О запрете коленопреклонений в воскресенье

О несоответствии практики коленопреклонения каноническому праву Православной Церкви

От редакции:
Как известно, земные поклоны в воскресные дни запрещены решениями двух Вселенских соборов. В России эти решения зачастую игнорируются и иногда это пытаются обосновать туманными фразами о том, что запрещены какие-то другие поклоны, а не земные, или они разрешены, но без молитвы. Этот вопрос подробно рассмотрен на нашем сайте: https://azbyka.ru/poklon
Мы попросили Алексея Алёхина, учащегося богословского факультета университета Аристотеля в Салониках, рассказать о греческой практике совершения земных поклонов в воскресные дни.

***​

В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел говорит о том, что в Церкви: "всё должно быть благопристойно и чинно" (1Кор.14:40). Таким чином в Церкви являются канонические правила Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов. Ревность не по разуму (Рим.10:2), не руководимая церковными правилами, может привести человека к прелести и ереси, когда он делает произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Например выбор совершать земные поклоны в воскресные дни, в то время как правила Вселенских соборов это запрещают.

В своем труде "О Святом Духе" святитель Василий Великий объясняет нам причину, по которой в воскресный день не должны совершаться земные поклоны: "В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века."

Эти слова святителя Василия не просто его частное богословское мнение, они приняты в Церкви как 91е каноническое правило свт. Василия Великого.

В воскресный день, как в день радости, не положено совершать земные поклоны не только для молитвы, но и в других обстоятельствах, так архиепископ Петр Александрийский в своем 15 каноническом правиле говорит: "Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли."

Не смотря на это, часть христиан, по причине вышеописанной ревности не по разуму, продолжала склонять колена в воскресные дни. С целью ввести общий чин в церковное богослужение первый Вселенский собор своим 20 правилом установил: "Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу."

Однако, это Правило судя по-всему продолжало быть не до конца понятным некоторым православным, для чего 90 Правило Шестого Вселенского собора уточнило в какие именно часы надо прекращать преклонение колен и то, что колена не преклоняются не только для молитвы: "От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера"

Тем не менее и по сей день, в том числе в Греции существуют как миряне, так и священнослужители, частное мнение которых идет вразрез с Правилами Вселенских соборов.

В качестве аргументации некоторые греческие авторы приводят 10 правило св. Никифора Исповедника: "По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам."

По-гречески это правило звучит так: "Πρέπει νὰ κλίνῃ τινὰς γόνυ χάριν ἀσπασμοῦ ἐν τῇ Κυριακῇ καὶ ἐν ὅλῃ τῇ Πεντηκοστῇ, ὄχι ὅμως καὶ νὰ κάμνῃ τὰς συνήθεις γονυκλισίας"

Γονυκλισία, означающая "земной поклон" переведена на русский просто как "поклон", а κλίνῃ γόνυ - "преклонение колен" в данном случае не означает земного поклона. Десятое правило св. Никифора может быть переведено так: "Должно склонять колена ради приветствия (ἀσπασμός = приветствие с поклоном, целование в т.ч. икон) по воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы, однако не делать обычных земных поклонов"

Таким образом, десятое правило св. Никифора о земных поклонах говорит однозначно - они запрещены. А "преклонение колен" в этом правиле означает благоговейное склонение тела, однако без припадания на землю.

Вообще говоря, на практике в Греции есть другая проблема. Неканоничные земные поклоны - это скорее реалии русского благочестия. Греки же не только не стоят на коленях, но и вообще преимущественно сидят во время богослужения, вставая лишь в отдельные его моменты (Великий и Малый Вход, чтение Евангелия, Символа веры, Отче наш). Особенно нелепо это выглядит, когда все встают для чтения Символа веры и сразу же после прочтения садятся, в то время как звучат слова диакона: "Στῶμεν καλῶς· στῶμεν μετὰ φόβου" - "Станем добре, станем со страхом .... ", т.е. по-русски "Давайте стоять хорошо, стоять со страхом..."

Поэтому греческие учебники по литургике и статьи в интернет делают акцент не на вопросах коленопреклонения, а на том, что надо стоять во время службы и фраза свт. Василия: "В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо" анализируется не с точки зрения "стоя прямо, а не коленопреклоненно", а "стоя прямо, а не сидя". Поэтому грекам вполне есть чему поучиться у славян.
Главное же и нам, в своей ревности и благочестии, не выходить за установленные оросами Вселенских соборов пределы, чтобы как словесной пастве находиться внутри ограды Церковной, под охранением доброго Пастыря (Ин.10:14), Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
  • Like
Реакции: _Михаил

Комментарии

Священникам в церквах хорошо бы объяснять, почему в этот светлый день не должно вставать на колени. Но, требовать и запрещать считаю неправильным. Кто-то любит Бога подчиняясь правилам, кто-то любит сердцем. Если потребность опуститься на колени от Бога, то не хорошо её подавлять. К свободе призваны вы, братья (Гал. 5:13). Пред Господом играть и плясать буду (2Цар. 6:21). Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами (Мк. 9:38). Наверняка, можно найти и обратные цитаты. Но, это лишь подчёркивает, что Богу можно служить по-разному. Мир всем.
 
Последнее редактирование модератором:
Если потребность опуститься на колени от Бога, то не хорошо её подавлять.
А если потребность лечь на лавочку, то что делать? o_O Андрей, Вы уверены, что нарушение правил церковного благочестия - от Бога? Христианство учит не потакать своим потребностям, а управлять ими. Если меня пригласили на день рождения, где близкие собрались радоваться и чествовать виновника торжества, а мне хочется поплакать, то очевидно, что слёзы на празднике неуместны.
Воскресенье - малая Пасха, день торжества о Воскресшем Спасителе! И Литургия переводится как "общее дело", это не частная треба, не панихида и не заупокойная лития. На эту службу даже одеваться принято празднично.

Цитата из Мк.9:38 не противоречит выводу статьи, она о другом времени и о другой ситуации.

Что касается исключительных случаев, то они возможны всегда. Если у человека воскресным утром погиб родственник и он входит в храм его помянуть, то невозможно ожидать от него радостного ликования; это не требует обсуждения. Но исключения на то и исключения, что они не отменяют общего правила.
 
Последнее редактирование:
Кирилл, я говорил "от Бога". А что в сердце ближнего нам не всегда правильно видно.
 
Кирилл, я говорил "от Бога".
Андрей, я так и прочитал. И задал уточняющий вопрос: Вы уверены, что нарушение правил церковного благочестия - от Бога?

Шесть дней можно делать земные поклоны, странное упрямство стараться совершать их у всех на виду в оставшийся один день седмицы. И искать этому авторитетные оправдания.
 
Последнее редактирование:
Кирилл, а Вы уверены, что не от Бога?
Андрей, Вы предоставляете мне право отвечать на вопросы, которые я Вам задал?:) Надеюсь, что этот будет последним.
Если оправдывать нарушение правил церковного благочестия и церковных канонов волей Бога, то можно далеко зайти.
 
В день Пятидесятницы сразу за Божественной литургией служится вечерня следующего Духова дня, на к-рой читаются три весьма продолжительные коленопреклоненные молитвы именно св.Василия Великого. На моё недоумение священник ответил, что это единственное исключение из правил. Т.о. не проходит и получаса с момента причастия, а мы уже стоим на коленях... И кстати, во время пресуществления священник пред престолом опускается на колени. А миряне, если знают этот момент, тоже творят земной поклон. Если не знают, то на протяжном возгласе: "Вонмем". А также при выносе Св. Даров на словах: "Со страхом Божиим и верою приступите!" Это не моё мнение, это практика, это то, что на самом деле произходит в приходских храмах. В Николо-черноостровском монастыре, что в г.Малоярославец, воспитанницы и монахини очень часто и продолжительно стоят на коленях во время воскресной литургии.
 
На моё недоумение священник ответил, что это единственное исключение из правил.
Нет, это не исключение, это "литургическое творчество". Сразу за Литургией служат, как Вы верно отметили, Вечерню (службу следующего дня - понедельника), поэтому формально каноны о запрете коленопреклонений не нарушаются.

Практика нарушения канонов достаточно обширна, но это не оправдывает её. Даже если какой-то грех совершает высокий церковный иерарх, то этот грех не перестаёт быть грехом.
 
Последнее редактирование модератором:
... из тех правил, я имел ввиду, согласно к-рым причастникам не положено до конца дня принятия Св. Даров преклонять колен.
 
«Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.
Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?
О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий».
архиепископ Аверкий (Таушев)
 
Этот и другие подобные ему уставные вопросы обсуждаются часто. Обсуждаются потому, что единого мнения нет. Не правильно заставлять всех придерживаться монастырского устава. Каждому своя мера. Приведу ниже мнения нескольких уважаемых людей.
 
Этот и другие подобные ему уставные вопросы обсуждаются часто. Обсуждаются потому, что единого мнения нет.
Андрей, мнение - это предположение, точка зрения. В нашем случае есть Церковные каноны, это уже не мнение, а решение.
И Вы путаете Типикон (Устав) с Каноническим правом, оно не только для монахов, а для всех членов Церкви.
Также просьба, не собирайте из интернета частные мнения, не захламляйте обсуждение. Особенно нелепо выглядят мнения, вырванные Вами из контекста дискуссии, где они были опровергнуты, или перессказ слов литургиста, которые невозможно найти в первоисточнике.
 
Последнее редактирование:
Ни в коей мере не отвергая сказанного, Кирилл, хочу ответить на Ваш частный вопрос:
А если потребность лечь на лавочку, то что делать? ;)
Ложиться! Неоднократно была свидетелем в маленьких храмах, где часто бывает душно, как потерявшего сознание человека укладывали на лавочку. Обоснование простое: при потере сознания необходимо обеспечить приток крови к голове, поэтому пострадавшего нужно уложить. Ну не на пол же! Вот и кладут на лавочку. Поэтому, если у человека есть потребность лечь на лавочку, надо лечь! ;)
 
Елена Анатольевна, Вы правы, только речь не об исключениях.
Что касается исключительных случаев, то они возможны всегда.
Иначе можно дойти до абсурда.
Надо ли ходить в храм? Нет. Если парализован или тяжело болен, то туда физически не дойти.
Нужно ли молиться перед едой? Нет. У грудных младенцев рот занят материнской грудью.
Нужно ли читать Св. Писание? Нет. Если находишься один на льдине и с собой нет Библии, то как же это возможно?
Предлагаю на этом закончить с исключениями.
 
Последнее редактирование:
Кирилл, в храме, в котором Вы окормляетесь, прихожане строго соблюдают каноны и правила? Ведь нет же. Они в большинстве своём о них даже не ведают. Но вот когда большинство в воскресенье на определённых моментах Литургии преклоняют колена, Вы стоите? И кстати, за нарушение правил и канонов полагаются прещения. За нарушение вышеозначенных, обсуждаемых правил какие прещения положены? Или не полагаются? Или не по всем правилам? Или по всем, но не по этим?
 
И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему (Мф. 2:11) – Рождество Христово.
И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. (Мф. 28:8-9) – Воскресение Христово.
---
Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. (Мф. 12:2)
Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. (Лк. 13:14)
 
Кирилл, в храме, в котором Вы окормляетесь, прихожане строго соблюдают каноны и правила? Ведь нет же. Они в большинстве своём о них даже не ведают.
Многие очень даже ведают. У нас в храме для всех желающих проводится длительная катехизация и многие её прошли.
И кстати, за нарушение правил и канонов полагаются прещения. За нарушение вышеозначенных, обсуждаемых правил какие прещения положены?
Дмитрий, нужно изживать в себе психологию раба - если нет наказания, то можно и нарушить. Посмотрите в обсуждаемой статье слова свт. Василия Великого о причине того, почему мы не совершаем коленопреклонений. Это связано с правильным переживанием малой Пасхи и Литургии.
 
Последнее редактирование:
Фарисеи, увидев это, сказали Ему
Андрей, с такой вольной экзегезой можно дойти до утверждений, что "Нет Бога" (Пс.13:1) и "Велика Артемида Ефесская" (Деян.19:34).

Ваша ошибка не только в манипулировании цитатами, но и в том, что Вы смешиваете символическое действие на богослужении и реакцию на явление воскресшего Бога.

И ловко Вы отнесли к фарисеям святых отцов Вселенских соборов, утвердивших обсуждаемые каноны и комменировавших их...
 
Последнее редактирование:
Сверху