Магистр богословия, катехизатор, религиовед
От верующих людей можно часто слышать, что раз христиане уже не находятся под законом, но под благодатью Христа, то стремление поставить их в рамки определенной дисциплины (богослужебной, канонической и т.п.) противоречит духу Нового Завета. Свт. Феофан Затворник в свое время отвечал на этот протестантский тезис следующее: «Свобода от подзаконности иудейской, дарованная нам о Христе Иисусе, не есть поставление нас вне всякой законности, а есть вывод из подзаконности иудейской, чтоб поставить под законность христианскую, не во внутренней только духовной жизни, но и во внешних порядках религиозной жизни». Никакому сообществу, объединенному одной целью, невозможно обойтись без определенных законов. Наличие таких универсальных законов – это и есть подзаконность христианская, а их адаптация к определенным условиям места, времени и лица – это пространство христианской свободы. Если в Ветхом Завете все законы были детально прописаны для всех одинаково, то в Новом Завете есть общее законодательство возможность его частного приложения к конкретным обстоятельствам. В Ветхом Завете было представлено руководство от внешнего к внутреннему, а в Новом – от внутреннего к внешнему. Примеры общих неизменных законов Церкви: универсальные нормы нравственности, апостольское преемство, Таинства, практика поста, молитвы, чтения Св. Писания. Примеры частного изменяемого приложения этих законов: разнообразные богослужебные чины, количество, продолжительность постов, разнообразные молитвенные правила и способы благотворительности.
Выстраивается такая схема – божественные законы (обязательны для всех и навсегда) – общецерковные дисциплинарные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для всех до их отмены Вселенским собором) – местные церковные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для верующих определенной территории до их отмены местным собором епископов) – личное благочестие, не регламентированное канонами (пространство свободы для христианина, единственным условием которого является деятельность в духе Евангелия).
Выстраивается такая схема – божественные законы (обязательны для всех и навсегда) – общецерковные дисциплинарные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для всех до их отмены Вселенским собором) – местные церковные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для верующих определенной территории до их отмены местным собором епископов) – личное благочестие, не регламентированное канонами (пространство свободы для христианина, единственным условием которого является деятельность в духе Евангелия).