О несоответствии практики коленопреклонения каноническому праву Православной Церкви
От редакции:
Как известно, земные поклоны в воскресные дни запрещены решениями двух Вселенских соборов. В России эти решения зачастую игнорируются и иногда это пытаются обосновать туманными фразами о том, что запрещены какие-то другие поклоны, а не земные, или они разрешены, но без молитвы. Этот вопрос подробно рассмотрен на нашем сайте: https://azbyka.ru/poklon
Мы попросили Алексея Алёхина, учащегося богословского факультета университета Аристотеля в Салониках, рассказать о греческой практике совершения земных поклонов в воскресные дни.
В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что в Церкви: "всё должно быть благопристойно и чинно" (1Кор.14:40). Таким чином в Церкви являются канонические правила Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов. Ревность не по разуму (Рим.10:2), не руководимая церковными правилами, может привести человека к прелести и ереси, когда он делает произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Например выбор совершать земные поклоны в воскресные дни, в то время как правила Вселенских соборов это запрещают.
В своем труде "О Святом Духе" святитель Василий Великий объясняет нам причину, по которой в воскресный день не должны совершаться земные поклоны: "В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века."
Эти слова святителя Василия не просто его частное богословское мнение, они приняты в Церкви как 91е каноническое правило свт. Василия Великого.
В воскресный день, как в день радости, не положено совершать земные поклоны не только для молитвы, но и в других обстоятельствах, так архиепископ Петр Александрийский в своем 15 каноническом правиле говорит: "Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли."
Не смотря на это, часть христиан, по причине вышеописанной ревности не по разуму, продолжала склонять колена в воскресные дни. С целью ввести общий чин в церковное богослужение первый Вселенский собор своим 20 правилом установил: "Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу."
Однако, это Правило судя по-всему продолжало быть не до конца понятным некоторым православным, для чего 90 Правило Шестого Вселенского собора уточнило в какие именно часы надо прекращать преклонение колен и то, что колена не преклоняются не только для молитвы: "От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера"
Тем не менее и по сей день, в том числе в Греции существуют как миряне, так и священнослужители, частное мнение которых идет вразрез с Правилами Вселенских соборов.
В качестве аргументации некоторые греческие авторы приводят 10 правило св. Никифора Исповедника: "По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам."
По-гречески это правило звучит так: "Πρέπει νὰ κλίνῃ τινὰς γόνυ χάριν ἀσπασμοῦ ἐν τῇ Κυριακῇ καὶ ἐν ὅλῃ τῇ Πεντηκοστῇ, ὄχι ὅμως καὶ νὰ κάμνῃ τὰς συνήθεις γονυκλισίας"
Γονυκλισία, означающая "земной поклон" переведена на русский просто как "поклон", а κλίνῃ γόνυ - "преклонение колен" в данном случае не означает земного поклона. Десятое правило св. Никифора может быть переведено так: "Должно склонять колена ради приветствия (ἀσπασμός = приветствие с поклоном, целование в т.ч. икон) по воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы, однако не делать обычных земных поклонов"
Таким образом, десятое правило св. Никифора о земных поклонах говорит однозначно - они запрещены. А "преклонение колен" в этом правиле означает благоговейное склонение тела, однако без припадания на землю.
Вообще говоря, на практике в Греции есть другая проблема. Неканоничные земные поклоны - это скорее реалии русского благочестия. Греки же не только не стоят на коленях, но и вообще преимущественно сидят во время богослужения, вставая лишь в отдельные его моменты (Великий и Малый Вход, чтение Евангелия, Символа веры, Отче наш). Особенно нелепо это выглядит, когда все встают для чтения Символа веры и сразу же после прочтения садятся, в то время как звучат слова диакона: "Στῶμεν καλῶς· στῶμεν μετὰ φόβου" - "Станем добре, станем со страхом .... ", т.е. по-русски "Давайте стоять хорошо, стоять со страхом..."
Поэтому греческие учебники по литургике и статьи в интернет делают акцент не на вопросах коленопреклонения, а на том, что надо стоять во время службы и фраза свт. Василия: "В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо" анализируется не с точки зрения "стоя прямо, а не коленопреклоненно", а "стоя прямо, а не сидя". Поэтому грекам вполне есть чему поучиться у славян.
Главное же и нам, в своей ревности и благочестии, не выходить за установленные оросами Вселенских соборов пределы, чтобы как словесной пастве находиться внутри ограды Церковной, под охранением доброго Пастыря (Ин.10:14), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
От редакции:
Как известно, земные поклоны в воскресные дни запрещены решениями двух Вселенских соборов. В России эти решения зачастую игнорируются и иногда это пытаются обосновать туманными фразами о том, что запрещены какие-то другие поклоны, а не земные, или они разрешены, но без молитвы. Этот вопрос подробно рассмотрен на нашем сайте: https://azbyka.ru/poklon
Мы попросили Алексея Алёхина, учащегося богословского факультета университета Аристотеля в Салониках, рассказать о греческой практике совершения земных поклонов в воскресные дни.
***
В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что в Церкви: "всё должно быть благопристойно и чинно" (1Кор.14:40). Таким чином в Церкви являются канонические правила Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов. Ревность не по разуму (Рим.10:2), не руководимая церковными правилами, может привести человека к прелести и ереси, когда он делает произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Например выбор совершать земные поклоны в воскресные дни, в то время как правила Вселенских соборов это запрещают.
В своем труде "О Святом Духе" святитель Василий Великий объясняет нам причину, по которой в воскресный день не должны совершаться земные поклоны: "В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века."
Эти слова святителя Василия не просто его частное богословское мнение, они приняты в Церкви как 91е каноническое правило свт. Василия Великого.
В воскресный день, как в день радости, не положено совершать земные поклоны не только для молитвы, но и в других обстоятельствах, так архиепископ Петр Александрийский в своем 15 каноническом правиле говорит: "Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли."
Не смотря на это, часть христиан, по причине вышеописанной ревности не по разуму, продолжала склонять колена в воскресные дни. С целью ввести общий чин в церковное богослужение первый Вселенский собор своим 20 правилом установил: "Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу."
Однако, это Правило судя по-всему продолжало быть не до конца понятным некоторым православным, для чего 90 Правило Шестого Вселенского собора уточнило в какие именно часы надо прекращать преклонение колен и то, что колена не преклоняются не только для молитвы: "От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера"
Тем не менее и по сей день, в том числе в Греции существуют как миряне, так и священнослужители, частное мнение которых идет вразрез с Правилами Вселенских соборов.
В качестве аргументации некоторые греческие авторы приводят 10 правило св. Никифора Исповедника: "По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам."
По-гречески это правило звучит так: "Πρέπει νὰ κλίνῃ τινὰς γόνυ χάριν ἀσπασμοῦ ἐν τῇ Κυριακῇ καὶ ἐν ὅλῃ τῇ Πεντηκοστῇ, ὄχι ὅμως καὶ νὰ κάμνῃ τὰς συνήθεις γονυκλισίας"
Γονυκλισία, означающая "земной поклон" переведена на русский просто как "поклон", а κλίνῃ γόνυ - "преклонение колен" в данном случае не означает земного поклона. Десятое правило св. Никифора может быть переведено так: "Должно склонять колена ради приветствия (ἀσπασμός = приветствие с поклоном, целование в т.ч. икон) по воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы, однако не делать обычных земных поклонов"
Таким образом, десятое правило св. Никифора о земных поклонах говорит однозначно - они запрещены. А "преклонение колен" в этом правиле означает благоговейное склонение тела, однако без припадания на землю.
Вообще говоря, на практике в Греции есть другая проблема. Неканоничные земные поклоны - это скорее реалии русского благочестия. Греки же не только не стоят на коленях, но и вообще преимущественно сидят во время богослужения, вставая лишь в отдельные его моменты (Великий и Малый Вход, чтение Евангелия, Символа веры, Отче наш). Особенно нелепо это выглядит, когда все встают для чтения Символа веры и сразу же после прочтения садятся, в то время как звучат слова диакона: "Στῶμεν καλῶς· στῶμεν μετὰ φόβου" - "Станем добре, станем со страхом .... ", т.е. по-русски "Давайте стоять хорошо, стоять со страхом..."
Поэтому греческие учебники по литургике и статьи в интернет делают акцент не на вопросах коленопреклонения, а на том, что надо стоять во время службы и фраза свт. Василия: "В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо" анализируется не с точки зрения "стоя прямо, а не коленопреклоненно", а "стоя прямо, а не сидя". Поэтому грекам вполне есть чему поучиться у славян.
Главное же и нам, в своей ревности и благочестии, не выходить за установленные оросами Вселенских соборов пределы, чтобы как словесной пастве находиться внутри ограды Церковной, под охранением доброго Пастыря (Ин.10:14), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.