Ревность

***

Дости­гайте любви;
рев­нуйте о дарах духов­ных... (1Кор.14:1)

Ре́вность – 1) состо­я­ние веру­ю­щего, выра­жа­е­мое в пла­мен­ном, реши­тель­ном стрем­ле­нии к испол­не­нию Божьей воли, к добру и обострен­ном нега­тив­ном отно­ше­нии ко злу (Чис.25:13); 2) усер­дие (пример: рев­ность к работе); 3) сомне­ние чело­века в вер­но­сти, любви к нему со сто­роны дру­гого чело­века; 4) обострен­ное чув­ство сопер­ни­че­ства (пример: рев­ность к успе­хам других людей); 5) про­яв­ле­ние Правды Божьей по отно­ше­нию к чело­веку (Ис.9:7).

В учении Свв. Отцов, рев­ност­ное начало души также име­ну­ется гневом, рве­нием и энер­гией. В свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти эта сила обычно назы­ва­ется словом, про­ис­хо­дя­щим от гла­гола зажи­гаю, горю, пла­ме­нею.

В своем пер­во­здан­ном состо­я­нии (до чело­ве­че­ского гре­хо­па­де­ния), рев­ность озна­чала усер­дие к уго­жде­нию Богу, имела воз­вы­шен­ный духов­ный смысл. В своем изна­чаль­ном виде рев­ность – закон­ная сер­деч­ная (чув­ству­ю­щая) сила души, пови­ну­ю­ща­яся разуму. Однако после гре­хо­па­де­ния про­изо­шло повре­жде­ние чело­ве­че­ского ума. Чело­ве­че­ский ум стал стре­миться не к веч­ному Богу, а к пред­ме­там види­мого мира, пора­бо­ща­ясь им. Отсюда и рев­ность стала не рев­но­стью о позна­нии Бога, а рев­но­стью о полу­че­нии удо­воль­ствий в крат­ко­вре­мен­ной жизни. Про­ти­во­есте­ствен­ная рев­ность в соче­та­нии с про­ти­во­есте­ствен­ной направ­ле­нием ума и воли стала гре­хов­ной стра­стью, то есть неесте­ствен­ным дви­же­нием чело­ве­че­ской души.

Истин­ная рев­ность имеет осно­ва­нием любовь, а ложная — тще­сла­вие и гор­дость. Истин­ная рев­ность обли­чи­теля чужих поро­ков совер­ша­ется с болью и состра­да­нием, а ложная — со зло­стью и пре­зре­нием.

Исце­ляя чело­ве­че­скую при­роду, хри­сти­ан­ство учит о необ­хо­ди­мо­сти изме­нить про­ти­во­есте­ствен­ную рев­ность о вре­мен­ном и пре­хо­дя­щем изна­чально при­су­щей чело­веку рев­но­стью к позна­нию Бога и соеди­не­нию с Ним. Такая замена пред­по­ла­гает как жела­ние чело­века, так и дей­ствие помо­га­ю­щей ему Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Рев­ность в духов­ной жизни не должна исклю­чать такую доб­ро­де­тель, как рас­суж­де­ние. Рев­ность без рас­суж­де­ния в пат­ри­стике име­ну­ется рев­но­стью не по разуму, нера­зум­ной рев­ностью (Рим. 10:2).

С ослаб­ле­нием рев­но­сти при­хо­дит теп­лохлад­ность.

***

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):
Рев­ность – это огонь, без кото­рого не может ожить чело­ве­че­ское сердце. Рев­ность про­яв­ля­ется в том, что чело­век, услы­шав зов бла­го­дати, немедля при­сту­пает к делу спа­се­ния, а не обма­ны­вает себя тем, что он сна­чала закон­чит мир­ские дела, а затем при­мется за спа­се­ние своей души.

игумен Нек­та­рий (Моро­зов):
Раз за разом убеж­да­ешься: чем реши­тель­нее обра­ща­ется, идет чело­век к Богу, тем легче ему пре­одо­леть те пре­пят­ствия, кото­рые неиз­бежно воз­ни­кают на его пути. И чем больше сомне­ний, коле­ба­ний, оста­но­вок, тем, напро­тив, труд­нее дается это пре­одо­ле­ние. Порой — и вообще не дается. Сомне­ния, коле­ба­ния, нере­ши­тель­ность — то же самое для врага рода чело­ве­че­ского, что кусок сырого мяса в воде для акулы…

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:
Рев­ность, жела­ю­щая иско­ре­нить всякое зло, на самом деле сама есть самое страш­ное зло.

***

См. СТРАСТЬ, ГРЕХ ПЕР­ВО­РОД­НЫЙ, БЛА­ГО­ДАТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки