, если вы готовы оказать милосердие, снисхождение к вашему деду, пусть он был одержим этой страстью, этим недугом, то не думаете ли вы, что Господь Иисус Христос меньше вас любит вашего деда? Неужели мы думаем, что мы более милостивы? Помните, Господь Иисус Христос как-то сказал: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11)».
Поэтому, говорит отец Андрей, конечно, предвосхищать Суд Божий, как Бог разберется с вашим дедом, мы не можем, это было бы крайнее дерзновение. Сказать, что вот этот человек пойдет в рай, этот – в ад, этот – спасется, этот – не спасется, мы не можем...
Дальше отец Андрей привел такой пример: вот представьте – пришел бы к вам Ангел и сказал бы: вот тебе список грехов какого-то человека, он умер, и мы должны определить, в ад его послать или в рай; вот тебе полный список того хорошего, что он сделал, и вот тебе полный список того плохого, что он сделал. Сам, говорит Ангел, и вынеси ему приговор, куда ты его направляешь: в рай или в ад. Но учти, что если ты его незаконно осудишь, то ты сам пойдешь в ад. И в любом случае, говорит отец Андрей, каждый из нас, если нам такое предложение Ангел сделает, возопит: «Нет, я не могу, я не дерзаю выносить свой суд. Я же не Бог, откуда я знаю все мотивы человека, все его внутренние импульсы, движения, почему он то или иное сделал, как я могу определить судьбу человека?».
Отец Андрей говорит: нам даже страшно представить, что мы можем чью-то судьбу определить, послать человека в рай или в ад. Мы не знаем, только Бог знает. Поэтому мы не должны предвосхищать Суд Божий, мы не должны из-за нашей гордыни опережать мнение Бога в этом вопросе...
Вот этот ролик, который я посмотрел, был очень интересный, я бы сказал необычный, потому что сразу же после этого в этот же ролик был вмонтирован кусочек другой проповеди другого пастыря, отца Георгия Максимова. Тоже достойный пастырь, тоже московский священник, богослов и защитник православной веры перед лицом ересей и всяких искажений. И отец Георгий начинает критиковать отца Андрея: вот, говорит, посмотрел ролик, где отец Андрей говорит, что мы не знаем, куда человек пойдет: в рай или в ад. А, собственно, говорит отец Георгий, что значит – не знаем? Ведь Господь Иисус Христос нам ясно сказал, в Новом Завете мы ясно читаем, например, у апостола Павла, что пьяницы Царство Божие не наследуют. Так и нечего тут разговаривать. На конкретный вопрос, может ли мой дед попасть в Царство Небесное, мы должны сказать, что нет никакого Царства Небесного для него, пьяницы. Мы не от себя говорим, мы говорим от Священного Писания.
Вот какой-то человек взял два мнения, отца Андрея и отца Георгия, их совместил специально в одном ролике, чтобы люди послушали и, может быть, внутренне сами задали себе эти вопросы. Я тоже посмотрел, стал думать над всем этим. Конечно, вот так, в одном видео противопоставлять двух достойнейших пастырей, – это неэтично. Похоже, что автор этого ролика, который как бы столкнул лбами два мнения батюшек, он преследовал не очень хорошую цель, хотел показать: вот, отец Андрей так говорит, а «более православный» батюшка — вот так говорит.
Но давайте, дорогие, все-таки подумаем над этим вопросом, вопрос-то интересный. И, конечно, мы должны сказать, что здесь правы... оба пастыря. Если глубже взглянуть на эту проблему, то правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий? Ну, конечно, прав! Прав отец Георгий? И он, можно сказать, прав. Святые Отцы исследовали эту тему и открыли нам, что действительно человеческая страсть может привести человека в ад. Если человек с какой-то своей страстью не борется, эта страсть его приводит к духовной гибели. Есть даже грехи, которые называются «смертные».
Если человек живет в блуде, в упоении блудит, то и его ждет та же участь: как мы знаем, блудники Царства Божия не наследуют. Если человек, например, в упоении предается пьянству, чревоугодию, забывая о Небесном, такой человек тоже делает выбор жить без Бога здесь, на земле, и это состояние переходит с ним в Вечность. Тот выбор, который мы делаем на земле, переходит с нами в Вечность. Нравится это нам или не нравится, но святые отцы, знатоки человеческой души, описали это. Они говорят, что если человеческая душа как бы «навыкла», привыкла к какому-то состоянию, то есть это состояние стало для нее родным, естественным, то такая страсть переходит с нами в Вечность и мешает нам видеть Бога. Может быть, мы будем причастны в какой-то степени видению Бога, но все-таки это все будет очень ущербно, потому что страсть будет мешать нам, она будет как стена стоять между нами и Богом.
Но, дорогие, тем не менее, мы знаем, что ведь человек – это не механизм какой-то, человек – это пластичное существо, душа человека очень изменчива. Мы знаем, например, такую ситуацию, что человек грешит – и он может покаяться, кто знает душу человека? Помните покаявшегося на кресте разбойника, которому Христос сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). То есть, возможно даже покаяние на смертном одре...
А кто знает, например, что в душе алкоголика и блудника происходило во время его жизни? Только Бог знает. Мы знаем слова святителя Иоанна Златоуста из его знаменитого «Слова на Пасху», что «Господь и намерения целует». Например, человек – наркоман или алкоголик, и он плачет от немощи своей, плачет, что не может победить эту свою страсть, он ее не принимает как естественное состояние. Он говорит, что да, я живу в этой страсти, я не имею сил сопротивляться этой страсти... Можно ли это признать покаянием? Многих ли вы знаете алкоголиков и наркоманов, которые считают, что это нормально для них, что это естественно и это прекрасно, и что это нормальный для них образ существования? Чаще всего эти наркоманы, алкоголики или другие люди, подверженные страстям, наоборот, очень сокрушаются, что они не имеют сил победить свою страсть. Приравнивается ли это к покаянию или не приравнивается? Если учитывать слова святителя Иоанна Златоуста, что Господь даже намерение целует, то, например, разве ничего не значит пред очами Божьими, что человек понимает, что это ненормально, что он грешит, но не находит пока силы исправиться? Не находит, но очень хочет исправиться. Хочет, но пока не нашел в себе внутренних ресурсов с этим справиться.
Мы сегодня, благодаря разным исследованиям мозга, больше знаем, например, о зависимостях, чем знали люди даже всего 100 лет назад. Мы сегодня знаем, что в мозге человека возникает химическая зависимость к психотропным, наркотическим веществам, к алкоголю. Мы сегодня знаем с вами, и любой ученый скажет, что действительно людям с неразвитой волей очень тяжело побороть какую-то страсть. Воля развивается и формируется в детстве, а представьте, что родители не воспитывали этого человека. Вот ко мне сегодня утром приходил один мужчина, который имеет очень сильную игровую зависимость, даже семья у него разрушилась из-за этой зависимости. И он мне рассказывает: «Батюшка, родители меня в детстве бросили, они купили мне компьютер и дали – сиди. И я с детства сидел у этого компьютера, я так привык, что стал игроманом. Я другого ничего не знаю... И вот сейчас я, воцерковляясь, пытаюсь по кускам из себя вырывать эту зависимость, которая стала страстью моей«.
А ведь это психологическая зависимость, это даже не химическая зависимость.
Или другая причина. Люди, работающие с наркоманами и алкоголиками, обнаружили, что у большинства страдающих этими недугами людей очень неразвита самостоятельность, инициативность, они безответственны и инфантильны. Причина? Нездоровая семейная ситуация, то, что называется «слияние с родителями», особенно с матерью. Такое происходит, когда гиперопекающая мамочка не дает раскрыться самостоятельной личности ребенка, не дает ему, по сути, вырасти и стать взрослым. Неумение по-взрослому справляться с жизненными сложностями, зависимость от других, волевая слабость толкают человека к допингу (алкоголю или наркотикам), который «раскрепостит» его, даст иллюзорное ощущение, что ты взрослый, сильный и уверенный.
Есть масса других причин, по которым человек может впасть в какую-то зависимость. Это явление изучает целое направление психологической науки, которая называется «психология зависимостей».
И это еще цветочки! А теперь – ягодки. Представляете, что происходит, когда человек из психологической зависимости от алкоголя или наркотиков попадает в химическую зависимость? На каком-то этапе болезни в мозге происходят процессы, практически необратимые, когда человек становится наркоманом.
Это тяжелая болезнь (это в медицине и классифицируется как болезнь), которая развивается поэтапно. На каком-то уровне человек еще может самостоятельно бороться, а потом практически теряет способность самостоятельно сопротивляться. Ему нужна помощь. А если людей, которые помогут, рядом нет?..
Можно ли сказать, что любой вот такой зависимый человек – наркоман или алкоголик – автоматически идет в ад? Если мы не знаем душу этого наркомана или алкоголика, не знаем его детства, не знаем, как он рос, почему у него не сформировалась воля, почему он подвергся этому разрушительному воздействию каких-то наркотических веществ и не может слезть с них, – то можем ли мы такого человека с легкостью отправить в ад? С этим человеком надо работать, надо брать его за шиворот и помогать вылезти из ужаса, в который он себя (часто не без помощи других) загнал. Тогда, возможно, мы поможем ему вылезти. Мы работаем в храме с наркоманами, алкоголиками, и я хочу сказать, дорогие, что это процесс, который многие годы происходит. Любой, кто работает с алкоголиками, скажет вам, что не бывает людей, которые победили этот недуг, алкоголик «завязавший» все равно остается алкоголиком, спустя даже 10, 20 лет он может сорваться, то есть, это процесс очень длительный, очень кропотливый. То есть, не так просто этот недуг победить в себе. Особенно, повторяю, если воля не развита. Посылать этого человека в ад, не учитывая все то большое, громадное, что в его душе происходило, всю борьбу, всю эту муку, которую он несет по жизни, не в силах справиться с какой-то своей страстью... Нет, мне кажется, что нельзя так поступать, это было бы крайностью. Тут отец Андрей говорит более мудрые вещи, чем отец Георгий.
Потом, дорогие, вспомните знаменитый пример, который приводит преподобный авва Дорофей. Он говорит: вот представьте себе, что на христиан напали варвары, убили родителей и похитили двух детей, двух девочек. И потом этих девочек продали на рынке – рынок торговли людьми в те времена процветал. Одну купил публичный дом и воспитал из нее профессиональную блудницу, а вторую девочку выкупили христиане, и она стала христианкой, даже в монастырь пошла и стала великой подвижницей. И вот эти две девочки выросли, прожили свою жизнь совсем по-разному, две сестры, которые так друг друга и не узнали в жизни этой, с младенчества были разлучены. И вот они умерли и предстали пред Богом. И преподобный авва Дорофей говорит: неужели Господь будет одинаково их судить? Ту девочку, которая была воспитана во зле не по своей воле, и ту девочку, которая благодаря удачному стечению обстоятельств была воспитана в чистоте, добродетели и нравственности? Ну, конечно, мы понимаем, что Господь не скажет: ты иди в ад, а ты – в рай. Мы не в такого Бога верим, это абсолютно не то. Мы понимаем, что Господь учитывает все эти моменты.
Преподобный Паисий Святогорец, которого я очень люблю, говорил, что у многих людей мира нашего есть «извиняющие», или «извинительные», обстоятельства их ошибок или грехов. Вот это то, что я имею в виду...
Мы видим с вами алкоголика или человека оступившегося, но мы не знаем, что в его жизни произошло, когда он сбился с пути. Возможно, тому есть извиняющие обстоятельства: что когда-то его бросили, когда-то его травмировали, когда-то его унизили, когда-то его подсадили на что-то злые люди, развратили или что-то другое. Господь, дорогие, все это учитывает. Поэтому можем ли мы утверждать, что, раз сказано, что блудники и пьяницы Царства Божьего не наследуют, – все такие пойдут в ад? Мы так не можем сказать, потому что один Бог знает, кто пойдет в рай, кто пойдет в ад. Бог все знает, все учитывает, потому что Бог – это абсолютный Свет, Он все знает, Он – абсолютная Мудрость, Премудрость. Но еще и Абсолютная Любовь и всепонимающий Отец наш.
Кроме того, если уж так строго подходить, отец Георгий говорит: вот, мы все знаем, что такие-то Царства не наследуют. Так, у апостола Павла много кто не наследует Царства Божьего. У него там вот еще что написано: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Или другой текст: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 19-21).
Мы с вами невиновны по всем пунктам?.. Мы не бываем злоречивыми? Не провоцируем скандалы и распри? Невиновны в гневе или зависти?.. Получается, на нас тоже можно автоматически штамп поставить: «иди в ад»?..
Все, конечно, гораздо сложнее. Святые Отцы говорят нам, что, действительно, неисцеленная страсть ведет в погибель, но более глубокий подход заключается все-таки в том, чтобы проанализировать, откуда эта страсть и насколько она глубоко овладела человеком. Я, вот, занимаясь духовничеством, а в последнее время еще занимаясь и семейной психологией, общаясь с людьми, вижу, что очень многие проблемы в семье, даже такие, как супружеские измены, проистекают из-за нездорового взаимодействия супругов. Когда, скажем, жена унижает, обижает мужа своего, или наоборот, зеркальная ситуация – муж это делает. И вот вторая половинка, желая отомстить, желая почувствовать себя человеком желанным, нужным, в конце концов, просто почувствовать себя мужчиной или женщиной, потому что в иных ситуациях ты и это перестаешь чувствовать... – человек идет и совершает супружескую измену, прелюбодеяние. Проще всего поставить на нем печать: «иди в ад», но мне кажется правильнее помочь человеку вылезти из этого, распутать этот клубок, показать ему, что тебя привело вот к этому. Когда мы ссоримся со своими близкими, не можем мир со своими родными людьми найти, ведь на нас тоже не нужно сразу ставить штамп «иди в ад», хотя и сказано, что злоречивые и ругающиеся идут в ад. А нужно разобраться, что было в нашей жизни такого, что привело к такому поведению, нужно распутать этот клубок. Ведь человек – как айсберг, даже больше: это у айсберга видна только верхушка, а внизу – еще километр этого льда, у человека же на поверхности и того меньше, а вглубь...
Но, дорогие, как я сказал, правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий, и все гораздо сложнее? - Безусловно, прав. И отец Георгий, говоря, что нам нужно все-таки трезвиться, бодрствовать и не расслабляться, – тоже прав! Вот как раз сегодня, за Божественной Литургией, мы, дорогие, слышали прекрасное чтение на эту тему. Оно короткое, но, как стрела, пущенная сильной рукой, попадает в цель, так и это короткое чтение попадает в цель.
Вот оно:
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6: 46-49).
Сказал Господь Иисус Христос: Что вы зовете меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю.
Вот это чтение, мне кажется, должно нас как ушатом холодной воды окатить, чтобы мы немножко протрезвились, собрались и более энергично, более мотивированно начали христианскую жизнь свою.
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне. В Иудее обычно наверху такой небольшой слой земли, а внизу, глубже, – скальная порода. Настоящий строитель что делает? – он расчищает эту землю, доходит до скальной породы, туда вбивает какие-то там штифты и тогда уже начинает строительство на твердом камне, на скале. И дом получается крепкий. И когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом (наши переводчики, конечно, не совсем благозвучное слово используют: «наперла», ну ладно, пусть так), она не смогла поколебать дом, потому что он основан был на камне.
Дальше: А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Христос говорит, что тот, кто слушает Меня, а переводя в плоскость нашей с вами жизни, тот, кто ходит в храм, читает молитвы, любит петь акафисты, просфорки кушает, записки пишет, свечки ставит – но не исполняет слов Господа, не работает над собой, не борется со своим страстями, с этими змеями, которые в нашей душе гнездятся, – подобен человеку, который строит дом на песке. Он не стал ввинчивать штифты в камни, углублять фундамент, и когда начнется буря и вода надавит на этот дом, дом рухнет и разрушение будет страшным.
Вот такая притча Христа. Дорогие, а что такое буря? Что за вода наперла, откуда это? Это апокалиптические образы, образы Суда Божьего из Ветхого Завета. В Ветхом Завете очень часто используются образы бури, урагана, сильного дождя, которые смывают посевы и жалкие жилые постройки, все смывают, до голой скальной породы...
То есть, это образы, относящиеся к Суду Божию над нами. «Вода наперла» – значит, мы идем на суд, предстаем пред Богом. Устоит здание нашей жизни на Суде, когда его волны Всемогущества и Правды Божией испытают? или оно рухнет? Когда перед абсолютной Любовью, Справедливостью и Всеведением Божьим откроется вся наша жизнь, не окажется ли, что мы не употребили достаточных усилий, чтобы побороться с тем злым, что есть в нас?
Мы должны постоянно работать над жизнью своей — тогда можно рассчитывать на милость Божию. А если смириться, сложить лапки и плыть по течению, дорогие, тогда дом нашей жизни мы строим на песке. И тогда не факт, что на Суде Божьем мы выдержим этот натиск бури огненной, которая все выявит и над нами будет произнесен справедливый приговор.
Вот, дорогие, давайте обо всем этом думать. И о бесконечной Любви Божьей, и о том, что жизнь каждого из нас очень сложна, и только Господь может по-настоящему вынести суд нам и определить нашу вечную судьбу. Но, с другой стороны, все-таки не будем и расслабляться. Будем понимать, что все мы пойдем на Суд, все мы дадим Богу отчет о нашей с вами жизни.
Господь да благословит всех нас. Мира, любви и взаимопонимания. И даже если мы встречаем иногда противоположные или разные мнения разных батюшек, не будем спешить осуждать, потому что осуждение – тоже грех, из-за которого мы можем не наследовать Царства Божия. Будем, как мудрые пчелы, с разных цветков снимающие нектар: этого послушаем, и этого послушаем, и, может быть, даже составим какое-то полифоничное мнение. Аминь.