Ревность

***

Дости­гайте любви;
рев­нуйте о дарах духов­ных..
. (1Кор.14:1)

Ре́вность. 1) Отно­ше­ние Бога к нрав­ственно оце­ни­ва­е­мым мыслям, жела­ниям, дей­ствиям, пове­де­нию разумно-сво­бод­ных существ (Числ.25:11; 4Цар.19:31), выра­жа­е­мое, в част­но­сти, в одоб­ре­нии того, что согласно с Его Нрав­ствен­ным зако­ном, и неодоб­ре­нии того, что про­тивно этому закону; 2) чув­ство, выра­жа­е­мое в стрем­ле­нии к Добру, испол­не­нию воли Божией и в непри­я­тии зла (Числ.25:13; 1Мак.2:58); 3) рвение, осно­ван­ное на этом чув­стве; 4) мучи­тель­ное сомне­ние в чьей-либо вер­но­сти, любви (Числ.5:14); 5) него­до­ва­ние, вызван­ное нару­ше­нием супру­же­ской вер­но­сти (Притч.6:34); «вер­но­сти», свя­зан­ной с «любов­ными» отно­ше­ни­ями муж­чины и жен­щины (нередко бывает свя­зано с чув­ством соб­ствен­ни­че­ства и сопер­ни­че­ства); 6) забота, ста­ра­ние о пользе чего-либо (напри­мер, рев­ность о благе оте­че­ства, о спра­вед­ли­во­сти, о сво­боде и пр. 7) зависть к «чужому» успеху.

В эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии слово «рев­ность» свя­зано с такими сло­вами как «рвение», «рваться». В ряде тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния ана­ло­гом рус­ского слова «рев­ность» высту­пает гре­че­ское «ζῆλος» (букв. – рвение, стрем­ле­ние, сорев­но­ва­ние; пред­мет сорев­но­ва­ния, слава, сча­стье; зависть, рев­ность; гнев, него­до­ва­ние).

В обы­ден­ном свет­ском сло­во­упо­треб­ле­нии термин «рев­ность» может иметь нега­тив­ный отте­нок. Рев­ность нередко пони­ма­ется как подо­зре­ние в супру­же­ской («любов­ной») невер­но­сти, причем, часто – не просто как подо­зре­ние, а как навяз­чи­вое, без­осно­ва­тель­ное подо­зре­ние, оскор­би­тель­ное по отно­ше­нию к тому, кого рев­нуют. К слову, кто не знаком с выра­же­нием «рев­нует к каж­дому столбу»? В основе такого отно­ше­ния супруга к супруге или супруги к супругу («парт­нера» к «парт­нерше», или наобо­рот), помимо недо­ве­рия, может лежать чув­ство соб­ствен­ни­че­ства, чув­ство сопер­ни­че­ства. Такого рода рев­ность про­яв­ля­ется не только в недо­ве­рии, но и в при­сту­пах гнева, ярости, агрес­сии.

Совсем другое дело – бла­го­че­сти­вая рев­ность, свя­зан­ная со стрем­ле­нием чело­века к Добру и неже­ла­нием мириться со злом (рев­ность о Гос­поде, рев­ность о бла­го­че­стии и пр.). До тех пор, пока чело­век не был обез­об­ра­жен грехом, рев­ность могла про­яв­ляться в нем через усерд­ное испол­не­ние воли Божьей, уго­жде­ние Богу. Такая форма рев­но­сти имела бы воз­вы­шен­ный духов­ный смысл. Однако в резуль­тате гре­хо­па­де­ния про­изо­шло повре­жде­ние чело­века по душе и по телу. Чело­век, вместо того, чтобы стре­миться к Богу, устре­мился к мир­ским гре­хов­ным удо­воль­ствиям. И вот, в нём стала про­яв­ляться рев­ность, свя­зан­ная с про­яв­ле­нием тех или иных гре­хов­ных устрем­ле­ний, гре­хов­ных стра­стей. Учи­ты­вая, что грех обо­зна­ча­ется свя­тыми отцами как про­ти­во­есте­ствен­ное про­яв­ле­ние чело­ве­че­ских воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей, пони­маем, что и та рев­ность, кото­рая сопря­жена с грехом, свя­зана с про­ти­во­есте­ствен­ным дви­же­нием чело­ве­че­ской души.

Истин­ная рев­ность имеет осно­ва­нием любовь (к Богу, к Добру, к ближ­нему), а ложная может быть свя­зана с раз­лич­ными гре­хами, такими, напри­мер, как тще­сла­вие, гор­дость и др. Истин­ная рев­ность обли­чи­теля чужих поро­ков совер­ша­ется с болью и состра­да­нием, а ложная, часто, — со зло­стью и пре­зре­нием.

Истин­ная рев­ность свой­ственна пра­вед­ни­кам, а ложная сви­де­тель­ствует о гре­хов­но­сти того чело­века, в кото­ром она про­яв­ля­ется.

***

Рев­ность как поло­жи­тель­ное чув­ство

«А что рев­ность пони­ма­ется в хоро­шем смысле, это пока­зы­вает и апо­стол Павел, говоря: ревн уйте о боль­ших дарах (1Кор.12:31). И в другом месте: ревную бо по вас Божиею рев­но­стию (2Кор.11:2). Также сам Гос­подь в псалме гово­рит: рев­ность дому Твоего снеде Мя (Пс.68:10), и Илия: ревнуя порев­но­вах по Гос­поде Бозе Все­дер­жи­теле Изра­и­ле­вом (3Цар.19:10). Мы читаем также о рев­но­сти Фине­еса и Мат­та­фии (Чис.25; 1Мак.2) и об апо­столе Иисуса Христа, Симоне Зилоте (рев­ни­теле – Деян. 1), кото­рого еван­ге­лист Марк (гл. 3) назы­вает Симо­ном Кана­ни­том (Сhananaeum)» (пре­по­доб­ный Иеро­ним Бла­жен­ный, Стри­дон­ский. Книга тол­ко­ва­ний на про­рока Наума, гл. 1).

Бог-рев­ни­тель

«Изоб­ра­жая Пра­во­су­дие Божие в том же духе, как оно изоб­ра­жа­ется еще в Пято­кни­жии Моисея, пророк оттуда именно заим­ствует наиме­но­ва­ние Иеговы Богом рев­ни­те­лем, эл — канно, греч. θεος Ζηλωτης, Vulg.: Deus aemulalor. Поня­тие рев­но­сти, усво­я­е­мое Богу в эпи­тете канно <…> имеет, оче­видно, мета­фо­ри­че­ский смысл, будучи заим­ство­вано из обла­сти чело­ве­че­ских супру­же­ских отно­ше­ний — рев­но­сти мужа к жене (Чис.5:14-30). <…> Вообще, наиме­но­ва­ние Бога “рев­ни­те­лем” озна­чает энер­гию суще­ства Божия, отно­ше­ние Бога к чело­веку, как Бога живого, кара­ю­щего зло и защи­ща­ю­щего невин­ность и свя­тость; этим ука­зы­ва­ется отли­чие Его от язы­че­ских богов, неспо­соб­ных ни к какой дея­тель­но­сти (см. Исх.20:4-5; Втор.5:9)» (Тол­ко­вая Библия Вет­хого и Нового Завета (под ред. А.П. Лопу­хина). Тол­ко­ва­ние на книгу про­рока Наума, гл. 1.

Рев­ность Бога пред­по­ла­гает воз­да­я­ние нече­стив­цам.

«Как Бог-рев­ни­тель и как Бог завета, Иегова явля­ется и мсти­те­лем (Воз­да­я­те­лем – ред.) для всех враж­деб­ных Его славе и Его завету: Иегова не пас­сивно лишь раз­дра­жа­ется, него­дует на врагов, но и дея­тельно мстит им, почему и име­ну­ется “Богом отмще­ний” (Пс.93:1), и Сам остав­ляет за Собою неотъ­ем­ле­мое право мести (Втор.32:35; Рим.12:19)». (Тол­ко­вая Библия Вет­хого и Нового Завета (под ред. А.П. Лопу­хина). Тол­ко­ва­ние на книгу про­рока Наума, гл. 1)

Рев­ность Божия направ­лена против рас­про­стра­не­ния зла, на спа­се­ние чело­ве­че­ства:

«Богу при­пи­сы­ва­ется рев­ность не для того, чтобы ты пред­став­лял в Боге какую-нибудь страсть (Боже­ство бес­страстно), но чтобы все знали, что Бог все делает не ради чего-либо дру­гого, а ради тех, о ком рев­нует, и не для того, чтобы полу­чить Самому какую-нибудь при­быль, а чтобы их спасти» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

«Рев­нует же Гос­подь ради спа­се­ния тех, о коих рев­нует, чтобы рев­но­стию спасти тех, коих не могла спасти Его бла­гость» (пре­по­доб­ный Иеро­ним Бла­жен­ный, Стри­дон­ский. Книга тол­ко­ва­ний на про­рока Наума, гл. 1).

О рев­но­сти Божией гово­рится, напри­мер, в сле­ду­ю­щих местах Свя­щен­ного Писа­ния:

  1. рев­ность о Своей земле, Своем народе: Иоиль.2:18; Зах.1:14; Зах.8:2;
  2. про­яв­ле­ние рев­но­сти как реак­ции на покло­не­ние другим «богам» и пр. грехи: Исх.20:5; Нав.24:19-20; Пс.77:58; 1Кор.10:21-22; Наум.1:2
  3. Он — Бог Рев­ни­тель: Исх.34:14.

«Рев­ность по Бозе»

В свет­ском, и не только в свет­ском пони­ма­нии рев­ност­ное отно­ше­ние чело­века к какому-то бла­гому делу озна­чает усерд­ное (то есть вооду­шев­лен­ное, с боль­шим ста­ра­нием, с сер­деч­ным рас­по­ло­же­нием) испол­не­ние своих обя­зан­но­стей.

«Рев­ность по Бозе» — искрен­нее, сер­деч­ное, пылкое стрем­ле­ние чело­века испол­нять Божию волю, рато­ва­ние за истину, печаль о грехах (своих и других людей) и про­ти­во­сто­я­ние злу.

«Научись отсюда рев­но­сти к истине и воз­люби дерз­но­ве­ние за Христа; после­дуй истин­ному Учи­телю, под­ви­зав­ше­муся за истину, чтобы, слыша от апо­стола Павла: «будьте под­ра­жа­те­лями мне, как я Христу» (1Кор.11:1), ты и сам удо­сто­ился венцов правды и тех вечных благ, кото­рые уго­то­вал Хри­стос Бог наш всем воз­лю­бив­шим Его» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

Истин­ный рев­ни­тель не только сам стре­мится соблю­дать пра­вила, уста­нов­лен­ные Богом ради нашего спа­се­ния, но и забо­тится об их соблю­де­нии дру­гими людьми, про­ти­во­стоит злу:

«Кто видит поги­ба­ю­щего и не печа­лится об его поги­бели, не думает и о своем нака­за­нии, тот не ведает рев­но­сти по бла­го­че­стию, не уязв­лен стре­лами истины» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. О рев­но­сти и бла­го­че­стии, и о сле­по­рож­ден­ном).

При­меры бла­го­че­сти­вой рев­но­сти в Писа­нии:

  1. рев­ность о Гос­поде: Числ.25:11-13; 3Цар.19:10; 3Цар.19:14;
  2. рев­ность, направ­лен­ная на заботу о Церкви: 2Кор.11:2.

Поло­жи­тель­ное, есте­ствен­ное чув­ство рев­но­сти (усер­дия) помо­гает чело­веку вести нерав­но­душ­ную, искрен­нюю, сер­деч­ную духов­ную жизнь и при­бли­зиться к Богу.

С ослаб­ле­нием рев­но­сти при­хо­дит теп­лохлад­ность.

Рев­ность как отри­ца­тель­ное чув­ство

«Суще­ствует есте­ствен­ная рев­ность, без кото­рой невоз­можно пре­успе­я­ние в деле Божием. Эта рев­ность изме­ни­лась в про­ти­во­есте­ствен­ную, и мы рев­нуем друг против друга, зави­дуем друг другу и лжем друг на друга» (авва Исаия).

Рев­ность не по разуму

Пагуб­ной может стать рев­ность о Боге без рас­суж­де­ния – так назы­ва­е­мая «рев­ность не по разуму» (Рим.10:2). Она может заве­сти чело­века под власть само­на­де­ян­но­сти и гор­дыни, когда он начи­нает дей­ство­вать, исходя не из хри­сти­ан­ских, осно­ван­ных на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, а из соб­ствен­ных пред­став­ле­ний о пра­вед­но­сти. Подоб­ная нера­зум­ная рев­ность нередко при­во­дит к пре­уве­ли­чен­ному мнению о соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, само­воз­вы­ше­нию над дру­гими греш­ни­ками и тще­слав­ному обли­че­нию чужих поро­ков.

 «Не ревнуй до того, чтобы делать зло» (Пс.36:8)

Рев­ность-зависть

Злая, иска­жён­ная рев­ность может быть свя­зана также с обострён­ным чув­ством сопер­ни­че­ства, такую рев­ность иногда рас­смат­ри­вают как раз­но­вид­ность зави­сти: чело­век рев­нует к чужим успе­хам и / или достатку, него­дует по этому поводу.

Такого рода рев­ность может спо­соб­ство­вать рас­прям, зло­сло­вию и кле­вете на ближ­них, воз­буж­де­нию непра­вед­ного гнева и пр.

Рев­ность в любви

Доста­точно часто люди, дале­кие от Церкви, свя­зы­вают рев­ность с любов­ными отно­ше­ни­ями и под­ра­зу­ме­вают под ней мучи­тель­ное сомне­ние одного из участ­ни­ков таких отно­ше­ний в любви и вер­но­сти дру­гого. Об этой форме рев­но­сти сооб­ща­ется во многих худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ниях и науч­ных трудах. Рас­смот­рим при­меры.

«Завист­ник стре­мится к обла­да­нию тем, чем он не рас­по­ла­гает и что есть у дру­гого; рев­ни­вец хочет один вла­деть тем, что, по его мнению, при­над­ле­жит ему. Первый стра­дает от отсут­ствия чего-либо; второй – от неже­ла­ния делить это с дру­гими. <…> У зави­сти больше общего с надеж­дой, у рев­но­сти – со стра­хом. Вот почему они нераз­лучны, хотя путать их между собой не стоит» («Фило­соф­ский сло­варь Спон­виля»).

Рев­ность воз­ни­кает при ощу­ще­нии «нехватки вни­ма­ния, любви, ува­же­ния или сим­па­тии от люби­мого или очень ува­жа­е­мого чело­века в то время, как кто-то другой якобы или дей­стви­тельно полу­чает их от него» (Фароян Г.Д.).

Пси­хо­ло­ги­че­ски можно раз­де­лить рев­ность на болез­нен­ную эмоцию, воз­ни­ка­ю­щую из-за того, что зна­чи­мый чело­век пере­но­сит своё вни­ма­ние на дру­гого чело­века (или заня­тие), и на пове­де­ние, осно­ван­ное на чув­стве рев­но­сти. Эмоция воз­ни­кает обычно непро­из­вольно, без жела­ния самого чело­века, и счи­та­ется пси­хи­че­ской реак­цией на про­ис­хо­дя­щее. В зави­си­мо­сти от душев­ного склада, пси­хо­ло­ги­че­ского состо­я­ния и т. п., чело­век может отка­заться сле­до­вать в своих мыслях и дей­ствиях появив­шейся эмоции (отсе­че­ние при­лога). Рев­ность же как пове­де­ние (рев­но­ва­ние) пред­став­ляет собой резуль­тат в той или иной сте­пени осо­знан­ного выбора рев­но­вать, то есть тре­бо­вать без­раз­дель­ного или исклю­чи­тель­ного вни­ма­ния, стра­дать при его непо­лу­че­нии, сомне­ваться в вер­но­сти, предъ­яв­лять пре­тен­зии в невни­ма­нии или невер­но­сти, нака­зы­вать за несо­от­вет­ствие ожи­да­ниям. Вне пси­хо­ло­ги­че­ского ана­лиза говоря о рев­но­сти обычно под­ра­зу­ме­вают именно рев­ни­вое пове­де­ние.

Самой яркой и ярост­ной счи­та­ется рев­ность в роман­ти­че­ских отно­ше­ниях. Многие люди оши­бочно пола­гают рев­ность сви­де­тель­ством любви, однако рев­ность — это чув­ство, кото­рое сопро­вож­дает слепую, живот­ную любовь, кото­рая не сози­дает, а раз­ру­шает. Рев­ность в любви мучи­тельна, она напол­нена сомне­ни­ями и подо­зри­тель­но­стью в адрес ближ­него.

«Люта, как пре­ис­под­няя, рев­ность» (Песн.8:6).

На стадии влюб­лен­но­сти жела­ние без­раз­дельно вла­деть другим чело­ве­ком может казаться под­твер­жде­нием чужой любви и нередко нра­вится влюб­лён­ным людям, но, когда про­хо­дит недол­гая фаза роман­ти­че­ской иде­а­ли­за­ции, узур­па­ция вни­ма­ния и вре­мени со сто­роны люби­мого при­но­сит немало стра­да­ний. Такая рев­ность сиг­на­ли­зи­рует об отсут­ствии гар­мо­нии в отно­ше­ниях.

«Если кто по при­роде ревнив или пре­дался этой стра­сти по какому-нибудь неспра­вед­ли­вому пред­логу, то скажи мне, что может быть зло­счаст­нее такой души? Срав­ни­вая войну и бурю с такой семьей, ты можешь найти здесь верное посо­бие: все полно печали, подо­зре­ния, несо­гла­сия и смя­те­ния. Одер­жи­мый этим неистов­ством нисколько не лучше бес­но­ва­тых или боль­ных сума­сше­ствием: так часто он бро­са­ется, отсту­пает, и раз­дра­жа­ется на всех, и бес­пре­рывно выме­щает свой гнев на людях, просто при­сут­ству­ю­щих и ни в чем непо­вин­ных, будь ли то раб, или сын, или кто другой. Всякое удо­воль­ствие исче­зает и все напол­ня­ется уны­нием, скор­бию и неудо­воль­ствием. Эта болезнь обык­но­венно про­из­во­дит не только уныние, но и невы­но­си­мое раз­дра­же­ние» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

В нор­маль­ных отно­ше­ниях воз­ни­ка­ю­щие про­ти­во­ре­чия должны решаться в обсуж­де­нии, пра­вила вза­им­ного пове­де­ния должны устра­и­вать обе сто­роны, а не навя­зы­ваться чьей-то еди­но­лич­ной волей. Рев­ни­вец же вместо хри­сти­ан­ской любви к доро­гому чело­веку и ува­же­ния к даро­ван­ной Богом сво­боде про­сти­рает на дру­гого чело­века право соб­ствен­но­сти и стре­мится пора­бо­тить, пол­но­стью при­сво­ить его себе. Если же пове­де­ние жертвы рев­но­сти не соот­вет­ствует ожи­да­ниям рев­нивца, тот изли­вает свои пере­жи­ва­ния в агрес­сив­ных при­сту­пах рев­но­сти.

Важно пони­мать, что такого рода рев­ность – это чув­ство, воз­ни­ка­ю­щее в душе чело­века неза­ви­симо от нали­чия реаль­ных пово­дов для недо­ве­рия, и, как счи­та­ется, состо­я­щее из двух основ­ных ком­по­нен­тов:

1) страха недо­по­лу­чить или лишиться вни­ма­ния и любви зна­чи­мого чело­века;

2) гнева, защи­ща­ю­щего рев­нивца от страха потери.

Рев­ность в отно­ше­ниях сопро­вож­дают неуве­рен­ность в себе, эгоизм, соб­ствен­ни­че­ские чув­ства, пере­не­сен­ные на близ­ких людей, нередко амо­раль­ное пове­де­ние, мсти­тель­ность.

«Эта рев­ность назы­ва­ется в Библии жесто­кой, как ад; эта рев­ность дово­дит иногда до умо­ис­ступ­ле­ния и убий­ства, зачи­на­ясь и совер­ша­ясь в чело­веке не без уча­стия демо­нов» (прот. Арте­мий Вла­ди­ми­ров).

Если в пове­де­нии мужа или жены есть поводы для сомне­ния в вер­но­сти, подоб­ные дей­ствия пагубно ска­зы­ва­ются на едином супру­же­ском орга­низме, нару­шают уста­нов­лен­ный Богом поря­док супру­же­ских отно­ше­ний. Есте­ственно, что второй супруг испы­ты­вает из-за этого душев­ную боль. Бла­го­че­сти­вые супруги должны избе­гать не только любых вари­ан­тов измены, но и про­во­ци­ру­ю­щего рев­ность пове­де­ния. Если же пове­де­ние кого-то из супру­гов выхо­дит за пре­делы бла­го­че­стия, важно пом­нить, что рев­ность не помо­гает решить семей­ные про­блемы, а усу­губ­ляет их. Рев­ность явля­ется некон­струк­тив­ной стра­те­гией пове­де­ния в семей­ных кон­флик­тах.

Для хри­сти­а­нина душев­ная боль должна слу­жить допол­ни­тель­ным пово­дом обра­титься к Богу, излить Ему свои пере­жи­ва­ния и попро­сить Его о помощи, пытаться нала­дить семей­ные отно­ше­ния.

«Рев­ность <в любви> нахо­дит место в сердце чело­века, сви­вает там гнездо в случае, если он не обра­щен всеми силами своей души ко Христу» (прот. Арте­мий Вла­ди­ми­ров).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки