Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Как планирование сочетается с упованием на Бога, Его заботу?
Для себя я решаю этот вопрос таким образом: 1) не возлагать все надежды на себя и другие человеческие средства, как будто бы все зависит от нас; 2) не пытаться перестраховываться и переживать относительно того, что потенциально когда-нибудь может произойти, а может и не произойти.
У свт. Феофана Затворника есть такие слова: «Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела» (Начертание христианского нравоучения). На мой взгляд, здесь довольно ясно дан ответ на поставленный вопрос. Человек в данный момент времени находится в конкретных обстоятельствах и имеет конкретные возможности. Он планирует что-то, исходя из разумных прогнозов своей деятельности и сообразности средств с целями (например, если я куплю сейчас эту дорогую вещь, оправданы ли будут эти расходы, не будет ли это ощутимым ущербом для семьи и т.п.). О таком разумном планировании говорит Христос в Евангелии: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк.14:28-32). При этом человек не пытается загадывать относительно далекого будущего или неразумно перестраховываться «на всякий случай», без разумного основания. Все это, в сочетании с молитвой о вразумлении и предоставлением Богу иначе повернуть все планы и обстоятельства, не противоречит доверию Богу своей жизни.
Для себя я решаю этот вопрос таким образом: 1) не возлагать все надежды на себя и другие человеческие средства, как будто бы все зависит от нас; 2) не пытаться перестраховываться и переживать относительно того, что потенциально когда-нибудь может произойти, а может и не произойти.
У свт. Феофана Затворника есть такие слова: «Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела» (Начертание христианского нравоучения). На мой взгляд, здесь довольно ясно дан ответ на поставленный вопрос. Человек в данный момент времени находится в конкретных обстоятельствах и имеет конкретные возможности. Он планирует что-то, исходя из разумных прогнозов своей деятельности и сообразности средств с целями (например, если я куплю сейчас эту дорогую вещь, оправданы ли будут эти расходы, не будет ли это ощутимым ущербом для семьи и т.п.). О таком разумном планировании говорит Христос в Евангелии: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк.14:28-32). При этом человек не пытается загадывать относительно далекого будущего или неразумно перестраховываться «на всякий случай», без разумного основания. Все это, в сочетании с молитвой о вразумлении и предоставлением Богу иначе повернуть все планы и обстоятельства, не противоречит доверию Богу своей жизни.